Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные понятия Мироощущение, мировосприятие, миропонимание, материализм, идеализм, диалектика, методы философии.Темы рефератов

  • ТЕМА 2. НАУЧНАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА. СИНЕРГЕТИКА КАК НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

  • Основные понятия Картина мира, религиозная картина мира, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, персонализм, научная картина мира,Темы рефератов

  • ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) План

  • ТЕМА 4. МИР И ЧЕЛОВЕК В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) План

  • Основные понятия Патристика, схоластика, креационизм, провиденциализм, теология, универсализм, реализм, концептуализм, религия.Темы рефератов

  • ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА) (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) План

  • Основные понятия Гуманизм, микрокосм, макрокосм, пантеизм, антропоцентризм, макиавеллизм.Темы рефератов

  • ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) План

  • Основные понятия Эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, пантеизм, деизм, скептицизм, агностицизм, субстанция, монада, отчуждение.Темы рефератов

  • ТЕМА 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ К. МАРКСА (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) План

  • Темы докладов, сообщений.

  • ТЕМА 8. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) План

  • Философия. Методические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы


    Скачать 1.71 Mb.
    НазваниеМетодические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы
    АнкорФилософия.doc
    Дата20.05.2018
    Размер1.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипМетодические указания
    #19467
    страница6 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ (МЕДИЦИНЕ)

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    План:

    1.Предмет философии, её функции и роль в развитии человека и общества.

    2.Сущность современного антропоцентризма.

    3.Философия и частные науки.

    4.Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины.

    5.Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Специфика философского мировоззрения.

    6.Специфика философского знания и его структура. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

    7.Философия и идеология.

    Литература:

    1. Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969 – 1972.

    2. Бибихин В.В. Философия и религия //Вопр. философии, 1992, № 7.

    3. В.Ф. Асмус. Античная философия. М., 1976. Часть 1.

    4. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. — М., 1998.

    5. Готт В.С.,Семенюк Э.П.,Урсул А.Д. Специфика философии и её от­ношение к другим наукам // Философские науки, 1982, № 4.

    6. Грядовой Д.И. Философия: структурный курс основ философии. — М., 1999.

    7. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

    8. Деле Жиль. Что такое философия? — М., 1998.

    9. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник. — М., 1998.

    10. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. — Ростов-на-Дону, 1995.

    11. История философии: Запад - Россия - Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). - М., 1995.

    12. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Изд. 3-е. Учебник. — М., 2000.

    13. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.

    14. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

    15. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

    16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т.21.

    17. Мир философии. В 2-х томах. М., 1991. Т.1 Раздел: Что такое философия и зачем она?

    18. Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. М., 1991.

    19. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

    20. Лосев А.Ф. Дерзания духа. М., 1988.

    21. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М., 1984, Ч.2, Гл.3.

    22. Ортега-и –Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991

    23. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т. 1 - СПб., 1995

    24. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996.

    25. Степин В.С. Философия науки и техники. — М., 1995.

    26. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

    27. Франкфорт Г., Франкфорт А. и др. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.

    28. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993, №7.

    29. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии, М., 1981.

    30. Чикин А.П. Врачи-философы. – М., 1994.

    31. Шевченко Ю.П. Философия медицины. – М., 2004.

    Творческое задание:

    Вопросы для обсуждения и самопроверки

    1. В условиях широко развитых культур (египетской, сирийской, вавилонской, финикийской и др.) философии не существовало. Почему не могла возникнуть здесь философия?

    2. Известно, что очень трудной для решения в человеческой цивилизации считается проблема генезиса (от греч. происхождение, возникновение, становление). Например, происхождение жизни человека, общества, религии и т.д. В какой мере это относится к философии?

    Контрольные вопросы:

    1. Как возникла необходимость в философии?

    2. Какое место заняла философия в развитии общественной мысли и всей духовной культуры?

    3. В чем специфическая особенность философского мышления?

    4. Какие особенности имеет философское мировоззрение?

    5. Почему философию стали называть любовью к мудрости, а не любовью к знанию?

    Темы докладов и сообщений:

    1. Мифологическое и религиозное миропонимание как необходимая ступень духовного развития человечества.

    2. Философия как новый тип мышления.

    3. Мировоззрение: структура, основная проблематика.

    4. Мудрость как явление философии и общественной жизни Древних греков.

    Основные понятия

    Мироощущение, мировосприятие, миропонимание, материализм, идеализм, диалектика, методы философии.

    Темы рефератов

    • Мифология как ранний тип мировоззрения.

    • Современные социальные мифы.

    • Специфика философских проблем.

    • Философия в системе культуры.

    • Обладает ли философия практической действенностью?

    • Сущность мировоззрения и его исторические типы.

    • Специфика философского знания. Предмет и структура философии, ее функции.

    • Онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение человека к миру. Формы связи философии с жизнью.

    • Философия и культура.

    • Классификация философских концепций. Основные течения и школы в философии.


    ТЕМА 2. НАУЧНАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА. СИНЕРГЕТИКА КАК НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

    План:

    1.Картина мира и ее соотношение с мировоззрением.

    2.Религиозная картина мира. Божественное, человеческое и земное в религиозной картине мира. Сакральный и профанный мир в религиозной картине мира. Типы религиозных картин мира: мифология, политеизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, персонализм.

    3.Философская картина мира. Историческая смена философских картин мира.

    3.Научная картина мира. Парадигма, законы, эмпирические факты и эмпирические обобщения в научной картине мира. Исторические типы научных картин мира: аристотелевская картина мира, лапласовский детерминизм, механическая картина мира, эволюционная картина мира.

