|
Философия. Методические указания по написанию контрольной работы Тематика контрольных работ требования по написанию контрольной работы
ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы:
Общность генезиса не исключает своеобразия путей формирования систематизированного философского знания в различных очагах древней цивилизации. В Древнем Китае выделяют два основных этапа развития философской мысли: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н.э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н.э.
Период зарождения философских воззрений в Китае по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества и мировой цивилизации.
Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в социально-политической борьбе, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, т.к. философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов.
Обособленность древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.
Наконец, для китайской философии была характерна тесная связь с мифологией.
2. Цель: Ввести студентов в круг основных проблем, поставленных древнекитайскими мыслителями, познакомить с категориальным аппаратом китайской философии.
3. Задачи:
Студент должен знать:
основные этапы развития философской мысли и особенности древнекитайской философии;
Студент должен уметь:
давать характеристику основным школам древнекитайской философии, выяснять их специфику и рассматривать основные проблемы;
Студент должен приобрести навыки и качества:
уметь анализировать и интерпретировать значение древнекитайской философии и культуры и ее вклад в современную европейскую цивилизацию.
4. Основные учебные вопросы (план):
Основные этапы развития философской мысли. Специфика и особенности философии Древнего Китая.
Школы в китайской философии и основные проблемы: Небо и происхождение всего сущего; общество и человек; природа и человек; природа знания и логические идеи.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
Начала философского мышления в Китае.
Этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”.
Космогонические представления китайцев.
Стихийная диалектика (инь, ян).
Механистический натурализм в интерпретации мира. Учение о 5 элементах. Поднебесная.
Этико-политические воззрения Конфуция.
Социальная этика моистов.
Идеал государства (конфуцианство, моизм, легизм).
Даосская онтология. Принцип недеяния.
Нумерологическая и протологическая методология в Китае.
Какова связь особенностей цивилизационного процесса в Древнем Китае и содержательных характеристик древнего философствования?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
“Поднебесная” и специфика древнекитайского рационализма.
Классические книги образованности в Древнем Китае, их философские аспекты.
Социально-политическое учение Конфуция, его место и роль в истории древнекитайской культуры.
Натурфилософская концепция даосизма.
Особенности развития философской мысли в японской историко-культурной традиции.
Философское обоснование боевых искусств Востока.
Проблема человека в философии Древнего Китая.
7. Литература:
Основная:
Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989.
Древнекитайская философия: В 2 т. - М., 1994.
История китайской философии. - М., 1989.
История философии в кратком изложении. - М., 1991.
Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.
Дополнительная:
Бонгард-Леви Г.М. Древнекитайская цивилизация. Философия. Наука. Религия. - М., 1990.
Варга Домокаш. Древний восток. - Будапешт, 1985.
Васильев Л.С. История религий Востока. - М.. 1985.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М., 1970.
Дао и даосизм в Китае. - М., 1982.
Древние цивилизации. - М., 1989.
Из истории традиционной китайской идеологии. - М., 1991.
Китайская философия: Энциклопедический словарь. - М., 1994.
Китайские социальные утопии. - М., 1987.
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1992.
Мудрецы Китая. - СПб., 1994.
Симкин Г. Экология духа. В высшей школе учителя Куна // Человек. - 1992. - № 5.
Степанянц М.Т. Восточная философия. Тексты. - М., 1997.
Торчинов Е.А. Даосизм и китайские народные верования (социально-психологические аспекты взаимодействия) // Социально-психологические аспекты критики религии. - Л., 1986.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
Шуцкий Ю.К. Китайская классическая “Книга перемен”. - М., 1960.
Этика и ритуал в традиционном Китае. - М., 1988.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 2:
Конфуцианство, даосизм, моизм, натурфилософия, инь, ян, легизм. ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы:
История философской мысли Древней Индии восходит к концу II - началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства, прочность индийской сельской общины, ее замкнутый характер. Обострившиеся социальные противоречия нашли отражение и в области идеологии, в начавшейся борьбе против религиозных догм брахманизма - идеологии, закреплявшей сословное деление среди свободных, освещавшей власть знати и приниженное положение основной массы свободных. Особенностями философии Древней Индии являются: тесная связь с мифологией; связь личности и окружающего мира; обращенность внутрь человека; аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние как жизненные принципы; абстрактный характер философии, которая решает проблемы первопричины, Абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами; учение о перерождении, вечном круговороте жизни и смерти; учение о карме - сумме злых и добрых дел каждого человека, определяющей форму очередного перерождения.
2. Цель: Ввести студентов в круг основных проблем, поставленных древнеиндийскими мыслителями, и познакомить с категориальным аппаратом индийской философии.
3. Задачи:
Студент должен знать:
основные философские системы древнеиндийской философии;
Студент должен уметь:
характеризовать особенности развития философии в Индии;
Студент должен приобрести навыки и качества:
уметь анализировать и интерпретировать основные понятия древнеиндийской философии.
4. Основные учебные вопросы (план):
Начала философского мышления. Особенности развития философии в Индии.
Учение джайнизма и буддизма. Учение материалистов.
Философские системы индуизма: санкхья, ньяя, вайшешика, миманса, йога, веданта.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
Идеология брахманизма. Понятие “брахман” и “атман”.
Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии.
Космологические представления.
Понятие кармы, сансары, нирваны, мокши, дхармы.
Теория реинкарнации в Индии.
Имеет ли нравственный смысл система “йога”?
Можно ли рассматривать цивилизации Древнего мира как “золотой век” человеческой истории?
В чем суть учения о 4-х элементах?
Что такое гедонизм?
Почему восьмеричный путь в буддизме называют “срединным”?
Что такое закон зависимого происхождения?
Почему онтология буддизма называется “негативной”?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
Специфика ведийской мифологии.
Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии.
Религиозно-философская концепция буддизма.
Проблема человека в философии Древней Индии.
Концепция миропонимания Рерихов.
Понятие кармы в индийской философии.
7. Литература:
Основная:
Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.
Древнеиндийская философия. - М., 1972.
История философии в кратком изложении. - М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
Чанышев А.Н. Начало философии. - М., 1982.
Дополнительная:
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. - М., 1980.
Буддизм. Проблемы истории, культуры и современности. - М., 1990.
Буддизм: Словарь. - М., 1982.
Буддийский взгляд на мир. - СПб., 1994.
Глазенапп Х. Буддийские таинства // Вопросы философии. - 1994. - № 7, 8.
Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Введение в историю философии. - М., 1987.
История философии. - Т. 1. - М., 1957.
Лазарев С.Н. Диагностика кармы. - СПб., 1993.
Радхакришнан С. Индийская философия: В 2-х т. - Спб., 1994.
Рерих Е.И. Братство // Социологические исследования. - 1991. - № 2.
Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М., 1991.
Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. - М., 1985.
Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. - М., 1994.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. - М., 1991.
Шохин В.К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. - М., 1994.
Шохин В.К. Санкхья-йога и традиции гностицизма // Вопросы философии. - 1994. - №7, 8.
Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. - М., 1988.
Первоисточники по восточной философии:
Антология мировой философии. В 4-х т. – М., 1969. –Т. 1.
Афоризмы старого Китая. – М., 1991.
Буддизм. Четыре благородные истины. – М., Харьков, 2000.
Бхагавад-гита. – СПб., 1992.
Дао. Гармония мира. – М., Харьков, 1999.
Джавахарлал Неру. Открытие Индии. Книга I, гл. 4-5. – М., 1989.
Из книги Мудрецов. Проза древнего Китая. – М., 1969.
История китайской философии. – М., 1989.
Книга Экклесиаста. // Вопросы философии, 1991, № 8.
Конфуций. Изречения. – М., 1994,
Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1999.
Мень А. У врат молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н. э. // Звезда Востока, 1991, №№ 8, 10.
Рерих Е.И. Письма (1932 – 1955) – Новосибирск, 1995.
Рерих Н. О Вечном – М., 1994.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения. (Хрестоматия) – М., 1991. – С. 3 – 58.
Дополнительная по восточной философии:
Бондаренко Ю.Я. Человек, Судьба, Вселенная глазами древних мудрецов. – М., 1994.
Гиндилис И. М., Фролова В.В. Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России // Вопросы философии 2001, №3.
Филатов С., Лункин Р. Раздражение – не метод идейной полемики // Вопросы философии. 2002, №3.
Кнотт К. Индуизм. – М., 2001.
Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. – М., 2002.
Кожевников В.А. Повести о перевоплощении Готамо-Будды и их значение в истории развития буддизма. // Вопросы философии, 1997, № 2.
Майданов А.С. Тайны великой Ригведы – М., 2002.
Панфилов Т.Ф., Старостин Б.С. Обсуждение проблем восточной философии. // Вопросы философии, 1998, № 7.
Семененко Л.М. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.
Трубникова Н.Н. Знак и действительность в буддийском тайном учении. // Вопросы философии, 2000, № 2.
Филатов С., Лункин Р. Рериховское движение в России: восстановление связи времен. // Вопросы философии 1999, № 12.
Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. М., 1997.
Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М., 1994.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 3:
Джайнизм, буддизм, санкхья, ньяя, вайшешика, миманса,
йога, веданта. Идеология брахманизма. Брахман, атман. Ортодоксальные и неортодоксальные школы в Индии. Карма, сансара, нирвана, дхарма, реинкарнация, восьмеричный путь, веды. ТЕМА 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы:
Греческая античная философия сформировалась в VII-VI вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от восточных философских систем и является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии условно можно выделить 4 основных этапа. Первый этап (VII-V вв. до н.э.) - досократовский, второй этап (пол. V - конец IV вв. до н.э.) - классический, третий этап (конец IV - II вв. до н.э.) - эллинистический, четвертый этап (I в. до н.э. - V-VI вв.) - римский.
2. Цель: Познакомить студентов с основными этапами развития античной философии, школами и персоналиями.
3. Задачи:
Студент должен знать:
основные философские системы античности;
Студент должен уметь:
характеризовать основные философские категории;
Студент должен приобрести навыки и качества:
уметь анализировать и интерпретировать значение античной философии и ее вклад в современную мировую цивилизацию.
4. Основные учебные вопросы (план):
Рождение древнегреческой философии. Досократовская философия.
Античная философия классического периода.
Философия эллинистического и римского периодов.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
Что дает основание называть первых греческих философов “физиками”?
Натурфилософские взгляды Милетской школы.
В чем заключается идеализм пифагорейцев?
Что означает идея тождества бытия и мышления у элеатов?
В чем суть апорий Зенона?
Атомистические взгляды Левкиппа-Демокрита.
Релятивизм софистов.
Этический рационализм Сократа и его философский метод.
Объективный идеализм Платона, его учение об идеях. Платонова теория государства.
Что означают слова Аристотеля: “Платон мне друг, но истина дороже”? Каково место Аристотеля в истории философии и науки?
Назовите три школы античности, которые в этической части своей философии ставили одинаковые цели, но предлагали различные пути их достижения.
В чем состоит суть мистического учения неоплатонизма?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
Особенности материализма Милетской школы.
Афористика Гераклита Темного.
Становление и развитие мистического философствования в традиции пифагореизма.
Феномен Сократа в античной философии.
Апории Зенона.
Концепция Эроса у Платона.
Этико-политические воззрения Аристотеля.
Стоический идеал мудреца.
Этико-философская концепция Эпикура.
Неоплатонизм и его место в европейской историко-философской традиции.
7. Литература:
Основная:
Антология мировой философии: В 4 т. - Т. 1. - Ч. 1. - М., 1969.
Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.
История философии в кратком изложении. - М., 1991.
Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М., 1981.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.
Дополнительная:
Адо П. Плотин, или простота взгляда. - М., 1991.
Аристотель. Вторая аналитика. - Соч. - Т. 2. - М., 1978.
Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме. // Вопросы философии, 2000, № 2.
Бугай Д.В. Трактат Плотина «О Добродетелях» // Вопросы философии, 2002, № 8.
Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985.
Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античной диалектики. - М., 1982.
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.
Гостев А. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе». // Вопросы философии, 1997, № 12.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986.
Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. - СПб., 1994.
Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2002.
Кессиди Ф.Х. Философия древних греков как проявление их менталитета // Философия и общество, 2002, № 4.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.
Лосев А.Ф. История античной философии. - М., 1989.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М., 1975.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М., 1980.
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. - М., 1979.
Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты, Сократ, Платон. - М., 1975.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. - М., 1979.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон - Аристотель. - М., 1993.
Лурье С.Д. Демокрит. - Л., 1970.
Мареева Е.В. О бессмертии души (Аристотель и современность) // Вопросы философии, 2002, № 12.
Нахов И.М. Философия киников. - М., 1982.
Нерсесянц В.С. Сократ. - М., 1977.
Платон. Пир. - Соч. - Т. 2. - М., 1970.
Рассел Б. История западной философии. - Кн. 1-2. - Новосибирск, 1994.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Т. 1. - Античность. - СПб., 1994.
Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. - М., 1995.
Салахов Э.Х. Характер и судьба человека в философии Плутарха. // Вопросы философии, 2000, № 2.
Султанов Ш. Плотин. - М., 1996.
Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2-х т. - Симферополь, 1996.
Философия природы в Античности и Средние века /Под ред. Гайденко П.П., Петрова В.В. – М., 2002.
Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. 1. - М., 1989.
Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1981.
Чанышев А.Н. Италийская философия. - М., 1975.
Чанышев А.Н. Эгейская философия. - М., 1970.
Шуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии, 2001, № 12.
Первоисточники:
Аристотель. Евдемова этика. // Вопросы философии, 2002, № 1, 9
Аристотель. О душе; Метафизика; // Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1964.
Аристотель. Этика – М., 2002.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М., 1979.
Досократики: Анаксимандр, Ксенофан, Гераклит, Парменид, Алкмеон, Эмпедокл, Демокрит / Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.,Ч.1.
Лукиан. Гермотим или О выборе профессии; Учитель красноречия. // Лукиан. Избранное. – М., 1987.
Лукреций Т.К. О природе вещей. – М., 1958.
Марк Аврелий. Наедине с собой. - В кн.: Римские стоики, – М., 1995.
Платон. Диалоги: Пир; Апология Сократа - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.
Платон. Диалоги: Федон, Парменид, Федр. - В кн.: Платон. Сочинения в 3-х т. – М., 1968-1971.
Плотин. О бессмертии души. // Вопросы философии, 1994, № 3.
Плотин. О диалектике. О добродетелях. // Вопросы философии, 2002, № 8.
Плутарх. Застольные беседы. – М., 1990.
Плутарх. О болтливости. О любопытстве. О подавлении гнева. Наставления супругам. // Плутарх. Трактаты и диалоги. – М., 1983.
Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. // Секст Эмпирик. Сочинения. т.2., – М., 1976.
Сенека. // Римские стоики, – М., 1995.
Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.
Цицерон. Избранные произведения. – М., 1975,
Цицерон. О пределах добра и зла; О судьбе. // Цицерон. Диалоги. – М., 1964.
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
Эпикур. Письмо к Геродоту. Письмо к Менекею. // Антология мировой философии в 4-х т. – М., 1969, Т.1.Ч.1,
Рекомендуемые понятия для изучения темы 4:
Мифологическое мировоззрение, натурфилософия, бытие, космология, досократическая философия, софисты, киники, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм, диалектический подход к трактовке бытия, метафизический подход к трактовке бытия, идеализм, материализм, эвдемонизм, картина мира, фатализм.
|
|
|