Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Цель

  • 4. Основные учебные вопросы (план)

  • 5. Материалы для контроля за усвоением темы

  • 6. Задания для самоподготовки и УИРС

  • Рекомендуемые понятия для изучения темы 10

  • ТЕМА 11. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

  • 2. Цель

  • 5. Материалы для контроля за усвоением темы

  • 6. Задания для самоподготовки и УИРС

  • Рекомендуемые понятия для изучения темы 11

  • ТЕМА 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ. НАУКА (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы

  • Рекомендуемые понятия для изучения темы 12

  • Философия. Методические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы


    Скачать 1.71 Mb.
    НазваниеМетодические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы
    АнкорФилософия.doc
    Дата20.05.2018
    Размер1.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипМетодические указания
    #19467
    страница15 из 22
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   22
    ТЕМА 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    1. Введение (актуальность) темы:

    Основная проблема, вокруг которой развивается философская мысль в конце XIX-XX вв., - отношение к рациональному знанию. На место мистифицированных форм рационального познания (“абсолютной идеи” Гегеля, “чистого разума” Канта) ставятся нерациональные элементы человеческой психики, духовного опыта, которые абсолютизируются.

    Для зарубежной философии в целом характерна попытка переосмыслить классику, переоценить ценности, необходимость которой выводилась из глубокого духовного кризиса западной цивилизации. Кризис классического культа разума и науки, а также падение авторитета традиционных христианских ценностей способствовали созданию своеобразного духовного вакуума и появлению различных мистико-иррационалистических концепций.

    Неклассическая философия осуществляет “новый поворот” к человеку: либо обосновывая нерелигиозное понимание мира, либо модернизируя религиозную философию. В западноевропейской философии ХХ в. находит отражение проблема отчуждения человека от общества, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человека и человечества.

    В целом зарубежная философия характеризуется плюрализмом, разнообразием направлений, школ и концепций. Основными ее направлениями являются: сциентистское и антисциентистское.

    2. Цель: Познакомить студентов с особенностями и основными направлениями зарубежной философии.

    3. Задачи:

    Студент должен знать:

    • основные отличительные особенности современной зарубежной философии, основные философские персоналии;

    Студент должен уметь:

    • характеризовать и анализировать сущность и специфику основных школ и концепций сциентистского и антисциентистского направлений;

    Студент должен приобрести навыки и качества:

    • уметь анализировать и интерпретировать место современной зарубежной философии в системе философской проблематики.

    4. Основные учебные вопросы (план):

    1. Особенности зарубежной философии к XIX-ХХ вв. и тенденции ее развития.

    2. Сциентистское направление: позитивизм и его формы.

    3. Антропологическое направление: философия жизни, психоанализ, экзистенциализм.

    4. Религиозное направление: неотомизм, персонализм.

    5. Материалы для контроля за усвоением темы:

    1. Какое явление философского самосознания начала ХХ века отображает сочинение О. Шпенглера “Закат Европы”?

    2. Что такое иррационализм?

    3. Можно ли лозунгом позитивизма считать слова И.Ньютона “Физика, берегись метафизики”? Что позитивизм понимает под “псевдознанием”?

    4. Что такое эмпириокритицизм и кто его ведущие представители?

    5. Что объединяет и различает принципы верификации и фальсифицируемости?

    6. Как решается проблема взаимодействия науки, философии и культуры в постпозитивизме?

    7. Что такое кибернетический сциентизм и современный технократизм?

    8. Как интерпретируется жизнь в “философии жизни”?

    9. Почему в “философии жизни” мир объявлен фикцией, сновидением?

    10. Как интерпретировать идеи Ф.Ницше “Бог умер”, “Падающего подтолкни”?

    11. Что обозначает З.Фрейд понятиями “Я”, “Сверх-Я”, “Оно”?

    12. Что такое “коллективное бессознательное” К.Юнга?

    13. Что такое “индивидуальная психология” А.Адлера?

    14. Почему Э.Фромм считает современную цивилизацию деструктивной?

    15. В чем заключается учение В.Франкла о смысле жизни?

    16. Почему центральной проблемой неклассической философии ХХ века является человек?

    17. Кто основоположник экзистенциализма?

    18. Что характеризует категория “экзистенция”?

    19. Согласны ли Вы с утверждением А.Камю “Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии”?

    20. Какое значение имеет экзистенциализм в культуре ХХ века?

    21. Как решает проблему взаимодействия религии и науки, веры и знания современный неотомизм?

    6. Задания для самоподготовки и УИРС:

    1. Позитивизм и идеалы точного естествознания (О.Конт, Г.Спенсер, Ч.Милль).

    2. Эмпириокритицизм и его критика.

    3. Проблема логического анализа структуры научного знания в философии неопозитивизма (Л.Витгенштейн, Р.Карнап).

    4. Проблема социокультурных оснований и динамики научного знания в постпозитивизме.

    5. А.Шопенгауэр и его место в постпозитивизме.

    6. “Философия жизни” Ф.Ницше.

    7. Психология бессознательного в учении З.Фрейда.

    8. Э.Фромм. Анатомия социальной деструктивности.

    9. В.Франкл. Человек в поисках смысла.

    10. Христианский экзистенциализм.

    11. “Философия абсурда” А.Камю.

    12. М.Хайдеггер о человеке и гуманизме.

    13. Религиозная философия ХХ века: традициализм и обновленчество.

    7. Литература

    Основная:

    1. Лекционный материал.

    2. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

    3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX века - начала ХХ века. - М., 1988.

    4. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. - М., 1983.

    5. Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

    6. Рассел Б. История западной философии. - Кн. 3. - Новосибирск, 1994.

    7. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

    8. Современная западная философия: Словарь. - М., 1991.

    Дополнительная:

    1. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. - 1991. - № 4.

    2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977.

    3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Витгенштейн Л. Философские работы. - Ч. 1. - М., 1994.

    4. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1992.

    5. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки ценностей. - М., 1995.

    6. Руткевич А.М. “Анатомия деструктивности” Э.Фромма // Вопросы философии. - 1991. - № 3.

    7. Сумерки богов. - М., 1989.

    8. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987.

    9. Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М., 1991.

    10. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1989.

    11. Фромм Э. Некрофилы и Гитлер // Вопросы философии. - 1991. - № 9.

    12. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1991.

    13. Чуешов В.И. Введение в современную философию. Мн., 1998.

    14. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М., 1992.

    Рекомендуемые понятия для изучения темы 10:

    Иррационализм, сциентизм, антисциентизм, позитивизм, постпозитивизм, антропологизм, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, эмпириокритицизм, верификация, фальсифицируемость, “Я”, “Сверх-Я”, “Оно”, “коллективное бессознательное”, “индивидуальная психология”, смысл жизни, гуманизм, традициализм, обновленчество.
    ТЕМА 11. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    1. Введение (актуальность) темы:

    “Бытие” - одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Вокруг “бытия” и учении о бытии (онтологии) в философии всегда велись и до сих пор ведутся острые дискуссии. Категория бытия означает всеобщее свойство вещей существовать, быть в наличии.

    Необходимость более глубокого понимания проблемы бытия приводит к поиску его основы, сущности. С этой целью выделяется категория “субстанция”, которая означает первооснову, внутреннее единство в многообразии конкретных явлений. Особое место принадлежит категории “материя” и ее атрибутам: пространству, времени, движению.

    2. Цель: Сформировать целостное представление об основных проблемах онтологии и философского понимания мира.

    3. Задачи:

    Студент должен знать:

    • основные положения философской онтологии;

    Студент должен уметь:

    • характеризовать и анализировать основные концепции бытия, материи, движения, пространства и времени;

    Студент должен приобрести навыки и качества:

    • уметь анализировать и интерпретировать рассматриваемые проблемы применительно к человеку.

    4. Основные учебные вопросы (план):

    1. Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категорий бытия и материи.

    2. Бытие как реальность. Понятие субстанции.

    3. Структура и диалектика бытия.

    4. Категория материи в истории философии. Современная наука о строении материи.

    5. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.

    6. Движение и его основные формы.

    7. Пространственно-временной континуум.

    8. Проблемы единства мира.

    5. Материалы для контроля за усвоением темы:

    1. Почему проблема бытия является исходной для систематических философских размышлений?

    2. В чем состоит специфика размышлений о бытии?

    3. Какие из приведенных ниже определений материи являются философскими:

    1) материя - это все то, что обладает массой или энергией;

    2) материя есть все, состоящее из атомов;

    3) материя - это вещество, поле или вакуум;

    4) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

    5) материя - это инобытие абсолютной идеи;

    6) материя - это конечная субстанция, первооснова всего существующего;

    7) материя есть постоянная возможность ощущений.

    1. В чем принципиальное отличие диалектико-материалистического определения материи от взглядов на материю домарксистских материалистов и большинства естествоиспытателей до конца XIX века?

