Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

  • Кропоткин П. А. Налог — средство обогащать богатых // Анархия: сб. URL: http://www.belousenko.com/books/kropotkin/kropotkin_anarkhija.htm30.

  • Бухгалтерский учет. Приложение 6 (2). Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине


    Скачать 313.16 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине
    АнкорБухгалтерский учет
    Дата03.12.2020
    Размер313.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПриложение 6 (2).docx
    ТипМетодические рекомендации
    #156365
    страница2 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

    Библиографический список


    Добреньков В., Кравченко А. История зарубежной социологии. М.: Академ. проект, 2005.

    Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / пер. с фр.; под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.

    История зарубежной социологии: словарь // Библиотека Гумер. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/ist_zap.php.

    История социологии в Западной Европе и США: учеб. для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Норма, 2001.

    Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ. проект, 2000.

    Плахов В. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX−XX вв.): учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
    Тема 3

    ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

    Российская социология имеет сложную историю, до сих пор ученые не перестают заново открывать научные идеи и труды соотечественников, творивших столетия назад.

    В Российской империи социология возникла в 1860-е гг.,и это связывают с влиянием следующих социальных условий: прогрессивные реформы, отмена крепостного права и развитие капиталистических отношений. Появляются новые социальныеслои — буржуазия, пролетариат, интеллигенция, разночинцы. Также в России развивались естественно-научные дисциплины, исследования привлекала научную общественность. Проникновение идей из стран Западной Европы встречало благотворную почву для их дальнейшего развития. Позитивизм Огюста Конта притягивал к себе ученые умы

    Во второй половине XIX в. (классический этап развития российской социологии) доминировало позитивистское научное направление (М. М. Ковалевский,П. Ф. Лилиенфельд, А. И.Стронин, Л. И. Мечников, Н. Я. Данилевский). Сторонники позитивизма стремились создать полноценную науку об обществе, которая использовала бы методы естественных наук для исследования социальных явлений и процессов. Наряду с позитивизмом развивались направления, которые иногда называют исконно русскими, например, субъективное направление (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, С. Н. Южаков, Н. И. Кареев). Они считали, что базовым элементом социума является личность. Ученые должны в первую очередь исследовать внутренний мир человека, его ценности и желания. Внешние факторы они не считали первостепенными. Субъективизм находит определенные аналогии с понимающей социологией М. Вебера, где социологи должны брать на себя роль объектов, которые они исследуют. В 1890-е гг. в российской социологии набирает силу неокантианское научное направление (Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, В. М. Хвостов), которое продвигало антипозитивистские идеи. Ученые полагали, что общество нельзя рассматривать как единое целое и как продолжение естественной природы. Социальная жизнь представляет собой культурные и ценностные аспекты поведения индивидов, обладающих такими чертами, как уникальность и неповторимость. Также задача социологии в изучении социума — не просто найти закономерности (дать описания и объяснения), но дать оценку этим процессам (чего нет в естественных науках).

    В начале XX в. начинает развиваться неопозитивизм. Ярким его представителем является П. А. Сорокин. Неопозитивисты исследовали не общество и личность, а социальные действия, социальное поведение, связи, взаимодействия. Неопозитивизм отдавал приоритет описанию социальной действительности. Научное знание должно эффективно использоваться в практических целях. Также стояла неформальная задача преодолеть негативное отношение царской власти к социологии как феномену.

    Помимо данных направлений в дореволюционной России развивался марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов), который стал доминировать во всех социальных науках во время советской власти.

    К концу 1920-х гг. за социологией в СССР закрепляется ярлык «буржуазная лженаука». В середине 1920-х гг. фактически были изгнаны из СССР многие ученые, включая социологов и философов. Новая власть — советская — нуждалась в собственной интеллигенции, в собственных ученых, которых она начала старательно «выращивать». Тех, кто не был согласен
    с политическим режимом и кто не разделял взглядов марксизма-ленинизма, «попросили» покинуть пределы страны. Даже такой социолог, как П. А. Сорокин, вынужден был сначала перебраться в Европу, а оттуда в США, где со временем возглавил социологическую ассоциацию. Идеи П. А. Сорокина внесли немалый вклад в развитие американской науки.

    В начале 1930-х гг. резко сужается масштаб исследований в социальных науках. Только во время «оттепели» (конец 1950-х — начало 1960-х гг.) социология частично возрождается —

    стали проводить эмпирические исследования в области труда и производства.

    Но идеологический контроль над социологическими исследованиями не ослабевал до момента краха Советского Союза. Активно изучалось влияние научно- технического прогресса на жизнь советского человека, исследовались проблемы образования, профессии, брака и семьи. Все-таки наиболее острые проблемы советского общества выявлять не удавалось по причине незаинтересованности советских властей и заинтересованности партийной бюрократии в приукрашивании действительности и распространении социальных мифов о полном благополучии советского народа. В 1970−80-е гг. социология находилась в застое, не было крупных научных официальных исследований. Наука использовалась как поддержка идеологии страны. Марксизм-ленинизм выступал основой всех социальных наук, и его нельзя было критиковать. Во времена перестройки (конец 1980-х гг.) стали разрешать относительную теоретическую дискуссию в научных кругах, а также дали некоторые свободы в проведении эмпирических исследований. Ключевая роль социологии виделась в выработке конкретных решений общественных проблем.

    После распада СССР социология в Российской Федерации продолжает активное развитие, создаются центры изучения общественного мнения (ВЦИОМ, Левада-центр и др.),социологические фирмы, проводящие исследования на заказ. Социологов начинают готовить в вузах, люди обрели возможность получить профессию социолога. Появляются

    различные общества социологов (например, Российское общество социологов, Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского и др.). Консалтинг в сфере прикладных исследований проникает все больше во властные структуры —российские власти на время заинтересовались разработками Но при этом следует учесть ряд проблем, возникающих

    в наше время: нет основательного финансирования государственной социологии ,заказ от государства отсутствует. фактически произошел отказ от использования социологии при принятии сложных решений, существуют определенные проблемы в интеграции России в мировое социологическое научное общество.

    Ниже приведен отрывок из работы отечественного социолога.

    Пример

    «Налог так удобен! Наивные люди — „дорогие граждане“, как их именуют во время выборов, — привыкли видеть в налоге средство для совершения великих дел цивилизации, полезных для народа. Но правительства великолепно знают, что налог представляет им самый удобный способ создавать большие состояния за счет малых, делать народ бедным и обогащать некоторых, отдавать с большими удобствами крестьянина и рабочего во власть фабриканта и спекулянта, поощрять одну промышленность за счет другой и все вообще промышленности — за счет земледелия и в особенности за счет крестьянина или же всего народа. <…> Это так просто! Достаточно, например, увеличить на несколько копеек налоги, платимые крестьянином за каждую лошадь, телегу, корову и т. д., чтобы сразу разорить десятки тысяч земледельческих хозяйств».

    Кропоткин П. А. Налог — средство обогащать богатых // Анархия: сб. URL: http://www.belousenko.com/books/kropotkin/kropotkin_anarkhija.htm#30.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта