Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. 592 с. Маккензен Л. Немецкий язык. Универсальный справочник. М., 1998. Маккензен Л. М15 Немецкий язык. Универсальный справочникПер с немецкого Е. Захарова
Скачать 3.34 Mb.
|
Риторика - прежде и теперь - Rhetorik - einst und jetztЖизнь Древнего мира, греков и римлян, невозможно понять, не зная, какую роль тогда играло красноречие и методы обучения ему. Античная Греция устную речь превратила в искусство; самое главное - она попыталась обучать этому искусству и письменно зафиксировать методы обучения. Уже за 500 лет до Рождества Христова существовали теории обучения риторике. И в древнеримской государственной системе искусство красноречия занимало важное место. Поэты, философы и политики - как Плутарх и Цицерон - и теоретически, и практически владели законами и формами риторики. Естественная словоохотливость южан сплавилась воедино с глубоко укоренившимся демократическим чувством. Это соединение привело к подъёму ораторского искусства. Античная риторика была развита Западом, в особенности, в англосаксонских странах и во Франции, в которых непрерывная традиция сохранена в высшей школе. В Германии раньше к ораторскому искусству относились скорее с пренебрежением. Свою лепту в это внес и умеренно-северный климат. К этому добавилось и равнодушие большинства немцев к политике. Выступления казались немецким бюргерам чем-то излишним, даже неприличным; скорее предпочиталось "Frisch zur Tat!" /'скорее за дело!"/ и "Red nicht lange!" /"не болтай!"/. Именно потому незакомплексованные пропагандисты Третьего рейха так легко справились с массами немцев, поскольку те были полными профанами в вопросах риторики. В последние годы ситуация совершенно изменилась; правда, при этом наметилась трещина между более молчаливым пожилым поколени- 496 ем и говорливой и готовой подискутировать молодёжью. Обучение речи (dieSprecherziehung) должно стать составной частью общего воспитания; это означает: обучение речи и обучение с помощью речи. Между тем, почти во всех высших школах есть кафедры ораторского искусства. Обучение речи и ораторскому искусству опирается на человеческую речевую деятельность в общем смысле, на постановке голоса, произношения, декламации и чтении вслух. Всё это особенно важно теперь, когда средства массовой информации (радио и телевидение) приносят человеческие голоса в каждый дом. В то время как красноречие (dieSprechkunde) имеет дело с живым процессом человеческой речевой деятельности и тесно связано с психологией, от него принципиально отличается языкознание (dieSprachwissenschaft). Ранее оно имело исключительно гуманитарную направленность, поскольку выдвигало исторический принцип исследований. В последние годы, начиная с 60-х, оно выбралось из задворок философских факультетов и заявило о многочисленных новых аспектах в исследованиях языка, которые объединяет понятие "лингвистика". Невозможно представить по отдельности все эти теории. Можно констатировать, что исторический подход сменен на системный, что исходят из истинного состояния языка, а не заданного. Один лингвист (Густав Инайхен) следующим образом обобщает задачу лингвистики: она должна "Sprache darstellen, d.h. beschreiben, erklären und evtl. prognostizieren". Многообразные побудительные мотивы, породившие лингвистику как гуманитарную науку, живительно воздействовали на риторику как науку и обогатили её. У неё даже появились новые обозначения, которые сме- 497 стили новый акцент с академически-литературного в сторону практически-социолого-психологического. Среди прочих для прежней "риторики" используются следующие понятия: аппелятивное говорение, суггестивная коммуникация, коммуникативные действия, побудительная речь, действия, регламентируемые речью и др. "Практический советчик" вроде предлагаемого не может касаться научных дискуссий. Поэтому пусть всё ограничится данными замечаниями. Между тем, риторика введена и в курс средних школ, и в довольно большом объёме. На это имеются многие основания. 1. Политическая ситуация для темы "публичная речь" стала более благоприятной; 2. живая речь приобретает всё большую значимость по сравнению с речью письменной; 3. молодые граждане должны быть вооружены, когда им приходится сталкиваться с агрессивным натиском склонной к манипуляциям риторики рекламы и политической пропаганды. Что такое "риторическая коммуникация" - Was ist "rhetorische Kommunikation"?Коммуникация - это связь между двумя или более партнёрами путём обмена информацией. Коммуникация является условием человеческого общежития, функционирующая коммуникация обязательна для каждой жизни в каждой группе или обществе. Процесс коммуникации различен в своих проявлениях лишь условно, в принципе, повторяется один и тот же процесс: один говорящий (его называют "отправителем" - "derSender") говорит, пишет, телеграфирует, передаёт по радио или как-то ещё - слушателю ("получателю" - "der Empfänger"). Но это ещё не означает, что "отправитель" обязательно достигнет за- 498 пеленгованного "получателя". Это возможно лишь при определённых условиях, а именно: 1. Получатель должен быть в состоянии и готовым к приёму, готовым выслушать. 2. Используемый путь ("канал"), по которому направляется информация, должен попасть от "отправителя" к "получателю" (пояснения: при говорении получатель не должен быть глухим; при передаче получатель должен быть настроен на правильную волну). 3. "Отправитель" и "получатель" должны "говорить на одном языке" (пояснения: тот, кто говорит на верхненемецком, должен быть уверен, что слушающий его понимает этот язык; кто использует профессиональные термины, может это делать в том случае, если его собеседник обладает таким же словарным запасом). Лингвисты и исследователи коммуникаций ввели понятие "кода" ("Code"). Им они обозначают ту "систему обусловленных знаков, которыми может быть передано сообщение". Самой употребительной "знаковой системой" - но не единственной - являются фонемы, буквы. Когда мы говорим, мы издаём звуковые волны. Мы "кодируем" сообщение, а адресат сообщения должен "раскодировать" их. Оратор, как никто другой, вынужден применять такой "код", который будет правильно понят публикой, то есть может быть "раскодирован" ('decodiert"). Риторическая коммуникация протекает в беседе с большей аудиторией слушателей и в выступлении. Между обеими ситуациями существует принципиальное различие, оно заключается в наличествующей или отсутствующей "обратной связи" (англ. feed-back). Под ней исследователи коммуникации понимают - это понятие они позаимствовали из радиотехники - воз- 499 можность говорящего уяснить себе действенность своего высказывания. При беседе обычно собеседник в любой момент может оказаться в роли говорящего; таким образом, первый говорящий точно знает, какое он производит впечатление своим высказыванием. Но совсем иное дело - выступление! Как правило, при нём отсутствует обратная связь. В большинстве случаев выступление ограничивается регистрацией своего приятия или отторжения; но и она может отсутствовать, например, при чтении проповеди. Вполне понятно, что как раз отсутствующая реакция для оратора, особенно неопытного, представляет собой существенный фактор неуверенности. Оратор ощущает себя покинутым, изолированным, если он не получает ответа на высказанное им как в обычном разговоре. В этой связи понятие "контактность" приобретает особый смысл. Что это означает для людей, обладающих подобным качеством? То, что они способны инстинктивно распознать сферу интересов партнёра. Особых усилий для этого совершенно не требуется. Поскольку сфера, в которой всегда возможна коммуникация, - повседневные явления, "о которых может сказать любой". Тот, кто затрагивает подобную тему, почти уверен, что получит ответ, что у собеседника найдётся что сказать, например, "о погоде сегодня". Если же "контактный" партнёр постарается ещё чуть-чуть и нащупает сферу особого интереса собеседника, проблема может быть разрешена даже элегантно: футбольного фаната можно спросить о результате последнего матча, а с любителем литературы поговорить о новой книге Генриха Бёлля. 500 |