    2. Можно ли согласиться с утверждением: “Все вещи состоят из материи”?

    1. Согласны ли Вы с тезисом: “Покой - это движение”?

    2. В знаменитой апории Зенона об Ахилле и Черепахе утверждается, что Ахилл не может догнать черепаху! Один из вариантов доказательств таков.

    Пусть расстояние между Ахиллом и черепахой будет равно L. Для определения этого расстояния Ахиллу понадобится время t. Но прежде чем преодолеть расстояние L, Ахилл должен вначале пробежать половину этого расстояния L/2 за время t/2. Но прежде чем пробежать расстояние L/2, Ахилл должен пробежать L/4 за время t/4 и т.д. Отсюда следует, что Ахилл должен покрыть расстояние L/2+L/4+L/8+... за время t/2+t/4+t/8+... . Но сумма бесконечного числа слагаемых является бесконечной! А время, которое Ахилл может бежать, конечно. Таким образом, Ахилл не сможет за любой конечный временной отрезок преодолеть расстояние между ним и черепахой!

    Убедились ли Вы на основе этого доказательства в том, что Ахилл не может догнать черепаху и, следовательно, движения нет?

    Если не убедились, то почему?

    1. В чем специфика социальной формы движения?

    2. В чем специфика социального пространства и времени?

    6. Задания для самоподготовки и УИРС:

    1. Космологические модели мира и их философский смысл.

    2. Проблема конечного и бесконечного в современной космологии.

    3. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.

    4. Понятие вечности и идея космического цикла.

    5. Христианская эсхатология и идея линейной направленности времени.

    6. Теория “тепловой смерти Вселенной” и современная наука.

    7. Специфика социальной формы движения.

    8. Специфика социального пространства и времени.

    9. Время человеческого бытия: его смысл и бессмыслица.

    10. Общая теория относительности о взаимосвязи материи, движения, пространства и времени.

    7. Литература:

    Основная:

    1. Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.

    2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.

    3. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.

    4. Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.

    Дополнительная:

    1. Ахундов М.Л. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982.

    2. Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. - М., 1987.

    3. Баталов Э.Я. Единство в многообразии - принцип живого мира // Вопросы философии. - 1990. - № 8.

    4. Воронин П.П. Разумность мироустройства - глазами физика // Вопросы философии. - 1990. - № 8.

    5. Гартман Н. Старая и новая онтология / Историко-философский ежегодник. - М., 1988.

    6. Диалектика в науках о природе и человеке. Эволюция материи и ее структурные уровни. - М., 1983.

    7. Дилигенский Г.Г., Лекторский В.А. Проблема целостного мира (диалог) // Вопросы философии. - 1990. - № 12.

    8. Дмитриев А. Хаос, фракталы и информация // Наука и жизнь. - 2001. - № 5.

    9. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской философии. - М., 1986.

    10. Искаков Б. Лептонная концепция мироздания - синтез науки и религии? // Наука и религия. - 1992. - № 4, 5.

    11. Кучевский В.Б. Анализ категории “материя”. - М., 1983.

    12. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. - Т.18.

    13. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия) // Вопросы философии. - 1991. - № 3.

    14. Молчанов Ю.В. Проблема времени в современной науке. - М., 1990.

    15. Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. - Мн., 1989.

    16. Парменид. О природе / Антология мировой философии: В 4-х т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.

    17. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. - М., 1971.

    18. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985.

    19. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М., 1987.

    20. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии. - 1994. - № 2.

    21. Хокинг С. Будет ли необходимость в идее Создателя, когда нам станет понятен замысел Бога? // Наука и религия. - 1991. - № 8.

    22. Чернышов А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. - 1990. - № 10.

    23. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 20.

    Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 20.

    Рекомендуемые понятия для изучения темы 11:

    Бытие, небытие, материя, субстанция, атрибуты материи, движение, пространство, время, пространственно-временной континуум, теория относительности.
    ТЕМА 12. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ. НАУКА

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    1. Введение (актуальность) темы:

    Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру. Суть познавательного отношения человека к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

    2. Цель: Выяснить суть познавательного отношения к действительности.

    3. Задачи:

    Студент должен знать:

    • основные формы познания окружающей действительности и их особенности;

    Студент должен уметь:

    • характеризовать основные проблемы гносеологии;

    Студент должен приобрести навыки и качества:

    • уметь анализировать и интерпретировать особенности науки как специфической формы познания.

    4. Основные учебные вопросы (план):

    1. Эпистемология: философское учение о знании.

    2. Познание как специфическая форма отражения объективной действительности. Агностицизм и его формы.

    3. Структура познавательного процесса: уровни и формы.

    4. Проблема истины в современной философии.

    5. Возникновение науки, ее специфика и функции. Строение и динамика научного знания.

    6. Методология научного познания. Общелогические методы познания, методы эмпирического и теоретического исследования. Этика науки.

    7. Теоретическое «конструирование» знания.

    8. Научное и вненаучное знание.

    5. Материалы для контроля за усвоением темы:

    1. Какие формы познавательной деятельности Вы знаете?

    2. Что Вы понимаете под субъектом и объектом познания?

    3. Каковы основные положения диалектико-материалистической теории отражения?

    4. Как познается объективная истина? Как соотносятся абсолютная и относительная истины?

    5. Достижима ли абсолютная истина?

    6. Как соотносятся понятия “истина” и “правда”?

    7. Какова структура и основные формы практической деятельности?

    8. Возникновение и развитие науки, ее функции.

    9. Назовите формы развития науки.

    10. Каковы специфические признаки научного познания?

    11. Строение и динамика научного знания.

    12. В чем единство и различие философии и науки?

    13. Что такое метод? Какие существуют методы в познании?

    14. Охарактеризуйте основные формы научного познания.

    6. Задания для самоподготовки и УИРС:

    1. Истина и красота: о роли искусства в познании мира.

    2. Наука и миф в культуре ХХ века.

    3. Наука и нравственность: дилемма истины и блага в современной культуре.

    4. Научное познание и восточные культурные традиции.

    5. Феномен алхимии.

    6. Многообразие форм вненаучного познания.

    7. Наука и социальные технологии.

    8. Этические проблемы психиатрии и медицины.

    9. Интуитивное познание: споры о природе интуиции в истории гносеологии.

    10. Истина и ценность. Феномен релятивизма в современной гносеологии и философии науки.

    7. Литература:

    Основная:

    1. Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.

    2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.

    3. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.

    4. Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.

    Дополнительная:

    1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988.

    2. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценность. - Новосибирск, 1987.

    3. Андрющенко М.Г. Познание и вера. - Иркутск, 1994.

    4. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1988.

    5. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М., 1965.

    6. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. - М., 1990.

    7. Вильчинский В.Я. Познание и практика в структуре деятельности. - Рига, 1988.

    8. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Философская и социологическая мысль. - 1992. - №5.

    9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987.

    10. Гносеология в системе философского мировоззрения. - М.,1983.

    11. Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.

    12. Диалектика. Познание. Наука. - М., 1988.

    13. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

    14. Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981.

    15. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1993.

    16. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. - М., 1985.

    17. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М., 1978.

    18. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.

    19. Малкей М. Наука и социология знания. - М., 1983.

    20. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. - М., 1987.

    21. Наука и культура. - М., 1984.

    22. Наука и технология. - М., 1990.

    23. Научное знание: логика, понятие, структура. - М., 1987.

    24. Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.

    25. Научные революции в динамике культуры. - Мн., 1978.

    26. Никифоров А.В. Познание мира. - М., 1989.

    27. Полани М. Личностное знание. - М., 1986.

    28. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

    29. Проблема истины в современной западной философии. - М., 1987.

    30. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. - Киев, 1997.

    31. Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1996.

    32. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - № 10.

    33. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.

    34. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного исследования. - Мн., 1979.

    35. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

    36. Теория познания: В 4-х т. - М., 1991-1995.

    37. Тулмин С.Т. Человеческое понимание. - М., 1984.

    38. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.

    39. Филатов В.П. Наука и мир человека. - М., 1990.

    40. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. - М., 1986.

    41. Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. - 1992. - № 2.

    42. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

    43. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М., 1984.

    44. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы. - М., 1997.

    45. Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. - М., 1986.

    46. Яскевич Я.С. Аргументация в науке. - Мн., 1992.

    Рекомендуемые понятия для изучения темы 12:

    Гносеология, гносеология оптимистическая, гносеология пессимистическая, агностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рациона­лизм, иррационализм, интуитивное, дискурсивное, объект – субъект познания, созерцательность, истина, классическая кон­цепция истины, конвенциональная концепция истины, истина праг­матическая, диалектико-материалистическая концепция истины, сциентизм – антисциентизм, неопозитивизм, структурализм, фено­менология, прагматизм, герменевтика, метод, методология, практика.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   22


    написать администратору сайта