Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальный материал урока

  • Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока.

  • Вокально-хоровая работа.

  • Итог урока. Домашнее задание. Урок 32 Тема: Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

  • Музыкальный материал урока: Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент.

  • поурпочное планирование музыка 7 класс. Магическая единственность музыкального произведения


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеМагическая единственность музыкального произведения
    Дата03.04.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапоурпочное планирование музыка 7 класс.doc
    ТипУрок
    #439176
    страница10 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Тема: Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

    Цели урока:

    • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия (слушание).

    А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба (пение).

    Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря) (пение).

    С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина (пение).

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    3. Работа по теме урока.

    КНЯЗЬ ИГОРЬ — опера А. Бородина

    КНЯЗЬ ИГОРЬ — опера А. Бородина в 4 д. с прологом, либретто композитора на основе сценария В. Стасова по «Слову о полку Игореве»; закончена Н. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 23 октября 1890 г., под управлением К. Кучеры; Киев, 29 октября 1891 г., под управлением И. Прибика; Москва, Большой театр, 19 января 1898 г., под управлением У. Авранека.

    Идея оперы на основе великой поэмы зародилась во время встречи композитора со Стасовым 18 апреля 1869 г. Бородин задолго до этого начал искать тему, обращаясь то к сюжетам былин, то к «Царской невесте» Л. Мея, однако лишь «Слово о полку Игореве» увлекло его. Вскоре он приступил к сочинению, но в марте 1870 г. прервал работу. Мотивы ее прекращения были многообразны: эпический характер действия (в ту пору смущавший Бородина), малый драматизм, отдаленность событий от современности. Казалось, решение композитора бесповоротно. Он переключился на сочинение Второй, Богатырской симфонии.

    Вероятно, погружение в стихию героического богатырского эпоса снова должно было привести Бородина к мысли о заброшенной им опере. Этому способствовало и участие в создании оперы-балета «Млада» вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи. При ее сочинении были использованы наброски, сделанные первоначально для «Игоря». Когда же замысел коллективной «Млады» потерпел неудачу и Бородин вновь обратился к мысли об опере на тему «Слова», весь музыкальный материал, обогащенный и расширенный, вернулся на прежнее место. Дата возобновления работы над «Игорем» — 1874 г. По-видимому, предшествующие годы были заполнены раздумьями автора над особенностями музыкальной драматургии. Опасения относительно отсутствия драматизма, кажущейся оторванности событий от современности теперь отпали. Бородин был художником, в котором творческий гений органически сочетался с работой пытливой мысли. Он не мог не сознавать, в чем заключались особенности его дарования. Сфера эпически-величавая и проникновенный лиризм составляли самую сильную сторону таланта композитора. После глубоких раздумий он пришел к единственно возможному для себя выводу, что опера, опирающаяся на принципы Руслана и Людмилы, всего более отвечает его эстетическим принципам. В письме к Л. Кармалиной от 1 июня 1876 г. он сформулировал свои взгляды, определил задачу: «написать эпическую русскую оперу». Собственную позицию он охарактеризовал так: «Чисто речитативный стиль мне был не по нутру и не по характеру. Меня тянет к пению, кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к формам более законченным, более круглым, более широким. Самая манера третировать оперный материал — другая. По-моему, в опере, как в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не должны иметь места, все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и по возможности практично в исполнении. Голоса должны быть на первом плане, оркестр — на втором. Насколько мне удастся осуществить мои стремления — в этом я не судья, конечно, но по направлению опера моя будет ближе к „Руслану", чем к „Каменному гостю", за это могу поручиться».

    К работе над «Князем Игорем» Бородин подошел как зрелый художник и ученый. Он продумал идейную концепцию оперы, внес существенные изменения в первоначальную сценарную схему, составленную Стасовым, изучил огромную литературу, посвященную «Слову о полку Игореве», летописи и другие памятники древнерусской литературы, ознакомился с сохранившимися в Венгрии образцами половецкого фольклора. Гениальное «Слово о полку Игореве», произведение могучей патриотической и поэтической силы, получило в музыке Бородина адекватное воплощение. Композитор не следовал рабски за развитием сюжета поэмы — это было бы невозможно, да и не нужно: обаяние и сила ее не в сюжете, а в живой художественной ткани повествования, в философских, лирических отступлениях, несравненных описаниях природы, и прежде всего — в патриотической идее.

    Бородин глубоко прочувствовал эту идею. Она является основной не только для главных героев — Игоря и Ярославны, но, «от противного», и для князя Галицкого и его холопов. В центре оперы, как и у Глинки, патриоты, защитники родины. Любовь к отчизне, готовность отдать за нее жизнь, благородство, мужество, верность и доблесть составляют содержание образа Игоря. Его любовь к жене неотделима от любви к родине; светлый, чистый образ Ярославны — олицетворение высших и благороднейших нравственных и духовных качеств русской женщины, русского народа.

    Нераздельность гражданственного и личного придает образам Игоря и Ярославны высокую гармоничность и этическую красоту. Бородин подчеркивает нерасторжимость духовного союза обоих. Одна и та же тема проходит в арии Игоря (эпизод «Ты одна, голубка лада») и в плаче Ярославны («Я кукушкой перелетной»). Игорь показан не только как любящий супруг, но прежде всего как воин-патриот; Ярославна — не только верная подруга, преданная жена, но и патриотка, превыше всего любящая отчизну. Ее тоска по мужу, тревога о нем (ариозо «Немало времени прошло с тех пор») неотделимы от тревоги за судьбу Путивля (сцена с боярами, финал картины) и глубокой печали при виде разорения родной земли («Как уныло все кругом»). Благородство ее натуры проявляется и в сцене с Галицким (защита чести обездоленной девушки, когда княгиня с негодованием отвергает угрозы). Бородин гениально развил и обобщил в созданном им образе то, что ему дало «Слово».

    Тема подвига во славу отчизны воплощена в героическом прологе, опасности и бранные тревоги — в хоре бояр, печаль и страдания, вызванные войной,— в гениальном хоре поселян. Светлым образам патриотов противостоят образы враждебные. С одной стороны — половцы, с другой — Владимир Галицкий, его челядь, гудошники Скула и Ерошка. Фигура Галицкого создана Бородиным как ярчайшее художественное обобщение феодальных усобиц, насильничества, а по существу — предательства отчизны. Сцена в доме беспутного князя — это нечто большее, чем хмельной разгул, веселая пирушка. Хотя юмор Бородина мягче терпкого юмора Мусоргского, и ему свойственны черты сатирического обличения. Душный и смрадный мир подворья Галицкого, с его издевательством над чистотой и достоинством, предвосхищает в какой-то мере сцены глумления дворни в Катерине Измайловой Шостаковича. Это не просто жанровые эпизоды, а сцены большого драматургического значения. И все же главная антитеза, основной драматургический конфликт лежит в противопоставлении русского лагеря — Игоря, Ярославны, народа — и мира половецкого, мира Востока. Здесь Бородин развивает принципы, заложенные в Руслане и Людмиле Глинки. Восток показан многообразно — и как мир неги, томления, страсти, и как стихия воинственная, бурная, неукротимая.

    Новое слово в русской опере — образ хана Кончака. Бородин не пошел по пути примитивного противопоставления доброму русскому Игорю злого половца. Хану свойственны мужество, рыцарство, благородство. Он восхищен своим пленником (гениальная находка композитора: победитель побежден нравственным превосходством русского витязя). Вместе с тем все в Кончаке чуждо и внутренне враждебно Игорю. Милость и дружба захватчика отвергнуты князем. Показывая многогранно и ярко Кончака, в котором сочетаются добродушие сытого хищника со свирепостью, благородство с расчетом, Бородин тем самым глубже раскрывает и образ Игоря. Мир неги, сладострастия и томления, как бы ведущий к чертогам Наины, связан с Кончаковной, ее любовью к княжичу Владимиру. Игорь преодолевает соблазны Кончака («У меня есть красавицы чудные»), а Владимир падает их жертвой. Так углубляет Бородин образ главного героя. Гениальные Половецкие пляски — высшее в русской музыке выражение Востока, бурного, страстного, воинственного, влекущего, знойного.

    Бородин умер, не успев завершить свой многолетний труд. Эту сложную и благородную задачу осуществили Римский-Корсаков и Глазунов. Последний, в частности, записал по памяти (вернее, воссоздал) увертюру. Еще при жизни Бородина отрывки из оперы неоднократно исполнялись на концертах, однако полного представления о ней на их основании составить было невозможно. Первая постановка «Князя Игоря» состоялась через три года после смерти автора.

    Произведение, посвященное памяти Глинки, было воспринято современниками как продолжение и развитие его традиций. «Младшим братом „Руслана"» назвал гениальную оперу Стасов. Даже консервативные критики вынуждены были признать ее высокие художественные достоинства. Она вошла в репертуар обоих столичных и крупнейших провинциальных театров, перешагнула рубежи России: в 1899 г. была поставлена в Праге, огромное впечатление произвело на французских слушателей исполнение отрывков из нее в 1907 г. на сцене парижской «Гранд-опера» — в 1-м Русском историческом концерте под управлением А. Никиша, организованном С. Дягилевым, при участии Шаляпина в партии Галицкого. 30 декабря 1915 г. состоялась премьера «Игоря» в Нью-Йорке, в «Метрополитен-опера», с А. Дидуром в партиях Галицкого и Кончака, 8 января 1916-го — в «Ла Скала». С тех пор «Князь Игорь» обошел все сцены мира. По сей день он составляет одну из основ репертуара русского оперного театра. На этом произведении совершенствовали свое искусство крупнейшие мастера нашей сцены. В основных партиях выступали ведущие артисты: П. Хохлов, Ф. Шаляпин (Галицкий, Кончак), И. Прянишников, В. Петров, П. Андреев, В. Касторский, Л. Собинов, М. Славина, Л. Савранский, М. Донец, П. Цесе-вич, Григорий и Александр Пироговы, М. Рейзен, М. Михайлов, К. Держинская, Н. Обухова, А. Батурин, И. Козловский, С. Лемешев, Е. Нестеренко и многие другие. Половецкие пляски ставились выдающимися балетмейстерами — Л. Ивановым, М. Фокиным, К. Голейзовским. Среди дирижеров, руководивших исполнением оперы,— А. Коутс, Н. Голованов, А. Мелик-Пашаев, а из зарубежных — 3. Халабала. Одна из лучших постановок «Князя Игоря» была осуществлена в 1944 г. в московском Большом театре режиссером В. Лосским, пересмотревшим свою более раннюю трактовку. В 1993 г. там же осуществил постановку Б. Покровский.

    • А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Фрагменты: Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия (слушание).

    Вокально-хоровая работа.

    • А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского. Просьба (пение).

    • Участие в вокальном исполнении эпизодов из оперы «Князь Игорь» (Хор «Слава», хор «Улетай на крыльях ветра», ария князя Игоря) (пение).

    • С. Соснин, стихи Я. Серпина. Родина (пение).




    1. Итог урока.

    2. Домашнее задание.


    Урок 32

    Тема: Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

    Цели урока:

    • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    3. Работа по теме урока.

    1. Слово учителя литературы о значении «Слова…» в русском искусстве. «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. До сих пор он волнует современных исследователей, писателей, ученых, художников, музыкантов.

    В литературе книга переведена на десятки языков (в том числе английский, японский) и вошла в золотой фонд мировой литературы. На русском языке – 25 переводов поэтов 19 и 20 века. Мотивы «Слова…» отразились в творчестве русских поэтов – от Пушкина до современных поэтов.

    В живописи. Поход князя Игоря на половцев изображали великие художники: Виктор Васнецов, Владимир Фаворский, Илья Глазунов, Иван Билибин. В своих героях художники подчеркивали лучшие нравственные качества.

    В музыке. Великий русский композитор 19 века, Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), написал оперу «Князь Игорь».

    2. Озвучивание задач урока

    3. Слово учителя музыки о композиторе и его опере. Повторение и запись терминов «опера», «ария», «либретто».

    Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором герои поют в сопровождении оркестра. (Синтез слова, сценического действия и музыки).

    Ария – законченный по построению эпизод в опере, является музыкальной характеристикой героя

    Либретто – литературный текст оперы, балета.

    Опера «Князь Игорь» – образец национального героического эпоса в оперном искусстве.

    4. Постановка главного вопроса урока: в чем сходство и различие в сюжете текста и оперы?

    5. Заполнение таблицы (правый столбец) по ходу просмотра фрагментов оперы. Наблюдение над различиями в сюжете и сравнительный анализ (работа с текстом).

    «Слово о полку Игореве»

    Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» – различия:

    1 часть: сборы в поход. Затмение солнца.




    2 часть: «златое» слово Святослава.

    Ария Игоря. Он чувствует свою вину в гибели воинов.

    3 часть: плач Ярославны







    Половецкие пляски

    возвращение Игоря из плена

    Игорь сначала отказывается от побега.

    прославление Игоря и князей.





    Вывод: А.П.Бородин творчески обогатил, расширил сюжет «Слова…». Через музыку композитору удалось более глубоко передать переживания князя Игоря, Ярославны. Игорь в опере осознает свою вину перед князьями и дружиной, он не столь самонадеян, как в «Слове…».

    6. Подведение итогов

    – В чем заключается главное сходство в финале? (Прославление Игоря, князей, несмотря на поражение в битве с половцами).

    – В чем заключается идея «Слова…»? Сохранена ли она в опере? (В «Слове…» к объединению русских князей призывает Святослав, а в опере эта мысль прослеживается в арии Игоря и финале).

    Обращение к картине В.М.Васнецова «Богатыри»: Русская земля – основной художественный образ «Слова…» и картины. Вера в победу и добро, в силу Русской земли сильна и в творчестве неизвестного автора «Слова…», и художника В.М.Васнецова, и композитора А.П.Бородина.

    Вокально-хоровая работа.

    1. Итог урока.

    2. Домашнее задание.


    Урок 33

    Тема: Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

    Цели урока:

    • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    • В. А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». IV часть. (слушание).

    • В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение).

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    3. Работа по теме урока.

    Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.
    Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.
    Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
    Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.
    Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.
    Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.
    Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

    Вокально-хоровая работа.

    • В. А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой. Светлый день (пение).




    1. Итог урока.

    2. Домашнее задание.


    Урок 34

    Тема: Заключительный урок.

    Цели урока:

    • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

    • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

    • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    3. Работа по теме урока.

    Вокально-хоровая работа.


    1. Итог урока.

    2. Домашнее задание.







    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта