Главная страница
Навигация по странице:

  • «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

  • В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

  • Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

  • Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

  • Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

  • - Буря! Скоро грянет буря!

  • Музыкальный материал урока

  • Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока.

  • Работа по теме урока. Выполнение тестового задания.

  • То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень…»

  • Слушание музыки (запись в тетрадь).

  • Вокально-хоровая работа.

  • поурпочное планирование музыка 7 класс. Магическая единственность музыкального произведения


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеМагическая единственность музыкального произведения
    Дата03.04.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлапоурпочное планирование музыка 7 класс.doc
    ТипУрок
    #439176
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Февраль «На тройке»


    Декабрь «Святки»

    Март «Песня жаворонка»

    4. Какое из перечисленных названий частей не относится к симфонической сюите «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова (подчеркнуть):
    а) Море и корабль Синдбада;

    б) Царевич и царевна;

    в) Сирены;

    г) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.

    5. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

    а)Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада» I часть;

    б)П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

    в) В.Моцарт Симфония №40 I часть;

    г) П.Чайковский «Июнь. Баркарола».

    №2

    1. В каком году Н. Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехеразада»?

    а) 1860

    б) 1902;

    в) 1888;

    г) 1900.

    2. Музыка, в основе художественного замысла которой лежит какое-либо литературное произведение или произведение изобразительного искусства называется:

    а) полифоническая музыка;

    б) симфоническая музыка;

    в) программная музыка;

    г) вокальная музыка.

    3. Кто из композиторов написал фортепианный цикл «Времена года»? а) И. Бах

    б) Э. Григ;

    в) А. Бородин;

    г) П. Чайковский.
    4. Как называется III часть симфонической сюиты «Шехеразада»?

    а) Море и корабль Синдбада;

    б) Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу;

    в) Фантастический рассказ Календера-царевича;

    г) Царевич и царевна.
    5. У какого инструмента звучит мелодия темы Шехеразады?

    а) флейта;

    б) скрипка;

    в) виолончель;

    г) труба.

    6. Чьи стихи использовал П. Чайковский в эпиграфе к пьесе « На тройке»?

    а) А. Пушкин;

    б) Н. Некрасов;

    в) А.Толстой;

    г) М. Лермонтов.

    7. Кто является композитором «Лунной сонаты»?

    а) Р. Вагнер;

    б) К. Дебюсси;

    в) Чайковский;

    г) Л. Бетховен.

    8. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

    а) Н. Римский-Корсаков симфоническая сюита « Шехеразада» 1 часть;

    б) П. Чайковский «Ноябрь. На тройке»;

    в) В. Моцарт Симфония № 40, I часть;

    г) П. Чайковский «Июнь. Баркарола».

    Учитель собирает выполненные работы, а затем с учащимися проговаривает ответы на тест.

    Итак, для того, чтобы музыкальное содержание было нам более понятно, композиторы пользуются программностью. Но всегда ли это так?

    Тема нашего урока: «Когда музыка не нуждается в словах».


    Цель урока: нам предстоит узнать, что содержание музыкального произведения можно понять и без помощи программы.
    Есть великое множество музыкальных произведений, никакой программы не содержащих (симфонии, концерты, сочинения для камерных ансамблей, инструментальные пьесы, сонаты, прелюдии и т.д.) Но, несмотря на отсутствие литературной программы, такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание, чем произведения программной музыки.

    Сегодня мы познакомимся с музыкой А. Скрябина (1871 - 1915). Как истинный сын XIX века Скрябин понимал неустроенность и неправидность русского общества. Понимал он и неизбежность социальных катастроф, ждал бури. Поэтому в своей музыке он выразил тревожный, напряжённый пульс своего времени, когда русское общество прибывало в томительных ожиданиях грядущих перемен. Сразу после революции в 1918 году имя Скрябина было включено Советом Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина в список «великих деятелей», которым должны быть сооружены памятники.

    Сегодня мы послушаем известный всему миру « Этюд №12» ре диез минор.

    -Можем ли мы по названию произведения определить музыкальное содержание?

    -А что же такое «этюд»?

    Etud – франц. - изучение (работаем в тетрадях). Этюд развивает технику музыканта. Этюды существуют для всех музыкальных инструментов. Этюды, которые можно исполнять на эстраде, как художественные настоящие произведения, называются концертными. Их писали Шопен, Лист, Рахманинов и, конечно же, Скрябин.

    Иногда «Этюд №12» называют патетическим, однако это не признак программности: это лишь указывает на присущий произведению приподнятый тон звучания. Его Скрябин исполнял особенно часто и в кругу друзей, и на концертах. Этюд вошёл в репертуар многих пианистов мира. В музыке его, словно набат, звучит призыв к свободе.

    Слушаем: Этюд №12 А.Скрябина (перед прослушиванием учитель раздаёт вопросы учащимся).

    Музыкально-теоретический анализ(Таблицы).

    - Какой образ возникает в вашем сознании?

    - Что вы можете сказать о мелодии произведения? (мелодические взлёты)

    - Из каких интонаций складывается мелодия? Попробуйте нарисовать мелодическую линию этюда (пластическое интонирование).

    - Что напоминает взволнованный аккомпанемент?

    - Какова динамика (тихо, громко, очень громко)?

    - Какой лад (мажор или минор)?

    - Как развивается образ (плавно или с резкими контрастами, или нарастающе)?

    - Каков ритм (пульсирующий, триольный, порывистый)?

    - К чему привело развитие?

    - Что Скрябин хотел сказать своей музыкой? (воплощение воли, мужественности, порывистости, страстности).
    Вывод: Именно средства музыкальной выразительности и передают содержание пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.

    - Какие чувства вы испытали, слушая произведение?

    - Какие события из вашей жизни напоминает эта музыка?

    - Какие воспоминания и надежды она пробуждает?

    - Что бы вам хотелось сделать после прослушивания этого этюда?

    - А можно ли совершить плохой поступок после прослушанной музыки?

    Вывод: Оказывается, музыка не всегда нуждается в словах. Человек способен воспринимать музыку и без дополнительных объяснений.

    Современники А.Н. Скрябина называли его этюд «Буревестником».

    - Кто такой буревестник?

    - Попробуйте сопоставить настроение музыки этюда Скрябина с бунтарским настроением «Песни о Буревестнике» М. Горького.

    Читаю « Песнь о Буревестнике».

    «Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

    То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы.

    В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

    Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

    И гагары тоже стонут, - им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

    Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

    Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

    Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот

    охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

    Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

    Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

    В гневе грома, - чуткий демон, - он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!

    Ветер воет... Гром грохочет...

    Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

    - Буря! Скоро грянет буря!

    Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

    - Пусть сильнее грянет буря!..»
    - Созвучны ли эти произведения?

    Сейчас я попрошу исполнить песню Ю. Шевчука «Осень» (по рядам каждый по куплету), спеть в характере (предварительно: упражнения на дыхание, звуковедение, дикцию)

    - Обратите внимание на репродукцию картины А.А. Рылова «В голубом просторе».

    - Соответствует ли картина настроению музыки Скрябина и песни «Осень» Ю. Шевчука?

    - Какие чувства вызывает у вас эта картина?

    Повторное слушание «Этюда №12» А. Скрябина (во время слушания рисуем цветовую гамму).

    У Скрябина был особый дар видеть тональности в цвете. Посмотрим ваши работы.
    IV. Итог урока.

    - С каким произведением Скрябина мы познакомились?

    - Этот этюд относится к программной или не программной музыке?

    - А как вы думаете, этюд Скрябина - это этюд-упражнение или концертный этюд? Почему?

    - Что нам помогло разобраться в музыкальном содержании произведения?

    - Понравился ли он вам?

    Разговор о музыке А. Скрябина мы закончим словами самого композитора из его дневника: «Я так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру, то жизнь показалась бы людям прекрасной. Я жить хочу! Я хочу нового , неизведанного.

    Я хочу творить. Я хочу свободно творить. Я хочу сознательно творить. Жизнь - деятельность, стремление, борьба».

    И ещё одно: «Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его».
    V. Оценивание учащихся.

    Критерии оценки:

    - Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

    - Умеют ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

    - Умеют ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий;

    - Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
    VI. Д/з: подготовиться к музыкальной викторине по прослушанным за четверть произведениям.
    VII. Наш урок подходит к завершению, но мы с вами скоро встретимся. Так звучат слова в песне Ю. Визбора «Милая моя».

    Завершением урока послужит коллективное исполнение песни « Милая моя» Ю. Визбора.


    Русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать — пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882—89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепьяно) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяно у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция). Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки).
    В 1904—10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США). Занимался педагогической деятельностью: в 1898—1903 профессор (класс фортепьяно) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина.
    Скрябин — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. В творчестве представлены фортепьянные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1—3-я сонаты для фортепьяно, концерт для фортепьяно с оркестром, в 1900-х гг. — 3 симфонии, 4—10-я сонаты и поэмы для фортепьяно (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) — этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика.
    В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина , воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина , должна была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства — музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.
    В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднее романтические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма ( тонкий звуковой колорит), символизма (образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), а также экспрессионизма. Скрябин — яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда—т. н. прометеевский аккорд). Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному слуху.
    Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепьянную и симфоническую музыку 20 века. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.

    ***


    Урок 9

    Тема: Заключительный урок.

    Урок – обобщение

    Цели урока:

    • Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

    • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

    • Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

    • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

    Музыкальный материал урока:

    • И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;

    • М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;

    • Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.

    • А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»;

    • О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;

    • П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года»;

    • Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть.;

    • А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.

    Дополнительный материал:

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока.

    Сегодня вы выполняете задания: ответите на тестовые вопросы; напишите самостоятельную работу по слушанию музыки, которая прозвучала на уроках в I четверти.

    1. Работа по теме урока.

    Выполнение тестового задания.

    Тесты

    1. О ком следующее высказывание П. Михня:

    «Безумная любовь моя, …!

    Как от тебя уйти, коль ты во мне?

    То я распят тобою на струне,

    То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень…»?

    1. о А. Вивальди

    2. о Л. Бетховене

    3. о А. Скрябине




    1. Этюд – развивает … музыканта.

    1. способности

    2. технику

    3. слух




    1. Кому принадлежат следующие слова: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские»?

    1. П. Чайковскому

    2. Н. Римскому-Корсакову

    3. А. Скрябину




    1. «Мы в вечном плену у источников, – писал … в своей книге «Планета людей. – Наша свободаьтак ограничена. Считается, что человек волен идти куда вздумается. Считается, будто он свободен… И никто не видит, что мы на привязаны точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг – и умираешь».

    1. Братья Гримм

    2. А. де Сент-Экзюпери

    3. Г. Андерсен




    1. Опера –

    1. сплав музыки и хореографии

    2. синтез драматугии, изобразительного искусства и музыки

    3. язык звуков и интонаций




    1. Программная музыка нередко воспроизводит в звуках … , знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других видов искусства.

    1. образ

    2. сюжет

    3. характер




    1. Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования – … .

    1. галерея

    2. консерватория

    3. оперный театр




    1. О ком следующие слова Г. Плеханова:

    «Творчество … было его временем,

    выраженным в звуках.»?

    1. о А. Вивальди

    2. о Л. Бетховене

    3. о А. Скрябине




    1. Увертюра – это …

    1. вступление

    2. кода

    3. открытие




    1. Кому принадлежат слова: «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека».

    1. М. Таривердиеву

    2. А.Н. Толстому

    3. А. де Сент-Экзюпери




    1. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»:

    1. П.И. Чайковский

    2. Р.Шуман

    3. М.И. Глинка




    1. Кто написал увертюру «Эгмонт»?

    1. Л. Бетховен

    2. Э. Григ

    3. М.П. Мусоргский




    1. Каким певческим голосом обладал Фёдор Иванович Шаляпин?

    1. баритон

    2. тенор

    3. бас


    Слушание музыки (запись в тетрадь).

    • И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент;

    • М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц;

    • Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть.

    • А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года»;

    • О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент;

    • П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года»;

    • Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть.;

    • А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12.


    Вокально-хоровая работа.

    Ю. Шесчук «Осень»

    Ю. Визбор «Милая моя»

    IV. Домашнее задание:

    Познакомиться самостоятельно с биографией композитора

    С.В. Рахманинова

    II четверть

    Урок 10

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта