Главная страница
Навигация по странице:

  • §6.4. Волновое сопротивление. Отражение звуковых волн. Реверберация

  • § 6.5. Физика слуха

  • Биофиз.РЕМИЗОВ. Механика. Акустика глава 4 Некоторые вопросы биомеханики


    Скачать 9.74 Mb.
    НазваниеМеханика. Акустика глава 4 Некоторые вопросы биомеханики
    АнкорБиофиз.РЕМИЗОВ.doc
    Дата08.12.2017
    Размер9.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБиофиз.РЕМИЗОВ.doc
    ТипДокументы
    #10792
    страница8 из 41
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   41

    § 6.2. Характеристики слухового ощущения. Понятие об аудиометрии

    В § 6.1 рассматривались объективные характеристики звука, которые могли быть оценены соответствующими приборами неза­висимо от человека. Однако звук является объектом слуховых ощущений, поэтому оценивается человеком также и субъективно.

    Воспринимая тоны, человек различает их по высоте.

    Высота тона — субъективная характеристика, обусловлен­ная прежде всего частотой основного тона.

    В значительно меньшей степени высота зависит от сложности тона и его интенсивности: звук большей интенсивности восприни­мается как звук более низкого тона.

    Тембр звука почти исключительно определяется спектраль­ным составом.

    На рис. 6.1, а, б разные акустические спектры соответствуют разному тембру, хотя основной тон и, следовательно, высота тона одинаковы.

    Громкость — еще одна субъективная оценка звука, которая характеризует уровень слухового ощущения.

    Несмотря на субъективность, громкость может быть оценена количественно путем сравнения слухового ощущения от двух ис­точников.

    В основе создания шкалы уровней громкости лежит важный психофизический закон Вебера—Фехнера: если раздражение увеличивается в геометрической прогрессии (т. е. в одинаковое число раз), то ощущение этого раздражения возрастает в ариф­метической прогрессии (т. е. на одинаковую величину). Математически это означает, что громкость звука пропорци­ональна логарифму интенсивности звука. Если действуют два зву­ковых раздражения с интенсивностями / и 10, причем 10— порог слышимости, то на основании закона Вебера—Фехнера громкость

    -относительно /0 связана с интенсивностью следующим образом:

    Где k— некоторый коэффициент пропорциональности, завися-щий от частоты и интенсивности.

    Для отличия от шкалы интенсивности звука в шкале громкос­ти децибелы называют фонами (фон), поэтому введено обозначе­ние .

    Громкость на других частотах можно измерить, сравнивая ис­следуемый звук со звуком частотой 1 кГц. Для этого с помощью Швукового генератора создают звук частотой 1 кГц. Изменяют (нтенсивность звука до тех пор, пока не возникнет слуховое ощу­щение, аналогичное ощущению громкости исследуемого звука. Интенсивность звука частотой 1 кГц в децибелах, измеренная по прибору, равна громкости этого звука в фонах. Для того чтобы найти соответствие между громкостью и интен­сивностью звука на разных частотах, пользуются кривыми равн
    ой громкости (рис. 6.4). Эти кривые построены на основании средних данных, которые были получены у людей с нормальным слухом при измерениях, проводимых по описанному выше ме­тоду.

    Нижняя кривая соответствует интенсивностям самых слабых слышимых звуков — порогу слышимости: для всех частот ω = О, для 1 кГц соответствующая интенсивность звука /0 = 10

    12Вт/м2. Из приведенных кривых видно, что среднее человеческое ухо наи­более чувствительно к частотам 2500—3000 Гц. Каждая промежу­точная кривая отвечает одинаковой громкости, но разной интен­сивности звука для разных частот. По отдельной кривой равной громкости можно найти интенсивности, которые при определен­ных частотах вызывают ощущение этой громкости. Используя со­вокупность кривых равной громкости, можно найти для разных частот громкости, соответствующие определенной интенсивнос­ти. Например, пусть интенсивности звука частотой 100 Гц соот­ветствует L= 60 дБ. Какова громкость этого звука? На рис. 6.4 на­ходим точку с координатами 100 Гц, 60 дБ. Она лежит на кривой, соответствующей уровню громкости 30 фон, что и является отве­том.

    § 6.3. Физические основы звуковых методов исследования в клинике

    Звук, как и свет, является источником информации, и в ртом главное его значение.

    Звуки природы, речь окружающих нас людей, шум работаю­щих машин многое сообщают нам. Чтобы представить значение

     

    звука для человека, достаточно временно лишить себя возмож­ности воспринимать звук — закрыть уши.

    Естественно, что звук может быть и источником информации о состоянии внутренних органов человека.

    Распространенный звуковой метод диагностики заболеваний — аускультация (выслушивание) — известен еще со II в. до н. э. Для аускультации используют стетоскоп или фонендоскоп. Фо­нендоскоп (рис. 6.5) состоит из полой капсулы 1 с передающей звук мембраной 2, прикладываемой к телу больного, от нее идут резиновые трубки 3 к уху врача. В полой капсуле возникает резо­нанс столба воздуха, вследствие чего усиливается звучание и улучшается аускультация.

    При аускультации легких выслушивают дыхательные шумы, разные хрипы, характерные для заболеваний. По изменению то­нов сердца и появлению шумов можно судить о состоянии сердеч­ной деятельности. Используя аускультацию, можно установить наличие перистальтики желудка и кишечника, прослушать серд­цебиение плода.

    Для одновременного выслушивания больного несколькими ис­следователями с учебной целью или при консилиуме используют систему, в которую входят микрофон, усилитель и громкоговори­тель или несколько телефонов.

    Д
    ля диагностики состояния сердечной деятельности применя­ется метод, подобный аускультации и называемый фонокардиографией (ФКГ). Этот метод заключается в графической регистра­ции тонов и шумов сердца и их диагностической интерпретации. Запись фонокардиограммы производят с помощью фонокардиографа (рис. 6.6), состоящего из микрофона, усилителя, системы частотных фильтров и регистрирующего устрой­ства. На рис. 6.7 показана нормальная фонокардиограмма.

    Принципиальные отличия от двух изложенных выше звуковых методов имеет перкуссия. В этом методе выслушивают звучание Отдельных частей тела при простукивании их.

    Представим замкнутую полость внутри какого-нибудь тела, за­полненную воздухом. Если вызвать в этом теле звуковые колебания, то при определенной частоте звука воздух в полости начнет резонировать, выделяя и усиливая тон, соответствующий размеру и положению полости. Схематично тело человека можно представить, как совокупность газонаполненных (легкие), жидких (внут­ренние органы) и твердых (кость) объемов. При ударе по поверх­ности тела возникают колебания, частоты которых имеют широ­кий диапазон. Из этого диапазона одни колебания погаснут Довольно быстро, другие же, совпадающие с собственными коле­баниями пустот, усилятся и вследствие резонанса будут слышны. Опытный врач по тону перкуторных звуков определяет со­стояние и топографию внутренних органов.

    §6.4. Волновое сопротивление. Отражение звуковых волн. Реверберация

    Звуковое давление р зависит от скорости v колеблющихся частиц среды. Вычисления показывают, что

    где р — плотность среды, с — скорость звуковой волны в среде. Произведение рс называют удельным акустическим импедансом, для плоской волны его называют также волновым сопро­тивлением.

    Волновое сопротивление — важнейшая характеристика среды, определяющая условия отражения и преломления волн на ее гра­нице.

    Представим себе, что звуковая волна попадает на границу раздела двух сред. Часть волны отражается, а часть — преломляется. Законы отражения и преломления звуковой волны аналогичны Законам отражения и преломления света. Преломленная волна может поглотиться во второй среде, а может выйти из нее.

     

    Допустим, что плоская волна падает нормально к границе раз­дела, интенсивность ее в первой среде I1 интенсивность прелом­ленной (прошедшей) волны во второй среде 12. Назовем

    коэффициентом проникновения звуковой волны.

    Рэлей показал, что коэффициент проникновения звука опреде­ляется формулой

     


    Из (6.6) видно, что наибольшее значение, которое может иметь β равно 1. Из (6.7) получаем, что β= 1, если с1ρ1= с2р2. Итак, при ра­венстве волновых сопротивлений двух сред звуковая волна (при нормальном падении) пройдет границу раздела без отражения.

    Е
    сли волновое сопротивление второй среды весьма велико по сравнению с волновым сопротивлением первой среды (с2р2 >> с1ρ1), то вместо (6.7) имеем

     

    так как с1ρ12р2>>1. Приведем волновые сопротивления некоторых веществ при 20 °С (табл. 14).

    Таблица 14

    Материал

    рс, кг • м--2 • с-1

    Материал

    рс, кг • м--2 • с-1

    Железо

    Бетон

    Вода

    40000000

    4800000

    1440000

    Резина

    Воздух

    Масло

    60000

    430

    1350000

     

    Используем (6.8) для вычисления коэффициента проникнове­ния звуковой волны из воздуха в бетон и в воду:

    Эти данные производят впечатление: оказывается, только очень малая часть энергии звуковой волны проходит из воздуха в бетон и в воду.

    Во всяком закрытом помещении отраженный от стен, потолков, мебели звук падает на другие стены, полы и пр., вновь отражается и поглощается и постепенно угасает. Поэтому даже после того, как источник звука прекратит действие, в помещении все еще имеются звуковые волны, которые создают гул. Особенно это заметно в больших просторных залах. Процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения источника называют реверберацией.

    Реверберация, с одной стороны, полезна, так как восприятие звука усиливается за счет энергии отраженной волны, но, с другой стороны, чрезмерно длительная реверберация может существенно ухудшить восприятие речи, музыки, так как каждая новая часть текста перекрывается предыдущими. В связи с этим обычно указывают некоторое оптимальное время реверберации, которое учитывается при постройке аудиторий, театральных и концертных залов и т. п. Например, время реверберации заполненного Колонного зала Дома союзов в Москве равно 1,70 с, заполненного в большого театра — 1,55 с. Для этих помещений (пустых) время реверберации соответственно 4,55 и 2,06 с.

    § 6.5. Физика слуха

    Рассмотрим некоторые вопросы физики слуха на примере наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины 1 и наружного слухового прохода 2 (рис. 6.8).В Ушная раковина у человека не играет существенной роли для слуха. Она способствует определению локализации источника звука при его расположении в передне-заднем направлении. Поясним это. Звук от источника попадает в ушную раковину. В зависимости от положения источника в вертикальной плоскости

    (рис. 6.9) звуковые волны будут по-разному дифрагировать на ушной раковине из-за ее специфической формы. Это приведет и к из­менению спектрального состава звуковой волны, попадающей в слуховой проход (более детально вопросы дифракции рассматри­ваются в гл. 19). Человек в результате опыта научился ассоцииро­вать изменение спектра звуковой волны с направлением на источ­ник звука (направления А, Б и Б на рис. 6.9).

    Обладая двумя звукоприемниками (ушами), человек и живот­ные способны установить направление на источник звука и в гори­зонтальной плоскости (бинауральный эффект; рис. 6.10). Это объ­ясняется тем, что звук от источника до разных ушей проходит раз­ное расстояние и возникает разность фаз для волн, попадающих в правую и левую ушные раковины. Связь между разностью этих расстояний (5) и разностью фаз (∆φ) выведена в § 19.1 при объясне­нии интерференции света [см. (19.9)]. Если источник звука нахо­дится прямо перед лицом человека, то δ = 0 и ∆φ = 0, если источник звука расположен сбоку против одной из ушных раковин, то в дру­гую ушную раковину он попадет с запаздыванием. Будем считать приближенно, что в этом случае 5 есть расстояние между ушными раковинами. По формуле (19.9) можно рассчитать для v = 1 кГц и δ = 0,15 м разность фаз. Она приблизительно равна 180°.

    Различным направлениям на источник звука в горизонтальной плоскости будут соответствовать разности фаз между 0° и 180° (для приведенных выше данных). Считают, что человек с нормальным слухом может фиксировать направления на источник звука с точ­ностью до 3°, этому соответствует разность фаз 6°. Поэтому можно полагать, что человек способен различать изменение разности фаз звуковых волн, попадающих в его уши, с точностью до 6°.

    К
    роме фазового различия бинауральному эффекту способству­ет неодинаковость интенсивностей звука у разных ушей, а также и «акустическая тень» от головы для одного уха. На рис. 6.10 схе­матично показано, что звук от источника попадает в левое

     

    ухо в результате дифракции (гл. 19).

    Звуковая волна проходит через слуховой проход и частично от­ражается от барабанной перепонки 3 (см. рис. 6.8). В результате интерференции падающей и отраженной волн может возникнуть акустический резонанс. В этом случае длина волны в четыре раза, больше длины наружного слухового прохода. Длина слухового прохода у человека приблизительно равна 2,3 см; следовательно, акустический резонанс возникает при частоте

    Наиболее существенной частью среднего уха являются барабан­ная перепонка 3 и слуховые косточки: молоточек 4, наковальня 5 и стремечко 6 с соответствующими мышцами, сухожилиями и связ­ками. Косточки осуществляют передачу механических колебаний от воздушной среды наружного уха к жидкой среде внутреннего. Жидкая среда внутреннего уха имеет волновое сопротивление, при­близительно равное волновому сопротивлению воды. Как было по­казано (см. § 6.4), при прямом переходе звуковой волны из воздуха в воду передается лишь 0,123% падающей интенсивности. Это слиш­ком мало. Поэтому основное назначение среднего уха — способство­вать передаче внутреннему уху большей интенсивности звука. Ис­пользуя технический язык, можно сказать, что среднее ухо согласует волновые сопротивления воздуха и жидкости внутреннего уха.

    Система косточек (см. рис. 6.8) на одном конце молоточком связана с барабанной перепонкой (площадь S1 = 64 мм2), на дру­гом — стремечком — с овальным окном 7 внутреннего уха (пло­щадь S2 = 3 мм2).

    Н
    а барабанную перепонку дейст­вует звуковое давление p1 что обус­ловливает силу

    Н
    а овальное окно внутреннего уха при этом действует сила F2, создающая Звуковое давление р2 в жидкой среде. Связь между ними:

     

     

    С
    истема косточек работает как ры­чаг относительно оси О с выигрышем в силе со стороны внутреннего уха в 1,3 раза у человека (схематичное изо­бражение дано на рис. 6.11), поэтому можно записать

     

    Р
    азделив (6.9) на (6.10) и сопоставляя это соотношение с (6.11), получаем


    откуда



     


    и
    ли в логарифмических единицах (см. § 1.1)

     

    На таком уровне увеличивает среднее ухо передачу наружного звукового давления внутреннему уху.

    Еще одна из функций среднего уха — ослабление передачи ко­лебаний в случае звука большой интенсивности. Это осуществля­ется рефлекторным расслаблением мышц косточек среднего уха.

    Среднее ухо соединяется с атмосферой через слуховую (евста­хиеву) трубу.

    Наружное и среднее ухо относятся к звукопроводящей систе­ме. Звуковоспринимающей системой является внутреннее ухо.

    Главной частью внутреннего уха является улитка, преобразую­щая механические колебания в электрический сигнал. Кроме улитки к внутреннему уху относится вестибулярный аппарат (см. § 4.3), который к слуховой функции отношения не имеет.

    Улитка человека является костным образованием длиной около 35 мм и имеет форму конусообразной спирали с 23/4 завитков. Диа­метр у основания около 9 мм, высота равна приблизительно 5 мм.

    На рис. 6.8 улитка (ограничена штриховой линией) показана схематично развернутой для удобства рассмотрения. Вдоль улитки проходят три канала. Один из них, который начинается от овального окна 7, называется вестибулярной лестницей 8. Дру­гой канал идет от круглого окна 9, он называется барабанной лестницей 10. Вестибулярная и барабанная лестницы соединены в области купола улитки посредством маленького отверстия — геликотремы 11. Таким образом, оба эти канала в некотором роде представляют единую систему, наполненную перилимфой. Колебания стремечка 6 передаются мембране овального окна 7, от нее перилимфе и «выпячивают» мембрану круглого окна 9. Простран­ство между вестибулярной и барабанной лестницами называется улитковым каналом 12, он заполнен эндолимфой. Между улит­ковым каналом и барабанной лестницей вдоль улитки проходит основная (базилярная) мембрана 13. На ней находится кортиев орган, содержащий рецепторные (волосковые) клетки, от улитки идет слуховой нерв (на рис. 6.8 эти подробности не показаны).

    Кортиев орган (спиральный орган) и является преобразовате­лем механических колебаний в электрический сигнал.

    Длина основной мембраны около 32 мм, она расширяется и утончается в направлении от овального окна к верхушке улитки (от ширины 0,1 до 0,5 мм). Основная мембрана — весьма интересная для физики структура, она обладает частотно-избирательными свойствами. На это обратил внимание еще Гельмгольц, который

    представлял основную мембрану аналогично ряду настроенных струн пианино. Лауреат Нобелевской премии Бекеши установил ошибочность этой резонаторной теории. В работах Бекеши было показано, что основная мембрана является неоднородной линией, передачи механического возбуждения. При воздействии акустическим стимулом по основной мембране распространяется волна. В зависимости от частоты эта волна по-разному затухает. Чем меньше частота, тем дальше от овального окна распространится волна по основной мембране, прежде чем она начнет затухать. Так, например, волна с частотой 300 Гц до начала затухания распространятся приблизительно до 25 мм от овального окна, а волна с частотой 100 Гц достигает своего максимума вблизи 30 мм. На основании этих наблюдений были разработаны теории, согласно которым восприятие высоты тона определяется положением максимума колебания основной мембраны. Таким образом, во внутреннем ухе прослеживается определенная функциональная цепь: колебание мембраны овального окна — колебание перилимфы — сложные колебания основной мембраны — сложные колебания основной мембрны — раздражение волосковых клеток (рецепторы кортиева органа) — генерация электрического сигнала.

    Некоторые формы глухоты связаны с поражением рецепторного аппарата улитки. В этом случае улитка не генерирует электрические сигналы при воздействии механических колебаний. Можно помочь таким глухим, для этого необходимо имплантировать электроды в улитку и подавать на них электрические сигналы, соответствующие тем, которые возникают при воздействии механического стимула.

    Такое протезирование основной функции, улитки (кохлеарное протезирование) разра­батывается в ряде стран. В России кохлеар­ное протезирование разработано и осуществ­лено в Российском медицинском университе­те. Кохлеарный протез показан на рис. 6.12, здесь 1 — основной корпус, 2 — заушина с микрофоном, 3 — вилка электрического разъема для подсоединения к имплантируе­мым электродам.

     

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   41


    написать администратору сайта