Главная страница
Навигация по странице:

  • П о горизонтали;

  • Программно-методический комплекс Философия. Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии


    Скачать 8.01 Mb.
    НазваниеМетодическая разработка по организации самостоятельной работы студентов с первоисточниками. В заключительной части комплекса даны примерные вопросы к экзамену по философии
    АнкорПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    Дата16.01.2018
    Размер8.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПрограммно-методический комплекс Философия.doc
    ТипМетодическая разработка
    #14228
    страница40 из 43
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43

    Вопрос 9


    Выделите особенность познания в тезисе к. Маркса "Главный недостаток всего предшествующего материализма, включая фейербаховский, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно":

    практическая природа познания

    единство в понятии чувственной и рациональной сторон

    стремление познания к истине
    Вопрос 10

    Назовите отличительную особенность практики как критерия истины, о которой идёт речь в следующем высказывании В.И. Ленина "... Нельзя забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления":

    относительность

    абсолютность

    непрерывный характер
    Вопрос 11

    Укажите направление в гносеологии, которое критикует Ф. Энгельс "Сколько бы пренебрежения не высказывать ко всякому теоретическому мышлению, все же без последнего невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь":

    эмпиризм

    рационализм

    агностицизм
    Вопрос 12

    Определите гносеологическую позицию, заключённую в высказывании философа XVIIв. Г. Лейбница "... Все мысли и действия нашей души вытекают из её собственной сущности и не могут ей быть сообщены ... чувствами":

    рационализм

    эмпиризм

    сенсуализм
    Вопрос 13

    Определите гносеологическую позицию в высказывании философа К. Гельвеция "Знание человека никогда не достигнет большего, чем дают ему чувства. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума":

    сенсуализм

    эмпиризм

    рационализм
    Вопрос 14

    Выделите положение, соответствующее корреспондентной концепции:

    истина - знание, которое соответствует действительности

    истина - логическая схема, в которую укладываются данные опыта

    истина - идея, руководство которой приводит к успеху
    Вопрос 15

    Укажите положение, соответствующее когерентной концепции истины:

    истина - логически не противоречивое знание

    истина - знание, которое является адекватным отображением объективного мира

    истина - идея, руководство которой приводит к успеху
    Вопрос 16

    Укажите положение, которое соответствует прагматической концепции истины:

    истина - идея, руководство которой приводит к успеху

    истина - знание, которое является адекватным отображением объективного мира

    истина - логическая схема, в которую укладываются данные опыта

    истина - знание, которое соответствует показаниям органов чувств
    Вопрос 17

    Выделите отличительную особенность понимания истины в рамках диалектико-материалистической философской теории:

    истина есть процесс

    истина есть результат отдельного акта познания

    истина объективна и вечна

    По горизонтали; 5. Совокупность взглядов, оценок, определяющих самые общие видения мира, положения в нем человека, программы поведения в нем людей. 6. Философское учение, отождествляющее бога и природу. 7. Идеалист, который требует вести чистую жизнь, участвовать в религиозных церемониях. Вино должно восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог - Вакх - бог вина. Герой оперы «... и Эвридика» 9. Учение о прекрасном и художественной деятельности людей. 11. Учение о бытии, 13. Представитель римского стоицизма, автор философско-этического произведения «Письма к Луцилию». 15. Учение о познании. 17. Способность человека отражать окружающую действительность и продукт этого отражения. 22» Автор слов: «Единица есть то, через что каждое из существующих считается единым». 25. Объективная реальность, которая существует независимо от субъекта, но этим субъектом познается. 26. Философское учение, отрицающее возможность познания мира. 27. Древнегреческий философ, основатель скептицизма; считал, что человеческие суждения о вещах произвольны, следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще и пребывать в состоянии апатии. 29. Древнегреческий философ, считавший, что нельзя употреблять термины - возникает и уничтожается. Надо говорить смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют семена (гомеомерии), это проматерия. Ничто не возникает изначально и ничто не пропадает. Нус (ум) - сила разделяющая и сливающая. Источник движения противостоит материи. 30. Повествование о богах, духах, возникшее в первобытном обществе. 33. Философ, который первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разжижения которого возникают все вещи; представитель Милетской школы. 34. Древнегреческий софист, выдвинувший следующие тезисы: ничего не существует, если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было познаваемо, то познанное было бы невыразимо. 36. Категория, выражающая независимое от субъекта существование мира. 38. Автор слов: «Ради минутной слабости человек пьет вино - он разжигает свою душу», «Все течет», «В одну реку нельзя войти дважды». 39. Древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. Считал, что существуют только атомы и пустота.
    По вертикали; 1. Наиболее известный ученик Платона. 2. Древнегреческий философ, который делил философию на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. Выдвинул тезис: атомы не только способны к движению, но оно является самопроизвольным. 3. Так называемые учителя мудрости; группа философов, вместе с которыми в философию входит тема человека и сознания. 4. Автор слов : «Человек -мера всех вещей». 8. Представитель Милетской школы, впервые поставивший вопрос о первоосновах. Он считал, что мир произошел из воды, что в воде зародилась жизнь. 9. Древнегреческий философ, считавший, что движущие силы - любовь ( сила притяжения ) и вражда ( сила отталкивания ), под действием которых космос то соединяется в единый бесконечный шар, то распадается. 10. Древнегреческий философ, провозгласивший целью философии не обладание истиной, а отсутствие заблуждений; придерживался принципа «воздержания от суждений». 12. Совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога. 14. Древнегреческий философ, учил о единстве, вечности и неизменяемости сущего. Выступил с критикой множества богов греческой народной религии. Он считал, что боги - это порождение людского ума; боги - это сама природа. 16. Древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель Демокрита. 18. Представитель Милетской школы, предложивший в качестве первоосновы апейрон - некое неопределенное, бескачественное и бесконечное первоначало, выступающее источником всех вещей и явлений. 19, Автор известных апорий 20. Представители философского направления, основателем которого был Зенон Китайский. 21. Древнегреческий философ, считавший в качестве первоосновы - число. 23. Учение о сотворении мира Богом из ничего. 24. Учение о развитии, движении, изменчивости. 28. Признание одной субстанции в основании бытия. 31. Автор афоризмов: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует» и «Бытие есть, небытия нет». 32. Автор изречений: «Познай самого себя» и «Я знаю только то, что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания». 35. Учение о нравственных отношениях и морали. 37. Автор слов: «Если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь, что искать».