    4.Современная картина мира. Синергетика – как реальное видение. Черты современной картины мира: историзм, структурализм, квантово-волновой дуализм, синергетика. Современная физическая картина мира, современная астрономическая картина мира. Современная биологическая картина мира. Проблема происхождения жизни. Теории биогенеза и панспермии. Место человека в современной научной картине мира. Проблема антропогенеза, проблема поиска внеземных цивилизаций.

    Литература:

    1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

    2. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // ОНС. – 1993. - № 4.

    3. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // ОНС. – 1994. - № 3.

    4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

    5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. – 1992. - № 12.

    6. Лосев А.Ф. Философия мифа. Соч. — М., 1991.

    7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. - № 3.

    8. Моррис Г. Сотворение мира. – М., 1991.

    9. Найдыш З.М. Концепции современного естествознания. — М., 1999.

    10. Наука и квазинаучные формы культуры. — М., 1999.

    11. Наумкин А. Синергетика // Свет. – 1995. - № 1-5.

    12. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. Избр. произв. — М., 1977.

    13. Пригожин И., Стенгерс А. Порядок из хаоса. – М., 1993.

    14. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре технической цивилизации. – М., 1994.

    15. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1988.

    16. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. — М., 1960.

    17. Ценностный статус естествознания на рубеже веков. — СПБ, 1999.

    Творческое задание:

    Вопросы для обсуждения и самопроверки

    1. Картины мира и их соотношение с мировоззрением.

    2. Религиозная картина мира.

    3. Философская картина мира.

    4. Научная картина мира.

    5. Современная картина мира. Синергетика – как реальное видение.

    Контрольные вопросы:

    1. Какие Вы знаете типы религиозных картин мира, раскройте их сущность.

    2. Назовите основные характеристики научной картины мира.

    3. Что составляет основу современной картины мира?

    4. Дайте характеристику философской картины мира.

    5. Что такое синергетика? Какую роль играет в реальном видении мира?


    Темы докладов и сообщений:

    1. Историческая смена философских картин мира.

    2. Божественное, человеческое и земное в религиозной картине мира.

    3. Сакральный и профанный мир в религиозной картине мира.

    4. Характеристика современной картины мира.

    5. Синергетика как реальное видение мира.

    6. Современная физическая картина мира.

    7. Современная астрономическая картина мира.

    8. Современная биологическая картина мира.

    9. Место человека в современной научной картине мира.

    10. Проблема антропогенеза, проблема поиска внеземных цивилизаций.

    11. Исторические типы научных картин мира: аристотелевская картина мира, лапласовский детерминизм, механическая картина мира, эволюционная картина мира.

    Основные понятия

    Картина мира, религиозная картина мира, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, персонализм, научная картина мира,

    Темы рефератов

    • Р. Грейвс и Дж. Фрезер об изменениях в религиозно-мифологи­ческой картине мира при переходе от бронзового века к железному.

    • Теизм и пантеизм в мировых религиях.

    • Эсхатология как религиозно-философская проблема.

    • Теодицея как религиозно-философская проблема.

    • Проблема поиска внеземных цивилизаций и ее значение в современной науке и культуре.

    • Коперник, Бруно, Галилей: различия в картине мира.

    • Мировоззрение, миросозерцание и картина мира.

    • Философская картина мира, ее отношение к науке и религии.

    • Основные элементы религиозных картин мира. Теизм, пантеизм, персонализм и атеизм.

    • Научные картины мира, парадигмы и научные ревлюции.

    • Аристотелевская картина мира, механическая картина мира, эволюционная картина мира, философская картина мира.



    ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    План:

    1.Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира. «Цивилизационный взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Переход от общинно-родовой организации жизнедеятельности людей к цивилизационным формам, от мифа к логосу. Рождение нового мировосприятия.

    2.Становление древнекитайской философии. Ицзинистика, даосизм, конфуцианство.

    3.Философская культура Древней Индии. Упанишады как переход от мифологического к философскому мировоззрению. Многообразие религиозно-философских школ. Буддизм и Ведантизм.

    4.Содержание и особенности становления и развития Древнегреческой цивилизации. Создание новой хозяйственно-экономической предметности и новой социокультурной реальности. Кризис мифологического сознания. Поиск основ «правильного» поведения человека. Гесиод. Гомер. «Семь мудрецов» Эллады.

    5.Мировоззренческое оформление активного и гармоничного сопряжения человека и мира. Космоцентризм; мера и безмерное, предел и беспредельное, текучесть и устойчивость, единое и многое. Рождение философского мышления. «Что есть все?».

    6.Фалес и Милетская школа. Первоначала как стихии. Мыслеобразы и аналогии.

    7.Пифагорейская школа. «Все есть число». Разработка форм обоснования и доказательства.

    8.Гераклит. «Космос — вечно живой огонь...». «Все происходит согласно логосу...», «Из различающегося прекраснейшая гармония...», «Все течет».

    9.Парменид и элейская школа. Истинно сущее и обманчивый мир явлений. Бытие. Апории Зенона — первый пример чисто логических доказательств. Философия элеатов — рубеж в истории ранней греческой философии.

    10.Плюралистические учения Эмпедокла (смешение, разделение первоэлементов) и Анаксагора (учение о «гомеомериях», Ум).

    11.Атомистическая философия Демокрита. Бытие есть атомы, небытие — пустота. Математический атомизм. Теория познания. Учение о космосе, органической природе, человеке и обществе. Атомистическая идея и наука нового времени.

