мет рек к сам работе. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения
Скачать 275.77 Kb.
|
1.4.2 План анализа прозаического произведения Время, история создания произведения, его связь с эпохой. Произведение в контексте творчества писателя. Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения. Композиция, сюжет, конфликт. Система образов произведения (кратко охарактеризовать). Способы выражения авторской позиции. Жанровое своеобразие. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев, функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства в произведении). 1.4.3 План анализа драматического произведения Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение. Мировоззрение и общественная позиция автора. Отражение общественной жизни в произведении. Жанр (трагедия, драма, комедия). Тематика и проблематика. Конфликт и его своеобразие. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация). Система образов. Речевая характеристика персонажей. Роль авторской ремарки. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения. 1.4.4 План отзыва на прочитанное произведение Какова тема и основная мысль произведения? Где и когда происходят изображенные в нем события? Какие места в произведении произвели на вас наиболее сильное впечатление? Кто из героев особенно понравился? Почему? Каков язык произведения (что запомнилось, показалось необычным)? Чем обогатило вас произведение? Над какими вопросами заставило задуматься? Помогли ли вам лучше понять произведение иллюстрации, предисловие, послесловие? 1.4.5 План анализа лирического произведения Произведение в контексте творчества поэта: история создания; период творчества, к которому относится произведение; биографический контекст: обстоятельства жизни поэта, послужившие основой для создания произведения; лицо, которому посвящено произведение (если известно); место произведения, занимаемое в творчестве поэта. К какому направлению относятся творчество поэта и стихотворение (романтизму, символизму, акмеизму, сентиментализму, авангардизму, футуризму, модернизму и т.д.)? К какому типу лирики относится стихотворение: пейзажной, общественно-политической, любовной/интимной, философской? 4. Лирический сюжет произведения: тема и идея; развитие лирического сюжета (движение мысли или чувства лирического героя); конфликт. 5. Характеристика лирического героя. Что волнует поэта в произведении, какие мысли его занимают? Каким настроением проникнуто произведение, чем вызвано? Какие строки показались наиболее яркими, выразительными? Почему? Какие художественные средства использует автор? Для чего? Высказывания об этом стихотворении критиков, мнения литературоведов. Ваше отношение к произведению. Художественные средства: а) композиция: размер, рифма, ритм: размер: _ _` / _ _` /_ _` / _ _` / 4-стопный ямб (ударение на каждом втором слоге); `_ _ / `_ _ / `_ _ / 3-стопный хорей; `_ _ _ дактиль; _ `_ _ амфибрахий; _ _ _` анапест. рифма: аабб – парная; абаб – перекрёстная; абба – кольцевая; б) тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: эпитет – художественное определение; сравнение; аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; ирония – скрытая насмешка; гипербола – художественное преувеличение; литота – художественное преуменьшение; олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» отсутствуют; паралеллизм; в) стилистические фигуры: повтор/рефрен; риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза/противопоставление; градация (например: светлый – бледный – едва заметный); инверсия – необычный порядок слов в предложении с нарушением синтаксической конструкции; умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам; г) поэтическая фонетика: аллитерация – повторение одинаковых согласных; ассонанс – повторение гласных; анафора – единоначатие: повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора – противоположна анафоре: повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф; д) синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. 1.4.6 План характеристики литературного героя Место, занимаемое героем в произведении. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде). Наличие прототипов и автобиографических черт. Анализ имени. Портрет (внешность). Речевая характеристика. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих. Понимание героем цели жизни, его основные интересы. Чувства героя, его отношение к другим действующим лицам. Отношение автора и других действующих лиц. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора. Оценка литературного героя его современниками. Ваше отношение к герою и такому типу людей в жизни. 1.4.7 Рецензия на прочитанное произведение Рецензия – анализ, раскрывающая содержание рецензируемого документа (книги, произведения) и дающее мотивированную критическую оценку, как отдельным его положениям, так и рецензируемому документу в целом. Задача рецензента: выразить собственные мысли, чувства, возникшие при чтении произведения, на основе подробного анализа произведения. План рецензии Библиографическое описание: время создания произведения, характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение. Краткая характеристика творчества писателя в связи с данным произведением. Творческий замысел автора произведения: как планировался и как воплотился замысел. Смысл названия произведения. Краткий анализ содержания произведения. Критическая оценка произведения: композиция, конфликт. Характеристика героев. Основная мысль рецензии. Актуальность темы произведения (значение для нашей современности). Языковые клише, используемые при написании рецензии Вступление «В начале работы (произведения и т.д.) автор указывает, что…»; «Автор рассматривает вопрос о…»; «…доказывает, что…»; «…приходит к выводу о том…». Основной тезис формулируется с использованием следующих, например, выражений: «Центральным вопросом произведения является вопрос о…»; «В произведении на первый план выдвигается вопрос о…». Положительная оценка анализируемого произведения может быть дана с помощью фраз и выражений: «Безусловным (очевидным) достоинством является актуальность поднятых в ней проблем…»; «Работа ценна тем, что в ней по-новому осмыслена теория…»; «…представлены разные точки зрения по вопросу…»; «…дается глубокий анализ…»; «Работа отличается высокой информативностью…»; «…богатым фактическим материалом…»; «…нестандартным подходом к анализу поднятых проблем…»; «Автор справедливо отмечает…»; «…убедительно показывает…»; «…аргументировано обосновывает…»; «…детально анализирует…»; «Автор прав, утверждая, что…». Отрицательная оценка: «Сомнение вызывает целесообразность (продуктивность) такого подхода…»; «К недостаткам работы следует отнести излишнюю категоричность выводов автора…»; «Автору не удалось показать…». Выводы: «В целом, на наш взгляд, это интересная и полезная работа»; «Представляется, что в целом работа (статья) имеет важное значение…». !!! С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое или о самом произведении. При анализе не обязательно использовать все пункты, так как план предназначен для любого героя (произведения), а не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам действительно помогут. 1.5 Подготовка пересказа текста Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Пересказ текста (устный или письменный) необходим для развития речи, формирования и закрепления навыков правильного построения предложений и правописания. Пересказ, если он не просто обращён к механической памяти, всегда вызывает работу мысли, эмоций, готовит студентов к творческим самостоятельным выступлениям. Памятка для пересказа произведения по плану 1. Составьте план. 2. Прочитайте рассказ по частям. 3. Перескажите каждую часть. 4. Перескажите рассказ по плану при закрытой книге. Различают разные виды пересказа. Рассмотрим рекомендации по подготовке к некоторым видам пересказа. Подробный пересказ Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. Ответьте на вопросы после текста, которые приведены в учебнике (если есть). Сформулируйте тему и основную мысль текста. Разделите мысль на смысловые части и составьте план. Постарайтесь запомнить главные особенности языка произведения и сохранить их в пересказе. Прочитайте текст вновь, разделяя его части значительными паузами. Выборочный пересказ Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. Вдумайтесь в тему выборочного пересказа, определите его границы. Внимательно перечитайте текст, выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые пометы и выписки. Определите основную мысль пересказа. Определите, какой стиль и тип речи будете использовать. Составьте план отобранного текста. Продумайте, как связать смысловые части выборочного пересказа. Сжатый пересказ Прочитайте текст, определите его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства. Выделите в тексте все его части. Определите, какие части можно исключить, объединить. Почему? Составьте план сжатого пересказа. В каждой части выделите главное. Отметьте то, что можно объединить. Подумайте, как связать части между собой. Изложите сжато каждую часть. 1.6 Рекомендации по заучиванию стихотворения Если задано выучить стихотворение, не откладывайте эту работу, учите постепенно, примерно 2 дня: Тихо прочитайте стихотворение вслух. Помните, что читаете стихотворение для того, чтобы запомнить. Выясните все незнакомые слова и выражения. Громко прочитайте стихотворение. Постарайтесь уловить мелодию, ритм стихотворения. Прочитай стихотворение третий раз, громко и выразительно. Через 2 минуты попробуйте повторить стихотворение вслух по памяти 2–3 раза, при необходимости заглядывая в текст; постарайся представить себе описываемое в стихотворении событие. Через 2–3 часа повторите стихотворение 2–3 раза; Перед сном еще раз повторите стихотворение; Утром следующего дня сначала прочитайте, а потом расскажите стихотворение по памяти. Памятка выразительного чтения стихотворения Постарайтесь понять содержание и настроение стихотворения. Обратите внимание на знаки препинания. В каждой строке стихотворения определите для себя ключевое слово или словосочетание. Подумайте, где и какая пауза может быть выдержана при чтении. Не забудьте сообщить автора и название стихотворения. Не забудьте: слушают и то, что вы читаете, и то, как читаете. При соблюдении этих пунктов можно сказать: «Какое интересное произведение! «Как вы хорошо, красиво читали!» Критерии оценки устного ответа: «5» – знает и выразительно читает наизусть стихотворение. «4» – читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности. «3» – воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя. «2» – при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения. Подготовка к конкурсу чтецов Конкурс чтецов – творческая работа студента. Подготовка к конкурсу чтецов – ответственная и сложная задача. Внимательно прочитайте произведение, уясните его смысл, содержание. Обратите особое внимание на художественные особенности произведения: сравнение, метафора, эпитет, аллегория, аллитерация, логическое ударение и др. Прочитайте вслух литературное произведение с целью передать настроение, чувства, выраженные в данном произведении. Разделите текст на смысловые части для заучивания наизусть. Прочитайте отдельные части с нужным выражением. Соедините все части в одно целое и выразительное прочитайте все произведение. 1.6 Подготовка мультимедийных презентаций Презентация – наглядное представление, дополнение доклада, выступления на уроке, внеклассном мероприятии, научно-практической конференции. Презентация создается в помощь докладчику, не подменяя, а дополняя ее. Презентация не заменяет, а дополняет рассказ. В ней представлен материал, дополняющий рассказ, тот, который нельзя рассказать: рисунки, диаграммы, таблицы, музыка, видео и др. Правила (рекомендации) оформления мультимедийных презентаций 1 Презентация должна состоять из следующих слайдов: титульный лист (тема и автор презентации), слайды с содержанием, источники информации (учебник, литература, адреса Internet). 2 Оформление слайдов: соблюдайте единый стиль оформления, избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; для фона выбирайте более холодные тона (синий или зелёный); необходим единый фон для всех слайдов; на одном слайде рекомендуется использовать не более трёх цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; для фона и текста используйте контрастные цвета; используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. (1-3 анимации: заголовок, картинка, основной текст. |