Главная страница

основы. Методические рекомендации для подготовки к практическим и семинарским занятиям и лабораторному практикуму сборник тестов и тестовых работ для определения степени креативности студентовжурналистов


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеМетодические рекомендации для подготовки к практическим и семинарским занятиям и лабораторному практикуму сборник тестов и тестовых работ для определения степени креативности студентовжурналистов
Анкоросновы
Дата26.02.2022
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOsnovi_jurnalist_deyatelnosti.doc
ТипМетодические рекомендации
#374044
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
План-программа творческого эссе




  1. Как я создаю журналистский текст? В чем его особенности: гармоничность, культура языка и формы, проблематика и тематическое своеобразие текста.

2 .Элементы авторской деятельности – что я включаю и чем владею при создании журналистского произведения? Моя методика, мои особые методы постижения мира, мой особый образ мира, мой особый зритель, читатель, слушатель, потребитель, на какой позиции в тексте находится моя точка зрения, всегда ли я ее высказываю,

3. Какое место мой текст занимает в общем массиве текстов публичных коммуникаций?

4. Какие методы я использую при:

  1. общении (с нужными мне людьми, с важными для меня людьми, с самим собой);

  2. анализе своего творческого произведения;

  3. создании журналистского текста.

Необходимо, чтобы работы, которые будут предметом изучения, были представлены тоже (имеются в виду авторские публикации или подготовленные - готовые материалы).

Как альтернативные могут быть использованы исследования близкого по духу или любимого Вами автора, если исследование личного опыта по какой-либо причине не может быть Вами произведено, но в этом случае все равно должны быть представлены публикации, принадлежащие Вашему перу.


БЛОК 2.

Диагностика креативности студентов-журналистов.

Сборник тестов и тестовых работ для определения степени креативности личности студента-журналиста
МЕТОДИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Диагностический блок предназначен для использования в системе индивидуализации профессионального обучения и саморазвития студентов-журналистов на факультетах и отделениях журналистики государственных и негосударственных вузов, ведущих обучение специальности 021400 – Журналистика.

Диагностический блок содержит разделы по изучению дивергентного мышления, в целом креативности и свойств творческой личности студента-журналиста, а также уровня профессионализма студента-журналиста. В диагностическом блоке содержатся тесты, предназначенные для самодиагностики студентами-журналистами, что делает их особо ценными.

Также блок диагностики содержит особые тестовые работы, которые помогут определить степени готовности студентов к выполнению тех или иных профессиональных заданий. Эти тестовые работы могут быть использованы в процессе предметной и общей подготовки студентов к профессиональной творческой деятельности.

Все тесты, представленные в диагностическом блоке, оценены по надежности и модернизированы Е.Е.Туник, Д.Б.Богоявленской, Т.А.Барышевой, В.Т.Рындак, А.В.Москвиной, Е.С.Дорощук.

Тестовые работы и тесты расположены по разделам, каждый из которых предназначен для определения тех или иных качеств личности студента-журналиста. В каждом разделе размещено несколько тестов и тестовых работ. Они носят специфический творческий характер и способствуют определению состояния мышления студентов-журналистов, их творческого потенциала, коммуникативных качеств и особенностей.

Тесты и тестовые работы снабжены методическими указаниями и рекомендациями, которые позволяют наиболее продуктивно использовать их в процессе профессионального обучения и саморазвития студентов-журналистов.

РАЗДЕЛ 1

Изучаем дивергентное мышление

студента-журналиста
1.1.Тест «Заглавие для произведения»2

Этот тест является тестом дивергентной продуктивности семантических преобразований. Она имеет три показателя: суммарное число названий (легкость определения и быстрота или оперативность определения); оригинальность названий; обобщенность названий.

При тестировании используются задачи, в которых содержатся задания: а) на придумывание заголовков к тексту (по возрастающей абстрагирования: газетный, журнальный тексты, текст радио; текст телевидения; текст изобразительный, текст музыкальный и т.д.); б) задания на придумывание обобщенного резюме текста - морали (газетный, журнальный, радио и телевизионный, Интернет-текст); в) задания на придумывание заголовков к продолжению развития темы текста в других текстах, входящих в цикл (газетный, журнальный, радио и телевизионный, Интернет-текст).

Для стимулирования решения сам процесс тестирования делится на два этапа: на первом этапе студенту дается готовый текст и он производит предложенные операции с ним, на втором этапе студент сам составляет (пишет) текст и проводит все предложенные операции.

Результаты тестирования помещаются в сводную таблицу, по которой можно судить о степени продуктивности преобразований как показателе дивергентности мышления студента-журналиста. По каждому из заданий строится отдельная таблица. Затем эти таблицы объединяются в одну по каждому студенту. Это позволит получить полную картину по всем показателям.

Итоговая таблица

Показатели дивергентной продуктивности/

Разновидности текстов

Легкость определения (сумма баллов)

Оперативность определения

(сумма баллов)

Оригинальность и новизна названий

Обобщенность названий

Газетный текст













Радиотекст













Телевизионный текст













Изобразительный текст













Интернет-текст













Визуальный текст















1.2. Тест «Варианты окончаний»

Этот тест предназначен для тренинга и диагностики вариативности мышления студента-журналиста, оперативности реагирования и умения продолжения творческого процесса. Тест оценивается по трем показателям: количество вариантов (скорость предложения вариантов); оригинальность вариантов; адаптивность вариантов (соответствие тексту); художественная экспрессивность.

Студенту-журналисту предлагается задача на написание нескольких вариантов окончания текста, который может (должен) быть размещен в СМИ (печатный, радио и телевизионный варианты). Особая задача формулируется в отношении Интернет-текста, решение которой переносится в виртуальное пространство.
1.3.Тест «Использование предметов»

Это вариант вербального теста на семантическую гибкость и применение предмета журналистского творчества (конкретная ситуация) в альтернативной ситуации, которая может сложиться в процессе журналистского творческого действия. Задача ставится таким образом: предложите как можно больше способов использования предмета, отраженного в журналистском тексте, в разных альтернативных ситуациях. Для этого студент перечисляет предлагаемые им способы употребления предмета, отличающиеся от употребления его в данном тексте. Предложения студент записывает в таблицу:


Предмет (наименование) или его модификация

Способы и возможности употребления предмета или его модификации

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




8.




9.




10.





Результаты теста оценивается по трем показателям: оперативность реагирования; оригинальность; адекватность изначальной ситуации (степень соответствия).

Оперативность реагирования оценивается по суммарному числу ответов за единицу времени, отведенному на тестирование: каждый ответ оценивается в 1 балл, сумма баллов составляет показатель оперативности реагирования.

Оригинальность оценивается по числу ответов, в которых предмет используется необычно, однако, профессионально оправданно. Ответы не должны повторять друг друга. Каждый оригинальный ответ оценивается в 5 баллов. Формула оригинальности выглядит таким образом: О = 5n, где n – число оригинальных ответов.

Адекватность изначальной ситуации оценивается по характеру предложенных вариантов и соотнесенности их с предметной первоначальной характеристикой, данной в условии задачи.
1.4. Тест «Заключения»

Этот тест является продолжением предыдущего, только в основе его лежит задание на воображение. Тест состоит из двух этапов. На первом студенту дается возможность сформулировать конкретную ситуацию, которая имеет (или имела) место в реальной журналистской практике. На втором этапе студенту предлагается перечислить различные последствия этой ситуации в реальности и в некотором гипотетическом смысле.

Тест оценивается по трем показателям: оперативность реагирования; оригинальность; адекватность изначальной ситуации (степень соответствия). Методика оценки та же, что и в предыдущем тесте.
1.5. Тестовая работа «Выражение»

Эта тестовая работа построена на декодировке (расшифровке) журналистского текста и кодировании содержания этого текста посредством глубокого побуквенного расчленения текста.

Тестовая работа состоит из трех этапов:

Этап 1.

На этом этапе студент отбирает из предложенных текстов – реальных текстов МИ, тот, который соответствует его интересам и представлениям о тексте, отвечающем условиям информативности.

Этап 2.

На этом этапе студенту предлагается вычленить из текста а)четыре; б) восемь; в) двенадцать букв, которые являются наиболее встречающимися в разных частях текста (на выбор).

Результатом этого этапа становится кодированная цепочка строчных букв, которую студент записывает в специальной карточке.

а)

А С Т Ж
б)


в)


Этап 3.

На этом этапе студент придумывает предложение из n-нного количества слов (в соответствии с вариантом), в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Это предложение должно по смыслу связываться с декодируемым текстом. Таких предложений предполагается несколько.

Оценивается текст по четырем показателям: оперативность реагирования (количество приведенных предложений по каждому варианту) – за каждое предложение 1 балл, сумма баллов – показатель оперативности; гибкость декодирования и кодировки: необходимо учитывать число слов, которые используются один раз – если в последующем предложении это слово употребляется снова, то его не принимают во внимание. 1 слово оценивается в одну десятую балла – 0,1; смысловая определенность (законченность, правильность грамматического построения предложений) – по степеням: высокая степень, средняя, низкая; оригинальность – так же как и в предыдущих тестах.

1.6. Тестовая работа «Составление изображений»3

Эта тестовая работа предполагает решение задач по изображению (рисунку) предмета журналистской деятельности и отражению в цветовой палитре основных текстовых характеристик: жанра, идеи, образа. Основная задача: изобразить в виде рисунка при помощи определенных фигур предмет журналистской деятельности конкретного журналиста (персоналии предлагаются в вариантах на выбор студентов). Фигуры для изображения: круг, треугольник, прямоугольник, полукруг.

Условия: каждую фигуру можно использовать несколько раз, но нельзя добавлять другие фигуры и линии. Студент рисует эти фигуры на листе, поделенном на четыре части. В каждой части рисуются:

в первой – лицо;

во второй – дом;

в третьей – клоун;

в четвертой – то, что характерно для предмета и может быть названо.

Оценивается эта часть по следующим параметрам: оперативность – гибкость: n1 – число изображенных элементов. 1 деталь – 0,1 балла, гибкость – число использованных классов фигур. 1 класс фигур – 1 балл. Гибкость от 0 до 4 n2 и n3 – число оценок. Ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка – 0,1 балла.

Беглость: 0 = 4(n11+ n21+ n3), где 1 – номер рисунка (n3 не учитываем и исключаем).

Оригинальность m1 – число оригинальных рисунков (по содержанию, по теме) и относится только к последнему рисунку. Оригинальным считается рисунок с необычным использованием элементов, оригинальным их расположением. За каждый оригинальный рисунок присваивается 5 баллов. Показатель m2 – число оригинальных элементов рисунка. Оригинальным считается элемент необычной формы или необычно расположенный. За каждый оригинальный элемент присваивается 3 балла. Все показатели суммируются по четырем рисункам: О = 4(5 m11+3 m21).

Далее студент изображает цветовую палитру творчества журналиста, исходя из представлений о профессиональной журналистской деятельности на примере своего опыта и изучения опыта известных журналистов по параметрам: жанр; идея; образ. Эта цветовая палитра может быть изображена в виде набора красок, а может быть составлена сюжетная картинка (или сюжетные картинки).

Для усложнения задания по тестовой работе студентам может быть предложена задача по составлению притчи или сказки, иллюстрирующей изображенную цветовую картину. Если этих цветовых картин несколько, то может быть составлено несколько притч или рассказов. Каждый рассказ оформляется как отдельное произведение и демонстрируется перед классом или мастерской. Этот этап называется «Демонстрация изображения».

РАЗДЕЛ 2

Изучаем творческое мышление

студента-журналиста: способность к креативу
2.1. Вербальное и звуковое творческое мышление студента-журналиста

Этот тест основан на очень известном тесте американского психолога Е.П.Торранса, который впервые использован им в 1962 году. Это вербальный, звуковой и невербальный буклеты Е.П.Торранса. В основе теста, который проводится со студентами-журналистами – стремление создать модель творческих процессов в журналистской деятельности, которая отражает природную сущность креативности журналиста и студента-журналиста.

Именно способность к дивергентному мышлению, преобразованиям, ассоциированию, генерированию новых идей ложится в основу метода диагностики и развития креативного мышления, созданного Торрансом. Необходимо подчеркнуть универсальный характер предложенной модели: она может быть использована в любой сфере деятельности для диагностики художественно-творческих способностей. Разработаны основные показатели креативности – беглость4, гибкость, оригинальность (новизна) и разработанность (детализация), которые ярко проявляются в творческой деятельности журналиста.

Нами предлагается для диагностики креативного мышления студента-журналиста вербальный и словесно-звуковой тесты, наиболее ярко отражающие специфику профессиональной деятельности журналиста.

Вербальное творческое мышление студента-журналиста

(фотография и рисунок)

Задания связаны с фотографией или рисунком, размещенным в СМИ и фотографией или рисунком, представляющими собой художественные произведения. Подбор рисунков и фотографий осуществляется Педагогом-Мастером.

Первое задание связано с умением задавать вопросы и уточнять событие. Предлагается познакомиться с изображением и ответить на ряд вопросов: Что произошло, какое событие отражено на фотографии (рисунке)? О чем можно говорить уверенно? Какие данные необходимы еще для того, чтобы более подробно описать, что случилось и более глубоко понять произошедшее? Какие выводы можно сделать? Что можно предвидеть? Запиши все вопросы, которые ты придумал на отдельном листе бумаги, нумеруя их по порядку. Время выполнения – 15 минут.

Второе задание связано с выявлением причин события, которое изображено на фотографии (рисунке). На листе бумаге запиши в столбик все причины события, которые ты можешь выявить. Время выполнения – 15 минут.

Третье задание позволяет определить последствия этого события, изображенного на фотографии (рисунке). Напиши на листе бумаги как можно больше последствий изображенного события, которые ты считаешь возможными. Время выполнения – 15 минут.

Четвертое задание связано с изменением ракурса съемки события. Постарайся представить, что можно изменить или как иначе представить событие, чтобы оно могло иметь иные последствия и причины. Опиши разные способы представления события, его модернизации. Время выполнения – 15 минут.
Словесно-звуковое творческое мышление студента-журналиста

Для данного тестового испытания используется запись звуков, в основе которой документальные иллюстрации, прозвучавшие в эфире радиостанций и сохранившиеся в звуковых архивах.

Первая часть связана с выявлением умения соотносить разные звуки с тем или иным событием. Для этого студенту дается возможность прослушать различные звуковые картинки (длительность звучания каждой – не более 30 секунд). Затем ему предлагается соотнести их с разными характеристиками события, отражаемого в звуковых текстах. Для этого можно использовать таблицу.


Звук (описание)

Событие (характеристика)

Степень соответствия звука событию/ Что изображается или может быть изображено

Вой сирены

Несчастный случай, катастрофа и т.д.

Относительное соответствие /Тревожное ожидание беды

И т.д.








Вторая часть связана с необходимостью объединения разных звуков, которые прослушал студент в одну звуковую картинку (звуковой текст). Здесь требуется описание звуковых образов и последовательное их расположение в новом тексте, составленном студентом. Текст сопровождается комментариями.

Итоги подводятся по четырем показателям.

Беглость или оперативность является количественным. В нем отражается способность к порождению большого числа сообщений за короткое время.

Гибкость позволяет определить разнообразность идей, выдвигаемых студентом. Многоаспектность, широта используемых стратегий, категориальность мышления.

Оригинальность и новизна позволяет определить степень отличных идей, их неординарность и неповторимость. Именно количество такого рода ответов дает основание говорить о совершенстве этого показателя.

Детальность или детализация образов (разработанность) связана с конструктивностью и измеряется числом деталей при разработке основной идеи.
2.2. Тестовое задание «Спектральный анализ жанровых форм в журналистике»

В основе этого тестового задания лежит умение соотносить жанровые формовые признаки журналистского произведения с цветовыми характеристиками. Результатом этого тестового задания становится спектральная таблица, в которой отражаются цветовые характеристики жанров различных групп: информационной, аналитической, документально-публицистической, художественной и т.д.

За основу берется группа жанров и спектральная прямая с основными цветовыми показателями: семь цветов являются основой для выявления характеристик того или иного жанра. Цветовые характеристики жанра даются исходя из основных показателей цвета.
2.3. Как заполнить карту оценки и самооценки креативных свойств студента-журналиста?

Предлагается провести социоэкспертный анализ креативных свойств студента-журналиста с привлечением журналистов-практиков, руководителей творческих мастерских и самих студентов. В результате этого социоэкспертного анализа заполняется карта оценки и самооценки креативных свойств студента-журналиста.

Задание 1

Критерии креативности/ Эксперты

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Тщательность разработки

Эксперт №1













Эксперт №2













Эксперт№3













Студент (самоэкспертиза)














Задание 2

Критерии креативности/ Эксперты

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Тщательность разработки

Эксперт №1













Эксперт №2













Эксперт№3













Студент (самоэкспертиза)














Задание 3

Критерии креативности/ Эксперты

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Тщательность разработки

Эксперт №1













Эксперт №2













Эксперт№3













Студент (самоэкспертиза)














Общие оценки

Критерии креативности/Оценки заданий

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Тщательность разработки

Премиальные

Индивидуальные особенности

Задание 1



















Задание 2



















Задание 3



















Общая оценка




















РАЗДЕЛ 3

Определяем уровень профессионализма

студента-журналиста
3.1. Методика самооценки уровня развития

литературно-творческих способностей

(адаптированная для студента-журналиста)

Эта методика основана на замере индекса уверенности в степени владения компонентами литературно-творческих способностей.5

Студентам предлагается перечень литературных общих способностей, которые необходимы журналисту в его профессиональной деятельности. Против каждой из способностей указаны варианты ответов, выражающие наличие или отсутствие этой способности у тестируемого. Студенту необходимо выбрать один из вариантов ответов, отметив его подчеркиванием.

Компоненты литературных способностей, необходимых журналисту

Критерии самооценки/ Варианты ответов: «да» – уверен, что обладаю этой способностью; «скорее да, чемнет» - не очень уверен, что в достаточной степени обладаю этой способностью; «скорее нет, чем да» - едва ли обладаю этой способностью; «нет» - никогда не задумывался о своих литературных способностях; «затрудняюсь ответить» - не имею никакого представления о способностях данного рода.

Словесно-творческое воображение

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Читательское воображение

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Мышление словесно-художественными образами

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Наблюдательность, умение применять разные виды наблюдения

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Словесно-образная память

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Эмоциональная память

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Эмпатия (способность к сопереживанию и сочувствию)

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Эмоциональная впечатлительность

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Чувство художественного слова и формы

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Чувство художественного стиля

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Адаптивная гибкость предметного восприятия

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Способность соотносить описываемое с личным опытом

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Способность эстетически оценивать происходящее, а также иные произведения

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Способность воплощать в слове образы, мысли и чувства

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Способность предвидеть читательское восприятие

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Чувство формы произведения

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

Речевые способности

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить


Определяется общий индекс уверенности о наличии литературно-творческих способностей и их компонентов. Он вычисляется по формуле:

Z = (1.N1+ 0,5.N2-0,5.N3-1.N4+0.N5): N,

где

N1 – количество ответов «да»; N2 – количество ответов «скорее да, чем нет»; N3 – количество ответов «скорее нет, чем да»; N4 – количество ответов «нет»; N5 – количество ответов «затрудняюсь ответить»; N – общее количество ответов.

Соответственно различной степени уверенности соответствуют условные числовые значения от +1 до –1. И тогда +1(N1) – максимум уверенности; + 0,5 (N2) – уверенность; 0 (N5) – неопределенность и безразличность; -0, 5 (N3) – неуверенность; -1 (N4) – максимум неуверенности.


3.2. Как определить на какой ступени профессионализма находится студент-журналист?6

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий для вас вариант.

1.Считаете ли вы, что с помощью журналистики можно добиться изменений в той или иной сфере деятельности человека?

а) да;

б) нет;

в) да, но только кое в чем.

2. Вы сами можете участвовать в журналистике преобразующей?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) в некоторых случаях.

3. Верно ли, что некоторые из ваших идей привели бы к совершенствованию, а в конечном итоге – и к более эффективной деятельности того или иного средства массовой информации?

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалеком будущем будете в журналистике (или какой-то другой смежной сфере общественной деятельности) играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить в окружающей вас действительности?

а) да, наверняка;

б) маловероятно;

в) не исключено.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие. уверены ли вы, что осуществите свое начинание?

а) да;

б) часто сомневаюсь;

в) нет.

6. Бывает ли у вас иногда желание подготовить журналистский материал на тему, с которой практически не знакомы?

а) да, я авантюрист в журналистике;

б) нет, считаю, что дилетантизм здесь не допустим;

в) все зависит от обстоятельств и характера будущего материала.

7. Вы взялись за совершенно новую для вас тему. Есть желание сразу подготовить неординарный, блестящий по исполнению материал?

а) да;

б) думаю, это нереально;

в) да, если тема увлекает меня, я готов буквально горы свернуть.

8. Вы столкнулись с совершенно новой темой. Прежде чем появится практический материал, вы должны изучить всевозможные аспекты данной темы, поверить будущую «гармонию» алгеброй?

а) да;

б) нет, в журналистской спешке это просто невозможно;

в) нет, мне будет достаточно удовлетворения авторского любопытства.

9. Представьте ситуацию. Публикация (или выход в эфир) все откладывается. Не пишется на данную тему, или нет концепции материала, не хватает фактов. Наконец ясно осознаете – это ваша творческая неудача. И тогда вы…

а) какое-то время упорствуете, пытаетесь «довести» материал;

б) сразу же бросаете затею – без этого дел невпроворот;

в) используете свою индивидуальную методику, имеющуюся на этот случай (отложить материал, а потом к нему вернуться, посоветоваться с опытным коллегой, другом и т.д.).

10. Вам кажется, что журналистика позволяет добиться:

а) жизненных перспектив в любой области человеческой деятельности;

б) стабильности положения, материального достатка;

в) творческой самореализации – возможности делать то, что «по душе», что умеешь делать лучше других.

11. Путешествуя или бывая в незнакомом городе в командировке, вы обычно легко ориентируетесь?

а) да;

б) нет, в незнакомом месте все кажется типичным;

в) да, но только там, где местность или архитектура неординарны или чем-то явно выделяются.

12. Сразу же после интервью или беседы с человеком вы и без блокнота можете вспомнить суть, смысл разговора?

а) да, без труда;

б) чаще всего это сделать невозможно;

в) запоминаю я разговор избирательно – только самое «яркое» или то, что считаю в данный момент главным.

13. Улица для вас – театр: чаще всего вы непроизвольно запоминаете какие-то сценки, необычных «героев», не можете наглазеться на ту или иную мизансцену, на уличное происшествие?

а) да, эта черта характера раздражает не только моих близких, но и меня самого;

б) нет, чаще всего мне не до уличного «театра»;

в) да, но происходит подобное восприятие улицы непроизвольно, задерживаюсь же лишь в исключительных случаях.

14. В свободное время предпочитаете:

а) полное одиночество;

б) шумную компанию, где можно отвлечься от дел;

в) мне, в общем-то, безразлично, все зависит от того, как складываются обстоятельства.

15. Вы занимаетесь каким-либо делом. А примете решение прекратить это занятие, когда:

а) дело закончено и кажется вам лично выполненным;

б) когда «заказчики» более или менее довольны;

в) бывает нередко, что обстоятельства заставляют отложить то или иное дело, но обязательно возвращаетесь к нему.

16. У вас неожиданно выдался совсем свободный вечер, вы дома один:

а) есть возможность поразмышлять над какими-то абстрактными вещами;

б) пытаетесь найти себе конкретное занятие или работу по дому;

в) «Допишу-ка я давно откладывающийся материал (сценарий)».

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только наедине;

в) только там, где не очень отвлекают.

18. В вашем характере есть следующая черта:

а) не упорствовать, если аргументы оппонентов в споре убедительнее;

б) оставаться при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) изменить свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

19. Отвечая на вопросы, вы:

а) конечно же, немного потрафляли своему творческому самолюбию;

б) были стопроцентно честны перед собой;

в) все это – игра, и вы просто приняли правила игры.

Подсчитайте количество баллов, оценив каждый ответ «а» - в 3 балла; ответ «б» - 1 балл; ответ «в» - 2 балла.

51 балл и более: в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вас богатый выбор творческих возможностей. Если удастся его реализовать, то вас ждет прекрасное будущее в журналистике. Хотя уже сегодня вас, видимо, ценят коллеги и руководство за нестандартность мышления, творческую мобильность, за умение реализовать задуманное.

От 26 до 50 баллов: у вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете неплохими профессиональными качествами по его реализации. Но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества, мешают в повседневной деятельности. Попытайтесь их найти, проанализировав вопросы теста.

25 баллов и менее: ваш творческий потенциал, увы, пока невелик. Может, вы только еще подступаете к настоящей профессиональной деятельности, может быть, просто недооценили себя, свои способности. Не исключено, что ваши определенные творческие неудачи – от отсутствия веры в свои силы, от закомплексованности на неудачах. А может, вы не слишком серьезно отнеслись к тесту? Если на 10-ый вопрос вы дали ответ «б», а на 18-ый – «в», то это так. Или вы просто случайный человек в журналистике.

3.3. Как определить творческий потенциал студента-журналиста (количественный и качественный методы)?

Важным моментом в профессиональном обучении студентов-журналистов становится изучение творческого потенциала. Это позволяет определить степень развитости культуры творчества студента-журналиста и уровни (ступени) развития его профессионально-творческих способностей.

Творческий потенциал рассматривается как система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.

Исследователи считают, что большинство людей используют 25% своих возможностей, своего творческого потенциала, а те, которые добиваются успеха – 30-50%.

Развитие творческого потенциала личности – это непрерывный процесс, который осуществляется двумя путями:

экстенсивным путем (в процессе созревания личности, социобиологического развития, обучения, целенаправленной тренировки и т.д.);

интенсивным путем (в процессе мобилизации «функционального потенциала» для решения значимых для личности задач. При этом большая роль принадлежит соответствующим эмоциям, потребностям, установкам, целям и задачам, стоящим перед личностью) (Т.А.Артемьева).

Для определения уровня развития творческого потенциала студентов-журналистов мы предлагаем опираться на концепцию С.Ю.Степанова.7

Согласно этой концепции, творческий потенциал – это психоэнергетическое напряжение, возникающее между устремлениями, возможностями и реальной жизнью человека. Он реализуется в рефлексивно-творческом усилии (С.Ю.Степанов). Важно отметить, что если усилия человека превосходят по величине его наличные возможности (т.е. стремления и ценности выше, чем его актуальные ресурсы), то в этом случае человек своими собственными усилиями увеличивает свои ресурсы и возможности (как психологические, так и материальные), а значит, и горизонты собственного саморазвития. В этом случае говорят, что человек, проявляя творческий потенциал, одновременно его и наращивает. Творческий потенциал, реализуясь в творческих усилиях, связывает возможности человека и его реальную жизнь в единый процесс жизнетворчества, в котором каждое мгновенье может быть рождением новых возможностей и их реализацией.

Если человек реализует в своей текущей жизни больше ресурсов, чем он имеет на каждый конкретный момент своего существования, постоянно превозмогая их устойчивую дефицитарность, если он ставит для себя далекие цели, раздвигая этим горизонты своего развития, и предпринимает творческие усилия для воплощения своих мечтаний, то это повышает его творческий потенциал. Эта стратегия называется стратегией жизнепорождения.8 Противоположный процесс называется процессом жизнеисчерпания, т.е. процессом потребления человеком исходных ресурсов жизнедеятельности, причем как собственных, так и посторонних. В этом случае человек, проявляя творческое бессилие, становится постепенно социокультурным потребителем.

С.Ю.Степанов предлагает следующую формулу для определения коэффициента развития творческого потенциала:

D = КТП – ИТП = У – В

Где: D – коэффициент развития творческого потенциала (дельта его приращения); КТП – конечный творческий потенциал; ИТП – исходный творческий потенциал; У – вектор усилий человека; В - уровень актуальный возможностей.

Таким образом, условная величина творческого потенциала положительна, если усилия человека превышают его возможности, и отрицательна, если усилия человека меньше его возможностей. Отрицательную величину творческого потенциала можно назвать творческим бессилием. В данной формуле реализуется метафора, определяющая творческий акт как «могущество, т.е. процесс превозможения самого себя», свершения невозможного.

Использование диагностических тестов самооценки творческого развития и развития творческого потенциала студента-журналиста дает возможность прогнозирования саморазвития, способствует конструктивному разрешению своих внутренних противоречий и конфликтов. Так же позволяет актуализировать латентные способности, рефлексировать возможности творческого саморазвития, разрешать внутренние противоречия и конфликты. Определение творческого потенциала студентов-журналистов дает ясные ориентиры для совершенствования профессионального обучения и саморазвития студентов-журналистов.

Анализ динамики творческого потенциала студентов-журналистов проводится на основании формулы развития творческого потенциала, предложенной Ю.С.Степановым. Мы модернизировали и адаптировали формулу к условиям работы студентов-журналистов. За единицу измерения взят результат – продукт творческой деятельности студента-журналиста за определенное – обозначенное время. Оценка складывается из суммы баллов, набранных студентом-журналистом по итогам конкретного числа выполненных работ. Оценка работ осуществляется на основании выработанных критериев, установленных универсально для каждого студента. Учитывается, что за единицу времени студент-журналист в зависимости от его способностей (уровня творческого потенциала) на разном этапе подготовки может выполнить разное количество завершенных журналистских произведений. Разница в результатах за каждый этап составляет приращение творческого потенциала студентов-журналистов индивидуально для каждого тестируемого. То есть указанное приращение составляет разность совокупности баллов, полученных на разных этапах работы:

D= Kрр

где Kр = Σ pi;

i=1, n

где n – число выполненных работ;

pi – оценка за каждую из них.

В свою очередь, Нр = Σ pj; где m – число работ, выполненных

j=1, m

на начальном этапе, а pj оценка за каждую из них. Корректна запись:

Di, j = Σ pi - Σ pj

i=1, n j=1, m

Для углубленного изучения развития творческого потенциала студентов-журналистов используется метод анализа среднего качества работы на начальном этапе и последующих этапах обучения студента-журналиста. Средняя оценка за выполненные работы, соответственно, составляет:

- на начальном этапе

Σ pj

j=1, m

Pj= ;

m
-на контрольном этапе
Σ pi

i=1, n

Pi= .

n
Условное приращение творческого потенциала по каждой работе составляет соответственно:

Σ pj Σ pi

j=1, m i=1, n

Di, j = - .

m n

Этот анализ позволяет прогнозировать скорость развития творческого потенциала и основные тенденции этого развития у каждого студента-журналиста в соответствии с его индивидуальными характеристиками.

РАЗДЕЛ 4
Образцы предметных тестов для диагностики результатов профессионального обучения студентов-журналистов в области теории и практики журналистского творчества
5.1.Тесты по проверке понимания профессионализма в журналистике

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта