Главная страница

Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. 592 с. Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. Маккензен Л. М15 Немецкий язык. Универсальный справочникПер с немецкого Е. Захарова


Скачать 3.34 Mb.
НазваниеМаккензен Л. М15 Немецкий язык. Универсальный справочникПер с немецкого Е. Захарова
АнкорМаккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. 592 с.doc
Дата29.12.2017
Размер3.34 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМаккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. .doc
ТипДокументы
#13413
КатегорияЯзыки. Языкознание
страница49 из 61
1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   61

УСТНАЯ РЕЧЬ - DAS REDEN


Речи обучаются. Речь обучает. Это мнение уже су­ществовало в древности. В ораторских школах обуча­лись ораторы (риторы). А сегодня? Во всех крупных городах так называемые школы ораторов предлагают свои услуги. Но насколько можно доверять им?

На деле существуют законы, которых придержива­лись ораторы всех времён, культур и во всех ситуаци­ях. Их можно проанализировать и частично взять на вооружение. Это прежде всего касается техники гово­рения и устной речи. Знание этих основ придаст каж­дому оратору уверенность, которая является необхо­димым условием успешного завершения курса устной речи. Именно этой техникой устной речи можно хо­рошо овладеть в ораторских школах.

К устной речи, однако, относится и известная ме­тодика - риторика, называемая красноречием. Нау­чить ему уже гораздо труднее; это возможно лишь в весьма ограниченных размерах. Прежде всего, здесь может идти речь об внимательном изучении искусства великих ораторов прошлого или также настоящего. Но даже при интенсивном изучении речей обучаю­щемуся не гарантируется, что он станет таким же бле-

492

стящим оратором. Подражание почти невозможно и выглядит зачастую комически. И несмотря на это, у великих ораторов можно выучиться многому.

В-третьих, оратору, овладевшему техникой и мето­дом, необходимо обладать качеством, которому, к со­жалению, невозможно научиться: быть убеждающей личностью. О всех великих ораторах мировой истории имеются свидетельства, что они обладали просто не­передаваемой силой внушения. В любом случае, они были личностями. На резонный вопрос слушателя ораторской школы, как же становятся личностями, к сожалению, нет ответа. К этому можно стремиться; этого не добьешься силой.

В утешение можно сказать: можно достичь при­личных, ощутимых результатов, овладев необходимой техникой и методикой.

Декламация и красноречие - Sprechkunde und Redekunst


Оба этих понятия позволяют описать области устной речи, которым можно обучиться. Поэтому о них будет подробно говориться в последующих разделах.

Следует особо подчеркнуть, что существует боль­шое различие между написанным, произнесённым и "ораторским" словом. Но можно и сказать, что как чёткое и без ошибок письмо, так и умение говорить точно и внятно создают предпосылки для эффектив­ного искусства красноречия. Обратите внимание в этой связи на эпитет: эффективный! Важнейшая зада­ча для оратора - оказать воздействие на слушателя. Ясное дело, что это условие отражено в определённых правилах или законах.

Прежде всего, следует овладеть языком и грамма­тикой, освоить приемлемый словарный запас, приоб­рести способность логично выстраивать свои мысли.

493

Это условия, которым должен отвечать и любой "пишущий". У "ораторствующего" на первый план вы­ступают определённые речевые приёмы. О них мы и поговорим в последующих разделах.

От говорения к речи ведёт тропинка. Она по срав­нению с говорением в двойном отношении более вы­сокая ступень: во-первых, у оратора гораздо большая аудитория слушателей, и, во-вторых, исходя из этого, оратор, чтобы добиться воздействия на них, должен применять совсем иное, более взыскательное искусст­во изложения мыслей. Конечно, существуют таланты, самородки, обладающие ораторским даром: им слово­охотливость была дана самой природой. Но, как ещё древнегреческий драматург Софокл (V в. до Р.Х.) ска­зал устами одного из своих героев: "Один говорит точно, другой - много". Относительно меткости речи можно было бы добавить: качественно, а не количест­венно. Итак, не испытывайте робости перед так назы­ваемыми природными дарованиями! Тот, кто взвеши­вает свои слова, всегда вызовет больше доверия, чем тот, у кого язык как помело.

Устная речь - не письменная! Rede ist kein Schreibe!


"Wenn eine Rede sich gut liest, dann war sie eine schlechte Rede!" Так заметил английский парламента­рий Си.Джей. Фокс (1749-1807),-прочитав однажды свою речь опубликованной. Дело в том, что выступ­ление - это публичный обмен мнениями, в котором важно не только содержание, в нём проявляется вся сущность того, кто воспроизводит слова. Так обстоит с любым устным высказыванием. "Die Rede ist keine Schreibe" - считал писатель и философ Фридрих Тео­дор Вишер (1807-1887). Он создал слово "Schreibe",

494

чтобы чётче отделить слово "Rede", слово произнесён­ное.

На деле поведение говорящего совсем иное, чем пишущего. В отличие от пишущего говорящий боль­ше прибегает к внешним средствам выражения (голос, жесты, мимика), имеет меньше возможностей для языкового совершенствования. И наоборот: оратору приходится часто использовать грубые языковые средства.

Те же, на кого слова направлены, тоже находятся в различном положении: читатель имеет возможность прочитать один или несколько раз предложение или абзац, смысл которого он не уяснил или желает по­стичь глубже; слушатель же лишён подобных возмож­ностей; речь обусловлена мгновением. Любой согла­сится, что средства оратора более примитивны и должны быть таковыми.

Произнесённое слово мимолётно, но живо; если речь застенографировать, а потом опубликовать, то будет зафиксировано содержание, а вот стиль речи, рождающийся в речевом процессе под влиянием мо­мента, письменно воспроизвести невозможно.

Ударения, мелодика речи, её темп, артикуляция и оттенки тембра стенограмме недоступны, они умира­ют.

Современная техника создала два вспомогательных средства, позволяющих любому зафиксировать аку­стические и оптические эффекты. Магнитофон в на­ши дни дополнен видеомагнитофоном, позволяющим сохранить и оптическое воздействие говорящего. Он является важным инструментом для обучения оратор­скому искусству.

495
1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   61


написать администратору сайта