    12.Демократизация и интеллектуализация общественной жизни греческих полисов V-IV вв. до н. э. Изменение статуса философии: смещение центров внимания от природы к человеку, от системы к методу, от знаний к ценностям.

    13.Софистика: релятивизм, скептицизм, субъективизм; развитие практики логической аргументации. Протагор. Горгий.

    14.Жизнь и смерть, учение и метод Сократа. Софисты и Сократ. Философия как образ жизни, этическая доктрина.

    15.Философское учение Платона. Бытие есть идеи, небытие — материя (вещество, материал). Учение об идеях, познании, эйдосы и мир вещей, телеология. Ду­­­а­лизм души и тела, теория метемпсихоза. Платон об идеальном государстве, законах, справедливости. Платонизм в истории философии.

    16.Аристотель. Критика идей Платона. Бытие есть единичное бытие или субстанция, единство формы и материи. Учение о четырех причинах. Логика и методология. Классификация наук по Аристотелю, "первая философия" и “вторая философия”. Учение об обществе. Этика.

    17.Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, Стоицизм, кинизм о человеке. Скептицизм. Неоплатонизм.

    Литература:

    1. А.Ф. Лосев. История античной философии в кратком изложении. М., 1989.

    2. Антология мировой философии. В 4-х т. –– М.,Мысль. 1972.

    3. Антология мировой философии: В 4-х т. – М., 1969. Т.1.

    4. Аристотель .Сочинения. – В 4-х т. Т. 1. - М. 1976.

    5. Аристотель Сочинения. Тт. 1-4. М., 1972.

    6. Аристотель. "О душе". Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1975.

    7. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

    8. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999.

    9. Блинников П.В. Великие философы. Словарь-справочник –– М., Логос. 1972.

    10. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

    11. Боннар А. Греческая цивилизация в 3-х т. М., Искусство, 1991.

    12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

    13. Диоген Лоэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, - М. 1986.

    14. История философии в кратком изложении. (пер. с чешского). М., 1991.

    15. История философии: Запад - Россия - Восток ( книга первая: Философия древности и средневековья). - М., 1995.

    16. Кессиди Ф.И. Сократ. М., 1976.

    17. Краткая история философии // Под общ.ред.З..Г.Голобкова. М., 1996.

    18. Краткая история философии ––. М.,Олимп. 1996

    19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1996.

    20. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

    21. Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. –– М., 1991.

    22. Платон. " Протагор ", "Апология Сократа'' // Диалоги. М., 1965.

    23. Платон. Апология Сократа // Соч.: В 3-х т. М., 1968-1971, Т.1.

    24. Платон. Сочинения. т.1-4.–– М.,1968.

    25. Рассел Б. История западной философии: В 2-х кн. - М., 1993. Кн. 1.

    26. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т. 1. Античность. - СПб., 1994.

    27. Толстых В.И. Сократ и мы. М., 1981, Раздел 1.

    28. Философия. Словарь-справочник. (Хрестоматия.) Ростов-на-Дону. 1996.

    29. Философия. Учебник для вузов //Под ред. В.Г.Губина, П.Ю.Сидориной, В.И.Филатова. ч.1,гл.1-2 –– М., 1998.

    30. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1, 2. М., 1989.

    31. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

    32. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

    33. Эдвард Радзинский. Беседы с Сократом. М., 1982. Пьесы.

    Творческое задание:

    Вопросы для обсуждения и самопроверки:

    1. Каковы особенности философии Древнего Востока?

    1. Какой исторический период охватывает античная философия? Чем объясняются в ее развитии периоды зарождения, расцвета, упадка?

    2. Какую философскую проблему поставил Парменид в своем учении о бытии и мышлении?

    3. В чем выразился космоцентризм ранней греческой философии?

    4. Софисты считали, что критерием существующего является человек. "Человек - мера всех вещей" - утверждал Протагор. Этим самым впервые была заложена идея относительности всех человеческих понятий этических норм, оценок. Какой положительный смысл она в себе содержала?

    5. По признанию Плутарха (см. "О демоне Сократа", Плутарх. Соч. М. 1983. с. 510) Сократ обладал "особой демонической силой". В чем секрет этой силы: в жизненном опыте, великой мудрости, хорошем знании людей, с которыми беседовал Сократ, умением мастерски вести беседу и т. д.? Почему Сократ был признан выдающимся мудрецом, олицетворением народного философа?

    6. Сократ считал, что науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается, – познание самого себя и своих дел, определение цели своей деятельности, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное. Можно ли полностью согласиться с рассуждениями Сократа?

    Контрольные вопросы:

    1. На примере диалога "Протагор" раскройте общие особенности философско­го учения Платона. Чем примечательна его постановка проблемы человека?

    2. Философия изучает вообще "начала и причины всего сущего... посколь­ку оно берется как сущее!" - считал Аристотель. Главный вопрос для него состоял в том, существуют ли самостоятельные, "неподвижные и вечные сущности"? Какую философскую проблему впервые поставил Арис­тотель?

    3. В чем особенность философского учения Эпикура? Что представляло из себя течение, которое получило название «античный скептицизм»?

    4. Каковы особенности учения стоиков?

    Темы докладов, сообщений

    1. Буддизм и конфуцианство как выражение характерных черт философии Древнего Востока.

    2. Понятие макрокосма и микрокосма в досократический период греческой философии.

    3. Учение о бытии Парменида и его значение.

    4. Сократ и время.

    1. Философия Платона, его учение об идеях ("Эйдосах"). Диалог как форма развития Философской мысли.

    2. Аристотель и его учение. Осмысление оснований бытия мира и человека в философии Аристотеля.

    3. Этническое учение Эпикура и стоиков.

    1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона.

    2. Особенности сократического диалога.

    3. Осмысление бытия мира и человека в философии Аристотеля.

    4. Отличительные черты этики Эпикура и стоиков.

    Основные понятия

    Культура Дао, даосизм, конфуцианство. Упанишады, буддизм, ведантизм, космоцентризм, единое, первоначало. Стихия, ум, логос, бытие, эйдос, гомеомерии, атомы и пустота, идеи, софистика. Разум и чувства, форма и материя, движение и причины. Добродетель, этика Эпикура, стоиков, киников. Скептицизм, неоплатонизм.

    Темы рефератов

    • Кризис мифологического сознания и его причины (Древний Восток и/или Древняя Греция).

    • Мировоззренческий смысл древнегреческого космоцентризма.

    • Мера и безмерное, предел и беспредельное, единое и многое, текучесть и неизменность — главные темы мировоззренческих исканий древнегреческих мыслителей.

    • Единое, Ум (Логос), Душа — триада первосущностей в античной философии.

    • Фалес, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель — вехи в развитии античной философии.

    • Рациональность: становление и развитие форм и методов рационального мышления в культуре Древней Греции.

    • Математическое и эстетическое оформление перехода от мифологического мировосприятия к рациональному.

    • Человек и Рок в трагедиях Эсхила и Софокла.

    • Демокрит, Ньютон и атомистическая парадигма.

    • Платон и В. Гейзенберг — «В начале была симметрия...».

    • Неоплатонизм и христианство.

    • Аристотель: жизнь и деятельность.

    • Диоген (киник), Эпикур, Сенека (римский стоик) о человеке.

    • Филон Александрийский и формирование христианства.

    • Идеи неоплатонизма (Платон, Прокл).

    • Ранняя философия Древнего Востока и Древней Греции.

    • Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира.

    • Древнекитайская философия. Культура Дао. Даосизм и конфуцианство.

    • Философская культура Древней Индии. Буддизм и Ведантизм.

    • Содержание и особенности становления Древнегреческой цивилизации. Поиск основ нравственного и разумного поведения человека. Гесиод, Гомер, «Семь мудрецов Эллады».

    • Рождение философии. «Что есть все?». Фалес и Милетская школа. Пифагорейская школа (число). Гераклит (Огонь, Логос).

    • Парменид и элейская школа. Бытие, тождество мышления и бытия. Апории Зенона и логика доказательств.

    • Атомистическая философия Демокрита. Демокрит и наука Нового времени.

    • Изменение статуса и направленности философии в V-IV вв. до н.э. Софисты: Протагор, Горгий.

    • Жизнь и смерть, учение и метод Сократа.

    • Философская система Платона. Учение об идеях. Платонизм в истории философии.

    • Аристотель. Критика идей Платона. Концептуализация и систематизация философского и научного знания.

    • Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, стоицизм, кинизм о человеке. Скептицизм, неоплатонизм.

    • Мир и человек в философии Древнего Востока и в системе античного космологического мировоззрения.

    • Условия за­рождения и основные периоды развития древнегреческой фи­лософии.

    • Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский.

    • Италийская философия: Пифагор. Элейская школа: Парменид, Зенон, Эмпедокл.

    • Древнегреческий атомизм: Левкипп, Демокрит.


    ТЕМА 4. МИР И ЧЕЛОВЕК В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

    План:

    1.Особенности эллинистической философии. Александрийская наука.

    2.Человек и его мир в философии христианства. Филон Александрийский и Аврелий Августин об основах христианской философии.

    3. Фома Аквинский – основная фигура средневековой схоластической философии. Проблема веры и знания, сущности и существования человека.

    1. Философская мысль средневековой Руси.

    Литература:

    1. Абеляр П. История моих бедствий // Августин Аврелий. Испо­ведь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1992.

    2. Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992.

    3. Антология мировой философии. – М., 1969, Т. 1, Ч. 2.

    4. Введение в философию. Учебник для вузов (под ред. И.Т. Фролова) Т.2. СПб., 1994. С. 32.

    5. Громов М.Н., Н.С. Козлов. Русская философская мысль Х – ХVII вв. М., 1990. Гл. 1, 2, 3.

    6. История философии в кратком изложении. М., «Мысль», 1991.

    7. Канке В.А. Философия. Ч.1, гл. 1, 2. Средневековая философия. М., 1996. С. 42-57.

    8. Краткая история философии (под ред. З.Г. Голобкова). М., 1996. Гл. III. Средневековая философия. С. 151-224.

    9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Раздел 2. Гл. 1.

    10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996. Гл. IV. Средневековая христианская философия. С.69-93.

    11. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т.2. Средневековье. - СПб., 1995.

    12. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973.

    13. Смирнов И.Н., Титов З.Ф. Философия. Учебник. М., 1998. С. 43-46.

    14. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1978. Разделы: 1, 2, 4.

    15. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

    16. Философия. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995. Философия средне вековой Европы. С. 47-56.

    17. Философский Энциклопедический словарь. М., 1989.

    18. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник. М. 1988.

    19. Честертон Г.К. Святой Фома Аквинский // Честертон Г.К. Веч­ный человек. М., 1991.

