Навигация по странице:ТЕМА 9. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВОсновные понятия Западничество, славянофильство, почвенничество, анархизм, концепция всеединства, ноосфера.Темы рефератовТЕМА 10. ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ «БЫТИЕ», «МАТЕРИЯ», «ПРОСТРАНСТВО», «ВРЕМЯ», «ДВИЖЕНИЕ» (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) ПланОсновные понятия Бытие, небытие, сущее, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, материя, движение, пространство, время, картина мира.Темы рефератов
|
Философия. Методические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы
Литература: Аналитическая философия ХХ века: материалы “круглого стола” // Вопросы философии, 1988, № 8.
Антология мировой философии. В 4-х т. — М., 1970, т.4.
Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Буржуазная философская антропология ХХ века.- М., 1986
Вехи. Из глубины. М., 1991.
Горбачев З.Г. История философии. — Брянск, 2000.
Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1991.
История современной зарубежной философии: компаративистский подход: в 2-х т. СПб., 1998.
История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия 15-19 веков).- М.. 1998, (Книга третья: Философия 19-20 вв). - М., 1998.
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
Любутин К.Н., Сарангин Ю.К. История западноевропейской философии. Курс лекций. — Екатеринбург, 2000.
Мир философии (хрестоматия). — М., 1993.
Морис Мерло-Понти. В защиту философии. – М. 1991. С. 6-47.
Ницше Ф., З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. Сартр, Сумерки богов. М. 1989.
О России и русской философской культуре. М., 1990.
Проблема человека в западной философии. – М. 1988.
Рассел Б. История западной философии. Ростов-на-Дону, 1999.
Рассел Б. Мудрость Запада. — М., 1998.
Русский космизм. М., 1993.
Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1991.
Современная буржуазная философия. — М., 1978.
Соловьев В.С. Оправдание добра // Соч.: В 2-х т. М., 1988.
Парнас Р. История западного мышления. — М., 1995.
Философы России XIX-XX столетий. М., 1995.
Фромм Э. Антология человеческой диструктивности. – М. 1994. С. 3-14, 17-28, 190-234.
Хайдеггер М. Время и бытие.- М. 1993. С.3-14, 192-220, 391-406.
Чаадаев П.Я. Философические письма // Соч. М., 1989.
Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989.
Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М. 1991, с. 5-26,141-184, 240-365, 390-418.
Яхот И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы) // Вопросы философии. 1991, № 9-11.
Творческое задание:
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
Общая характеристика Западной философии XX века.
Сциентизм и антисциентизм в современной Западноевропейской философии.
Проблемы человека, общества и культуры в современной Западноевропейской философии.
«Вызовы современности» и развитие философии в 80-90-е годы XX века.
Иррационализм и философия жизни.
Волюнтаризм А.Шопенгауэра.
Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора.
Нигилизм Ф.Ницше. «Аполлоническое» и «Дионисийское» в культуре. Воля к власти и идеал сверхчеловека.
Позитивизм О.Конта, Г.Спенсера, Дж. Милля. Концепция трех стадий развития интеллекта. Индуктивность позитивного знания.
Эмпириокритицизм Р.Авенариуса и Э. Маха. Теория принципиальной координации и чистого описания. Поздняя философия жизни.
Логический позитивизм, прагматизм, аналитическая философия. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к эмпирической основе. Принцип верификации Р. Карнапа. Логика и семиотика Ч. Пирса. Инструментализм Д. Дьюи. Логический атомизм Б. Рассела. Исследование соотношения языка и реальности Л. Витгенштейна.
Феноменология Э. Гуссерля. Учение Гуссерля о чистом сознании и его интенциональности.
Экзистенциализм М.Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра. Бытие и время. Экзистенциальность и экзистенциалы. Проблемы выбора судьбы, существования и смерти, одиночества, свободы и ответственности.
Психоанализ З.Фрейда и К.Юнга и его влияние на философию и культуру.
Неотомизм.
Персонализм Н.Бердяева и Ж. Маритена.
Концепция человека П. де Шардена.
Герменевтика как метод понимания и истолкования в работах Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Г. Зиммеля и Г. Гадамера.
Философская антропология Э.Фромма.
Гуманизм А. Швейцера.
Контрольные вопросы:
Какие причины обусловили пересмотр традиций и принципов классической философии?
Какие общенаучные проблемы были поставлены философией логического позитивизма и лингвистического анализа?
Какие новые проблемы выдвинула философская антропология ХХ века?
Почему оказалась в центре внимания проблема бытия в философии экзистенциализма?
Х. Ортега-и-Гассет утверждал, что человек есть существо, обреченное перевести необходимость в свободу. Как вы понимаете данное высказывание?
Чем можно объяснить множественность школ и направлений в философии ХХ века?
Темы докладов, сообщений:
Взаимосвязь “философия – наука”: новая постановка вопроса, характерные особенности.
Новое качество антропоцентризма: переход от философских обоснований к сциентистским.
Проблема альтернативы Бога и человека (“Умер Бог” – Ф. Ницше, “…но и человек не стал Богом” – Ф.М. Достоевский”).
Философские проблемы науки.
Новая постановка проблемы человека и его отношения к миру.
Система “природа – общество – человек”: актуализация нестандартных проблем и поиск решений.
Эволюция психоаналитической философии: структура личности, сознание и бессознательное.
Поиск смысла жизни и проблема человеческого в человеке (В. Франкл, М. Хайдеггер).
Основные понятия
Философия жизни, феноменология, герменевтика, позитивизм, индивидуализм, экзистенциализм, психоанализ, неопозитивизм, постпозитивизм, гуманизм.
Темы рефератов
Ф.Ницше и его отношение к христианству.
Неокантианство и эмпириокритицизм в философии XIX века.
Утопический социализм в XIX веке.
Проблема природы и статуса научного знания в истории позитивизма.
Роль и место экзистенциализма в развитии науки и искусства XX века.
Развитие психоанализа в XX веке и его влияние на философию.
Гуманизм в философии и гуманистическое движение второй половины XX века.
«Римский клуб» и постановка «глобальных проблем современности».
Модернизация, модернизм и постмодернизм.
Общая характеристика Западной философии XX века.
Сциентизм и антисциентизм в современной западноевропейской философии.
Проблемы человека, общества и культуры в современной Западноевропейской философии.
«Вызовы современности» и развитие философии в 80-90-е годы XX века.
Литература:
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М., 1958.
Зотов А. Ф. , Мельвиль Ю.К. Западная философия 20 века.- М., 1998.
История философии: Запад - Россия - Восток (книга четвертая: Философия 20 века). - М.,1999.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2-х т., М., 1990, Т. 2.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Раздел: От романтизма до наших дней. -СПб., 1997.
Сартр Ж.П. Избранные произведения. М., 1992.
Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада 20 века.- М.,1994.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
ТЕМА 9. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
XIX-XX ВЕКОВ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) План:
Становление русской философии (XIV –XVII вв.).
XVIII век. Обособление философии от религии и становление её как самостоятельной системы знания.
XIX век, первая половина. Особенности русской философии ХIХ в.: традиции гуманизма просвещения и проблема путей исторического развития России (П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники).
Философия революционно-демократического движения.
Петрашевцы. Философские взгляды народников. Проблема человека и истории в трудах революционных демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Г.Н. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов).
Русская философия второй половины XIX века. Религиозно-идеалистическая философия. Неославянофильство. Русское неогегельянство. Русское неокантианство.
Русская религиозная философия ХХ века. Философско-религиозная концепция мира и человека в работах Н.Ф. Федорова, В.С.Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Идея всеединства.
Разработка антропологических и историософских представлений в русской философии (В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев и др.).
Идея духовно-нравственного обоснования бытия человека в творчестве Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Философско-социологические концепции общественного развития. Проблема свободы и творчества (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П.Л. Лавров, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Г.П. Федотов).
Отечественная философская мысль и проблема будущего России: «судьба России», развитие культуры (Н.А. Бердяев, И.И. Ильин, В.В. Розанов, Ф.А. Степун, С.И. Гессен).
Философско-мифологическая концепция А.Ф. Лосева.
Литература:
Русская философия ХIХ-ХХ веков // Философия. Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. С. 232-307.
Русская философия: Словарь. Под ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
Соловьев В.С. Соч.: В 2-х т. М.: Правда, 1989. — Т. 1.
Лавров П.Л. Изб. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1965.
Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990.
Бердяев НА. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.
Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1998, с. 14-68, 254-382.
Зеньковский В.В. История русской философии, В 4-х т. – Ленинград, - 1991.
Ливицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Соч. – М., 1996.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений, - М., 1990 Гл. 1- 8.
Лосский Н.О. История русской философии.- М., 1991.
Русская философия. Словарь. М., 1995.
Русские философы (конец ХIХ – середина ХХ в.). Антология. Вып 2. – М., 1994.
Русские философы (конец ХIХ – середина ХХ в.). Антология. Вып. 1.- М., 1993.
Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч. в 2-х т. – М., 1988 – Т.1, с48-78, 83 –135, 224-232.
Соловьев В.С. Чтение о богочеловечестве // Соч. в 2-х т. – М., 1989, Т 2.
Франк С.Л. Непостижимое. - М., 1990. Гл. 5,7.
Чаадаев П.Я. Философические письма. Соч. – М. 1989.
Творческое задание:
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
1. Славянофильство, западничество, консерватизм в 40-50-х годах XIX века в России.
2. Философские идеи демократов и народничества 60-90-х годов XIX века.
3. Религиозная философия в России.
4. Русский космизм: представители и основные концепции.
Контрольные вопросы:
В чем проявилась самобытность русской философии ХIХ – начала ХХ века и каковы ее характерные особенности?
П.Я. Чаадаев считал, что Россия отличается наличием «культурной пустоты» своего национального бытия. Она живет одним настоящим… без прошедшего и будущего», что «прошлое России – пусто, настоящее невыносимо, а будущего у нее нет («Философические письма»). Как обосновывал Чаадаев свои оценки судьбы России и какой он видел выход?
Каковы особенности русского просветительства?
У Н.А. Бердяева есть такие высказывания: «Философия ни в каком смысле не есть наука, и ни в каком смысле не должна быть наукой» (см. «Смысл творчества». – М. 1989, с. 264).
«Наука есть послушание необходимости» (Там же, с. 267)
«Философия есть искусство, а не наука» (Там же с. 269)
Прокомментируйте эти высказывания.
Темы докладов, сообщений:
Славянофилы и западники: основной смысл дискуссии и ее современное значение.
П.Я. Чаадаев о христианстве и исторической судьбе России.
Философия Ф.М. Достоевского как философия трагедии» (Л. Шестов).
Русская идея в творчестве Вл. Соловьева и Ф.М. Достоевского.
Философия жизни Л.Н. Толстого и его религиозные искания.
Учение Вл. Соловьева о «всеединстве» и его философское значение.
Понятие духовного бытия в учениях русских философов.
Антропологические воззрения Н.А. Бердяева.
Понятия «София» и «Теософия» у Вл. Соловьева и П. Флоренского.
Основные понятия
Западничество, славянофильство, почвенничество, анархизм, концепция всеединства, ноосфера.
Темы рефератов
Жизнь и философское творчество Вл. Соловьева. Философия "всеединства", учение о "теургическом делании", историософская теория богочеловеческого процесса, философско-поэтическое учение о Софии.
Славянофильство в прошлом и настоящем.
Основные идеи западничества.
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
Экзистенциализм в России: творчество Н. Бердяева.
Русский космизм — философия XX века. Философия "общего дела" Н.Ф. Федорова. Философские идеи В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и др.
Гуманистические традиции и духовно-нравственные обоснования бытия человека в русской философии ХIХ – начала ХХ века.
Русская идея в интерпретации русских философов.
Религиозно-философские искания XI-XVI веков. Философская система Григория Сковороды. Русское Просвещение: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.
Позитивизм и материализм в русской философии XIX века, философское обоснование революционной деятельности: Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров и др. Анархизм М.А. Бакунина и др. Марксизм в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, философия советского периода.
Л.Н. Толстой: религиозно-философское учение; “толстовство” и его судьба.
Ф.М. Достоевский: основные философские идеи; учение о свободе, учение о сверхчеловеке.
П.А. Флоренский - построение "конкретной метафизики".
ТЕМА 10. ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ «БЫТИЕ», «МАТЕРИЯ», «ПРОСТРАНСТВО», «ВРЕМЯ», «ДВИЖЕНИЕ»
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
План:
Бытие и материя как основные философские понятия.
Бытие как реальность. Понятие субстанции.
Понятие пространства, времени и движения.
Движение и его основные формы.
Пространственно-временной континуум.
Проблемы единства мира.
Литература:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1996.
Аристотель. Физика. О небе. О возникновении и уничтожении // Соч.: В 4-х т. Т.3.- М.. 1981.
Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы.- М., 1982.
Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время. - М., 1988.
Бартенев А. История экономических учений. М., 2002.
Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
Введение в философию.Учебник для высших учебных заведений.Часть 2. гл. 5-6, М.,1989.
Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. Курс лекций. М., 1998.
Диалектика материального мира. - Л., 1985.
Доброхотов А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
Доброхотов А.И. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1992.
Концепции самоорганизации в исторической перспективе. - М., 1994.
Корсунцев И.Г. Является ли объективной виртуальная реальность? М.. 2000.
Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. - М..1976.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т.18, гл. III, п. 1.5 ; гл.V, п. 2.3.
Лобанов С. Д. Бытие и реальность. М.,1999.
Мамардашвили М.К. Введение в философию (гл. Трансцендентное и бытие). Необходимость себя. М., 1996.
Мир философии. М., 1991.
Основы онтологии. СПб., 1997.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, № 6.
Человек. Мыслитель прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
Энгельс Ф. Диалектика природы (формы движения материи). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.
Творческое задание:
Вопросы для обсуждения и самопроверки:
Бытие как центральная категория в философии. Понятие бытия. История философии о проблеме бытия.
Парменид и абстрактное понятие бытия, его тезис: бытие есть, небытия нет.
Демокрит: бытие — атомы, небытие — пустота.
Платоновское противопоставление истинного бытия (мир духовных сущностей) чувственному бытию.
Аристотель, его понимание бытия.
Философия Средних веков: «Ты есть само бытие» и понятие о самоценности бытия личности.
Бытие как единичное, фактическое существование (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Дж. Локк).
Система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза).
Классическая немецкая философия и тенденция соединения категории бытия с диалектическим содержанием.
Гегель и роль категории становления во взаимодействии бытия и небытия.
Ценностность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А.Бергсон).
Экзистенциализм и «очеловечивание» природы бытия — идеи русских космистов о целостности бытия в экологическом обновлении его существования.
Виды бытия как объективная и субъективная реальность.
Актуальное и потенциальное как уровни бытия.
Бытие мира как совокупная реальность, как единство природы, общества и человека.
Бытие и материя. Понятие субстанции. История философии о понятии материи.
Контрольные вопросы:
Две тенденции рассмотрения бытия в философии Нового времени.
Назовите основные свойства материи.
В чем философский смысл теории относительности?
Каковы основные формы бытия?
Как различить понятия «материя» и «субстанция»?
Проследите изменение понятия бытия в истории философии.
Темы докладов и сообщений:
Материя как объективная реальность.
Онтологический и гносеологический аспекты понимания материи.
Концепции непрерывного (континуального) и прерывного (дискретного) строения материи.
Естественнонаучные представления о материи.
Уровни материи. Абсолютность (несотворимость, неуничтожимость, бесконечность). Структурность. Способность к самодвижению и саморазвитию.
Пространство и время, их психологический статус, отношение пространства и времени к субстанции.
Субстанциональная и реляционная концепции.
Современная физическая картина мира.
Основные понятия
Бытие, небытие, сущее, субстанция, монизм, дуализм, плюрализм, материя, движение, пространство, время, картина мира.
Темы рефератов
Основные этапы развития понятия бытия.
Природный мир и его бытие.
Внутренний мир человека как особый род бытия.
Бытие как результат перехода одной формы бытия в другую.
Становление понятия материи.
Современные научные представления о строении материи.
Уровни организации материи.
Движение как атрибутивное свойство материи.
Взаимодействие пространства, времени и материи.
Философский смысл теории относительности.
Материальное единство мира.
Категория бытия, ее смысл и специфика.
Формы бытия.
Строение материи. Основные свойства материи. Движение как изменение вещей, их свойств и отношений.
Пространство и время как формы бытия вещей и явлений. Пространственно-временная бесконечность материального мира.
Единство и многообразие мира как философская проблема, ее мировоззренческое и методологическое значение.
Монистичесие и плюралистические концепции бытия.
Бытие, природа, материя: различие и связь.
Понятие материи в современной науке и философии.
Виртуальная реальность и ее особенности.
Вероятностная картина мира. Хаос и самоорганизация. Синергетика и термодинамика неравновесных систем И. Пригожина.
Научные, религиозные и философские картины мира.
|
|
|