    П
    о горизонтали;
    2. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней - без внутренней критичности, самостоятельного анализа. 3. Один из главных представителей неоплатонизма (410 - 485 г.г.). 6. Богословие. 8. Религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. 10. Теория, для которой реальным является бытие отдельных изолированных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом, - это лишь вторичные образования, лишь агрегаты скопления атомов. 11. Направление средневековой философии, которое было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом. Этот термин происходит от латинского слова «NOMEN», что значит «имя». 16. Философ, который говорил: «Природа сама себе недостаточна, и человек призван быть ее господином, повелевать стихиями». 17. Свойства, качества. 18. Учение о бытии. 21. Номиналист (1285 - 1349 г.г.): «Идеи не существуют р божественном уме в качестве прообразов вещей: сначала бог творит вещи своей волей, а идеи возникают в его уме уже после вещей, как представления вещей... Реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична и только в познающей душе возникают общие понятия»; выражение «Бритва ...». 22. Философское течение, придерживающееся христианской догмы, что бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, и божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. 24. Материалистическая теория, отправным пунктом которой является отдельный человек, а не общество в целом. Индивид - первичен, а общественный союз не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов, жизни «в удовольствие». 27. Термин, происходящий от греческого слова SCHOLE - «школа». Дословный перевод - «школьная философия». 29. Бытие или существование. 30. Средневековый философ (1033- 1109), утверждавший, что «познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее». 32. Доктрина, признающая существование единого бога. 33. Философ, живший около 480 - 524 г.г., чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на развитие средневековой схоластики. Первым дает четкое различие понятий сущности и существования. 34. Период в истории и философии Восточного Средиземноморья, Передней Азии и Причерноморья 334 - 324 г.г. до н.э. до 30 г.г. н.э. 35. Самое развитое и влиятельное философское направление поздней античности (последние представители которого жили в Византии) систематизировавшее учение Платона об отдельно существующих умопостигаемых идеях как единственно подлинном бытии. Делали они это с помощью методов аристотелевской логики.

    По вертикали; !. Византийский философ, поместивший в самом начале своего труда «Источник знания» поговорку «Ученье - свет, а не ученье - тьма». 4. Философ (XI - ХП), доказывавший, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме. 5. Под этим термином в средние века подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. 7. Учение о познании. 9. Философское учение, признающее дух и материю, идеальное и материальное двумя самостоятельными, независимыми началами. 12. Направление в философии, признающее одно начало в основании мира - дух или материю. 13. Первый из философов, попытавшийся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке (Ш век). Он считал, что человек состоит из души и тела. Дух не принадлежит человеку, он как бы даруется ему богом и всегда устремлен к добру и истине. 14. Один из главных представителей номинализма (конец ХШ - XIV век), автор парадокса об осле.. 15. Номиналист (1266 -1308), который обосновал зависимость разума от воли и считал божественную волю причиной всякого бытия . 19. Средневековое мышление, для которого реальностью, определяющей все сущее, является не природа, а бог. 20. Монах доминиканского ордена (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта. 23.Многобожие. 25. Сущность. 26. Направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы и метод Аристотеля. 28. Учение о Вселенной как едином целом; представление о мироздании. 31. Философия для них - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. 36. Один из наследников средневекового номинализма, английский философ эмпирического направления.


    П
    о горизонтали;
    1. Термин, возникший в 1 веке до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означающий «то что следует после физики». 4. Процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. 7.еалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы. 9. Немецкий философ, создавший развернутую систему диалектической логики. 10. Английский философ-идеалист, психолог, историк. 11. Категория философии, являющаяся определенностью предмета, в силу которой он отличается от других предметов. 14. Метод познания, новое понимание которого развивал Ф. Бэкон в работе «Новый Органон» 15. Философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. 16. Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира. 19. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. 21. Швейцарский психолог, сторонник Фрейда. 22. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. 23. Древнегреческий математик, автор «Начал». 24. Английский философ-неореалист, основатель идеалистической теории эмерджентной эволюции. 27. Наука о всеобщих связях и развитии в природе, обществе и мышлении. 28. Иррационалистическое направление, возникшее в XX в., философия существования. 30. Категория, выражающая одну из сторон развития противоречия. 31. Русский ученый, последователь Дарвина, основатель физиологии растений в России. 32. Немецкий философ и ученый, родоначальник немецкого классического идеализма. 33. Английский философ-материалист, развивал учение механистического материализма.

    По вертикали: 2. Направление в католической философии, основанное Фомой Аквинским. 3. Что «дороже» самого Платона? 5. Принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала. 6. Способность непосредственного постижения истины. 8. Идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. 12. Академик, естествоиспытатель, работающий на стыке геологических, биологических наук и наук об атомах. 13. Философское понятие, обозначающее существование. 15.Древнегреческий философ, считающий, что первоосновой и первоначалом мира является воздух. 17. Нидерландский философ-материалист. 18. Закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое и направленное. 20. Совершенное воплощение чего-либо (в зависимости от сферы употребления). 25. Русский писатель, родоначальник революционной мысли в России, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». 26. Совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы (философская категория). 27. Французский философ, математик, физик, физиолог, родоначальник рационализма. 28. Наука, объектом изучения которой является мораль. 29. Основатель диалектического и исторического материализма.




    По горизонтали; 4. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные предметы, явления рассматриваются вне их взаимосвязей, развития. 5. Древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. 7. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей. 10. Форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. 11. Взгляд на мир и способ мышления, при которых различные явления рассматриваются во взаимодействии, развитии. 14. Адекватное реальности описание. 15. Философское толкование Вед. 17. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. 20. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из первичности духа, сознания. 24. «Познай самого себя», - центральное изречение этого древнегреческого философа. 25. Способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживания, характеризующие его внутреннее состояние. 26. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств. 27. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентации, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа, 29. Представитель древнегреческого философского течения, провозгласивший принцип «Человек есть мера всех вещей». 30. Философия для него

    не просто наука, а прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. А главное достоинство мудреца, по его мнению, это свобода от власти внешнего мира. 33. Система утвердившихся ритуалов, догматов., социально значимая сторона религии. 34. Одно из положений этой религии: «Причины наших страданий - наши желания». 35. Античный философ, рассматривавший мир как огромный атом.

    По вертикали; 1. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. 2. «Телесная субстанция, обладающая пространственной протяженностью и делимостью» (Декарт). 3. Единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места, связей и т.д. 6. Отдельный человек, личность. 7. Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. 8. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной» и потусторонний - «небесный». 9. В своих так называемых апориях он хотел доказать, что множественность и движение всего лишь порождение нашего ума, их не существует в реальности. 12. Философское учение о бытии. 13. Философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. 16. Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. 18. Ученик Платона, создатель первой в истории системы логики - силлогистики. 19. Этико-политическое учение в Китае, которое объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших - всеобщим законом справедливости. 21. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. 22. Философское учение в Древней Индии, основанное на племенных верованиях, обычаях, ведических ритуалах. 23. Философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины. Крайняя ее форма. 25. Сборники гимнов в честь богов в Древней Индии. 28. Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. 31. Первочеловек ведических мифов, породивший мир и человеческое сообщество. 32. Греческий материалист, учение которого было просвещенным, утонченным и просветленным, но все же эгоизмом.





    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   43


    написать администратору сайта