    Творческое задание:

    Вопросы для обсуждения и самопроверки:

    1. Александрия как основной центр древнегреческой философии: особенности культурного слияния, развитие религиозной философии. Какова роль Александрийской философской школы в поздней античности?

    1. Теоцентризм средневековой философии. Бог, человек, мир в учениях отцов церкви.

    2. Фома Аквинский — великий систематизатор средневековой схоластики.

    3. Двойственная природа человека. Проблема души и тела, веры и разума.

    4. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях.

    5. Значение средневековой философии.

    Контрольные вопросы:

    1. Какое значение сыграл трактат Филона «Комментарии к пятикнижию Моисея».

    2. Известно, что Филон первым создал философского бога. Какими особенностями он обладал?

    3. Какое назначение имело религиозное течение "Патристика" и роль в нем Аврелия Августина?

    1. Какими способами Фома Аквинский пытался доказать, что теология выше философии?

    Темы докладов и сообщений:

    1. Философия в духовной культуре средневековья.

    2. Теоцентризм и его особенности.

    3. Проблема бытия Бога и человека в средневековой философии.

    4. Ф. Аквинский и его учение.

    5. Своеобразие средневековой философии (V-ХVI) веков. Основные периоды ее развития. Христианская догматика и философская мысль.

    6. Теология и философия, основные принципы религиозно-философского мировоззрения (теоцентризм, креационизм, провиденциализм и др.).

    7. Богочеловек и мир в христианской философии. Проблема души и тела, разума и веры, свободной воли.

    8. Апологетика и патристика. Своеобразие восточной и западной патристики.

    9. Личность и учение А. Августина. Августин о душе и самопознании, о «двух градах». Его трансцендентальная философия истории.

    10. Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях.

    11. Философский синтез Фомы Аквинского. Пять доказательств бытия Бога Фомой Аквинским.

    12. Философия природы. Роджер Бэкон. ХVIII век.

    13. Уильям Оккам. Смысл «правила бритвы».

    14. Развитие философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока

    Основные понятия

    Патристика, схоластика, креационизм, провиденциализм, теология, универсализм, реализм, концептуализм, религия.

    Темы рефератов

    • Основные идеи и ценности христианства.

    • История создания Библии.

    • Христианство в современном мире.

    • Августин «Исповедь».

    • Пьер Абеляр «История моих бедствий».

    • Символизм средневековой культуры.

    • Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики.

    • Основные этапы развития средневековой философии - патристика и схоластика.

     

    ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНСА)

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    План:

    1. Истоки и отличительные особенности философии эпохи Возрождения, её антропоцентрический характер. Николай Кузанский о природе человека.

    2. Гуманизм и проблема творческой индивидуальности человека («Феномен Леонардо»). Философия гуманизма (Н. Макиавелли, М. Монтень, Эразм Ротердамский). Гуманизм и утопия.

    3. Натурфилософия ренессанса и новое естествознание (Н.Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

    4. Основные черты философии русского Возрождения ХIV-ХVI вв.: проблема человека и творческой индивидуальности, просветительское движение (Епифаний Премудрый, Максим Грек, Иван Пересветов, Артемий Троицкий).

    Литература:

    1. Антология мировой философии. Философия эпохи Возрождения. М.,1970.

    2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

    3. Бруно Дж. Диалоги. - М.,1949.

    4. Бруно Дж. О причинах, начале и едином. – М., 1994.

    5. Введение в философию. Учебник для вузов. Под ред. И.Т. Фролова М.,1989. Ч.1. С. 136-146.

    6. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980

    7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

    8. Громов Н.М., Н.С. Козлов. Русская философская мысль Х -ХVII вв. М., 1989. Разделы: VI – VIII.

    9. История философии в кратком изложении. М., Мысль, 1991. Философия Ренессанса.

    10. Канке В.А. Философия Ч.1, гл.3. Философия эпохи Возрождения М., 1996. С. 57-67.

    11. Краткая история философии (под ред. З.Г. Голобкова). М., 1996. Глава IV. Ренессанс — эпоха титанов. С. 231-274.

    12. Кузанский Н. Соч. 2-х Т., Т.1 – М., 1979.

    13. Макиавелли Н. Государь // Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.

    14. Матрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М. 1991, Разд. 3.

    15. Монтень М. Опыты. М., 1991

    16. Радугин А.А. Философия — курс лекций. М., 1996. Лекция V. С. 94-99.

    17. Реане Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. СПб, 1994.

    18. Философия. Философия Ренессанса (Возрождения). Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000. С. 34-36.

    19. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

    Творческое задание:

    Вопросы для обсуждения и самопроверки:

    1. Раннее (итальянское) Возрождение (ХIV-ХV) века и позднее (высокое) Возрождение (ХVI) век.

    2. Возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысление христианской традиции.

    3. Философские идеи эпохи Возрождения, ее характерные черты (антропоцентризм). Освобождение от церковного влияния, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

    4. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения. Диалектика Н. Кузанского.

    5. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).

    6. Скептицизм М. Монтеня. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

    7. Основные идеи Реформации.

    8. Бытие мира человека в философии эпохи Возрождения.

    Контрольные вопросы:

    1. Что подготовило и почему произошел "величайший прогрессивный переворот" в эпоху Возрождения во всех сферах общественной жизни?

    2. Назовите культурно-исторические и социальные предпосылки возникновения гуманизма как течения философской и общественной мысли в эпоху Возрождения.

    3. Что подразумевал под диалектикой Н. Кузанский?

    4. В чем сущность гелиоцентризма?

    Темы докладов и сообщений:

    1. Гуманизм как философское миропонимание.

    2. Антропоцентризм и его характерные особенности.

    3. Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов ( Ф. Энгельс).

    4. Специфика идей русского Возрождения ХIV-ХVI вв.

    Основные понятия

    Гуманизм, микрокосм, макрокосм, пантеизм, антропоцентризм, макиавеллизм.

    Темы рефератов

    • Великие представители Ренессанса.

    • Данте и философия раннего Возрождения.

    • Леонардо да Винчи — великий художник, изобретатель, философ.

    • Эразм Роттердамский «Похвала глупости».

    • Никколо Макиавелли «Государь».

    • Диалектика Николая Кузанского.

    • Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Копер­ник, Д. Бруно, Г. Галилей).

    • Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанелла.

    • Основные идеи Реформации.


    ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

    План:

    1. Научная революция ХVII в. и новая картина природного мира.

    2. Эмпиризм и индуктивный метод. Рационализм и принцип универсального сомнения (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

    3. Эмпиризм и рационализм: постановка проблемы познавательной способности человека (Ф.Бэкон, Дж.Локк, Б.Спиноза, В.Лейбниц). Разъедающий скепсис (Д. Юма).

    4. Границы тождества и различия челове­ка и природы: учение о субстанции.

    5. Соотношение рационального познания и чувственного опыта. (Т. Гоббс, Дж. Локк).

    6. Идеи просвещения и учения о человеке и обществе (Гоббс, Дидро, Вольтер, Гельвеций, Руссо).

    7. Философия в России ХVII-ХVШ вв. (Д.С.Аничков, Н.П.Козельский, С.Е. Десницин, М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев).

    Литература:

    1. Американские просветители. М., 1963.

    2. Антология мировой философии. М., 1970. (Разделы: философия эпохи ран­них буржуазных революций, философия в эпоху просвещения).

    3. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.

    4. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

    5. Бэкон Ф. Новый органон // Соч.: в 2-х Т. - М., 1972 – Т.2.

    6. Вольтер. Философские повести. М., 1987.

    7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII в.в.). М., 1987.

    8. Гольбах П.А. Карманное богословие. М., 1959.

    9. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

    10. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч.: В 2-х Т. – М., Т. 1.

    11. Дидро Д. Избранные атеистические произведения. М., 1956.

    12. Дидро Д. Разговор Д, Аламбера с Дидро. Соч.: В 2-х Т. М. 1986, Т.1.

    13. Зайченко Г.А. Джон Локк. М., 1973.

    14. История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия 15-19 веков).- М..1998.

    15. Каримский А.М. Революция 1776 г. и становление аме­ри­кан­ской философии. М.,1976.

    16. Краткая история философии. /Под общей ред. З.Г. Голобкова. М., 1996.

    17. Кузнецов В.П. Вольтер и философия французских просве­ти­те­лей XVIII в. М., 1965.

    18. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные фи­ло­соф­ские произведения: В 2-х т., М., 1986, Т.1.

    19. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3-х Т. М., 1985, Т.1.

    20. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII в. Учебное пособие. М., 1973. Главы 1, 4.

    21. Радищев А.Н. О человеке, его смерти и бессмертии // Избр. фил. соч. – М. – 1949.

    22. Рассел Б.. История Западной философии. Новосибирск, 1994. Кн.3.

    23. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т. 3 Новое время. - СПб, 1996.

    24. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.,1983.

    25. Руссо Ж.Ж. Общественный договор. М., 1975.

    26. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. Учебное пособие. М., 1984. Разд. 2

    27. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

    28. Субботин А.Л. Ф. Бэкон. М., 1974.

    29. Шаткевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.

    Творческое задание:

    Вопросы для обсуждения и самопроверки:

    1. Проблема соотношения теологии и философии, Бога и Разума. Пантеизм и деизм. Создание механическо-материалистической картины мира (И. Ньютон).

    2. Проблема метода познания. Исследование природы человеческого ума, эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационализм и принцип универсального сомнения. Методологические правила Р. Декарта.

    3. Соотношение рационального познания и чувственного опыта у Т. Гоббса. Сенсуализм и учение о качествах, либерализм Дж. Локка.

    4. Идея единой субстанции, пантеизм Б. Спинозы. Монадология и организмический идеал Г.В. Лейбница. Субъективная трактовка опыта и скептицизм Д. Юма.

    5. Разум и социальный прогресс в эпоху Просвещения.

    6. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.

    Контрольные вопросы:

    1. Какими важными идеями обогатилась философия за период эпохи Возрождения, которые оказали решающее влияние на философию Нового времени?

    2. Почему в период Нового времени возник активный интерес к естественным наукам и познавательной способности человека?

    3. ''… истина - дочь времени, а не авторитета''. Этому известному афоризму у Ф.Бэкона есть другой: "истину же надо искать не в удачли­вости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта при­роды, который вечен" (см. Ф.Бэкон. Соч. в 2 Т., М., 1972. с. 25). Как Вы понимаете это изречение?

    4. "… здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире... Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук... Тот, чей дух - неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути" (см. Дж. Локк. Соч. в 3-х т., Т. 3. с. 412). Ваше отношение к данному изречению?

    5. "… наши души развращались, по мере того как совершенствовалась наука и искусство. Быть может, мне скажут, что это несчастье, прису­щее только нашей эпохе? Нет, милостливые государи, зло, причиняемое нашим суетным любопытством, старо, как мир" (см. Ж. Руссо. Антология мировой философии. М.,1970. с.559). На чем основываются заблуждения Руссо?

