Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Предпосылки возникновения , общая характеристика ,основные идеи и рецепты меркантилизма. Экономические взгляды Т.Мана и А.Монкретьена

  • Антуан де Монкретьен

  • Теория экономической истории. Метод это путь познания, способ, прием исследования и получения научных результатов


    Скачать 142.47 Kb.
    НазваниеМетод это путь познания, способ, прием исследования и получения научных результатов
    АнкорТеория экономической истории
    Дата13.02.2022
    Размер142.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_predmet.docx
    ТипДокументы
    #360811
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    1 предмет, метод и периодизация истории экономических учений В системе экономических наук и экономического образования история экономических учений — самостоятельная научная и учебная дисциплина.
    Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей, их роли в развитии человеческой цивилизации.
    Исторический процесс развития экономической мысли отражает прогресс научного знания, который достигается как в теоретическом познании социально-экономических явлений, так и в его методах. В связи с этим история экономических учений в определенном смысле является одновременно и историей развития методов познания социально-экономических явлений. Плодотворность научного поиска, степень и глубина познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями.
    Метод — это путь познания, способ, прием исследования и получения научных результатов.
    Методы связаны с предметом исследования и также являются продуктом творческой, интеллектуальной деятельности. Периодизация истории экономических учений необходима для того, чтобы учесть закономерности развития экономической мысли как определенной формы общественного сознания, отразить преемственность экономической мысли, основные вехи ее поступательного движения и, вместе с тем, раскрыть особенности, которые характеризуют ее на каждом этапе развития, проследить глубокие, качественные изменения экономической мысли, выявить и показать смену этапов, направлений в экономической мысли.
    Структура курса истории экономических учений подразделяется на четыре раздела. В качестве критерия избрана история формирования теории рыночной экономики.
    Первый этап - Древний мир. Здесь экономическая мысль зародилась как часть общих рекомендаций по управлению государством.

    Второй этап - средние века. Происходит выделение экономической науки в самостоятельную отрасль знаний, имеющую собственную проблематику и терминологию (IV - XVI вв.).

    Третий этап - новое время. В экономической науке складываются основные направления и школы (XVII - начало XX вв.). Четвертый этап - современные учения.


    Экономическая мысль Древнего Востока — это, как правило, своды законов и сочинения по искусству государственного управления. Экономическое знание носит догматический, априорный характер.

    Экономи́ческая мысль Дре́внего Восто́ка имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.

    Экономическая мысль Древнего Китая

    Изучение истории экономических учений древнего Китая началось в начале XX века. Вышедшая в 1911 году в Нью-Йорке на английском языке книга Чэнь Хуаньчжана «Экономические принципы Конфуция и его школы» положила начало исследованиям китайской экономической мысли на западных языках. В двадцатые годы были опубликованы работы Гань Найгуана «История доциньской экономической мысли» (Шанхай,1926) и Сюй Мэна «Экономические идеи Мо-цзы» ( Пекин, 1925) и "История экономической мысли философов конца эпохи Чжоу"(Шанхай,1930). Большой вклад в изучение истории экономической мысли и её соотношения с другими науками Китая внесла работа известного китайского учёного Тан Цинцзэна «История китайской экономической мысли» (1936). Одним из первых экономических трудов является древнекитайский «Гуань-цзы», объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н. э. Перевод и исследование экономических глав этого древнекитайского памятника был осуществлён В.М. Штейном. В «Гуань-цзы» появилась идея уравновешивания рыночной стихии. Правитель должен удерживать товар, который находится в избытке у населения, и выпускать в обращение товар, который находится в недостатке. Авторы трактатов высказывались за нормированную эмиссию денежных знаков, а также государственное регулирование цен в целях стабилизации экономики.

    Экономическая мысль Древней Индии

    Основным экономическим трудом Древней Индии является трактат «Артхашастра», состоящий из 15 книг. Трактат посвящён «артхе» — материальной выгоде, которую можно получить путём завоевания новых населённых земель. За счёт доходов от новых земель царь может собрать больше войск и в итоге стать «владыкой мира». В трактате имеются конкретные рекомендации для пополнения казны: максимально возможные и разнообразные налоги, в том числе за алкогольные напитки, взимание средств с паломников, казнь и конфискация имущества преступников. Одной из главных задач ставится борьба с коррупцией и в качестве меры борьбы предлагается частая смена чиновников, чтобы они не успели привыкнуть к должности и использовать своё положение в корыстных целях.

    Экономическая мысль Вавилонии

    Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества.

    Экономическая мысль Древнего Египта

    В центре древнеегипетской литературы стояли вопросы управления. В «Поучениях» отражались вопросы управления на разных уровнях, в «Поучениях гераклиопольского царя своему сыну Мерикара» уделялось внимание укреплению чиновничьего аппарата, в «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца . Из литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте.

    №3 Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

    Древняя Греция

    Рабство в Древней Греции стало господствующей формой хозяйствования и проникло во все области экономической жизни. Эпоха расцвета и кризиса рабовладельческого строя в Древней Греции нашли отражение в ее экономической мысли.

    О характере экономического строя Древней Греции мы узнаем из трудов Ксенофонта Афинского (444-356 до н.э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «Экономика». Трактат Ксенофонта «О земледелии» - настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, состоящая из 12 томов.

    Ксенофонт считал, что сельское хозяйство является наилучшей сферой деятельности. В отличие от земледелия, ремесло не является достойным занятием - оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Поэтому ремеслом должны заниматься рабы и иностранцы. Свободному же гражданину не пристало быть ремесленником.

    Торговля в Древних Афинах была достаточно развита. Источники государственных средств - налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин - основа их военного могущества.

    Согласно Ксенофонту, настоящий хозяин дома тот, кто может умело вести сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Покупки на рынке играют второстепенную роль - вся работа в домашнем хозяйстве и в поле исполняется только рабами.

    Ксенофонту приписывается авторство термина «Экономика», что означает с греческого – наука о ведении домашнего хозяйства. «Домоводство», по словам Ксенофонта, - это наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать его. Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить и друзьям облегчать нужду».

    В «Домострое» Ксенофонт замечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Так, флейта для того, кто не умеет на ней играть, не представляет ценности, как и земельный надел, который хозяин не может обработать. Также и деньги не представляют ценность для человека, если он не умеет ими пользоваться.

    В древнегреческих трактатах экономические закономерности, практические вопросы хозяйствования пока еще не получили самостоятельного статуса, экономика как отрасль знаний еще не выделилась. Под этим термином древние греки понимали совокупность практических рекомендаций по ведению домашнего хозяйства. Экономические рассуждения греческих писателей сливались с рассуждениями о жизни государства и общества, они редко рассматривали какой-либо экономический вопрос сам по себе.

    Выдающийся мыслитель древности, энциклопедист и философ Аристотель, живший в Афинах более чем за 300 лет до нашей эры, стоял у истоков экономической науки. Он, конечно, не мог претендовать на создание системы экономических знаний, у него нет привычных нам экономических терминов. Но он сумел определить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

    Одна из таких проблем - стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами, чем определяются отношения обмена? Аристотель не смог найти этот универсальный измеритель, но задал вектор поисков для последующих экономистов-мыслителей.

    По Аристотелю, основой обмена служит заинтересованность членов общества в том, что подвергается обмену. Связующей основой обмена является потребность. Если нет потребности друг в друге, то обмен и не происходит. То, что подвергается обмену, должно быть сравнимо. Измерителем неоднородной продукции служат деньги. Для обмена по соглашению между людьми были введены деньги, именно они делают вещи соизмеримыми.

    По утверждению Аристотеля, обмен должен происходить по «справедливой цене», в соответствии с разумным размером личных потребностей. Аристотель разделил всю хозяйственную деятельность людей на две сферы. Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен – это естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемая «экономика». В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение или искусство наживать состояние заслуживает осуждения. Аристотель именует ее «хрематистика».

    Аристотель различает «истинное богатство», которое представляет собой имущество, необходимое для удовлетворения насущных потребностей семьи, и «ложное богатство», целью которого является накопление денег до бесконечности. Он осуждает ростовщичество, торговлю ради умножения денег.

    «Истинное богатство» состоит в совокупности средств, необходимых для жизни и полезных для государства и общины. Такая форма богатства естественна и имеет свои пределы, в отличие от неестественного стремления наживать деньги - для такой формы богатства и стяжательства нет никакого предела. В искусстве наживать состояние никогда не было предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и владение деньгами.

    Аристотель различает справедливость «распределяющую» и «уравнивающую». Первая относится, прежде всего, к области права, вторая - к сфере обмена. «Уравнивающая» справедливость предполагает равную долю для всех, «распределяющая» - каждому по заслугам. Обмен бывает «произвольным» (купля, продажа, ссуда, залог, заем, задаток, платеж) и «непроизвольным» (подневольным, например, кража, переманивание рабов).

