Бухгалтерский учет. Приложение 6 (2). Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине
Скачать 313.16 Kb.
|
ЗаданиеОзнакомьтесь с примером. Согласны ли вы с выводами автора относительно особенностей прекариата? Кто в социологии предложил термин «солидарность» для анализа социального развития? Что о солидарности и прекариате говорит автор? Какие характеристики студентов как социальной группы позволяют отнести их к прекариату? А какие противоречия не свидетельствуют в пользу этого? Как социальная политика государства связана с развитием групп прекариата в обществе? Изучите понятие «аутстаффинг». Насколько данный феномен распространен в современном российском обществе? Как вы считаете, что мотивирует людей на подобного рода отношения с работодателем? Подготовьте эссе на тему «Чем опасен прекариат для общества и личности?». Библиографический списокБусыгина И. М. Прекариат: новый вызов для современных обществ и его концептуализация (размышления над книгой Г. Стендинга) // Общественные науки и современность. 2016. № 3. С. 34−47. Голенкова З. Т., Голиусова Ю. В. Российский прекариат: проблемы накопления человеческого капитала // Вестник Института социологии. 2016. № 3. С. 57−69. Тощенко Ж. Т. Прекариат — новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3−13. Шкаратан О. И., Карачаровский В. В., Гасюкова Е. Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994−2013) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 99−110. Тема 22Социология личности. Социализация личностиСоциология личности — специальная социологическая теория, объектом изучения которой является человек в его становлении и развитии, а также вопросы взаимосвязи личности с обществом, коллективами, группами. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данным обществом. Личность определяется как системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности. В социологии наиболее известны следующие теории личности: психоаналитическая теория (З. Фрейд), теория зеркального «Я» (Ч. Кули, Дж. Мид), ролевая теория личности (Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс). Психоанализ направлен на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества, позволяя анализировать бессознательные механизмы поведения личности. Сфера психики, по мнению З. Фрейда, включает: бессознательное («оно» — природные инстинкты); сознание индивида («Я» — регулятор инстинктивных реакций; система ценностей, моральные суждения («супер-Я»). Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями, требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам. Сторонники теории зеркального «Я» личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Мнение окружающих становится настолько важным для индивида, что у него формируется чувство собственного «Я», называемое зеркальным, которое оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Ролевая теория личности описывает социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов — предписанный, естественный, профессионально-должностной. Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе, поэтому личность — это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе. В процессе социализации человек усваивает способы исполнения ролей и формируется как личность. Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности. В процессе жизнедеятельности индивид усваивает образцы поведения, нормы и ценности, овладевая знаниями и навыками, благодаря которым становится участником общественной жизни. Значение социализации для общества состоит в том, что благодаря ей новое поколение людей перенимает от предыдущего материальные и духовные ценности, жизненный опыт, т. е. все богатство культуры, тем самым обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни. Именно благодаря социализации общество продолжает функционировать. Нарушение процесса социализации личности в обществе может привести к конфликту поколений, общества и личности, упадку культуры, дезорганизации общественной жизни. Пример «У ориентированного-на-традицию человека — это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут. У ориентированного-на-себя человека — мотивация внутренняя, и Рисмен называет ее „психическим гироскопом“, представляющим собой механизм регуляции поведения, приобретенным индивидом в раннем детстве в процессе социализации. Это своего рода „внутренний голос“, определяющий его поведение. Поэтому зависимость от других окружающих его людей кажется незначительной. И, наконец, ориентированный-на-другого человек зависит в своем поведении исключительно от других людей. Если взглянуть на мировую историю нескольких последних столетий, можно обнаружить постепенную смену господства двух последних типов характера. Повсеместно в связи с процессом модернизации происходит переход от традиционных обществ к современным, и, соответственно, меняются преобладающие типы характера. Достаточно сложным оказывается переход от ориентации-на-традицию к ориентации-на-другого. Многие социологи обращали внимание на противостояние „общинного духа“ „асфальтовой культуре“, когда „капиталистическая революция“ разрушала привычный уклад жителей деревень, маленьких городков и замков, превращая весь мир в „поле битвы“». Руткевич Е. Д. Типология социального характера Д. Рисмена. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/771/876/1216/016_rutkevich.pdf. |