Главная страница

Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. 592 с. Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. Маккензен Л. М15 Немецкий язык. Универсальный справочникПер с немецкого Е. Захарова


Скачать 3.34 Mb.
НазваниеМаккензен Л. М15 Немецкий язык. Универсальный справочникПер с немецкого Е. Захарова
АнкорМаккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. 592 с.doc
Дата29.12.2017
Размер3.34 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМаккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. .doc
ТипДокументы
#13413
КатегорияЯзыки. Языкознание
страница52 из 61
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   61

РАЗГОВОР И ДИСКУССИЯ. - SPRECHEN UND DISSKUSSION


Немногие люди возьмут смелость считать себя хоро­шим оратором, но большинство убеждено, что они от­менные говоруны; в конце концов, каждый человек с самого детства неустанно упражняется в этом.

Однако, большинство слишком мало учится тому, чтобы уяснить себе особые условия человеческого взаи­мопонимания, кратко говоря, условия коммуникации, как это мы попытались бегло набросать на с.. Ибо важ­но не только словообразование, для людей это обычное дело - а от человека требуется, чтобы он так формулиро­вал свои слова, что они были бы совершенно "понятны" слушателю - "получателю" (на языке учения о коммуни­кации: отправителем слова кодируются таким образом, чтобы получатель смог их полностью декодировать). Факт этот требует тем больших усилий от говорящего, чем больше аудитория слушателей. В этом случае оратор должен учитывать, что аудитория может быть весьма не­равноценной, будь то социальное положение или воз­растная категория слушателей или чаще всего: люди могут оказаться из разных земель, с разным уровнем об­разования, различных профессий, политической ориен­тации, интересов.

ОБЩЕНИЕ. - Gespräche


Любая мысль находит своё первичное естественное выражение в произнесённом слове; последнее "существует" только тогда, когда оно услышано или понято партнёром. Значит, разговор с другим означа­ет передачу ему своих мыслей. Далее, разговор озна­чает обмен мыслью, поскольку она предполагает и имеет условием ответную реакцию. Но вести с кем-нибудь разговор также означает думать о собеседнике, иметь дело с его восприимчивостью, получить пред-

509

ставление о его реагировании. Тот, кто говорит, жела­ет не просто передать новость или информацию, он ждёт оценки.

Этот отзыв будет оценочно использован для про­должения разговора; благожелательный разговор - это поощрительный обмен мнениями.

Кроме того, разговор предназначен для последова­тельного формулирования и пояснения своих пред­ставлений. Разнообразие мыслей обусловлено необхо­димостью порядка; но привести в порядок означает обрести кругозор. Ещё находясь в процессе мышле­ния, мы начинаем говорить, а когда мысль оформи­лась, она только что произнесённая - уже достигла слуха и психики партнёра и возвращается к нам, обогащённая замечаниями другого лица.

Техника общения. Die Technik des Gesprächs


Несмотря на то что мы ежедневно - или, вероятно, потому что мы ежедневно - почти непрерывно ведём "разговоры", мы мало задумываемся о внешних усло­виях подобных разговоров. Также мы упускаем из ви­ду, что каждый разговор требует своей особой струк­туры, чтобы добиться желаемого эффекта. Несмотря на это существует несколько принципиальных усло­вий, которые следует отметить и которые нужно вы­полнять. Это тем важнее, что эти правила в принципе действительны для любой речи.

Говорите негромко, но отчётливо.


Беседа, ограни­ченная небольшим числом участников, в отличие от речи предполагает тихий, но отчётливый тон. При этом следует учесть, что очень большое число людей полагают, будто громкость и отчётливость - одно и то же. Но отчётливость, а тем самым дающееся без труда понимание, во многом зависит от точно выбранного слова и его правильного произношения. Даже произ-

510

несённое шёпотом слово должно быть хорошо разли­чимо.

Правильно выбирайте темп речи!


Под темпом речи мы понимаем отрезок времени, в который определён­ное количество слов, связанных в словесные блоки или предложения, достигнут слушателя.

Говорящий должен измерять свой темп речи тем, насколько сложной или простой словесной оболочки требует тема разговора.

Есть и другие обстоятельства, которые могут по­влиять на темп. Речевой темп, порождённый и тесно связанный с темпераментом человека, развивает оп­ределённую динамику говорения, соответствующую его характеристичному предрасположению и его кон­ституции. Говорение в целом выбирает речевой темп, соответствующий, так сказать, ритму его циркуляции. Этот присущий и удобный ему темп в большинстве случаев сохраняется и при разговоре.

В остальном человек вставлен в широкое простран­ство своего родного ландшафта. Диалектные формы языка очень сильно отличаются друг от друга; относи­тельно темпа речи существуют быстрые и медленные диалекты. Так, оратор или собеседник может обнару­жить себя по темпу речи, даже не примешивая диа­лектные слова или произношение, и тем самым прида­вая разговору совершенно определенный характер. Вспомните в этой связи о различии между северными и южными землями - капля по капле вялотекущую бе­седу северных немцев и темпераментную, говорливую манеру гессенцев.

Скорость говорения определяется и способностью к восприятию слушателя, в первую очередь, в разго­воре, когда слова как мячик быстро и элегантно пере­брасываются друг другу. Затем, темп говорения зави­сит от состава (горожанин или сельский житель) уча-

511

стников разговора. И, наконец, следует учитывать расстояние, количество участников, общее настрое­ние.

Стремитесь к безукоризненному немецкому!


Красиво и оживлённо ведущаяся беседа по артистизму может приближаться к образцам красноречия. Разумеется -часто цитируемая природа несовершенна - мы не должны говорить как Бог на душу положит.

Используйте разумную речевую технику!


Даже при бе­седе в узком кругу мы стараемся как можно рацио­нальнее расходовать наши силы, чтобы суметь поддер­жать и длительный разговор на должном уровне. Чтобы и впоследствии сохранить возможность хорошо вести беседу, нужно уметь и в небольшом кругу правильно использовать свои голосовые данные. Ошибки в речи обнаруживаются постоянным самоконтролем или с по­сторонней помощью, ликвидируются с помощью до­полнительной языковой подготовки; имеет смысл позднее поупражняться и в более обширном кругу со­беседников.

Искусство беседы. Die Kunst des Gesprächs


 

Разговор, беседа - искусство? - удивлённо спросят некоторые. А ведь было время, когда беседа возводи­лась в особое искусство. Мастерами непринуждённой болтовни являются французы. Они рассматривают лёгкую беседу не как средство обмена мыслями: он не предназначен для того, чтобы установить какую-то "истину", а образует некую форму межличностного согласия. Один из специалистов в этой области, писа­тель-моралист Жан де Брюйер (1645-1696), считал: "Der Geist des Gesprächs besteht weniger darin, Geist zu zeigen, als Geist bei anderen zu finden. Wer von einem Gespräch mit dir von dannen geht, mit sich und seinem Geist zufrieden, ist es auch mit dir. Die Menschen lieben

512

es nicht, dich zu bewundern, sie wollen selbst bewundert werden."

Светская беседа. Die Konversation


Изысканная беседа когда-то ограничивалась так на­зываемым кругом приличных людей. Они были образо­ванны и имели досуг, чтобы принимать участие в этой игре-развлечении. Фактически изысканная беседа явля­ется игрой, игрой со словами и игрой между говорящи­ми, которые представляют какую-то роль.

Пример может показать, насколько искусно строи­лась подобная беседа во времена немецкого роман­тизма, так, что возникал лёгкий порхающий разговор, восхищающий и поражающий всех и вся.

Ниже приводится отрывок из комедии "Женихи" Йозефа фон Эйхендорфа (Joseph von Eichendorff, 1832). На сцене - Флитт и Фледер, два чудаковатых персонажа, один актёр, а другой переодетый флейти­стом гофрат; графиня Адель и её камеристка Флора принимают их за "женихов", которые собираются сде­лать им предложение.

Flitt. Gnädige Gräfin, wo eine Muse wohnt, ist der Parnaß, und dem Parnaß fliegt unaufhaltsam der Pegasus zu, und auf dem Pegasus reisen die Künstlerso folgten wir nur dem höhern Zuge, um unsere schuldige Ehrfurcht -Erlauben Sie, daß ich mir die Ehre gebe - (er will Fieder der Flora vorstellen).

Fieder (mit Anstand vortretend): Arthur, ein Flötenspieler, welcher das Vergnügen hatte, erst heute durch einen Zufall die Bekanntschaft dieses Herrn zu machen.

Flitt. Bitte sehr, das Vergnügen war bei diesem Falle ganz auf meiner Seite.

Flora: Und Sie selbst, mein Herr?

Flitt. Flitt, ein untertänigster reisender Bühnekünstler.

513

Flora: Flitt? - Also einer, der etwas anders vorzustellen pflegt, als er ist?

Nun, wir treiben diese Kunst hier auch zuweilen.

Flitt. Oh, Sie versetzen mich in Entzücken! Vortrefflich, so könnten wir hier vielleicht ein Liebhabertheater einrichten?

Flora: Wahrhaftig, an närrischen Liebhabern wenigstens wird es nicht fehlen. In der Tat ein herrlicher Gedanke, ists mir doch, als wären wir alle schon mitten im ersten Akt! O meine Herren, Sie sind eine rechte Bereicherung unserer ländlichen Langenweile. - Kommen Sie, das muß mit mehr Muße verhandelt werden, lassen Sie uns hineingehen, einige Erfrischungen Flitt: Erfrischungen? -Erlauben Sie - (er reicht Flora den Arm).

Flora: Ich denke, die ungewöhnte Fußreise hat Sie ein wenig heruntergebracht, Sie bedürfen der Restauration.

Flitt. (Flora fortführend): Kleinigkeit, Kleinigkeit, meine Gnädigste, wir haben's schon schlimmer gehabt. Seit ich das Flügelpferd reite, habe ich, außer dem Flügelschlag, noch manche andere Schläge - des Schicksals erfahren (ab).

Adele (zu Flitt): Nun, Herr Arthur - ein schöner Name! - Sie werden doch mitspielen in der Komödie?

Fieder. Soweit es sich mit der Würde eines gebildeten Mannes verträgt. Das Komische, liebe Jungfer, war niemals mein Fach.

Adele: Ei der Tausend! Sehn Sie wohl? Vortrefflich gleich zum Anfange, ganz vortrefflich!

Fieder. Wie? Was denn?

Adele: Ja, ja, verstellen Sie sich nur nicht, Sie Loser! O kommen Sie nur, Sie werden uns scnon zu lachen geben (beide ab).

Особенно обращает внимание начало; сравнение с современным образцом светской беседы, который мы приводим ниже, наглядно подчёркивает различия.

514

Поскольку эпоха Эйхендорфа давно в прошлом, мы можем определить основные черты светской бесе­ды: изысканный, почти литературный язык, преду­предительное обращение одного к другому, жонгли­рование словами, ссылки на утончённую духовную атмосферу (музы, театр) - всё это и сегодня могло бы послужить основой для светской беседы. Но на это способен лишь узкий замкнутый круг общества.

Беседа насыщена одухотворёнными экспромтами ("Wir treiben diese Kunst auch" - то есть: "etwas anderes vorzustellen, als man ist", что воспринимается как дву­смысленность) и игра слов ("...habe ich außer dem Flügelschlag noch andere Schläge erfahren - des Schicksals"); позволительно небольшое отклонение в сторону жаргона для разнообразия ("Die ungewohnte Fußreise hat Sie ein wenig heruntergebracht", "schon schlimmer gehabt", "Kleinigkeit, Kleinigkeit!", "Sie Loser!").

Светский разговор на званом вечере. - Das Partygespräch Э.Олби "Кто боится Вирджи­нии Вульф"


Общественные условия для светской беседы рас­ширились; нам остаётся только бессильно наблюдать процесс. Сегодня Coctailparty стало наиболее попу­лярным местом бессодержательных разговоров. Было бы бессмысленно раздавать наставления по таким разговорам. Но что можно сделать, так это проанали­зировать один из подобных разговоров, литературно обработанных. Попробуем сделать это на одной сцене из американской пьесы Э.Олби "Кто боится Вирджи­нии Вульф" (1962).

К супружеской паре средних лет, уже совсем став­ших чужими друг другу, Джорджу (профессор истории) и Марте, приходят - в 2 часа ночи! - более молодые супруги, Ник (школьный учитель) и Путси.

Putzi: (indem sie sich setzt): Ach, hübsch ist es bei

515

Ihnen!

Nick: (automatisch): Ja, wirklich ... sehr hübsch.

Martha: Danke schön.

Nick: (zeigt auf ein abstraktes Bild): Vom wem ... von wem ist das...?

Martha: Das...? Oh, von...

George: ...von irgendeinem Griechen mit Schnurrbart, den Martha mal vergewaltigt hat...

Putzi: (will die Situation retten): Oh, ho, ho, hoo!

Nick: Es hat eine gewisse eigenartige...

George: ...stille Intensität?

Nick: Nein, das würde ich nicht sagen.

George: Ach. (Pause) Dann vielleicht eine gewisse schreiende, gelöste Transzendenz?

Nick: (bemerkt wohl, was George tut, bleibt aber verbissen kühl und höflich): Nein, was ich sagen will, ist...

George: Wie war's mit einer "stillen und doch schreienden, gelösten Intensität"?

Putzi: Schatz, er macht sich lustig über dich!

Nick (kalt): Ich weiß. (Kurze, ungemütliche Pause).

George (aufrichtig): Es tut mir leid. (Nick gibt durch ein gnädiges Kopfnicken zu verstehen, daß er ihm verziehen hat.) In Wahrheit ist es die bildliche Darstellung von Marthas geistigem Zustand.

Martha: Ha, ha, ha, haaa! Gib den Kindern zu trinken, George. Was trinkt ihr denn, hm? Was wollt ihr trinken, Kinder?

Nick: Was möchtest du, Putzi?

Putzi: 0 ich weiß nicht, mein Schatz...vielleicht einen kleinen Kognak ... "Mische nicht, und wenn das Herz auch bricht!" (Sie kichert.)

George: Kognak? Einen einfachen Kognak? Das ist leicht, das haben wir gleich (Er geht zur Bar.) Und Sie, was trinken Sie...?

516

Nick: Whisky ... mit Eis, wenn's Ihnen nichts ausmacht?

George (während er die Getränke einschenkt): Wenn's mir nichts...? Nein, im Gegenteil, es macht mir gar nichts aus...Martha? Spiritus für dich?

Martha: Warum nicht? "Mische nicht, und wenn das Herz auch bricht."

George: Marthas Geschmack in alkoholischen Getränken hat im Laufe der Zeit ein bißchen gelitten... Er hat sich mit den Jahren immer mehr vereinfacht ... wie soll ich sagen ...immer mehr vereinfacht...wie soll ich sagen...immer mehr auf das Wesentliche konzentriert. Seinerzeit, als ich Martha den Hof machte - ich weiß nicht, ob das der richtige Ausdruck dafür ist - ...also wie auch immer, als ich Martha den Hof machte...bevor ich um ihre Hand anhielt...

Martha (fröhlich): Armleuchter!

George (kommt mit Putzis und Nicks Gläsern zurück): Damals, als ich den Hof machte, hat sie sich die verrücktesten Dinge bestellt. Sie würden's nicht glauben! Gingen wir in eine Bar...eine gewöhnliche Whisky-, Bier-, und Schnaps-Bar, legte sie ihr Gesicht in hundert Falten, dachte angestrengt nach und wünschte sich schließlich: Creme de Cacao frappe, siedendheiße Punsch-Bowle, einen siebenfach gepanschten Likör...

Martha: Das hat mir geschmeckt, das war gut...ich hab's gern getrunken.

George:...Getränke, die einer jungen Dame wohl anstehen.

Martha: Wo bleibt eigentlich mein Spiritus?

George (geht zur Bar zurück): Aber wie gesagt, mit den Jahren hat Martha einen Sinn für das Wesentliche entwickelt...für die Essenz. Sie weiß jetzt, daß man Sahne zum Kaffe trinkt, daß Zitronensanft in einen Kuchenteig gehört und das Alkohol rein sein muß... (Gibt Martha ihr

517

Glas.) Hier, mein Engel...dem Reinen ist alles rein. (Er hebt sein Glas.) Auf unseres "Geistes "blindes' Aug", auf unsres Herzens Ruh' und unsere geschwollene Leber. Hoch die Tassen!

Martha:(zu allen): Prost Kinder. (Sie trinken alle).

Страшная картина из жизни привилегированного среднего класса американского общества! Однако не содержание или высказывания этой драмы тема на­шего разговора. Мы займёмся языком как средством общения.

Откройте, пожалуйста, для этой цели уже рассмот­ренную сцену из "Женихов" Эйхендорфа! В ней вы найдёте подобную ситуацию: двое персонажей посе­щают двух других персонажей в их доме. В завязав­шемся разговоре мы находим основные элементы ра­финированной беседы эпохи романтизма, даже если они и несколько грубоватые и искажённые: это тема из сферы искусства: там театр, мифология, здесь -живопись, литература (Дилан Томас: "unseres Geistes blindes Aug"; Вирджиния Вульф, намёк на Вирджинию Вульф в заглавии и позднее в пьесе в шутку перефра­зированная детская страшилка "Кто боится серого волка?"); отсюда игра слов (the wolf - Virginia Woolf), остроумные экспромты ("Ihr Geschmack...hat sich auf das Wesentliche konzentriert") и цитата ("Mische nicht, und wenn das Herz auch bricht!" - двусмысленность, англ. to mix является одним из дурно пахнущих four-letters-words; "Dem Reinen ist alles rein", при переборе спиртного). И, наконец, самоирония: "Als ich Martha den Hof machte..."

Как все эти примеры ведут в определённом на­правлении - к огрублению, бестактности, двусмыс­ленностям, так и весь тон разговора принимает не­сколько пошловатый оттенок. И у Эйхендорфа есть словечки из другого стилистического уровня, этакие

518

предложения-оборвыши и выражения, которые, в сущности, не подходят, но они придают очарование лёгкой непринуждённой беседе, сохраняя ей шутли­вый характер. Сюда же врывается омерзительный сленг, словно грязевой поток, обрушившийся на тон­кую плотину напыщенного языка высшего общества.

Разумеется, это вопрос не столько языкового сти­ля, сколько стиля жизни. И в этом заключается вто­рое бросающееся в глаза отличие от разговоров в прежние времена: контакт между людьми разорван, участники беседы (о партнёрах больше уже не может быть и речи) говорят на разных языках, возражения других они воспринимают, и то не всегда, как некий факт, не зависимый от лица, с которым связано каж­дое слово.
1   ...   48   49   50   51   52   53   54   55   ...   61


написать администратору сайта