Главная страница

Бухгалтерский учет. Приложение 6 (2). Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине


Скачать 313.16 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине
АнкорБухгалтерский учет
Дата03.12.2020
Размер313.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПриложение 6 (2).docx
ТипМетодические рекомендации
#156365
страница8 из 34
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34

Задание


1.Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Объясните зависимость между социально-демографическими характеристиками индивида и уровнем его политической активности. Почему представители одних социальных групп интересуются политикой, а другие — нет? Можно ли распространить указанные выводы на российское общество? Приведите примеры.

2.Как называется раздел социологии, изучающий комплекс проблем, связанных с поведением населения в избирательных кампаниях?

3.Существует ли связь между высокой явкой на избирательные участки и типом политического режима? Каким термином обозначается уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы?

4.Какие темы представляют интерес для социологов в период избирательной кампании? Какие методы сбора информации они применяют?

5.Напишите эссе на тему «Влияние политических мифов на общественное мнение в период избирательной кампании».

Библиографический список


Бурдье П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред.
и предисл. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993.

Гаджиев К. С. Политология. М.: Логос, 2018.

История политических партий России / под ред. А. И. Зевелева. М.: Высшая школа, 2016.

Козырев Г. И. Образ внешнего врага как фактор легитимации политического режима в современной России // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 52−58.

Мельвиль А. Ю. Мир политической науки: учебник. М.: Просвещение, 2015.

Шестопал Е. Б. Социологические опросы и электоральные прогнозы: некоторые методические аспекты // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 136−138.

Тема 9

Экономическая социология. Социология труда


Экономическая социология — это отрасль социологической науки, изучающая особенности, закономерности экономической сферы жизнедеятельности общества, экономические мотивы поведения людей и социальных групп. В рамках экономической социологии развитие экономики предстает социальным процессом, который активизируется действиями социальных субъектов. Экономическая социология изучает, рассматривает
и ищет объяснения моделям экономического поведения индивидов, механизмы взаимопроникновения экономических и социальных процессов.

И социология, и экономическая теория изучают один и тот же объект, но в то же время делают они это с разных методологических позиций, уделяя внимание определенным особенностям и деталям. Если для экономиста важнее увидеть универсальные, общие связи, то для социолога — увидеть, почувствовать и понять различия, выделить особенное.

Наиболее четко такие различия проявляются через исследование поведения человека. Долгое время в общественных науках доминировало представление о человеке как о человеке экономическом, рациональном. Такой человек, согласно мнению В. Радаева, обладает независимостью, информированностью, рациональностью и эгоизмом. Другими словами, «экономический человек» всегда знает, чего хочет и как это получить, он не учитывает желания и потребности других людей, пока это не касается его самого. И у него всегда имеется достаточно информации, чтобы принимать обоснованные решения. Перед нами возникает образ «компетентного эгоиста», который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду.

Конечно, представить себе такое поведение в реальной экономической ситуации достаточно сложно: слишком много противоречивых факторов (от рекламы до стремления подражать или делать добро) оказывают влияние на поведение человека. Ограничения в свободе выбора могут быть вызваны действиями других «эгоистов», а также социальными нормами, теми правилами поведения, которые зачастую диктуют индивиду необходимость выбора той или иной модели поведения. Еще одной формой ограничений может служить принуждение: от правового до силового и идеологического. Таким образом, человек зачастую оказывается в ситуации, когда невозможно сделать взвешенный рациональный выбор, следуя только собственным ин­тересам.

Человек социологический может быть рационален, а может быть иррационален, это зависит от культурно-историчес­кого и социального контекста. Он ориентирован не на интересы, а на ценности и цели. Человек социологический может быть потребителем и творцом, может выстраивать отношения и действовать вопреки. Изучать возможности ограниченной рациональности, различия в поведении людей в разных социальных контекстах и призвана экономическая социология.

Человек в экономических процессах выполняет очень важную смысложизненную функцию труда. Трудовая деятельность индивида, его отношение к труду, факторы, оказывающие влияние на трудовую деятельность, взаимодействия и взаимоотношения индивидов в процессе деятельности — все это изучает отдельная отрасль социологии — социология труда.

В макросоциологическом фокусе находятся трудовая
и производственная деятельность как социальный процесс, социальные институты, регулирующие отношения труда и занятости, рынок
труда и рабочая сила, национальные, возрастные, гендерные и иные отношения в сфере труда.

Для микросоциологии важно понять, почему индивид предпочитает ту или иную трудовую деятельность, каково его отношение к предмету, процессу и результату труда, что мотивирует его в этом процессе, какие существуют ограничения, в том числе морально-нравственные, затрагивающие сферу трудовой этики.

Э. Дюркгейм момент разделения труда относил к революционно-эпохальным в истории развития общественных отношений, поскольку именно это позволило индивидам от механической солидарности перейти к солидарности органической. К. Маркс подробно рассмотрел процесс «отчуждения» работника от результатов своего труда, что также привело к революционным последствиям — смене классовой структуры и типа общества. Одна из самых известных социологических дискуссий началась после опубликования М. Вебером идеи об уникальности «протестантской трудовой этики» и ее влиянии на развитие капиталистических отношений. В Советской России одним из наиболее востребованных прикладных направлений социологии оставалась социология заводская, или индустриальная, в рамках которой изучались трудовые факторы деятельности, вопросы мотивации и повышения производительности труда, отношения работников к труду и его результатам.

Одновременно категорией и социологии, и экономики выступают деньги. В экономической науке деньги рассматриваются как мера стоимости, средство обмена и символический капитал, накопление стоимости. Сегодня деньги не являются чем-то универсальным: их сфера обращения ограниченна, они могут иметь разную цену, могут быть дифференцированы по роду занятий, расе или полу. Деньги эволюционировали от простых металлических форм с реальной стоимостью до электронных, не имеющих четкой однозначной стоимости (кибервалюта, криптовалюта). В общественных отношениях деньги имеют значение, когда поддержаны властью, ограничены в хождении социальными границами, при этом существуют тесные социальные сети и взаимосвязи. Тогда они выполняют функцию социального маркера (поддерживают статусные различия), функцию эстетическую (удовлетворяют потребности в красоте и разнообразии форм и единиц), функцию средства политической борьбы и инструмента наказания или контроля, функцию подарка или вознаграждения.

С позиций социологии Г. Зиммеля, деньги выступают высшей и чистейшей формой всеобщности, поскольку способны заменить любую ценность и являют собой прообраз всех вещей. В современном мире утрачивается ценность материала, из которого делаются деньги как мера, появляются деньги виртуальные, электронные, и при этом их значимость и ценность в социальных отношениях увеличиваются до такой степени, что сами деньги превращаются в самоцель, в абсолютную ценность. В развивающейся денежной культуре, считает Г. Зиммель, человек и вещи начинают оцениваться по их денежной «стоимости», богатству, а не по свойствам и качествам.

Пример

«Согласно Веберу, протестантская трудовая этика — религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно. <...> Что касается самого термина „дух капитализма“, то М. Вебер поясняет его как „комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения“. <...> Идеалом выступает добропорядочный человек, долг которого — относиться к увеличению своего капитала как самоцели. И, согласно данной этике, высшее благо в прибыли только при полном отказе от наслаждения. Следовательно, увеличение капитала понимается как самоцель. И тут уже можно говорить о сложившейся своеобразной этике, а не о просто бытовых советах. Данная позиция, как замечает М. Вебер, соответствует этическому основанию теории рационального выбора».

Аргунова Е. А. Работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» в свете критики // Сборник работ 72-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета (Минск, 11−22 мая 2015 г.): в 3 ч. Минск: БГУ, 2015. Ч. 2. С. 183−187.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   34


написать администратору сайта