Главная страница
Навигация по странице:

  • Смелзер Н. Социология / под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. С. 236.

  • Бухгалтерский учет. Приложение 6 (2). Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине


    Скачать 313.16 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине
    АнкорБухгалтерский учет
    Дата03.12.2020
    Размер313.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПриложение 6 (2).docx
    ТипМетодические рекомендации
    #156365
    страница25 из 34
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   34

    Задание


    1.Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы.Какие социальные группы можно выделить в шоу-биз­несе, анализируя данный пример? Каковы интересы этих групп? Как группы взаимодействуют друг с другом, на каких основаниях? Какие группы можно еще добавить, если рассматривать шоу-бизнес как социальный институт?

    2.Чем деятельность певца в шоу-бизнесе отличается от деятельности певца в классическом оперном театре? Назовите не менее трех отличий.

    3.Мода на «тело» меняется со временем. Какой была эта мода в прошлом? Какова она сегодня?

    4.Какие социальные функции выполняет современный шоу-бизнес в обществе? Выделите и раскройте не менее пяти функций.

    5.Напишите эссе на тему «Влияние шоу-бизнеса на социализацию молодежи».

    Библиографический список


    Антипова Ю. В. О двух тенденциях в музыкально-развлекатель­ных шоу (к проблеме норм коммуникации в массовой культуре) // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации: материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2015. Ч. 2. С. 321−325.

    Васильева Э. В. Модный показ как система кодов современной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 2(42). С. 98−105.

    Грошев А. В. Уличная культура современного боди-арт // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2015. № 2. С. 11−18.

    Ильченко С. Н. Политические игры современного шоу-бизнеса
    в телеэкране: дискурс манипуляции // Гуманитарный вектор. 2016. Т. 11, № 5. С. 110−115.

    Нужина И. А. О необходимости управления институциональной эволюцией зрелищных искусств // Историческая и социально-образо­вательная мысль. 2016. Т. 8, № 6-2. С. 116−120.

    Тема 26

    Социальные отклонения и социальный контроль


    Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: культурные и психические, индивидуальные и групповые, первичные и вторичные, положительные и отрицательные. В простых обществах с несложной структурой отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров.

    Существуют следующие объяснения появления отклоняющегося (девиантного) поведения: теория физических типов, психоаналитическая теория, социологическая или культурная теория. Предпосылки теории физических типов состоят в том, что определенные черты внешности (лицо, строение тела) свидетельствуют о склонности к криминальному поведению. В лексике не случайно укоренились выражения: «лицо убийцы», «порочные черты лица». Среди последователей данной теории можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кречмера, У. Шелдона.

    В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри психики личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного, отражающего биологическую сущность человека. Может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между «сверх-Я» и бессознательным разрушают защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание.
    В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социумом.


    В соответствии с социологической концепцией индивиды становятся девиантами в процессе неудачной социализации, под влиянием социальной среды. Когда процессы социализации успешны, индивид адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы
    и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры — частью его сознания. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (ситуация дезорганизации, отсутствия норм). По Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет чувства стабильности в выборе линии нормативного поведения. Согласно этому подходу аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению.

    Р. Мертон видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными средствами), с помощью которых эти цели осуществляются. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния
    и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такой цели ограниченны. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей
    и институциональных средств, которые использует та или иная
    личность. Однако ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения отклонений. Особенностями девиации выступают ее относительный характер, разногласия по вопросу о правилах, неопределенность поведенческих ожиданий.

    Важнейшим условием эффективного функционирования социальной системы является установление социального конт­роля, цель которого заключается в сохранении стабильности общества. Социальный контроль — это совокупность средств
    и методов социального воздействия для обеспечения порядка. Он состоит из двух элементов: социальных норм и социальных санкций. Социальные нормы — это одобряемые или законодательно закрепленные правила, регулирующие социальное поведение людей. Они разделяются на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы. Правовые нормы формально закреплены в различного рода законодательных актах. Нарушение их предполагает юридические, административные
    и иные виды наказания. Нормы морали функционируют в форме общественного мнения.

    Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами. Социальные санкции — это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывное целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

    Внешний социальный контроль представляет совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля: формальный и неформальный. Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая
    в обществе идеология. В процессе социального контроля за на­рушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмыл­ка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек,
    в частности семейные. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, угрызениях совести за социальные действия, с другой —
    в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

    Пример

    «5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы штата Калифорния. Речь идет
    о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового цент­ра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать
    в Канаду. Очевидно, что описанный случай — яркий при
    мер девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы. Сообщения об этом поистине драматическом событии произвели сенсацию в прессе Калифорнии и всей страны. Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом „девиантном“ поступке. Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один не назвавший себя сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму
    с „загородным клубом “, даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги. Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был „оправдан“».

    Смелзер Н. Социология / под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. С. 236.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   34


    написать администратору сайта