МП_Азбука_финансовой_грамотности_2018. Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей, пришкольных и загородных оздоровительных лагерей
Скачать 2.18 Mb.
|
Глава 10. Этапы, структура, модели и регламент проведения Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» 10.1. Этапы Кейс-игры Азбука финансовой грамотности» Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» проводится в два этапа, каждый этап проводится в течение трех дней (для моделей «Профи» и «Базис»). Первый этап игры проводится в 1-й, 2-й и 3-й игровые дни, а второй этап в 4-й, 5-й и 6-й игровые дни. Первый этап игры – это базовый уровень Кейс-игры, на этом этапе участники знакомятся с базовыми понятиями финансовой грамотности, финансовыми институтами и их инструментами, решают кейсы базового уровня. На первом этапе главное для участников научится ставить финансовые цели и планировать бюджет, вырабатывать стратегию и план достижения финансовых целей; безопасно и выгодно использовать услуги и продукты банков и других кредитных организаций. На этом этапе Кейс-игры один из представителей домохозяйства (первый участник) работает в сфере экономики, т. е. работает либо в мэрии, либо на предприятиях, либо в банках, страховом фонде, фондовой бирже. Его основная задача обеспечивать доходную часть домохозяйства. Второй участник домохозяйства занимается семейными финансовыми вопросами, т.е. он приобретает продукты питания, оплачивает налоги и коммунальные платежи, работает с финансовыми институтами. На этом этапе реализуются три модуля из образовательной программы «Азбука финансовой грамотности»: модуль 1. Личные (семейные) финансы. Финансовое планирование и бюджет; модуль 2. Сбережения семьи. Услуги банковских организаций; модуль 3. Кредитование. Услуги кредитных организаций. На втором этапе участники знакомятся с более сложными понятиями финансовой грамотности и финансовыми инструментами, решают кейсы продвинутого уровня. Задача этого этапа дать возможность участникам научиться ставить амбициозные финансовые цели и использовать весь спектр финансовых инструментов для увеличения благосостояния домохозяйства. На втором этапе игры можно реализовать два сценария: 1) игроки меняются ролями, все полученные результаты домохозяйствами обнуляются, игра начинается заново; 2) игроки меняются ролями в домохозяйстве и продолжают играть с теми результатами, которые получили в рамках первого этапа. Главное – первый участник домохозяйства начинает заниматься семейными финансами, а второй участник переходит на работу в экономическую сферу. На этом этапе игры реализуется три других модуля: модуль 4. Сбережения домохозяйства и кредитование. Модуль 4 становится для новых домохозяев первым, но он собирает в себе знания и умения первых трех дней; модуль 5. Услуги банков Страхование. Услуги страховых организаций; модуль 6. Инвестирование. Услуги инвестиционных организаций. 10.2. Структура Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» Содержание каждого модуля (независимо от этапа игры) образовательной программы «Азбука финансовой грамотности» разворачивается последовательно через такие структурные элементы Кейс-игры, как: установочный доклад; проектная сессия; первый цикл финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство»; экспертно-консультативная сессия; второй цикл финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство»; аналитическая сессия; круглый стол; групповая рефлексия. 10.3 Модели и регламент Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» учитывает режимные моменты пришкольных и загородных оздоровительных лагерей и может реализовываться в трех моделях: модель «Профи», модель «Базис», модель «Лайт». Модель «Профи» разработана для профильных смен загородных оздоровительных лагерей и реализуется в течение 52 часов. Модель «Базис» разработана для непрофильных смен загородных оздоровительных лагерей и реализуется в течение 32 часов. Кроме того, данная модель может быть реализована: а) в организациях дополнительного образования детей; б) в школах (в рамках внеурочной деятельности); в) в пришкольных оздоровительных лагерях. Модель «Лайт» разработана для непрофильных смен загородных оздоровительных лагерей и реализуется в течение 18 часов. Кроме того, данная модель может быть реализована: а) в организациях дополнительного образования детей; б) в школах (в рамках внеурочной деятельности); в) в пришкольных оздоровительных лагерях. Модели Кейс-игры отличается друг от друга целями (образовательными результатами), объемом и интенсивностью используемых в Кейс-игре интерактивных форм обучения, временем проведения игры. Модель «Профи» проводится полностью силами игротехнической команды, весь день (от подъема до отбоя) построен в рамках тематики финансовой грамотности. Здесь используются все интерактивные формы обучения, предусмотренные образовательной программой: установочный доклад, проектная сессия, два цикла финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство», экспертно-консультативная сессия, аналитическая сессия, круглый стол и групповая рефлексия. Кроме того, все ежедневные развлекательные мероприятия проводятся по тематике финансовой грамотности (см. таблицу 9). Вводная аттестация проводится в форме тестирования, итоговая аттестация в форме финансовых боев. Таблица 9 Регламент проведения одного дня Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» для профильных смен загородных оздоровительных лагерей (модель «Профи»)
Модель «Базис» проводится для школьников 12-17 лет, приехавших на отдых в загородный оздоровительный лагерь. Время их жизни в лагере делится между Кейс-игрой и мероприятиями самого лагеря. Здесь используются уже не все интерактивные формы обучения, предусмотренные образовательной программой, не проводится экспертно-консультативная и аналитическая сессии (см. таблицу 10). Вводная и заключительная аттестации проводятся в форме тестирования. Таблица 10 Регламент проведения одного дня Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» для непрофильных смен загородных оздоровительных лагерей (модель «Базис»)
Модель «Лайт» проводится для школьников 12-17 лет, отдыхающих в пришкольном оздоровительном лагере или приехавших на отдых в загородный оздоровительный лагерь. Время их жизни в лагере делится между Кейс-игрой и мероприятиями самого лагеря. Здесь используются уже не все интерактивные формы обучения, предусмотренные образовательной программой, не проводится экспертно-консультативная и аналитическая сессии, круглый стол, второй цикл ФИРИ «Домохозяйство», вводная и заключительная аттестации (см. таблицу 11). Таблица 11 Регламент проведения одного дня Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» для непрофильных смен загородных оздоровительных лагерей (модель «Лайт»)
Глава 11. Методика подготовки Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» 11.1. Подготовка программы Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» При подготовке Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» в первую очередь необходимо подготовить программу игры, как предварительное описание предстоящих действий и событий, которые будут реализованы в рамках игры. Программа Кейс-игры – это иерархическая структура из логически выстроенных проектных и интерактивных форм обучения школьников (программа включает в себя регламенты проведения каждого игрового дня). Смысл разработки программы Кейс-игры состоит в разработке проекта той деятельности, которую руководитель игры, игротехники и участники осуществят в рамках Кейс-игры. Логика разворачивания программы игры должна позволять участникам в процессе выполнения постепенно усложняющихся от одного игрового дня к другому творческих заданий (кейсов) не только осваивать знания и умения грамотного финансового поведения, но и получать в процессе игры практические результаты (квазифинансовые продукты) деятельности. Готовя программу необходимо учесть: 1) то, что игра направлена на повышение финансовой грамотности школьников; 2) возраст участников игры, их уровень знаний и умений по финансовой грамотности; 3) место и организационно-технические условия проведения игры; 4) стиль работы команды (руководителя и игротехников), их предпочтения в методологической и методической ориентации. Приразработке программы Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» необходимо соблюдать следующую последовательность действий: 1. Оценить потребность участников в знаниях и умениях по финансовой грамотности, освоения этих знаний в форме Кейс-игры (определяется желание и интерес у приехавших в лагерь школьников участвовать в Кейс-игре). 2. Специфицировать цели и содержание Кейс-игры (цели игры, система модулей и подмодулей, которые будут использоваться в игре, определяются исходя из потребностей участников, уровня их знаний и умений по финансовой грамотности). 3. Разработать стратегии и систему действий обеспечивающих достижение целей (необходимо определить варианты стратегий в реализации программы Кейс-игры). 4. Выбрать формы и методы проектного и интерактивного обучения (каждая из стратегий как генеральная линия требует определенного набора форм и методов). 5. Провести имитационное проигрывание организаторами (руководителем и игротехниками) Кейс-игры (акцентируется внимание на способах достижения целей с учетом особенностей интересов, знаний и умений участников). Программа Кейс-игры должна разрабатываться с учетом того, что Кейс-игра это, во-первых, дело участников игры, которое становится на время игры делом их жизни. Во-вторых, это дело коллективное, потому что совершается вместе и организаторами и участниками по достижению общих целей, которые ни один из участников игры индивидуально достичь не может. В-третьих, это коллективное дело – творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важных задач (кейсов), реализуемых на игре. Программа Кейс-игры должна разрабатыватьсяс учетомтого, что деятельность участников должна быть организована как: а) коллективное мышление, направленное на совместный поиск лучших решений кейсов и способов их реализации; б) коллективная коммуникация, позволяющая находить наиболее эффективные стратегии и оптимальные способы достижения благосостояния домохозяйств; в) коллективное действие, обеспечивающее реализацию эффективных стратегий и оптимальных способов достижения целей в игре. Программа Кейс-игры должна разрабатыватьсяс учетомтого, что деятельность участников игры должна быть организована как проектная деятельность, предполагающая, что участники проектируют будущее, т. е. свои будущие результаты на каждый день игры и свою будущую деятельность по достижению этих результатов. Программа Кейс-игры должна разрабатываться с учетомнеобходимости оказания в процессе игры педагогической поддержки и помощи каждому участнику игры в его индивидуальном развитии, в развитии его «самости» и самостоятельности. Предметом такой поддержки должен стать процесс определения участниками собственных интересов и целей, процесс определения путей преодоления препятствий, возникающих в игре, процесс достижения участниками игровых целей. Программа игры должна разрабатываться с учетом этапов, структуры, моделей и регламента Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» (см. пункты 10.1, 10.2, 10.3 настоящего пособия). 11.2. Подготовка планов-конспектов для Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» План-конспект проведения структурных элементов Кейс-игры (подмодулей образовательной программы) – это разновидность методической разработки, представляющая собой совокупность последовательности шагов в достижении целей: действий руководителя игры и игротехников (обобщенное название – мастер игры); действий ее участников; а также основных положений содержания, разворачивающегося в ходе проведения структурного элемента (подмодуля). План-конспект – это документ углубляющий замысел, отраженный в программе Кейс-игры, предназначенный для правильной организации деятельности мастера игры и участников игры. Следует отметить, что в плане-конспекте, который используется при подготовке к Кейс-игре, не прописываются: текст учебного материала, который должны усвоить участники, формы и методы его изложения, формулировки вопросов и ответов, переходы от одной части к другой и т. п. План-конспект проведения структурного элемента (подмодуля) – это схема порядка и содержания действий на игре. Письменная подготовка (разработка планов-конспектов) к Кейс-игре дает возможность организаторам на самой игре легко и гибко проводить ее. План-конспект структурного элемента (подмодуля) должен удерживать: а) цели проведения структурного элемента Кейс-игры; б) действия мастера игры; в) действия участников игры; г) совместно удерживаемое содержание финансовой грамотности (форма плана-конспекта представлена ниже). Форма плана-конспекта Номер и название образовательного модуля _____________________________________. Количество часов, отведенных в тематическом плане на проведение модуля _________. Номер и название образовательного подмодуля __________________________________. Количество часов, отведенных в тематическом плане на проведение подмодуля ______. Возраст группы обучающихся _________________________________________________. Цель: ______________________________________________________________________.
Образовательный результат: _____________________________________________. Запись в плане-конспекте структурного элемента (подмодуля) осуществляется следующим образом: а) в первой строке записывается номер и название модуля в соответствии с тематическим планом программы; б) во второй строке – количество часов, отведенных в тематическом плане на проведение модуля; в) в третьей строке – номер и название подмодуля в соответствии с тематическим планом образовательной программы «Азбука финансовой грамотности»; г) в четвертой строке – количество часов, отведенных в тематическом плане на проведение подмодуля; д) в пятой строке записывается возраст группы обучающихся, с которыми проводится занятие. Подготовка плана-конспекта структурного элемента (подмодуля) начинается с формулирования цели в продуктной логике, которая должна быть достигнута в рамках данного подмодуля. Формулировка цели подмодуля может начинаться со слов «формирование умения…», а формулировка образовательного результата со слов «сформировано умение…».Образовательный результат подмодуля – это всегда «сухой остаток», с которым остаются участники после совместной работы в рамках игры. Сформулировав цель и образовательный результат структурного элемента Кейс-игры (подмодуля), мастер игры приступает к подбору учебного материала, действий мастера игры и участников, выполнение которых позволит участникам игры достичь запланированного образовательного результата в данном структурном элементе (подмодуле). В структуре плана-конспекта три колонки: действия мастера игры, содержание, действия участников игры. Руководитель игры планирует и записывает в раздел «Действия мастера игры» те действия, которые он и игротехники совершат для организации встречи участников с содержанием. Действия мастера игры планируются как система заданий, которые необходимо выполнить участникам. В разделе «Действия участников игры» руководитель игры фиксирует предполагаемые действия участников, которые они совершат, выполняя задания мастера игры. В разделе «Содержание» фиксируется руководителем игры совместно удерживаемое содержание, возникающее в процессе совместных действий организаторов и участников. 11.3. Подготовка сценария проведения отдельного структурного элемента (подмодуля) Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» Когда программа Кейс-игры и планы-конспекты структурных элементов игры (подмодулей) разработаны, начинается подготовка сценариев проведения модулей, включающих подмодули. Сценарий проведения модуля не сводится к серии последовательно следующих друг за другом заданий и упражнений, он должен учитывать возможность возникновения узких мест и варианты действий по ситуации по их расшивке. Сценарий Кейс-игры должен также учитывать, что его изменение зависит от действий игроков, степени их вовлеченности в достижение результата – игровой цели, качества решения кейсов, плана действий по их реализации и умений воплощать их в жизнь. Сценарий предполагает гибкий режим работы в Кейс-игре, он должен быть динамичным, интенсивным, но в то же время и плавным, с преобладанием напряженных ситуаций, но в то же время мягким, и снимающим возникающее напряжение. При проведении Кейс-игры происходит реализация сценария, разработанного организаторами, а параллельно, как правило, проявляется и так называемый скрытый сценарий. Его содержанием становятся проблемы участников, оставшиеся за пределами основного сценария. Скрытый сценарий оказывает сильное воздействие на Кейс-игру, и если вовремя не заметить этого, то он начнет ломать игру и мешать реализации основного сценария, запланированного мастером игры. Для того чтобы сценарий модуля Кейс-игры получился интересным, полезным и решил все поставленные задачи, следует действовать в соответствии с методическими рекомендациями по его составлению: 1. Проведение модуля Кейс-игры представляет собой не просто передачу знаний и умений по финансовой грамотности, а в большей степени оказание помощи участникам в анализе того, что они уже знают и умеют, использовании как старых, так и новых знаний в решении стоящих пред участниками практических задач, в овладении способом грамотного финансового поведения. 2. Нужно верить в то, что участники (школьники) могут принимать решения и думать самостоятельно. 3. Не следует занимать авторитарную позицию. 4. Следует относиться благосклонно к индивидуальным различиям между участниками игры. 5. Необходимо быть готовым принять точку зрения участников игры. Нельзя навязывать участникам Кейс-игры свою систему ценностей. При подготовке сценария необходимо прислушаться к следующим методическим советам. 1. Сценарий Кейс-игры должен помочь: а) определить конечные цели (что должно быть достигнуто) каждого структурного элемента (подмодуля). Цели должны быть выражены в позитивных категориях; б) выбрать задания (упражнения), которые приведут к достижению конечной цели; в) выбрать действия, которые предположительно должны совершить участники, выполняя задания мастера игры; г) выбрать форму коммуникации, в которую вступят мастер игры и участники для нахождения лучшего способа проявления содержания; д) спланировать условия для создания комфортной атмосферы в процессе Кейс-игры; е) определить варианты завершения работы в рамках модуля, методы оценивания действий участников. 2. Стратегия поведения мастера игры при нарушении сценария Кейс-игры: а) признаться участникам в том, что что-то пошло не так как планировалось; б) приостановить работу, но не вносить изменений в заранее составленную программу; в) провести обсуждение затруднения и построить новый план действий, быть готовым к тому, что отдельные участники не примут участия в этой работе; г) оказать помощь участникам, не справившимся со своими эмоциями; д) относиться спокойно к тому, что на действия мастера игры может поступить критика, необходимо использовать ее конструктивно. 3. Чего нельзя делать при подготовке сценария Кейс-игры: а) расписывать всю Кейс-игру по минутам, следует оставлять пространство для изменений; б) игнорировать групповой процесс, необходимо все время отслеживать происходящее на Кейс-игре; в) оставлять без внимания просьбы участников Кейс-игры; г) использовать одни и те же задания (упражнения) в проведении последующих модулей, нужна разумная импровизация и вариативность; д) думать, что все должно пройти просто великолепно, нужно позволить себе и другим совершать маленькие ошибки; е) позволять одному или нескольким участникам доминировать в Кейс-игре; ж) использовать задания (упражнения) только для освоения материала по финансовой грамотности, необходимо развивать компетенции участников грамотного финансового поведения. 4. Чтобы реализовать сценарий модуля Кейс-игры, нужно: а) не забывать о чувстве юмора; б) не волноваться, если не удастся включить в работу и обсуждение всех участников Кейс-игры; в) постараться уйти от тяжеловесной и серьезной обстановки, пусть Кейс-игра будет построена на теплых отношениях, искренности, эмпатии участников; г) подготовив сценарий, прочитать его и подумать, может быть, стоит что-то слегка изменить в нем. Проведение Кейс-игры в пришкольных и загородных оздоровительных лагерях, это не столько выполнение заранее запланированного набора заданий и упражнений, зафиксированных в плане-конспекте, сколько реализация сценария, логически обоснованного целями и содержанием, эмоционально выстроенного и подчиненного законам взаимодействия. |