    Аристотель первым положил начало традиции выяснения этических (нравственных) основ поведения участников хозяйственной деятельности, он был основателем этики как составной части философии. Аристотелевская этика предписывает, как следует поступать, сообразуясь с убеждениями и доводами разума. Поступки человека, принимаемые им решения определяют обычаи, традиции, нормы, закрепляемые законом.

    В «Никомаховой этике» (сочинение, отредактированное сыном Никомахом) Аристотель говорит, что наука о государстве «законодательно определяет, какие поступки следует совершать или от каких воздерживаться» и что «если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется все-таки благо государства».

    Таким образом, экономические воззрения Аристотеля не отделяются от его философского учения, они являются частью общих рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). Тем не менее, в его трактатах впервые появляется попытка выделить и понять некоторые экономические категории и связи между ними, ставшие впоследствии предметом экономической науки.

    Древний Рим

    Успехи древнеримской экономики основывались на рабском труде. Главным источником пополнения рабов стали войны. Рим «добивался импорта товаров при помощи меча, а не путем его оплаты продуктом искусной работы».

    Для римских патрициев все занятия, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, (коммерция, ремесло, производство) считались недостойным делом. Основное внимание римских мыслителей привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.

    Выразителем интересов крупного рабовладельческого хозяйства Древнего Рима был Марк Порций Катон (234-149 до н.э.) - автор трактата «О земледелии».

    Катон был военачальником, квестором, консулом в Испании.Из земледельцев, утверждал Катон, «выходят самые верные и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый мерный и вовсе не вызывает зависти».

    Трактат «О земледелии» содержит 162 главы. По форме трактат напоминает записную книгу, которую ведет хозяин рабовладельческой латифундии. Из нее можно узнать, как приобретать имение, как вести хозяйство. Автор пишет о полномочиях вилика (управителя); об особенностях организации труда рабов - необходимости проверки своевременности работ, о методах поощрения и наказания рабов; о работах в ненастье и в праздники; об уходе за посевами и скотом; о постройках и сельскохозяйственных орудиях.

    Из трактата можно получить представление и о хозяйственной жизни страны в целом, о «шкалах земельной доходности», о значении земледелия и торговли в жизни римлян, о выдаче денежных ссуд и сбережениях.

    Но главное достижение Рима - это создание правовой основы регулирования жизни огромной империи. В том числе и экономические отношения стали строиться не на традициях или обычаях, а на нормах права.

    Римские юристы создали довольно стройную систему законодательных норм, охватывающих широкий спектр экономических взаимоотношений, и, как оказалось, норм, пригодных к различным социальным системам, основанным на частной собственности и рыночных отношениях. Впоследствии римские «институции» и «кодексы» были положены в основу законодательных систем в странах Европы.

    Некоторые краткие итоги

    Основная форма экономического мышления народов Древнего Востока – организация экономических отношений в масштабах государства, у древних римлян и греков - система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства.

    Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие экономической науки, заложив основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, право собственности.Греки, в отличие от римлян, больше внимания уделяли вопросам хозяйственной этики.

    5. Предпосылки возникновения , общая характеристика ,основные идеи и рецепты меркантилизма. Экономические взгляды Т.Мана и А.Монкретьена
    Меркантилизм как особое направление экономических мыслей появился примерно в XVI веке. Предпосылками его возникновения стали:

    1. вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночны­ми экономическими отношениями;

    2. последствия великих географических от­крытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления ка­питала»;

    3. возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников.

    Основные представители: Уильям СтаффордТомас МаннАнтуан де МонкретьенАнтонио Серра.

    По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Дан­ная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом миро­воззренческими принципами меркантилистов, как-то:

    1) золото и сокровища любого рода как выражение сути бо­гатства;

    2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения при­тока в страну золота и серебра;

    3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

    4) протекционистские тарифы на импортируемые промышлен­ные товары;

    5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

    6) рост населения для поддержания низкого уровня заработ­ной платы.

    В период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через раз­личные указы и статуты, посредством которых предполагалось воз­вести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной поли­тики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли — исходного условия формирования рыночной эко­номики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе не­зависимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию». Такого рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предоп­ределила объективную невозможность политики свободной кон­куренции.

    Тем не менее ярко выраженная протекционистская экономичес­кая политика государственной власти времен меркантилизма кардинально изменила роль торгового ка­питала в экономике. Она была нацелена (ради приумножения денежного богатства на:

    1. пре­вышение экспорта над импортом;

    2. неэквивалентный обмен во внешней торговле, обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо).

    В доиндустриальной экономике меркантилизма еще отсутствовали про­блемы регулярной занятости и фабричной дисциплины. При этом в теориях меркантилистов преобладали представления о неэлас­тичности спроса и целесообразности превышения экспорта над импортом, поощрения экспорта капитала и одобрения обществен­ных работ, а также предубеждение, будто только политика «разо­ри соседа» обогатит нацию.
    Концепция торгового баланса Томаса Манна
    Разность между экспортом (поступлением денег из-за границы) и импортом (платежами за границу), или сальдо торгового баланса, являлось, по мнению меркантилистов, важнейшим источником накопления богатства страны. Поэтому главное средство увеличения национального богатства - создание благоприятного для страны торгового баланса, максимизация положительного сальдо торгового баланса. Политика государства заключается в том, чтобы максимально сократить ввоз иностранных товаров и увеличить вывоз отечественных товаров за границу.
    Для этого применяется протекционистская политика, включающая в себя следующие элементы:

    1. Внешнеторговая политика. Запрещается ввоз в страну многих иностранных товаров, вводятся охранительные и запретительные пошлины, устанавливаются экспортные премии; поощряется создание торговых монополий.

    2. Промышленная политика. Насаждаются и развиваются мануфактурные производства, так как промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные блага, и легче транспортируются. В области промышленной политики меркантилисты стремились к максимизации добавленной ценности. Выполнения данной задачи можно добиться, с одной стороны, путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, путем сокращения затрат на их производство. Чтобы понизить расходы на рабочую силу, применялись следующие меры: принятие законов, устанавливающих потолок (максимальное значение) заработной платы, ограничивающих перемещение рабочей силы (в качестве примера можно привести запрет на эмиграцию во Франции); ограничение экспорта пищевых продуктов с тем, чтобы понизить стоимость жизни; привлечение иностранных специалистов. Для уменьшения затрат на сырье предпринимался захват колоний с тем, чтобы превратить их в источники дешевого сырья и одновременно в рынки сбыта готовой продукции.

    Антуан де Монкретьен 
    был первым, кто добавил (к внешним войнам) поиск богатства как средство обеспечения стабильности социального порядка Франции, сформировавшегося вокруг короля. Он ставит под вопрос старое аристотелевское утверждение о независимости политики от (и о ее преимуществе перед ними) других аспектов общественной жизни, включая экономическую деятельность. Труд является одним из факторов политической стабильности, производительного труда и накопления богатства, - к такому логическому заключению пришел Монкретьен: "счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство - в работе".

    Кроме сельского хозяйства, в своем исследовании устройства общества А.Монкретьен обращался и к изучению промышленности и торговли. С тех пор как обмен стал основой большей части производительного труда, продавцы и "купцы" начали играть центральную координирующую роль. Прибыль, будучи их основным стимулом, должна была поощряться и находиться под защитой (государства): «…купцы более чем полезны, а их забота о доходе, которая осуществляется в работе и промышленности, создает/является причиной большой части общественного богатства. По этой причине, должно им простить любовь к выгоде и стремление к ней…»

    Из этого естественно вытекает заявление меркантилистов о необходимости помощи государства в повышении благосостояния наций. В первый раз подчеркнув тесную взаимосвязь политики и экономики, именно Монкретьен окрестил политической экономией труд, включающий несложные доказательства, о том как производится, распределяется и обменивается богатство нации, и которые систематически были изучены лишь полтора века спустя.  

    Политика меркантилизма объективно способствовала накоплению весьма значительных частных капиталов, а значит и развитию капитализма в Западной Европе. Однако ее реализация имела и огромные негативные последствия, прежде всего с точки зрения социальной устойчивости. Практика искусственного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию разоряла сельское хозяйство и нередко приводила к социальным возмущениям со стороны крестьянства. Запреты на рост заработной платы не только усиливали социальную напряженность, но и порождали низкую покупательную способность населения, что ограничивало внутренние рынки, а значит и возможности реализации товаров отечественных производителей. Государственные средства чаще всего разворовывались или использовались неэффективно. Наконец, практика ограничения конкуренции (протекционизм плюс создание искусственных монополий) обуславливала нежизнеспособность создаваемых отечественных предприятий и отраслей: монополизм никогда до добра не доводит.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта