мет рек к сам работе. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения
Скачать 275.77 Kb.
|
2.4 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для обучающихся Литература : учебник для студентов учреждений СПО / Г. А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова ; под ред. Г.А. Обернихиной. – Москва : Академия, 2017. (Русский язык и литература в 2 ч. Ч. 1) . – Текст : непосредственный. Литература : учебник для студентов учреждений СПО / Г. А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова ; под ред. Г.А. Обернихиной – Москва : Академия, 2017. (Русский язык и литература в 2 ч. Ч. 2). – Текст : непосредственный. Русский язык и литература. Часть 2. Литература : учебник / В.К. Сигов, Е.В. Иванова, Т.М. Колядич, Е.Н. Чернозёмова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. - 491 с. (Среднее профессиональное образование). – (Среднее профессиональное образование). – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/read?id=337712 (дата обращения 08.06.2021). . Дополнительная литература: Архипова, И. А. Русская литература XIX в. : практикум для студентов / И. А. Архипова, У. Н. Фысина. - Москва : РГУП, 2019. - 141 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/read?id=365159 (дата обращения 08.06.2021). Литература : учебник для НПО и СПО / под ред. Г. А. Обернихиной. – 9-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2012. – 656 с. : ил. – (Среднее профессиональное образование). – Текст : непосредственный. Сигов, В.К. Русская и зарубежная литература: учебник / Под ред. Сигова В.К. – Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 512 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-16-102980-0. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/987475 (дата обращения 12.05.2021). Интернет-ресурсы: ImWerden: интернет-библиотека. – URL: http://www.imwerden.de/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Litera.ru. Сервер «Литература». – URL: http://www.litera.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Uroki.ru : образовательный портал. – URL: http://uroki.ru/ur_rus/index.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – URL: http://school-collection.edu.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Единое окно доступа к информационным ресурсам. – URL: http://window.edu.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. История русской литературы XX века : учеб. пособие для студентов-заочников и учителей-словесников. – URL: http://teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_metod.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Классика: библиотека классической русской литературы. – URL: http://www.klassika.ru. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Русская литература : литературный сервер. – URL: http://www.fplib.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Русские писатели и поэты. – URL: http://www.hrono.info/biograf/pisateli.html. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Русские писатели и поэты. – URL: http://writerstob.narod.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – URL: http://fcior.edu.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор. – URL: http://feb-web.ru/. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Чернильница. – URL: http://www.kulichki.com/inkwell. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Школьная библиотека. – URL: http://schoollib.h1.ru/index.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Электронные библиотеки. – URL: http://allbest.ru/liter.htm. – Загл. с экрана. – Текст : электронный. Глоссарий А Автор – создатель литературного произведения (как и произведений других искусств). Акмеизм – течение в русской поэзии первых двух десятилетий 20 века, центром которого был кружок «Цех поэтов», а главной трибуной – журнал «Аполлон». Акмеисты противопоставляли социальному содержанию искусства реализм материальной матери-природы и чувственную пластически-вещную ясность художественного языка, отказываясь от поэтики туманных намеков и мистики символизма во имя «возврата к земле», к предмету, к точному значению слова (А.Ахматова, С.Городецкий, Н.Гумилев, М.Зенкевич, О.Мандельштам). Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов: 1. смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его; 2. образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление. Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи. Алогизм – художественный прием, противоречащими логике словосочетаниями подчеркивающий внутреннюю противоречивость определенных драматических или комических ситуаций – для доказательства как бы от противного некую логичность и, следовательно, истинность позиции автора (а за ним – и читателя), понимающего нелогичное словосочетание как образное выражение (название романа Ю. Бондарева «Горячий снег»). Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог – ударный среди безударных – в стопе. Схема: U-U| U-U… Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А.А.Фет Анапест – трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе. Схема: UU- | UU-… У людей-то в дому - чистота, лепота, А у нас-то в дому - теснота, духота… Н.А.Некрасов. Анафора – единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… А.С.Пушкин. Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь – я раб, я червь – я бог! Г.Р. Державин Антифраз(ис) – использование слов или выражений в явно противоположном смысле. «Ну, молодец!» – в качестве упрека. Ассонанс – многократное повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) однородных гласных звуков. Иногда ассонансом называют неточную рифму, в которой совпадают гласные звуки, а согласные – не совпадают (огромность – опомнюсь; жажда – жалко). Усиливает выразительность речи. Стало в комнате темно. Заслоняет склон окно. Или это снится сон? Дин–дон. Динь–дон. И.П. Токмакова. Афоризм – четкое, легко запоминающееся точное краткое выражение определенной законченности мысли. Афоризмами нередко становятся отдельные строки стихов или фразы прозы: «Поэзия – вся! – езда в незнаемое». (В.Маяковский) Б Бард – поэт–певец, обычно – исполнитель своих стихов, положенных часто на свою же музыку. В Варваризм – слово или оборот речи, заимствованные из чужого языка. Необоснованное применение варваризмов загрязняет родной язык. Верлибр – современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой (в ней отсутствует рифма, размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк в строфе может быть различно; отсутствует также равенство акцентов, свойственное белому стиху. Из особенностей стихотворной речи сохраняется деление на строки с паузой в конце каждой строки и ослабленная симметричность речи (ударение падает на последнее слово строки). Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. А. Блок Вечный образ – образ из произведения классики мировой литературы, выражающий определенные черты человеческой психологии, ставший нарицательным именем того или иного типа: Фауст, Плюшкин, Обломов, Дон Кихот, Митрофанушка и др. Внутренний монолог – оглашение мыслей и чувств, раскрывающих внутренние переживания персонажа, не предназначенные для слуха других, когда персонаж говорит как бы сам с собой, «в сторону». Вульгаризм – простые, даже, казалось бы, грубые, вроде бы неприемлемые в поэтической речи выражения, применяемые автором для отражения определенного характера описываемого явления, для характеристики персонажа, порой схож с просторечием. Г Герой лирический – образ поэта (его лирическое "Я"), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения. Герой литературный – персонаж, действующее лицо литературного произведения. Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей. Градация – стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости. Гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла. Д Дактиль – трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе. Схема: -UU| -UU… Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М.Ю.Лермонтов Декадентство – явление в литературе (и искусстве в целом) конца 19 – начала 20 века, отражающее кризис переходного этапа социальных отношений в представлении некоторых выразителей настроений общественных групп, чьи мировоззренческие основы рушатся переломами истории. Деталь художественная – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ. Диалог – обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц. Драма – произведение, изображающее личность в ее драматических отношениях с обществом и тяжелые переживания, однако возможно благополучное разрешение конфликта сталкивающихся сил. Е Единоначатие – прием повторения схожих звуков, слов, языковых построений в начале смежных строк или строф. Ж Жанр – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения. З Завязка – событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения. Зачин – начало произведения русского народного литературного творчества – былины, сказки и т.д. («Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»). Звуковая организация речи – целенаправленное применение элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, интонации, повторов и др. Применяется для усиления художественной выразительности речи. Звуковая организация речи включает в себя: звуковые повторы, звукопись, звукоподражание. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению. В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы. Звукопись усиливает изображение определенного явления, действия, состояния. Звукоподражание – разновидность звукописи; использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи ("гром грохочет", "ревут рога", "кукушки кукованье", "эха хохотанье"). И Идея художественного произведения – главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения. Имажинизм – появившееся в России после октябрьского переворота 1917 года литературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения, а не средством выражения сути содержания и отражения действительности. Распалось само собой в 1927 году. Одно время к этому течению примыкал С.Есенин. Импрессионизм – направление в искусстве конца 19–начала 20 веков, утверждающее главной задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от явлений действительности. Импровизация – непосредственное создание произведения в процессе исполнения. Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении. Интерпретация – истолкование, объяснение идеи, темы, образной системы и других составляющих художественного произведения в литературе и критике. Интрига – система, а подчас и загадочность, сложность, таинственность событий, на распутывании которых построен сюжет произведения. Ирония – вид комического, горькая или, наоборот, добрая насмешка, осмеянием того или иного явления разоблачающая отрицательные черты его и тем утверждая провиденные автором в явлении положительные стороны. К Коллизия – порождающее конфликт, лежащее в основе действия литературного произведения противоречия между характерами героев этого произведения, либо между характерами и обстоятельствами, столкновения которых и составляют сюжет сочинения. Комедия – драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека. Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника. Контекст – общий смысл (тема, идея) произведения, выраженный во всем его тексте или в достаточно содержательном отрывке, сцепления, связи с которым не должна терять цитата, да и вообще любой отрывок. Конфликт – противоречие, лежащее в основе развития действия; столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Кульминация – в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке. Л Лейтмотив – выразительная деталь, конкретный художественный образ, многократно повторяемый, упоминаемый, проходящий сквозь отдельное произведение или все творчество писателя. Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Лирическое отступление – отклонение от описаний событий, характеров в эпическом или лиро-эпическом произведении, где автор (или лирический герой, от имени которого ведется повествование) выражает свои мысли и чувства по поводу описываемого, свое отношение к нему, обращаясь непосредственно к читателю. Литота – прием преуменьшения явления или деталей его – обратная гипербола (сказочный «мальчик с пальчик» или «мужичок … в больших рукавицах, а сам с ноготок» Н. Некрасов). М Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий: "стальной оратор дремлет в кобуре" – револьвер; "вел мечи на пир обильный" – вел воинов в бой; "смычок запел" – скрипач заиграл на своем инструменте. Модернизм – обозначение многих течений, направлений в искусстве, определяющих стремление художников отразить современность новыми средствами, совершенствующими, модернизирующими – по их представлению – традиционные средства в соответствии с историческим прогрессом. Монолог – речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение. Мотив – мельчайший элемент сюжет; простейший, неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся). Из многочисленных мотивов складываются различные сюжеты (например, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты и др.). Данное значение термина чаще используется в отношении произведений устного народного творчества. Н Натурализм – направление в литературе последней трети 19 века, утверждавшее предельно точное и объективное воспроизведение действительности, порой приводившее к подавлению индивидуальности автора. О Образ художественный – основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность. Оксюморон, или оксиморон – фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления: горячий снег, скупой рыцарь, пышное природы увяданье. Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чем ты воешь, ветер ночной, О чем так сетуешь безумно? Ф.И.Тютчев Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой ее формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды». Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике. П Парадокс – в литературе – прием утверждения, явно противоречащего общепринятым понятиям, либо для разоблачения тех из них, которые, по мнению автора, ложны, либо для выражения своего несогласия с так называемым «здравым смыслом», обусловленным косностью, догматизмом, невежеством. Параллелизм – один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни). В непогоду ветер Воет – завывает; Буйную головку Злая грусть терзает. В.А.Кольцов Парцелляция – разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных, обособленных предложений (на письме – при помощи знаков препинания, в речи – интонационно, при помощи пауз): Ну что? Не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно! А.С. Грибоедов Пафос – высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев. Пейзаж – в литературе – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора. Перифраз – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории. Пиррихий – вспомогательная стопа из двух кратких или безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее: «Я к вам пишу…» А.С.Пушкина, «Парус» М.Ю.Лермонтова. Плеоназм – неоправданное многословие, употребление слов, излишних для выражения мысли. В нормативной стилистике Плеоназм рассматривается как речевая ошибка. В языке художественной литературы - как стилистическая фигура прибавления, служащая усилению экспрессивных качеств речи. Повесть – жанр повествовательной литературы; чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. Повторение – фигура, состоящая в повторении слов, выражений, песенной или стихотворной строки с целью привлечь к ним особое внимание. Подтекст – смысл, скрытый «под» текстом, т.е. не выраженный прямо и открыто, а вытекающий из повествования или диалога текста. Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение ("синее море", "белокаменные палаты", "красна девица", "ясный сокол", "сахарные уста"). Поэзия – особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой; лирическая форма отражения действительности. Часто термин поэзия употребляется в значении "произведения разных жанров в стихах". Передает субъективное отношение личности к миру. На первом плане – образ-переживание. Не ставит задачу передать развитие событий и характеров. Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. В поэме речь идет о событиях, имеющих общечеловеческое значение. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры. Предание – устное повествование о реальных лицах и достоверных событиях, одна из разновидностей народного творчества. Предисловие – статья, предваряющая литературное произведение, написанная либо самим автором, либо критиком или литературоведом. В предисловии могут быть даны и краткие сведения о писателе, и некоторые пояснения об истории создания произведения, предложено истолкование замысла автора. Прототип – реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя. Пьеса – общее обозначение предназначенного для сценического представления литературного произведения – трагедии, драмы, комедии и т.п. Р Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения. Размер стихотворный – последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп - в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки. В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (4-стопный ямб; 5-стопный ямб и пр.). Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя (или ограниченного круга персонажей); при детальном изображении центрального события его предыстория опускается или подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а «здесь» и «сейчас» – в момент совершения поступка. Реализм – художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью. Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях – припев). Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, – слогов ударных и безударных. Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа (либо ответ принципиально невозможен, либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному "собеседнику"). Риторический вопрос активизирует внимание читателя, усиливает его эмоциональную реакцию. Род – один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма. Роман – большое эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. Роман–эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости. Романтизм – литературное направление конца 18–начала 19 века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм отражения ее. Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. С Сарказм – едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях. Сатира – разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д. Сентиментализм – литературное течение конца 18–начала 19 веков. Возник как протест против превратившихся в догму канонов классицизма в искусстве, отражающих уже превратившуюся в тормоз общественного развития канонизацию феодальных социальных отношений. Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанная на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге; равносложие. Длина стиха определяется количеством слогов. Силлабо-тоническое стихосложение – слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основана на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов. В зависимости от системы чередования ударных и безударных слогов различаются двухсложные и трехсложные размеры. Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становятся символом, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением. Символизм – литературно-художественное направление конца 19 – начала 20 веков. Символизм стремился через символы в ощутимой форме воплотить идею единства мира, выраженную в соответствии его самых различных частей, позволяющую краски, звуки, запахи представить одно через другое (Д.Мережковский, А.Белый, А.Блок, З.Гиппиус, К.Бальмонт, В.Брюсов). Синекдоха – художественный прием замещения ради выразительности – одного явления, предмета, объекта и т.д. – соотносимого с ним другими явлениями, предметами, объектами. Сонет – четырнадцатистрочное стихотворение, сложенное по определенным правилам: первый катрен (четверостишие) представляет экспозицию темы стихотворения, второй катрен развивает положения, намеченные в первом, в последующем затем терцете (трехстрочнике) намечается развязка темы, в завершающем терцете, особенно в заключительной его строке следует завершение развязки, выражающей суть произведения. Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) я целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения: Стихосложение – принцип ритмической организации стихотворной речи. Стихосложение может быть силлабическое, тоническое, силлабо-тоническое. Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение. Стихотворная речь – особая организация художественной речи, отличающаяся от прозы строгой ритмической организованностью; мерная, ритмически организованная речь. Средство передачи экспрессивных эмоций. Стопа – устойчивое (упорядоченное) соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которые повторяются в каждом стихе. Стопа может быть двухсложной (ямб U-, хорей -U) и трехсложной (дактиль -UU, амфибрахий U-U, анапест UU-). Строфа – повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом. Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения. Т Тавтология – повторение одних и тех же близких по смыслу и звучанию слов. |