Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Цель

  • 4. Основные учебные вопросы (план)

  • 5. Материалы для контроля за усвоением темы

  • 6. Задания для самоподготовки и УИРС

  • Рекомендуемые понятия для изучения темы 5

  • ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы

  • Рекомендуемые понятия для изучения темы 6

  • Философия. Методические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы


    Скачать 1.71 Mb.
    НазваниеМетодические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы
    АнкорФилософия.doc
    Дата20.05.2018
    Размер1.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия.doc
    ТипМетодические указания
    #19467
    страница13 из 22
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22
    ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    1. Введение (актуальность) темы:

    Философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века), своими корнями она уходит в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является Бог, а не природа. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.

    Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, вошедшей в историю под именем Возрождения. Существенные перемены в умонастроениях были связаны, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Возрождение - эпоха художественно-эстетическая, в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

    2. Цель: Познакомить студентов с основными особенностями и чертами философского мышления средних веков и эпохи Возрождения.

    3. Задачи:

    Студент должен знать:

    • основные концептуальные модели средневековой философии и философии эпохи Возрождения; основные элементы систем философского знания и их категории; основных представителей философии этого времени;

    Студент должен уметь:

    • характеризовать специфику философского знания данной эпохи в его целостности, внутренней расчлененности и многомерности;

    Студент должен приобрести навыки и качества:

    • уметь анализировать и интерпретировать рассматриваемые проблемы в контексте развития мировой цивилизации.

    4. Основные учебные вопросы (план):

    1. Христианство как основа средневековой философии. Основные религиозно-философские идеи христианства.

    2. Патристика. Отцы церкви. Схоластика. Томизм.

    3. Гуманизм в Италии и заальпийских европейских странах.

    4. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.

    5. Социальные теории.

    5. Материалы для контроля за усвоением темы:

    1. В чем состоит смысл следующих идей: “Верую, ибо абсурдно” (Тертуллиан), “Верить, чтобы понимать” (Августин), “Понимать, чтобы верить” (Фома Аквинский)?

    2. Что такое “томизм” и каково его культурно-историческое значение?

    3. Какой смысл имеет термин “схоластика”?

    4. Почему средневековая философия и наука являлись служанкой теологии?

    5. Гуманистично ли христианское понимание человека?

    6. Почему Августин называет “Град земной” (государство) “великой разбойничьей организацией”? В чем состоит общность и различие “града земного” и “града божьего”?

    7. Что такое гуманизм? Когда возникает гуманистическая идея и в чем состоит ее особенность в эпоху Возрождения?

    8. Почему объектом религиозно-философской борьбы Ренессанса стала астрономия?

    9. Что такое оккультизм? Какие науки относятся к числу оккультных?

    10. Что представляют собой политические теории абсолютизма? Назовите их представителей.

    6. Задания для самоподготовки и УИРС:

    1. Религиозные истоки христианства.

    2. Библия как священная книга христианства.

    3. Символ веры.

    4. Римская цивилизация и феномен раннего христианства.

    5. Латинско-римское духовное наследие в культуре и философии средних веков.

    6. Развитие философской мысли в Византии.

    7. Арабская средневековая философия.

    8. Астрология и алхимия в контексте средневековой культуры.

    9. Народная карнавальная культура средневековья.

    10. Философская система Фомы Аквинского.

    11. Философско-эстетические идеалы итальянского гуманизма.

    12. Идея гелиоцентризма в философии и науке Возрождения.

    13. Европейская реформация и становление “гражданского общества”.

    14. Социально-политическое учение Н.Макиавелли.

    15. Социальная утопия Т.Мора.

    16. Учение о “радости повседневной жизни” М.Монтеня.

    7. Литература:

    Основная:

    1. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

    2. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. - М., 1997.

    3. Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-2. - Новосибирск, 1994.

    Дополнительная:

    1. Абеляр П. История моих бедствий. - М., 1992.

    2. Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984.

    3. Антология мировой философии: В 4-х т. - Т. 1. - Ч. 2. - Т. 2. - М., 1969.

    4. Антология средневековой мысли. Т.1, 2 /Под ред. С.С.Неретиной – СПб., 2002.

    5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.

    6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

    7. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995.

    8. Блаженный Августин. Исповедь. - М., 1992.

    9. Бондуровский Н.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1997, № 9.

    10. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

    11. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вт. пол. XV века). - М., 1983.

    12. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. - М., 1954.

    13. Гайденко В.П. Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии, 1995, № 3.

    14. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского. // Вопросы философии, 1994, № 1.

    15. Гиндилис Н.Л. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки, 2003, № 3,4.

    16. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

    17. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.

    18. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.

    19. Донини А. У истоков христианства. - М., 1989.

    20. Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки, 2003, № 6.

    21. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.

    22. Клодель П. Введение к поэме о Данте А. // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8.

    23. Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. // Вопросы философии, 1994, № 1.

    24. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1992.

    25. Лейн Т. Христианские мыслители. - СПб., 1997.

    26. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. - 1994. - № 6.

    27. Лосев А.Ф. Историческое значение Ареопагитик. // Вопросы философии, 2000, № 3. С. 71-83.

    28. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

    29. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. - М., 1978.

    30. Лосев А.Ф.Эллинистически-римская эстетика. I-II вв. н.э. - М., 1979.

    31. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

    32. Макиавелли Н. Избранные сочинения. - М., 1982.

    33. Монтень М. Опыты. - М., 1981.

    34. Мор Т. Утопия. - М., 1978.

    35. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. – С. 251-301.

    36. Неретина С.С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия // Вопросы философии, 1997, № 4.

    37. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и вера // Вопросы философии, 1998, № 10.

    38. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М., 1987.

    39. Пружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. - 1994. - № 2.

    40. Рашковский Е.Б. Протоиерей Александр Мень: интеллектуальный облик. // Вопросы философии, 1994, № 2.

    41. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Т. 2. - Средневековье. - СПб., 1997.

    42. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980.

    43. Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. - М., 1988.

    44. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII вв. - М., 1984.

    45. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – М., 1985.

    46. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). - М., 1985.

    47. Фридман И.Н. Карнавал в одиночку // Вопросы философии. - 1994. - № 12.

    48. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М., 1988.

    49. Чанышев А.Н. Возрождение и Джордано Бруно // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2002, № 1.

    50. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

    51. Шюон Ф. Понять ислам (предисловие Ю.Н. Стефанова). // Вопросы философии, 1994, №№ 7-8.

    52. Эстетика Ренессанса. - Т. 1-2. - М., 1981.

    Первоисточники:

    1. Мишель Монтень. Об искусстве жить достойно. – М., 1975.

    2. Оккам У. Избранное – М., 2002.

    3. Августин. Исповедь. Кн.10,11 – М.,1998.

    4. Альберти Л.Б. О семье. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, –С.359-412.

    5. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.265–284.

    6. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.395–479.

    7. Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 –С.569–672.

    8. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность: письма и заметки из тюремной камеры. // Вопросы философии, 1989, №№ 10-11.

    9. Боэций. Утешение философией. – М., 1990.

    10. Бруно Дж. Избранное – Самара, 2000.

    11. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. – М., 1953.

    12. Гаврюшин Н.К. Христианство и экология // Вопросы философии, 1995, № 3.

    13. Гвардини Р. Конец нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4.

    14. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, 1995.

    15. Данте А. Божественная комедия. (Любое издание).

    16. Ибн Сина. Указания и наставления. // Ибн Сина. Избранные философские произведения. – М., 1980.

    17. Лоренцо Валла. О наслаждении. / В кн.: Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001 – С.137–166.

    18. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

    19. Льюис К.С. Просто христианство – М., 1990.

    20. Мень А. Сын человеческий. – М., 1995

    21. Мирандола Пико. Речь о достоинстве человека. - В кн.: Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. – М., 1981, –Т.1.

    22. Мишель Монтень. Опыты. в 3-х кн. – М., 1979.

    23. Николай Кузанский. О достижении мудрости. Об ученом незнании. О возможности бытия. // Кузанский Н. Сочинения в 2 т., – М., 1980.

    24. Николай Кузанский. О мире веры. // Вопросы философии, 1992, № 5.

    25. Николай Кузанский. Об уме. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.110–127.

    26. Пальмиери М. Гражданская жизнь. // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 412-433.

    27. Папа Иоанн Павел II. Апостольское послание «Свет Востока» // Вопросы философии, 1996, № 4.

    28. Петрарка Ф. Книга о делах повседневных. О средствах против счастливой и несчастливой судьбы. // Антология мировой философии. Возрождение. – М., 2001. – С.3–39

    29. Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1991

    30. Слова на текст «Отпущайте и отпустят вам». // Опыт тысячелетий. – М., 1996, – С. 326-332.

    31. Фичино М. О моральных добродетелях. // Опыт тысячелетий. – М., 1996. – С. 437-442.

    32. Фома Аквинский. Сумма теологий. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии, 1997, № 9.

    33. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1987.

    34. Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода или трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии, 1994, № 1.

    Рекомендуемые понятия для изучения темы 5:

    Религиозное мировоззрение, теология, теизм, монотеизм, теоцентризм, провиденциализм, креационизм, ортодоксия, патристика, схоластика, пантеизм, антропоцентризм, картина мира, проблема свободы в христианском мировидении, томизм, религиозно-философские учения в ХХ веке.
    ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    (до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
    1. Введение (актуальность) темы:

    XVII в. открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени. В это время происходят буржуазные революции в Нидерландах, Англии и т.д. Развитие буржуазного общества порождает изменения и в сознании людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. XVII в. обычно называют эпохой революции. Поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии XVII в. на первый план выходят проблемы теории познания. Полемика между двумя направлениями в философии в XVII в. предстает как борьба между эмпиризмом и рационализмом.

    XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание активно распространяется, утверждается уверенность в мощи и безграничных возможностях человеческого разума, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Появляются новые акценты: во-первых, значительно сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность; во-вторых, критика философов главным образом обращена против метафизики. В философии началась резкая критика картезианства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.

    2. Цель: Познакомить студентов с основными особенностями и чертами философского мышления Нового времени и эпохи Просвещения.

    3. Задачи:

    Студент должен знать:

    • основные концептуальные модели философии Нового времени и эпохи Просвещения; основные элементы систем философского знания и их категории: основных представителей философии этого времени;

    Студент должен уметь:

    • характеризовать специфику философского знания данной эпохи в его целостности, внутренней расчлененности и многообразии;

    Студент должен приобрести навыки и качества:

    • уметь анализировать и интерпретировать рассматриваемые проблемы в контексте развития мировой цивилизации, преемственности историко-философской мысли.

    4. Основные учебные вопросы (план):

    1. Развитие естествознания и проблема метода. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.

    2. Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах.

    3. Метафизический материализм и сенсуализм XVIII века.

    4. Общественно-правовой идеал Просвещения.

    5. Материалы для контроля за усвоением темы:

    1. В чем состоит смысл понятия “Новое время”?

    2. Какие идолы призывает свергнуть Ф.Бэкон и почему?

    3. О чем говорит принцип сомнения Р.Декарта? Сформулируйте его.

    4. Каково социокультурное содержание и значение афоризма Ф.Бэкона “Знание - сила”?

    5. Почему Ф.Бэкон считается основоположником индуктивной логики? Раскройте сущность его индуктивного метода.

    6. Каково научно-философское значение метода ”универсальной математики” Р.Декарта?

    7. В чем выражается связь философии Просвещения и идеологии буржуазного общества?

    8. Каков смысл определения “механистический” в отношении французского материализма XVIII в.?

    9. Почему Ж.-Ж. Руссо призывает человечество возвратиться к “золотому веку”?

    6. Задания для самоподготовки и УИРС:

    1. Ф.Бэкон об “идолах” и идеалах познания.

    2. Рационалистический метод Р.Декарта.

    3. Г.В.Лейбниц - философ и ученый.

    4. Учение Б.Спинозы и его место в истории философии.

    5. Философское значение естественнонаучного наследия И.Ньютона.

    6. Социальная философия английского просвещения (Дж.Локк, Т.Гоббс).

    7. Философско-публицистическое наследие Вольтера.

    8. Ж.-Ж. Руссо и его место в историко-культурной и философской традициях.

    9. Механический материализм XVIII века.

    10. Проблема человека в философии французского материализма XVIII века.

    7. Литература:

    Основная:

    1. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

    2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - М., 1974.

    3. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. - М., 1973.

    4. Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-3. - Новосибирск, 1994.

    Дополнительная:

    1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. - 1989. - № 3.

    2. Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и Новое время. - М., 1988.

    3. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. : В 2 т. - Т. 2. - М., 1978.

    4. Васильев В.А. Гольбах о всеобщей морали и добродетели. // Социально-гуманитарные знания, 2003, № 3.

    5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987.

    6. Декарт Р. Рассуждения о методе. Соч.: В 2 т. - Т. 1. - М., 1990.

    7. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. - М., 1989.

    8. Кузнецов Б.Г. Французский материализм XVIII в. - М., 1981.

    9. Прокофьев А.В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт этического анализа «Философии в будуаре» Д.А.Ф. де Сада) // Вопросы философии, 2001, № 1.

    10. Симона де Бовуар. Нужно ли сжечь де Сада? // В кн.: Симона де Бовуар. Прелестные картинки. – М., 1968.

    11. Альмера. Маркиз де Сад. Биография. – Ростов-на-Дону, 1999.

    12. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. - М., 1984.

    1. Соловьев Э.Ю. Феномен Локка // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М, 1991, – С. 146-166.

    1. Фейхтвангер Л. Мудрость чудака, или Смерть и преображение. Руссо Ж.Ж. // Собр. соч.: В 12-и т. – М., 1968. –Т.10.

    2. Философия эпохи ранних буржуазных революций. - М., 1989.

    3. Французское Просвещение и революция. - М., 1989.

    Первоисточники:

    1. Вольтер. Философские письма. Несведущий философ. // Вольтер. Философские сочинения. Т. 2. - М., 1988.

    2. Декарт Р. Страсти души. // Декарт Р. Избр. произв. - М., 1950.

    3. Декарт Р. –Библ. Ф. Павленкова. – Челябинск, 1996.

    4. Бэкон Ф. О достоинстве и преумножении наук. // Бэкон Ф. Соч. в 2 т., – М., 1977, –Т.1.

    5. Гельвеций К. Мысли и размышления. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. // Гельвеций К. Сочинения в 2-х т. – М., 1974, –Т.2.

    6. Гольбах П.А. Основы всеобщей морали, или Катехизис Природы. Карманное богословие. Здравый смысл. // Гольбах П.А. Избранные произв. В 2 т. – М., 1963.

    7. Гольбах П.А. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. Гл. 11 // Философия и общество, 2002, № 1.

    8. Гольбах П.А. Совместим ли атеизм с нравственностью // Вопросы философии, 2002, № 3.

    9. Дидро Д. Разрозненные мысли. // Дидро Д. Салоны: в 2-х т. – М., 1989, –Т.2.

    10. Ламетри М. Анти-Сенека, или рассуждения о счастье. // Ламетри М. Сочинения. – М., 1976.

    11. Ларошфуко Ф. Максимы и моральные размышления. М.-Л., 1959.

    12. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. – М., 1993.

    13. Локк Дж. Мысли о воспитании. // Локк Дж. Соч. в 3 т., – М., 1988. – Т.3.

    14. Мандевиль Б. Басня о пчелах. – М., 1974.

    15. О человеке. Раздел 7, глава 1, 2, 3, 4 // Философия и общество, 2002, № 4.

    16. Опыт о человеческом разуме. // Там же, – М., 1985. – Т.1, кн.2, гл.20.

    17. Опыты или наставления нравственные и политические. // Там же, – М., 1978, –Т. 2.

    18. Паскаль Б. Мысли. – М., 1990.

    19. Руссо Ж.-Ж. Письма о морали. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. – М., 1981.

    20. Спиноза Б. – Библиотека Ф. Павленкова. – Челябинск, 1996.

    21. Спиноза Б. Этика. // Избр. произв. - М., 1957.

    22. Философские мысли. // Дидро Д. Соч. в 2 т. – М., 1986, –Т. 1.

    Рекомендуемые понятия для изучения темы 6:

    Картина мира, механистическая картина мира, механицизм, детерминизм, натурализм, эмпиризм, сенсуализм, субстанция, рационализм, детерминизм, просвещение, методология, метод, материализм, метафизический подход к трактовке бытия, гражданское общество, правовое государство, социальный прогресс, свобода, проблема свободы в Новое время.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


    написать администратору сайта