ТЕМА 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы:
Немецкая классическая философия, в лице ее видных представителей, внесла огромный вклад в развитие диалектики, онтологии и гносеологии. Этому способствовали определенные предпосылки: убыстрение темпов общественного развития (промышленный переворот в Англии, революция 1789-1794 гг. во Франции и т.д.); прогресс естествознания (исследование физической, химической и биологической форм движения материи, развитие науки об электричестве, создание Ж.Б.Ламарком первой целостной концепции эволюции живой природы и т.п.); развитие диалектических идей у философских предшественников - Декарта, Спинозы, Лейбница и др.
Важнейшие представители немецкой классической философии - И.Кант, И.Г.Фихте, Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах.
2. Цель: Познакомить студентов с основными особенностями немецкой классической философии, ее концепциями и главными персоналиями.
3. Задачи:
Студент должен знать:
основные концептуальные модели немецкой классической философии;
Студент должен уметь:
анализировать специфику и отличие немецкой классической философии от предшествующих философских систем;
Студент должен приобрести навыки и качества:
уметь анализировать и интерпретировать позитивные и негативные моменты в содержании немецкой классической философии.
4. Основные учебные вопросы (план):
Дуализм И.Канта. Теоретическая и практическая философия.
Идеалистическая система и диалектический метод Г.В.Ф.Гегеля. Принцип тождества бытия и мышления и телеологическая схема развития.
Антропологический материализм и атеизм Л.Фейербаха.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
В чем суть “коперниканского” переворота в философии, осуществленного И.Кантом?
В чем проявлялся агностицизм И.Канта?
Что такое априорные формы чувственности и рассудка?
Каков механизм возникновения знания по Канту?
Что такое антиномии человеческого разума?
О чем говорит афоризм И.Канта “звездное небо надо мной и моральный закон во мне”?
В чем заключается формальный и абстрактный характер этики И.Канта?
Почему философия И.Канта является критической?
Что такое трансцендентальный идеализм?
Назовите основные этапы развития “абсолютной идеи” Гегеля.
Почему философская система Гегеля называется панлогизмом?
В чем состоит противоречие философской системы и философского метода Гегеля?
В чем суть диалектического метода Гегеля?
Почему система Л.Фейербаха характеризуется как метафизический материализм?
Каково философско-историческое значение антропологического принципа Л.Фейербаха? В чем ограниченность представлений Л.Фейербаха о человеке?
В чем состоит своеобразие отношения Л.Фейербаха к религии?
Перечислите основные достижения немецкой классической философии в области философии.
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
“Гносеологическая революция” И.Канта.
Философская антропология и этическая доктрина И.Канта.
Диалектика Г.В.Ф.Гегеля: принципы, законы и категории.
Философия истории Г.В.Ф.Гегеля.
Философия Г.В.Ф.Гегеля и ее историческое значение.
Натурфилософия Ф.В.И.Шеллинга.
Философская система И.Фихте и ее место в истории философии.
“Философия будущего” Л.Фейербаха.
К.Маркс. “Тезисы о Фейербахе”.
7. Литература:
Основная:
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия вт. пол. XVIII - начала XIX века. - М., 1989.
Дополнительная:
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.
Библер В. Кант - Галилей - Кант. - М., 1978.
Богомолов А.С. “Наука логики” Гегеля и современные проблемы диалектики // Вопросы философии. - 1981. - № 2.
Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. - М., 1978.
Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни ХIХ столетия. - М., 1993.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб., 1992.
Кант И. Критика чистого разума. Соч.: В 6-и т. - Т. 3. - М.,1964.
Киссель М.А. Гегель и современный мир. - М., 1982.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 3.
Мир философии: В 2-х ч. - М., 1991.
Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. - М., 1990.
Фейербах Л. Сущность христианства. - М., 1965.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - Т. 21.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 7:
Методология, метод, методы частнонаучные, методы общенаучные, методы всеобщие, диалектический подход к трактовке бытия, метафизический подход к трактовке бытия, субстанция, детерминизм, материализм, идеализм, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика, материальное единство мира, материалистическое понимание истории, проблема свободы в немецкой классической философии, диалектико-материалистическая концепция истины, классическая концепция истины, революция социальная, эволюция социальная, социальный прогресс, сциентизм – антисциентизм, позитивизм, неокантианство, феноменология, философия жизни. ТЕМА 8. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы:
Возникновение марксистской философии в первой половине XIX в. было подготовлено всем предшествующим развитием материальной и духовной жизни общества. Среди этих предпосылок: 1) социально-экономические (развитие капиталистического способа производства с присущими ему антагонизмами); 2) общественно-политические (политическое господство буржуазии, обострение классовой борьбы); 3) естественнонаучные; 4) идейно-теоретические и идеологические (передовые достижения обществознания, в особенности английской политической экономии, утопического социализма); 5) философские (достижения немецкой классической философии).
К.Маркс и Ф.Энгельс поставили цель преодоления отчуждения человека, освобождения труда. Их идеалом был универсально развитый человек. Необходимым условием осуществления этого они считали уничтожение частной собственности. Для поиска реальных средств, обеспечивающих достижение идеала, и потребовалось новое философское мировоззрение.
Создание марксистской философии было подлинной революцией: создание материалистической диалектики, разработка диалектико-материалистического понимания общества, понимание общественной практики в качестве основы познания и критерия истины, соединение передовой философии с наукой и пролетарским движением.
Многие положения марксистской философии подлежат уточнению, да и сами основоположники не считали свое учение догмой. Не становясь на позиции бездумной апологетики или очернительства, стоит задуматься над словами К.Поппера, одного из самых энергичных критиков марксизма: “Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны К.Марксу, даже если они этого не осознают”.
2. Цель: Познакомить студентов с принципиально новым мировоззрением марксистской философии, его значением.
3. Задачи:
Студент должен знать:
основные этапы формирования философии марксизма и основные идеи нового философского мировоззрения;
Студент должен уметь:
выделять в марксистской философии положения, сохраняющие непреходящее значение, исторически ограниченные и элементы утопизма;
Студент должен приобрести навыки и качества:
уметь анализировать и интерпретировать современные проблемы и перспективы марксистской философии, ее судьбы в современном мире.
4. Основные учебные вопросы (план):
Исторические и духовные предпосылки возникновения марксизма.
К.Маркс и Ф.Энгельс - основоположники диалектико-материалистической философии.
Ленинский вклад в развитие философии марксизма.
Исторические судьбы учения марксизма-ленинизма в ХХ-ХХI столетиях.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
В чем коренное отличие марксисткой философии от предшествующих философских учений?
В чем состоит сущность материалистического понимания истории?
Что представляет собой формационный подход к развитию общества?
Что такое отчуждение?
В чем отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля?
Виноват ли Маркс в “казарменном социализме”? Дискуссия о доктриальных предпосылках деформации социализма.
Ленин: политик и философ, революционер и реформатор.
Есть ли будущее у марксизма?
Марксизм на рубеже тысячелетий: новаторство в теории, преемственность в методологии.
Знают ли Ленина на Западе? Как оценивают философы ХХ века Маркса, Ленина и марксизм?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
Философская антропология К.Маркса и неомарксизм.
Проблема закономерности истории: К.Маркс и М.Вебер.
Принцип историзма у Гегеля и К.Маркса.
“Диалектика природы” Ф.Энгельса и естествознание XIX в.
О роли насилия в истории: К.Маркс, В.И.Ленин.
Г.В.Плеханов и философия марксизма в России.
Отчуждение в современном мире.
Марксистская философия в СССР: философские дискуссии 20-х гг.
Марксизм: утопия или научный проект?
7. Литература:
Основная:
Бутенко А.П. Виновен ли К.Маркс в “казарменном социализме”? // Философские науки. - 1989. - № 4.
Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма // Юность. - 1989. - № 1.
Гранин Ю.Д. Марксизм: утопия или научный проект // Философские науки. - 1991. - № 3.
Гемков Г. Мы прожили не напрасно (биография К.Маркса и Ф.Энгельса). - М., 1986.
Карл Маркс и современная философия. - М., 1999.
Дополнительная:
Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. - Мн., 1991.
Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990.
Кантор К.М. Каков он - путь к цивилизации? // Вопросы философии. - 1992. - № 11.
Крах и кризис марксизма // Диалог. - 1990. - № 7.
Лукач Д. Ленин: Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей. - М., 1990.
Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 13.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42.
На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. - М., 1990.
Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы “круглого стола”) // Вопросы философии. - 1992. - № 6.
Стоянович С. От марксизма к постмарксизму // Вопросы философии. - 1990. - № 1.
Умер ли марксизм? (Материалы “круглого стола”) // Вопросы философии. - 1990. - № 1.
Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 8:
Общественно-экономические формации, отчуждение, способ производства, материалистическая диалектика, диалектико-материалистическое понимание общества, общественная практика, познание, истина. ТЕМА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX вв.
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки) 1. Введение (актуальность) темы:
Специфической особенностью русской философии XIX в. является многообразие философских систем, школ и традиций, организованных вокруг двух “полюсов” - “философии тотальности” (целостности, коллективности) и “философии индивидуальности”. Будучи органической частью мировой философии, русская философия включает в себя ее проблематику, выработанную в рамках основных течений новоевропейской философской мысли XIX в. - период эклектических влияний, совмещающий воздействие французской просветительской философии и кантианства, а также ориентацию на философию Платона.
Специфика русской философии - в ее тесной связи с отечественной культурой, прежде всего с литературой. Безусловной доминантой в русской философии начала ХХ в. является ориентация на гуманитарное знание, литературу и искусство, на проблемы человека. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персонализм в виде религиозной философии человека.
Но это была лишь одна из тенденций в развитии русской философии. Другая, не менее влиятельная тенденция, представлена русским космизмом, возникшим под влиянием нового естествознания.
История русской философии является органической частью всемирной истории философии, и ее развитие показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами, хотя способы их решения и осмысления глубоко национальны. При всем этом русская философия обладает рядом особенностей. Она теоцентрична, антропоцентрична, космоцентрична и сосредоточена на философии истории. Проблема судьбы России всегда была в центре размышлений русских мыслителей. Славянофилы, консерваторы и западники были первыми, кто поднял этот вопрос на философский уровень обсуждения. Наиболее яркие фигуры первого периода истории русской философии это — П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, КС. Аксаков, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, С.С. Уваров.
В шестидесятых годах XIX века на историческую сцену выступают мыслители демократического лагеря Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, которые дали новое направление развитию социально-философской мысли в России. Формируется народничество. В лице наиболее ярких его представителей — М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.А. Кропоткина — обсуждаются проблемы социальной справедливости, исторического прогресса, проблема свободы.
Давний спор славянофилов и западников продолжают Н.Я. Данилевский — автор теории культурно-исторических типов, и Б.Н. Чичерин, создавший новое направление в русской философии — философию права.
В это же время (конец 60–90-е г.) формируется религиозная философия в России. Ф.М. Достоевский, Ф.Н. Федоров, Вл. Соловьев, К. Леонтьев обсуждают проблему человека и проблему существования Бога, размышляют над смыслом человеческой истории, над природой нравственных и эстетических ценностей.
На рубеже эпох, в конце XIX – начале XX веков в России наблюдается необыкновенный расцвет философской мысли. Это и развитие марксизма, и формирование экзистенциализма (В.В. Розанов, Н. Бердяев), дальнейшее развитие религиозной философии (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский). В этот же период формируется русский космизм. Различают религиозно-философский космизм и естественнонаучный космизм. Наиболее крупные его представители это С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, И.А. Ильин; А.Л. Чижевский, В. Л. Вернадский, К.Э. Циолковский.
2. Цель: Создать представление о панораме русской философской мысли XIX-ХХ вв.
3. Задачи:
Студент должен знать:
основные концепции и направления русской философии XIX-ХХ вв., философские персоналии;
Студент должен уметь:
характеризовать специфику школ и проблем русской философии;
Студент должен приобрести навыки и качества:
уметь анализировать и интерпретировать место и роль русской философии в системе современной философской проблематики.
4. Основные учебные вопросы (план):
Основные черты русской философии XIX-ХХ вв. Славянофильство и западничество. Плюрализм школ.
Религиозно-идеалистическое направление.
Русский космизм, его основные направления.
Неославянофильство.
Русское неогегельянство.
Русское неокантианство.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
Существует ли материалистическая традиция в русской философии?
Что представляет собой система “цельного знания” В.Соловьева?
Что такое “русская идея” в концепции Н.Бердяева?
Какова связь русского космизма и идеи соборности?
В чем суть антропокосмизма В.Вернадского?
Что такое космическая утопия К.Циолковского?
Каков смысл идеи Софии в русской культуре и философии?
В чем состоит сущность идеи богочеловечества?
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
Философия истории П.Чаадаева.
В.Соловьев и его место в русской философии.
Н.Бердяев и русская философия.
Русский космизм.
Философия “общего дела” Н.Федорова.
Ф.М.Достоевский и его философское миросозерцание.
7. Литература:
Основная:
Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.
Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.
Философия / Отв.ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.
Дополнительная:
Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В.С.Соловьева к П.А. Флоренскому. - Новосибирск, 1990.
Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. - М., 1990.
Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М., 1991.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1991.
Валицкий А. По поводу “русской идеи” в русской философии // Вопросы философии. - 1994. - № 1.
Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.
Взгляд на русскую философию: подборка статей. // Вопросы философии, 1994. № 1. – С. 54 - 72.
Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. - 1994. - № 1.
Галактионов А.А., Никифоров П.Ф. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1970.
Громов Н.М. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. - 1994. - № 1.
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М., 1993.
Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. - Л., 1991.
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М., 1997.
К исследованию жизни и творчества Владимира Соловьева // Вопросы философии. - 1991. - № 2.
Кантор В.К. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии 1999, № 3.
Коган Л.А. Философия Н.Ф.Федорова // Вопросы философии. - 1990. - № 11.
Корсавин Л.В. София земная и горная // Вопросы философии. - 1991. - № 9.
Кувакин В.А. Философия Владимира Соловьева. - М., 1988.
Кузнецов П.В. Метафизический нарцисс: П.Я. Чаадаев и судьба философии в России // Вопросы философии, 1997, №8.
Лисица Ю.Т. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии 1991, №5.
Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. - М., 1994.
Лосский А.О. История русской философии. - М., 1991.
Макаров В.Г. «Власть ваша, а правда наша» (к 80-летию высылки интеллигенции из Советской России в 1922 году) // Вопросы философии 2002, №10.
Макаров В.Г., Христофоров В.С. Пассажиры «философского» парохода. (Судьбы интеллигенции, репрессированной летом-осенью 1922 года) // Вопросы философии 2003, № 7.
О России и русской философской культуре. - М., 1990.
Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
Религиозно-идеалистическая философия в России XIX - начала ХХ вв. (Критический анализ). - М., 1989.
Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы “круглого стола”) // Вопросы философии. - 1992. - № 6.
Русский космизм. Антология философской мысли. - М., 1993.
Смирнов М. Добро как правда (этическая концепция В.Соловьева) // Наука и религия. - 1991. - № 2, 5, 6.
Соловьев В.С. Вера, разум и опыт // Вопросы философии. - 1994. - № 1.
Соловьев В.С. Повесть об антихристе // Наука и религия. - 1992. - № 1, 2.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Соч.: В 2 т. - М., 1988.
Тарасов Б.Н. Чаадаев. – М., 1990.
Трубецкой Е.Н. Миросозерцаник В.С.Соловьева: В 2-х т. - М., 1994.
Ульянов М.И. «Басманный философ» (о Чаадаеве) // Вопросы философии, 1990, № 8.
Федотов Г.П. Лицо России // Вопросы философии. - 1990. - № 8.
Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия // Вопросы философии. - 1991. - № 5.
Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и Православия // Вопросы философии, 1991, № 5.
Первоисточники:
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма, – М., 1990.
Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. – М.,1990. – С. 43-271.
Бердяев Н.А. Судьба России – М., 1990.
Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. // Вопросы философии, 1995, № 6.
Ильин И.А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России. – М., 1992.
Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993г.
Лосский Н.О. Характер русского народа. // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. – С. 238 - 361.
Сенокосов Ю.А. «Самобытность» и «Превосходство» (послесловие к публикации). // Вопросы философии, 1998, № 8.
Соловьев В.С. Русская идея. // Соловьев В.С. Смысл любви. Избранные произведения. – М.,1991, – С. 41-69.
Степун Ф.А. Борьба либеральной и тоталитарной демократии вокруг понятия истины. // Вопросы философии, 1999, № 3.
Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997, № 1.
Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991, № 6.
Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Философические письма. // Соч. – М., 1989.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 9:
«Русская идея», славянофильство, западничество, русский космизм, всеединство, София, богочеловечество, теоцентризм, антропоцентризм, космоцентризм.
|