|
Философия. Методические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы
2.3. ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
(для студентов, которым предусмотрена по учебному плану данная форма контроля)
Предмет философии, её место и роль в культуре.
Философские системы Древней Индии: представления о мире и человеке.
Философия Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
Античная философия. Становление натурфилософии и диалектики.
Философские учения Аристотеля и Платона.
Философия средневековья. Природа и человек как творение бога.
Философия Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
Проблема метода познания в философии Нового времени. ( Ф.Бэкон, Р.Декарт).
Проблема человека в философии Просвещения. (Вольтер, Руссо).
Философия И. Канта. Трансцендентальный идеализм. Категорический императив.
Философская концепция Гегеля. Объективный идеализм и идеалистическая диалектика.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика религии христианства и утверждение религии любви.
Русская философия (XIX в. – первая половина: западники и славянофилы; философия революционно-демократического движения, петрашевцы, народники).
Русская философия (XIX в. – вторая половина: религиозно-идеалистическая философия (В.С. Соловьев); неославянофильство; русское неогегельянство; русское неокантианство).
Русская религиозная философия ХХ века (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев).
Марксистская философия в России.
Бытие как реальность (понятие субстанции).
Движение и его основные формы. Пространственно-временной континуум (проблемы единства мира).
Эпистемология. Научное и вненаучное знание.
Жизнь как специфическая форма движения материи.
Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус Земной жизни.
Человек и природа (естественная и искусственная среда).
Проблемы взаимодействия общества и природы. Русский космизм (учение В. И. Вернадского о ноосфере). Этногенез.
Единство духовного и телесного, биологического и социального, общечеловеческого и вечного (вселенского) в человеке.
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
Проблема смерти и бессмертия.
Понятие сознания. Современные программы анализа сознания.
Интегративная структура сознания. Рефлексивная диада самосознания и бессознательного.
Концептуальное структурирование сознания.
Познание как процесс (соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания).
Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание).
Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества.
Общество и его структура (общество в отличие от социума).
Системный взгляд на общество (аспекты и уровни системного рассмотрения общества).
Материальная жизнь общества (производство, его роль в жизни человека).
Техника и технология в становлении информационной цивилизации.
Политическая жизнь общества (политическая система; личность и политика).
Духовная жизнь общества (наука как система знаний и вид духовного производства; искусство, мораль, религия).
Духовная жизнь общества (любовь и творчество в жизнедеятельности человека).
Культура и цивилизация (человек как творец и творение культуры; сущность культурной деятельности).
Личность и общество. Проблемы свободы.
Общественный прогресс. Проблемы и перспективы современной цивилизации (Россия в мировом цивилизационном процессе).
Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации.
Основные направления современной философии (прагматизм, феноменология, психоанализ, экзистенциализм, философская антропология, неотомизм, структурализм и постструктурализм, постмодерн).
Социально-критическое направление в философии (Адорно, Фромм, Маркузе, Хабермас).
Антропологическое направление в философии (Ницше, Шопенгауэр).
Сциентистское направление в философии (позитивизм, его основные этапы).
Смысл жизни человека как философская проблема.
Человек как предмет познания. Роль различных наук в формировании представлений о человеке, его месте в мире.
Индивидуальное и общественное сознание, их специфика.
Религиозная картина мира (РКМ), философская картина мира (ФКМ), научная картина мира (НКМ), синергетика – как реальное видение.
Социальная структура общества.
Индивид, индивидуальность, личность. Теории личности.
Глобальные проблемы современности, их значение в жизни общества.
Проблема сознательного и бессознательного (З. Фрейд).
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Внимание: Содержание контрольной работы должно строго соответствовать варианту и теме. Вариант определяется по алфавиту – начальной букве фамилии студента (например от А – В; варианты с 1 - 30. Если Ваша фамилия Воробьев, то возможен выбор тем с №№ 1 по 30. Тема выбирается произвольно из списка предложенных 30-ти.
Контрольная работа – необходимое условие допуска к экзамену или к зачету. Она должна быть предъявлена на кафедру не позднее, чем за 10 дней до начала сессии. Датой поступления работы служит время ее регистрации в журнале кафедры. Студенты, не сдавшие контрольные работы в указанный срок, или чьи работы не будут зачтены, к экзамену или зачету по философии не допускаются. Во время сессии контрольные работы проверяться не будут, что автоматически ведет к появлению академической задолженности, которая может быть ликвидирована только после сессии.
Контрольные работы являются необходимой составной частью курса философии, формой активного усвоения философского знания. Процесс их подготовки – это самостоятельное вхождение в мир непривычного языка, сложной аргументации. Вдумчивая работа над философским текстом способствует воспитанию культуры мышления, так как предполагает не пассивное следование течению авторской мысли, а критическое осмысление предлагаемых решений и выводов. Контрольные работы – это еще и форма регулярной отчетности студентов-заочников между сессиями, позволяющая преподавателю отслеживать усвоение ими учебного материала.
Цель настоящих рекомендаций – помочь студентам в определении тем и написании контрольных работ по философии на основе оригинальных трудов отечественных и зарубежных мыслителей.
2.5. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Каждому студенту необходимо выполнить контрольную работу по философии по одному из вариантов, соблюдая предложенный порядок распределения: Начальная буква фамилии студента
| номера контрольных работ
| А-В
| №№ 1 – 30
| Г-Д
| №№ 31 - 60
| Е-Ж
| №№ 61 - 90
| 3-Й
| №№ 91 – 120
| К-М
| №№ 121 - 150
| Н-П
| №№ 151 – 180
| Р-Т
| №№ 181 - 210
| У-Х
| №№ 211 - 240
| Ц-Ш
| №№ 241 - 270
| Щ-Я
| №№ 271 - 300
|
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
"Божественная комедия" Данте как философское учение о человеке.
"Государь или Князь" Н. Макиавелли.
"Новый Органон" Ф. Бэкона и его основные идеи.
"Природа человека" в философии французского просвещения.
"Эстетика человеческого" и проблема дегуманизации искусства (по работам Г. Белля "Франкфуртские чтения", Ортеги-и-Гасета "Дегуманизация искусства", В. Вайдле "Умирание искусства" (см. кн.: Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991.).
Историческая закономерность и сознательная деятельность людей: проблемы и их альтернативные решения.
Марксистская концепция человека.
“Исповедь” Л. Толстого и ее этико-философские идеи.
“Конкретная метафизика” П.А. Флоренского.
“Легенда о Великом инквизиторе” Достоевского и ее философский смысл.
“Одномерный человек” Г. Маркузе.
«Философия оптимизма» и проблема человека в "Философских повестях" Вольтера.
Анализ мифа как жизненной реальности в книге А.Ф. Лосева. "Диалектика мифа".
Анализ общественной жизни в учении Макиавелли.
Анализ философских и исторических взглядов П.Я. Чаадаева по работам «Философические письма» и статьи.
Анархизм как философское учение (Бакунин, Кропоткин).
Античная атомистика, ее значение для науки.
Античная философия: Милетская школа.
Античная философия: Пифагор и его школа.
Античная философия: элеаты.
Антропокосмизм и новые подходы к сознанию современной научной картины мира.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Антропологический период древнегреческой философии. Человек как "мера всех вещей" (Протагор).
Антропология и этика Л. Фейербаха. “Я” и “Ты” - эгоизм и любовь.
Антропоцентрический характер философии Возрождения. Николай Кузанский о природе человека.
Аристотель и его философское учение. Осмысление оснований бытия мира и человека в философии Аристотеля.
Аристотель: метафизика, логика и диалектика. Физика, этика и политика.
Атомистическое учение Демокрита.
Бытие как философская проблема.
Бытие человека и философия абсурдности в книге "Бунтующий человек" А. Камю.
В.И. Ленин о закономерностях исторического развития, о соотношении объективных и субъективных факторов в историческом процессе.
Вера и разум в сознании европейского средневековья.
Виртуальная реальность - реальность ли?
Витгенштейн Л. - человек и мыслитель. Его учение.
Возникновение и развитие схоластической философии. Проблема универсалий. Реализм и номинализм. Фома Аквинский - основная фигура схоластической философии Западной Европы.
Возникновение христианства и его влияние на философию.
Вопросы философии революционного просветительства, человека и истории в работах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева.
Г.В. Лейбниц и идеология Просвещения.
Гегелевское понимание историзма как принципа диалектического анализа развития мировой культуры.
Гегель и его философское учение. Понятие философии духа.
Герменевтика и феноменология.
Глобальные проблемы современности.
Государство и власть.
Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности ("феномен Леонардо", политическая философия гуманизма (Н. Макиавелли), натуралистическая концепция человека (М. Монтень). Гуманистическая мысль Эразма Роттердамского.
Движение и развитие. Пространство и время.
Диалектика и объективный идеализм Гегеля.
Диалектический метод Сократа.
Диалог как форма развития философско-эстетической мысли в произведениях Дидро.
Диалоги Платона "Гипий Больший", "Протагор" и "Менон", их основные идеи и художественные особенности.
Жизнь и учение Сократа в изложении Ксенофонта и Платона.
Жизнь и учение Фомы Аквинского
Жизнь и учение Чаадаева (“Философические письма”, “Апология сумасшедшего”).
Жизнь и философское учение Аристотеля
Жизнь и философское учение П. А. Флоренского.
Идеи духовно-нравственного обоснования бытия человека в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Идеи революционного просветительства Д.К. Писарева в работе "Исторические эскизы".
Идеология эпохи Просвещения. Либерализм и борьба с церковью.
Идея конца истории в современной западной философии.
Идея культа сильной личности в философии Ницше: история и современность.
Идея мудрости в античном миропонимании.
Иммануил Кант: личность и характерные особенности творчества. Докритический и критический периоды в философии Канта.
Иррационалистические школы в философии конца 19- начала 20 вв.
Исследование материалистической диалектики в работах Ф. Энгельса "Анти - Дюринг", "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии" и "Диалектика природы".
Историко-философская работа Бердяева “Истоки и смысл русского коммунизма”.
Историософская концепция К. Н. Леонтьева.
Кантовское учение о человеке, утверждение его достоинства и свободы.
Картина природы и человека в философии гуманизма.
Концепции государства, права, демократии.
Концепция безгосударственного общественного самоуправления М.А. Бакунина в работе "Государственность и анархия".
Концепция бытия человека в работе С.А. Франка "Непостижимое".
Концепция бытия человека в философии М. Хайдеггера («Бытие и время»).
Концепция естественного и общественного состояния человека в философских воззрениях Руссо.
Концепция качественной специфики человека, в работе Н.П. Дубинина "Что такое человек". М.1983.
Концепция предустановленной гармонии и закономерности природно-человеческого мира в философии Лейбница.
Концепция сознания в работе М. Мамардашвили "Как я понимаю философию". М. 1990.
Концепция структуры личности в работе З. Фрейда «Психология бессознательного».
Концепция субъективности индивида и психологические предпосылки творчества (по раб. Ж.- П. Сартра "Экзистенциализм - это гуманизм" – см. в кн.: Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991.).
Концепция хода мировой истории и готовность человека к будущему в работе Ницше «Так говорил Заратустра".
Концепция ценности человеческой жизни в творчестве Г.К. Честертона (по книге Г.К.Честертона "Вечный человек". М.1991.).
Концепция человека и формирование его умственных способностей в работах "О человеке", "Записных книжках" и "Об уме" Гельвеция.
Концепция этического начала культуры (см. кн.: А. Швейцера "Культура и этика" М. 1973.
Космологизм ранней греческой философии, ее натурфилософский период.
Культура и цивилизация. Цивилизационные основы существования человека.
Культурно-исторические основания и особенности русской философии XIX века.
Марксизм в России (Плеханов, Ленин).
Марксистская концепция человека, ее значение для формирования коммунистического общественного идеала.
Материалистический сенсуализм Локка (“Опыт о человеческом разуме”).
Место онтологии в системе философского знания.
Мир как природное бытие человека в философии нового времени.
Мифология как исторический тип мировоззрения.
Модель человека в средневековой философии.
Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей) .
Натурфилософия Шеллинга.
Наукоучение Фихте.
Научная революция ХVП века и новая картина природного мира.
Национальные конфликты и пути их разрешения в современной России.
Немецкая классическая философия и ее воздействие на европейскую культуру и социальное действие.
Неоглобализм: за и против.
Неопозитивизм и постпозитивизм.
Николай Кузанский о творческой роли человека во Вселенной.
О соотношении научного, философского и религиозного мировоззрений (по работе З.И. Вернадского "Научное мировоззрение», С.Л. Франка "Понятие философии. Взаимоотношения философии и науки", "Философия религии" (см. кн.: Философия и мировоззрение. М. 1990).
Обоснование теоретического знания в «Критике чистого разума» И. Канта.
Образ Сократа в диалогах Платона "Апология Сократа", "Критон", "Федон".
Образы науки в современной философии науки.
Общественная природа сознания. Мышление и язык. Сознание и творчество.
Общественное бытие. Экономическая реальность как бытие.
Общество и его структура.
Общество и природа. Их взаимосвязь.
Объективный идеализм Платона.
Основные направления философии 20 века.
Основные проблемы философии Средних веков.
Основные проблемы философии эпохи Возрождения.
Основные этапы средневековой философии: патристика и схоластика.
Особенности эллинистической философии. Александрийская наука. Неоплатонизм и его разновидности.
Отличие философии от религиозного и мифологического сознания.
Переход от традиций и принципов философии ХIХ века к философии ХХ века. Неопозитивизм и его разновидности.
Платон о смысле любви. Диалог “Пир”
Платоновский диалог как искусство ведения спора, и форма развития философской мысли.
Позитивизм и его эволюция.
Позитивизм и неокантианство.
Познавательные способности человека и их выражение (чувственное и рациональное познание, воображение, творчество, интуиция как элемент познавательной деятельности).
Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.
Поиски решения проблемы бытия человека в работе Ж.- П. Сартра «Бытие и ничто».
Политика и власть. Политические режимы и права личности. Современный фашизм.
Понятие "основания человеческого бытия» и человеческой свободы в работе Шеллинга "Философское исследование о сущности человеческой свободы, и связанных с ней предметами".
Понятие "существа человеческого духа" в работе П.Д. Юркевича "Из науки о человеческом духе".
Понятие личности. Индивидуальное и общественное бытие личности. Личностное "Я" и система самооценки и самореализации личности.
Понятие мировоззрения и его структура. Соотношение философии и мировоззрения.
Понятие общественного бытия и общественного сознания.
Постмодернизм.
Практическое отношение человека к миру, его роль и значение в преобразующей деятельности общества.
Предпосылки возникновения философии. Философия как потребность человеческого духа.
Принцип активной деятельности человека в философии Аристотеля.
Принцип созидательной деятельности человечества в работе Н.Ф. Федорова "Философия общего дела".
Принцип философского воззрения на человеческую жизнь в работе П.Д. Юркевича. "Из науки о человеческом духе".
Принципы марксистской философии.
Проблема "мыслящего Я" в философии Р. Декарта.
Проблема бытия и мышления (см. кн.: М. Хайдеггера "Разговор на проселочной дороге". М. 1991).
Проблема идеального в философии Платона.
Проблема истины в философии и науке.
Проблема красоты творческих усилий личности в работе А.Ф. Лосева "Дерзание духа".
Проблема культуры и цивилизации в философии П.А. Флоренского.
Проблема материального и идеального.
Проблема метода в философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). "Мыслящее Я" Декарта как новая ориентация в философии.
Проблема мира человека в работе Вл. Соловьева "Чтения о Богочеловечестве".
Проблема национального самосознания и путей исторического развития России (П.Я. Чаадаев), дискуссии славянофилов и западников.
Проблема отчуждения и ее решение К.Марксом. Практика реализации марксовой теории в России.
Проблема свободы и необходимости в философии Б.Спинозы.
Проблема свободы и творчества в работе Н.А. Бердяева "Смысл творчества".
Проблема социального и биологического в человеке.
Проблема человека и его бытия (в работах Э.Кассирера "Опыт о человеке", "Введение в философию человеческой культуры", М. Шелера "Положение человека в космосе", Е. Финка "Основные феномены человеческого бытия" (В кн.: Проблемы человека в западной философии. М. 1988.).
Проблема человека в ранней античной философии.
Проблемы гносеологии, этики и эстетики в философии И.Канта. Диалектика Канта.
Прогрессистские и циклические модели истории. Современная идеология прогресса. Идея “конца истории”.
Происхождение философии. Источники философии и понятие предфилософии.
Психоаналитическое и социально-критическое направление в современной философии.
Р.Декарт - основоположник философии рационализма в Европе XVII в.
Работа Ф. Фукуямы “Конец истории”: наука или провокация?
Развитие мира как совокупной реальности природы, общества и человека.
Развитие философских представлений о человеческой субъективности как особой действительности в суждениях Сократа. Сократ и время.
Развитие человеческой цивилизации и современные духовно-нравственные ориентиры личности.
Разработка концепции материалистической диалектики как учения о закономерностях развития и взаимосвязи материального мира и мышления.
Рассмотрение основных начал нравственной философии Вл. Соловьева в работе "Оправдание добра".
Реклама и культура. Традиции, обычаи, мода.
Религиозная философия 20 века.
Религия и ее место в духовно-нравственной жизни современного человека.
Римский стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).
Роль личности и народных масс в истории.
Роль философии в жизни общества.
Русская революционно-демократическая мысль. А. И. Герцен, В.Г. Белинский.
Русская философия и ее место в мировой философии.
Русский религиозный идеализм. В.С. Соловьев.
Самосознание и этапы его формирования.
Связь философии с религией, этикой, политикой, искусством.
Сенсуализм Дж. Локка.
Синергетика и ее роль в экономике.
Система и метод в философии Гегеля.
Сложившаяся экологическая ситуация, пути выхода из экологического кризиса.
Смысл жизни и предназначение человека.
Современная антропология и проблема комплексного изучения человека.
Современная Россия: демократия или олигархия?
Современная социобиология: за и против.
Современное философское осмысление общественной жизни. Общество как целостная развивающаяся система.
Современные внеконфессиональные религиозные школы.
Современные масс-медиа и культура.
Современные проблемы философии человека.
Современные рационалистические и иррационалистические философские течения, их воззрения на человека и его отношение к миру.
Сознание и деятельная концепция личности в работе А.Н. Леонтьева "Деятельность. Сознание. Личность" М. 1975.
Сознание и духовный мир человека (сознание, подсознание, сверхсознание). Понятие самосознания.
Сознание и язык.
Сознание, его объективные и субъективные характеристики. Современные философские концепции сознания.
Сознание, самосознание и личность.
Социальная обусловленность жизни человека и проблема свободы в книге Э. Фромма "Бегство от свободы".
Социальное прогнозирование как необходимое условие существования и успешной деятельности человека.
Социально-политическая философия Нового времени.
Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
Социально-политические идеи Макиавелли в работе “Государь” (“Князь”).
Социально-этическое учение Конфуция.
Социальные теории эпохи Возрождения. Гуманизм и утопия.
Специфические особенности современного научного познания (современный образ и язык науки, научное открытие, научные парадигмы).
Спор западников и славянофилов и его историческое значение.
Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.
Структура общественного сознания (обыденное, теоретическое, идеология, общественная психология, формы сознания).
Структура познания. Формы чувственного и рационального познания.
Структура сознания.
Структурализм и его эволюция.
Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма.
Сущность и основные тенденции развития научно-технического прогресса, его гуманистический потенциал.
Творческая способность человека и проблема "учиться мыслить" в работе Э.В. Ильенкова "У истоков мысли" (см. кн.: Философия и культура. М.1991).
Тема власти в русской философии: анархисты и государственники.
Теории истины.
Теория информационного роста.
Теория мифа в работах А.А. Потебни "Миф и слово", "Характер мифологического мышления".
Теория познания Дж.Локка.
Типология культур. Запад-Восток-Россия.
Традиции нравственной философии Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и современность (по книге Ю. Давыдова "Этика любви и метафизика своеволия". М. 1989.).
Трансцедентальная диалектика Канта.
Уроки герменевтики: как понять “другого”?
Утопизм эпохи Возрождения (“Утопия” Мора, “Город-Солнце” Кампанеллы).
Учение Аристотеля о душе.
Учение В. Франкла о смысле жизни в книге "Человек в поисках смысла».
Учение Декарта о методе (“Рассуждения о методе”).
Учение Локка о познавательных способностях человека.
Учение о воле у Шопенгауэра. Жизнь между страданием и скукой. Освобождение путем аскезы.
Учение о природе, обществе и человеке в философии Гоббса.
Учение о субстанции: Декарт, Спиноза.
Учение о человеке и обществе (Гоббс, Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро).
Учение о человеке и человеческой свободе в философии Спинозы.
Учение о человеке, его активной деятельности и свободе в немецкой философии (Кант, Фихте, Шеллинг).
Учение Платона о государстве.
Учение Ф.Бэкона о методе.
Учение Фихте о деятельном субъекте, активности его сознания.
Учение элеатов о бытии и познании.
Ф. Ницше и философия жизни.
Фашизм: история и современность.
Феномен культуры. Генезис культуры. Цивилизация и культура.
Философия Аристотеля.
Философия всеединства В.С. Соловьева.
Философия и ее роль в жизни общества.
Философия и искусство.
Философия и мифология: связь и различие.
Философия и наука.
Философия и наука.
Философия и политика.
Философия И.Г. Фихте.
Философия как культура духа и искусство жизни в учениях античных мыслителей.
Философия как система ценностей и мировоззрение.
Философия Ницше (“Так говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и зла”).
Философия Платона, его учение об идеях («эйдосах"). Диалог как форма развития философской мысли.
Философия русского космизма.
Философия софистов. Сократ.
Философия Франкфуртской школы.
Философия человека в "Опытах" Мишеля Монтеня.
Философия экзистенциализма и творчество Камю (“Чума”, “Посторонний”).
Философия экзистенциализма. Проблема сущности и существования человека, бытия человека и бытия мира (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).
Философия эпохи Просвещения.
Философия языка как выражение "мыслительности" и духовной жизни человека в работе А.А. Потебни "Философия языка".
Философские и социально-политические принципы в произведении Гольбаха "Система природы".
Философские и социологические идеи А.С. Хомякова. Идея соборности.
Философские идеи А.И. Герцена в работах "Дилетантизм в науке" и "Письма об изучении природы".
Философские идеи в творчестве Вольтера (“Философские повести”).
Философские основы нравственности в работах И. Канта "Основы метафизики нравственности" и "Критика практического разума".
Философские поиски Н. Бердяева: культура, судьба России.
Философские проблемы антропосоциогенеза.
Философские раздумья о человеке в книге Николая Рериха "О вечном".
Философский анализ изменяющейся роли науки в современном мире.
Философское мировоззрение и его роль в духовной жизни общества.
Философское осмысление природы ("первая" и "вторая" природа). Учение о биосфере и ноосфере. Понятие ноосферной цивилизации.
Философское понятие культуры. Культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития.
Философско-просветительская концепция Цицерона в книге "Философские трактаты".
Философско-религиозная концепция мира и человека в работах В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, С.А. Булгакова. Идея всеединства.
Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики.
Фрейд З.: сознание, бессознательное и поведение человека.
Фрейд и проблемы психической регуляции поведения человека (по работе «Введение в психоанализ». Лекции).
Фрейдизм и неофрейдизм.
Хаос и самоорганизация. Современная синергетика.
Ценностные ориентации, их социокультурная обусловленность. Ценности человеческие и общечеловеческие. Гуманизм и свобода как общечеловеческие ценности.
Цивилизация и культура.
Циклические модели развития.
Человек в системе современной культуры и образования.
Человек и Бог в христианской философии.
Человек и его мир в философии христианства. Филон Александрийский и Аврелий Августин об основах христианской философии.
Человек и история в работе Карла Ясперса "Смысл и назначение истории".
Человек и мир как предмет философских размышлений. Понятие мировоззрения, его основные исторические типы (мифологическое, религиозное, философское).
Человек и мир человека в работах Шопенгауэра "Афоризмы житейской мудрости", "О ничтожестве и горестях жизни".
Человек и просветительское движение в философии русского Возрождения ХIV - ХVI вв.
Человек как субъект истории и обоснование его социокультурного бытия.
Человек культуры и культура человека (по работам М. Вебера "Наука как призвание и профессия", Ж. Маритена "Ответственность художника". (см. кн.: Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991).
Человеческая деятельность: фатализм и проблема свободы в философии французских материалистов ХVIII в.
Экзистенциализм.
Эллинистически - римская философия: киники, скептики эпикурейцы, стоики.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени: проблема познавательной способности человека (Дж. Локк, Б. Спиноза).
Эпикурейский идеал добродетельной и счастливой жизни.
Эстетика ненасилия и проблема ненасильственной борьбы за социальную справедливость.
Эстетическая концепция Вл. Соловьева в работах "Красота в природе", "Общий смысл искусства".
Эстетическая концепция Гегеля в работе "Лекции по эстетике".
Эстетическая концепция Шеллинга в работе "Философия искусства".
Этика и политика Аристотеля.
Этика Канта (“Критика практического разума”).
Этическое учение Эпикура и стоиков. Прикладная мораль стоиков.
|
|
|