Главная страница
Навигация по странице:

  • Красильщиков В. А. В ловушке среднего уровня доходов: опыт социологической интерпретации экономических проблем (на примере Бразилии) // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 124−133.

  • Бухгалтерский учет. Приложение 6 (2). Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине


    Скачать 313.16 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине
    АнкорБухгалтерский учет
    Дата03.12.2020
    Размер313.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПриложение 6 (2).docx
    ТипМетодические рекомендации
    #156365
    страница18 из 34
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34

    Задание


    1.Обратитесь к примеру и ответьте на следующие вопросы. Как оценивает автор уровень неравенства в российском обществе в сравнении с другими странами? Как автор видит связь экономического, политического развития и социального неравенства?

    2.Считается, что богатые выполняют в обществе позитивные, прогрессивные функции — их деньги работают в экономике страны, их потребление подталкивает развитие экономики страны, их стандарты жизни выступают образцом для менее обеспеченных. Относится ли это к богатым в России?

    3.Что такое «прожиточный минимум» и чем данное понятие отличается от «потребительской корзины»? Каковы они
    в России сегодня? Проанализируйте, какую роль в социально-экономической политике играют эти показатели.

    4.Социологические исследования выявили факт, что если о важности равенства всех граждан перед законом в 1998 г. говорили 54 % россиян, то сегодня — уже 70 %. Из-за чего, по вашему мнению, так изменилась позиция населения? Аргументируйте ответ.

    5.Напишите эссе на тему «Моя семья в системе социальной стратификации».

    Библиографический список


    Горшков М. К. Средний класс как отражение экономической
    и социокультурной модели современного развития России // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 35−44.

    Данилова Е. Н. Дискурс выигравших и проигравших в российских трансформациях // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 16−26.

    Зотова Е. С. Неравенство доходов и экономический рост: стратегия выход из кризиса / под ред. А. Бузгалина, Р. Трауба-Мерца, М. Воейкова. М.: Культурная революция, 2014. 406 с. // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 161−165.

    Нисневич Ю. А. Регенерация номенклатуры как правящего социального слоя в постсоветской России // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 143−152.

    Мареева С. В. Ценностные ориентации и представления среднего класса о желаемом векторе развития страны // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 55−63.

    Овечкина Я. В. Интернет-сообщество дауншифтеров: особен­ности стиля жизни // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 131−137.

    Тихонова Н. Е. Наемный работник в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 156−160.

    Тема 19

    Маргинальность как социальное явление


    Понятие «маргинальность» ввел в научный обиход американский социолог Р. Парк в эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек» в 30-е гг. ХХ в. Термин образован от лат. marginalis — пограничный, периферийный, находящийся на краю. Согласно Парку, «маргинальный человек» — индивид, находящийся на границе двух различных, нередко конфликтующих между собой культур. Главное, что определяет природу маргинального человека — чувство социальной раздвоенности
    и конфликта, когда старые привычки отброшены, а новые еще не сформированы. Проблема маргинальности, в понимании Р. Парка, тесно связана с переходом от традиционного общества к индустриальному, поэтому маргиналом становится не только «этнический гибрид», иммигрант, но и вчерашний крестьянин, испытывающий сложности при адаптации к требованиям городского образа жизни. Переход из одной структуры отношений
    в другую порождает культурное отчуждение. Главный признак маргинализации — разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности
    и устанавливаются, причем формирование социальных и ду­ховных связей, как правило, сильно отстает от связей эконо­мических.

    Понятия «маргиналы» и «маргинальность» сегодня широко используются в СМИ обычно в негативном смысле, как синоним бедности, асоциальности. Так называют преступников, нищих, бездомных, проституток и т. п. Действительно, маргиналами в узком смысле называют людей, живущих как бы на краю, на обочине жизни, но в целом понятия «маргинал», «маргинальность» являются более широкими. Маргинальные слои массово возникают в переходные, переломные эпохи, такие как индустриализация и урбанизация, периоды войн, революций, глубоких реформ и др. В современной России очень высокий уровень маргинальности: у нас есть и новая элита, новые богатые, и новые бедные, много мигрантов (в основном из бывших советских республик Средней Азии), безработных, много сидящих в тюрьме сейчас или сидевших в прошлом, нищих, бездомных и других социальных слоев.

    Большая доля маргинальных слоев опасна для общества. Это ведет к социальной напряженности, социальным конфликтам, росту преступности, к опасности социального взрыва. Озлобленное население, потерявшее надежду на какую-либо благоприятную жизненную перспективу, не может не волновать государственные органы. В политике маргиналы — это электорат крайне левых и крайне правых политических партий. Общепринято, что приход фашистов к власти в 30-е гг. в Германии был связан
    с тем, что из-за поражения в Первой мировой войне в обществе было много маргиналов: безработных, малоимущих.

    Нужно отметить, что оценка маргинальности как исключительно негативного социального явления несколько упрощает это понятие. Ведь именно в таких слоях, свободных от давления стереотипов и имеющихся социальных норм, часто зарождаются новые социальные слои, новые нормы, соответствующие новым требованиям жизни.

    Пример

    «В середине ХХ в., на пике импортозамещающей индустриализации, только 33 % взрослого (от 15 лет и старше) сельского населения Бразилии умели читать и писать. Правда, рост индустрии и урбанизация ускорили разложение архаичных, патримониальных отношений личной зависимости между латифундистами и крестьянами, а также среди самих крестьян. Массы сельских бедняков мигрировали в крупные города в поисках удачи. В результате промышленные центры обрастали стихийными поселениями бедноты, барриадами и кальямпасами в испаноязычных странах, фавелами — в португалоязычной Бразилии. И чем больше росла индустрия, тем больше становилось население фавел. В 1950 г. в тогдашней столице Бразилии, Рио-де-Жанейро, в них проживало около 170 тыс. чел., что составляло 7 % населения города. В 1960 г. их число выросло вдвое, до 350 тыс., составив 10,2 %, а в 1980 г. – уже до 2 млн чел., или 32 % населения города. Огромные массы людей, сдвинувшихся со своих мест, как в географическом, так и в социальном смысле, новых обитателей городов вместе с теми, кто оставался в деревне, работая по найму, часто сезонно, образовывали специфический класс субпролетариата. Его численность в Бразилии
    достигала от одной трети до половины населения страны. Бразильские социологи обратили внимание: субпролетариат
    это отнюдь не тот же слой, что и описанный когда-то Марксом люмпен-пролетариат. Последний представлял собой деградировавшую часть пролетариата, способную, однако, в условиях раннеиндустриального капитализма, в случае благоприятной конъюнк­туры влиться в его ряды, т.  е. он представлял собой резервную армию труда. Субпролетариат в массе своей вообще не годился для работы на современных промышленных предприятиях, и это обстоятельство подчеркивали многие социологи. Субпролетарии могли работать только в полукустарных мастерских, в сфере услуг, в качестве домашней прислуги, на уборке улиц и помещений, на подсобных работах и т.  д., хотя растущая индустрия испытывала острую нехватку квалифицированных рабочих».

    Красильщиков В. А. В ловушке среднего уровня доходов: опыт социологической интерпретации экономических проблем (на примере Бразилии) // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 124−133.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   34


    написать администратору сайта