    Темы докладов и сообщений:

    1. Научная революция: общая характеристика, формирование нового типа знания.

    2. Познавательные способности человека: проблемы, пути решения в философии нового времени.

    3. Р. Декарт – основатель современной философии.

    4. Крайности эмпиризма и рационализма, их преодоление.

    5. «Разум» в культуре эпохи Просвещения.

    6. Просветительская трактовка человека.

    Основные понятия

    Эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, пантеизм, деизм, скептицизм, агностицизм, субстанция, монада, отчуждение.

    Темы рефератов

    • Знание — сила. Ф. Бэкон.

    • Разумная природа человека. Р. Декарт.

    • Т. Гоббс — философ государства.

    • Свобода как результат договора. Дж. Локк.

    • Бог есть природа. Б. Спиноза.

    • Д. Юм о человеческой природе.

    • Проблема человека в философии эпохи Просвещения.

    • Мир как природное бытие и проблема человека в философии Нового времени.

    • Эпоха Просвещения и ее идеалы, борьба против клерикализма.

    • Субъективный идеализм Джорд­жа Беркли, критика им материализма и понятия "материя". Агностицизм Давида Юма, учение о познании; анализ понятия причин­но­с­ти.

    • Деизм: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), антиклери­ка­лизм и отношение к религии; деизм и связь его с физикой Нью­то­на.

    • Жан Жак Руссо. Учение об "обществен­ном договоре."

    • Дени Дидро. Ма­териализм и гилозоизм; атеизм.


    ТЕМА 7. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ К. МАРКСА

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    План:

    1. Немецкая классическая философия как единое духовное образование.

    2. Иммануил Кант: личность и характерные особенности творчества. Концепция субъекта и агностицизм. Основ­ные идеи «Критики чистого разума» и три кантовских вопроса о челове­ке: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу на­деяться?"

    3. Кантовское учение о нравственности («Критика практического разума»), его оценка.

    4. Учение о человеке, его активной деятельности и свободе (Кант, Фихте, Шеллинг).

    1. Гегель: жизнь, сочинения, учение о сознании и самосознании («Феноменология духа»). Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

    2. Основы гегелевской системы диалектики, учение о философии духа.

    3. Антропологический материализм Л. Фейербаха, его особенности.

    4. Философия тревоги и тотального скептицизма Шопенгауэр, Ницше). Ницше как философствующий эссеист.

    5. Идеи немецкой классики в русской философии и культуре (Станкевич, Ча­адаев, Грановский, Герцен, Фет, Тютчев).

    6. Марксистская концепция человека, ее значение для формирования коммунистического общественного идеала. Проблема отчуждения.

    7. Концепция социально-исторической практики – ключ к научному пониманию проблемы человека и истории.

    8. Понятие общественного бытия, общественного сознания и идеологии.

    9. Разработка концепции материалистической диалектики как учения о закономерностях развития материального мира мышления.

    10. Современное состояние марксистского учения о человеке и обществе.

    Литература:

    1. Альтюсер Л. Просто ли быть марксистом в философии? // Философские науки. 1990. № 7.

    2. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1972.

    3. Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. Раздел "Русская филосо­фия и социология".

    4. Асмус В.Ф. Имануил Кант. М., 1973.

    5. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

    6. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

    7. Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно?// Работы разных лет. В 2-х Т., Т 1, - М., 1972. С. 387-394.

    8. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Сочинения: В 14-и т., М.-Л., 1929-1959, Т.4.

    9. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // там же Т. 3, с. 6-43, 218 –250.

    10. Гулыга А. Гегель (серия ЖЗЛ). М., 1970.

    11. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 1986.

    12. Гулыга А.. Кант (серия ЖЗЛ). М. ,1977.

    13. Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1995.

    14. История философии: Запад - Россия - Восток ( книга вторая: Философия 15-19 вв.). - М., 1998

    15. Калле В.Н., Ковальзон Л.Я. Теория и история. М., 1991.

    16. Кант И. Критика практического разума. Т. 4. С. 313 – 327.

    17. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: в 6-и Т. М., 1964. Т. 3.

    18. Кант И. Пролегомены // Сочинения: В 6-и т., М., 1963-1966, Т. 4.

    19. Кармышев Г.П. Логика Гегеля. Алма-Ата., 1972.

    20. Кузнецов В. Г. Философия. Учебник. — М., 1990.

    21. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 - начала 19 века. - М., 1989.

    22.  Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма. Полн. собр. соч. Т. 23.

    23. Ленин В.И. К вопросу о диалектике // Философские тетради. Полн. Собр. Соч. Т.29.

    24. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. 5 // Полн. Собр. Соч. Т.18, Гл. 5.

    25. Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М., 1968.

    26. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1992.

    27. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.

    28. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т.13.

    29. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд.: Т. 3.

    30. Матрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.,1991. Раздел IV.

    31. Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. -М., 1974.

    32. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т.3. Новое время.- СПб.,1996.

    33. Умер ли марксизм? // Свободное слово. М., 1996, с.100-115.

    34. Ф.Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч. Т. 21.

    35. Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе филосо­фии. Ос­нов­ные положения философии будущего // Избр. филос. про­из­в.: В 2-х т., М., 1955, Т.1.

    36. Философия Гегеля и современность. М., 1973.

    37. Философия Канта и современность, М., 1974.

    38. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч. Т. 21.

    Творческое задание:

    Вопросы для обсуждения и самопроверки.

    1. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия — духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи.

    2. Иммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». «Категорический императив».

    3. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция.

    4. Философия Ф. Шеллинга.

    5. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в.

    6. Г. Гегель. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX веках.

    7. Философия Л. Фейербаха. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми.

    8. Философия К. Маркса. Идеология марксизма. Формирование философских позиций Маркса. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Концепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). Принципы материалистического понимания истории. Идея общественно-исторической практики. Концепция сознания и теория идеологии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс.

    9. Философская антропология Маркса. Человек — активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека.

    10. Критика марксизма в работах П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н. Новгородцева и др. Западный марксизм XX в.: А. Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер.

    Контрольные вопросы:

    1. В чем выразилось богатство и разнообразие идей и концепций, которые были характерны для всего периода немецкой классической философии?

    2. Как выражено в категорическом императиве Канта индивидуальное и об­щечеловеческое?

    3. Выделите характерные особенности учения о человеке у Канта, Фихте и Шеллинга.

    4. На чем основывается Фейербах, утверждая, что человек выступает главным образом как часть природы?

    5. Как можно понять высказывание Ницше: "Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не есть. Человек всегда приобретает или теряет". (см. Ницше. Соч. в 2-х т. Т. 1. с. 761).

    6. В чем принципиальное отличие марксистского мировоззрения от предшествующих философских воззрений?

    7. Что представляет собой «историческая деятельность» (К.Маркс) людей и каковы особенности законов общественного развития.

    8. Почему В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» уделяет основное внимание таким понятиям как «объективная реальность», «материя», «объективность законов»?

    9. В.И. Ленин считал, что диалектика есть «душа марксизма», «суть марксизма». Какие есть основания для таких утверждений?

    Темы докладов, сообщений.

    1. Философия как критическая совесть духовной культуры (Эпоха, постигнутая в мышлении» Гегель).

    2. Немецкий романтизм и преодоление «просветительского романтизма».

    3. Кант и критический поворот западной мысли.

    4. Человек как феноменальное существо в учении Канта («звездное небо надо мной и моральный закон во мне»).

    5. Актуальность учения о человечности человека.

    6. Диалектические воззрения Гегеля и их значение.

    7. Современное осмысление философии духа Гегеля.

    8. Проблема свободы и необходимости в немецкой классической философии.

    9. Антропологизм Фейербаха, его особенности.

    10. Учение Ницше о «сверхчеловеке» и его последователи в России.

    11. Отчужденный труд и общество отчужденного человека: проблема преодоления.

    12. Сущность человека как совокупность общественных отношений.

    13. Проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания.

    14. Марксистская концепция общественно-экономической формации.

    15. Диалектика как учение о развитии.

    16. Понимание марксизмом исторической необходимости и сознательности людей.

    Основные понятия

    Теоретический разум, практический разум, трансцендентный, трансцендентальный и «вещь в себе», агностицизм, абсолютная идея, диалектика, отчуждение, общественно-экономическая формация.

    Темы рефератов

    • Этическое учение Э. Канта.

    • Философия Гегеля. Система и метод.

    • Гуманизм Л. Фейербаха.

    • Основные проблемы философии марксизма.

    • Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.

    • Взлет и трагедия марксизма.

    • Гегель о социокультурном процессе и счастье человека.

    • Противоречие системы и метода в философии Гегеля.

    • Диалектика мира и человека в немецкой классической философии

    • Человек как предметное существо, мир как объективная социокультурная реальность в марксистской философии.

    • Иоганн Готлиб Фихте. Наукоучение и его основные положения, учение о «Я» как ис­ход­ном пункте мышления, диалектика «Я» и «не-Я», концепция сво­­боды, социально-политические идеи.

    • Фридрих Вильгельм Шеллинг. Основные этапы философского развития (философия природы, трансцеден­таль­ный идеализм, философия тож­дес­тва, философия свободы, фи­ло­софия откровения).

    • Марксистская философия как составная часть марксизма. Диалектический материализм: онтология и гносеология. Учение Маркса об экономическом отчуждении и прибавочной стоимости. Роль труда в формировании общества Исторический материализм. Марксизм в наше время. Россия и Маркс.


    ТЕМА 8. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

    План:

    1. Переход от философии ХIХ века – к философии ХХ века. Пересмотр традиций и принципов.

    2. Сциентистское направление: позитивизм ( О.Конт); эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус); неопозитивизм (М.Шлик, Р.Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, А. Айер, Д. Остин), постпозитивизм ( К. Поппер, Т. Кун).

    3. Деятельностное направление: марксизм (В.И. Ленин, Д. Лукач, А. Грамши); прагматизм (Г. Пирс, Дж. Дьюн, Дж. Мид).

    4. Антропологическое направление: философия жизни ( А. Шопенгауэр, В. Дильтей, А. Бергсон); философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.- Поль Сартр, А. Камю, Г. Марсель); философия человека ( Э. Кассирер, Ортега-и-Гассет, А. Гелен, В. Франкл, Э. Фромм).

    5. Феноменологическое направление (Э. Гуссерль, М. Шеллер, Н. Гарман).

    6. Философско-теологическое направление: неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман, Д. Мерсье); персонализм (С. Брайтман, Э. Мунье, Ж. Лакруа).

    7. Психоаналитическое и социально-критическое направление: психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг; структурализм (Леви-Стросс, Мишель Фуко, Жак Лакан); философия франкфуртской школы (Т. Адорно, г. Маркузе, Ю. Хабермас).

    8. Направление поиска “нового образа” философии (Жиль Делез).

    9. Постмодерн.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта