МП_Азбука_финансовой_грамотности_2018. Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей, пришкольных и загородных оздоровительных лагерей
Скачать 2.18 Mb.
|
Глава 9. Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» 9.1. Кейс метод и Кейс-игра в обучении школьников финансовой грамотности Кейс методкак метод обучения стал применяться еще в начале ХХ века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого метода обучения принадлежит Гарвардскому университету. В Россию кейс метод пришел в конце ХХ века в связи с развитием системы бизнес образования. Кейс метод (case study) (от англ. case – случай) – интерактивная технология обучения, использующая описание готовых ситуаций. Задача участников заключается в идентификации проблемы и поиске вариантов ее решения, основанных на методах генерации идей, посредством организации дискуссии или структурированного обсуждения. Центральным понятием кейс метода является понятие «ситуация», т. е. набор переменных, когда выбор какого-либо из них решающим образом влияет на конечный результат. Принципиально отрицается наличие единственно правильного решения. При данном методе участник самостоятельно вынужден принимать решение и обосновывать его. Суть метода заключается в том, что участникам предлагается готовая ситуация, которая в той или иной степени имитирует реальную жизненную ситуацию. Чаще всего она излагается письменно в виде готовой «истории», причем финал остается «открытым». Участникам предлагают ее проанализировать и предложить свое решение. При этом на занятиях создается обстановка, приближенная к действительности. Приняв на себя роль конкретного лица, участник вникает в мотивы его поведения. Исполнение ролей заставляет задуматься над необходимостью учитывать позиции всех заинтересованных сторон, учит анализировать собственное поведение и наблюдать за деятельностью других людей в определенной производственной (жизненной) ситуации. В конце занятия весь комплекс действий участников, принимающих решение, обсуждается совместно и может оцениваться по количеству набранных баллов. Кейс метод включает в себя такие приемы, как: приемы работы с информацией; приемы, обеспечивающие выявление и идентификацию проблем; приемы анализа последовательности фактов, иллюстрирующих развитие конфликта, и через их сопоставление выход на предмет конфликта и содержание проблемы; приемы анализа субъектов ситуации, определения их места в организации, схем взаимодействия, области интересов, возможного предмета конфликта с последующим сопоставлением с фактами, подтверждающими или опровергающими сделанные выводы; приемы описания ситуации как целостной системы; приемы и процедуры решения проблемы. Кейсы бывают: а) основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы; б) структурированные и неструктурированные. Структурированные кейсы (highly structured case) представляют короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определенное количество правильных ответов. Неструктурированные кейсы (unstructured cases) представляют материал с большим количеством данных. Для такого типа кейсов существует несколько правильных вариантов ответов и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения. Кейс метод предполагает, что каждая подгруппа (команда) будет выполнять одну тему в течение всего занятия, стремясь победить другие команды в соревновании. Каждая команды формирует свой состав, как правило, самостоятельно с учетом желаний слушателей, осуществляет выбор руководителя команды. Работа руководителя включает: организацию работы подгруппы (команды); фиксацию всех идей, высказанных в ритме мозговой атаки; недопущение критики идей, группирование высказываний; подготовка доклада о результатах работы подгруппы (команды), выступление с докладом перед всеми участниками. Кейс в команде обсуждается в следующей последовательности: обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе; обмен мнениями и составление плана работы над проблемой; работа над проблемой (дискуссия); выработка решений проблемы (мозговая атака); дискуссия для принятия окончательных решений; подготовка доклада; аргументированный краткий доклад. Опыт использования кейс метода в практике обучения показал его высокую эффективность в: а) развитии навыков структурирования информации, систематизации и развития знаний; б) освоении умений обнаруживать и идентифицировать проблемы; в) освоении технологий выработки решений, критической оценки накопленного опыта принятия решений; г) развитии эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения. Кейс-игра – это сложно организованная комплексная интерактивная технология обучения: а), использующая кейс метод для принятия решений в рамках заданного кейса, реализацию этих решений в имитационно-ролевой игре18, анализ процесса и результатов реализации решений; б) позволяющая освоить, закрепить и систематизировать необходимые знания и умения через проживание специально смоделированных ситуаций; в) используемая для овладения умением грамотно и эффективно принимать решения в заданных условиях, для освоения проектных, исследовательских и управленческих компетенций. Формат Кейс-игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала. Кейс-игра – это комбинация кейсов и игр. Под кейсом в Кейс-игре понимаются задачи, удерживающие проблемные ситуации из жизни домохозяйств, предприятий, организаций, обществ, городов, регионов и стран. Цель кейса – организовать работу участников Кейс-игры по эффективному решению проблемы на основании имеющейся информации. Под игрой понимается специально организованное взаимодействие участников Кейс-игры, имитирующее реальную (жизненную) ситуацию, нацеленное на реализацию вариантов решения кейса в игровой действительности и освоение социально закрепленных способов осуществления деятельности. Кейсы и игры комбинируются под задачи Кейс-игры, они могут включать два типа последовательностей: первый тип последовательности «Игра – Кейс – Игра», второй тип последовательности «Кейс – Игра – Кейс». Кейс-игра, построенная на последовательности «Игра – Кейс – Игра», предполагает, что кейс строится (разрабатывается) на основании сложившейся проблемной ситуации в самой игре. В процессе работы с кейсом участники находят решение (решения), которое реализуют во второй игре, проверяя тем самым оптимальность и эффективность найденного решения. В первом типе последовательности важно, как изменится ситуация, разыгрываемая в игре, при реализации разработанного в ходе работы с кейсом решения. Первый тип последовательности «Игра – Кейс – Игра» дает участникам представление о том, как может меняться предмет их воздействия (в данном случае игра) в зависимости от решений реализуемых участниками Кейс-игры. Первый тип последовательности «Игра – Кейс – Игра» позволяет участникам освоить умение принимать решения в проблемных ситуациях, которые возникают в результате, как их действий, так и действий других людей. Он учит, что все важные решения должны приниматься с учетом действующей ситуации. Второй тип последовательности «Кейс – Игра – Кейс» предполагает, что игра является промежуточным (апробационным) звеном в процессе работы с кейсом (ситуацией) и выработки наиболее оптимального и эффективного решения. В этом типе последовательности сначала задается кейс, в процессе работы с которым вырабатывается решение (решения), затем это решение проверяется (апробируется) в игре. После проверки первого варианта решения участники снова возвращаются к поиску наиболее оптимального и эффективного способа решения кейса, но уже с учетом опыта апробации. Окончательное решение разрабатывается на основании проведенной проверки в игре первого варианта решения. Второй тип последовательности «Кейс – Игра – Кейс» дает представление о том, как могут и должны меняться наши первоначальные решения после их проверки в имитации. Этот тип последовательности дает возможность участникам освоить умение принимать решения с учетом тех последствий, которые возникнуть после реализации этих решений. Он учит, что все важные решения должны быть сначала апробированы в игровой имитации, а только затем реализованы в реальной ситуации. В Кейс-играх, которые проводятся больше одного дня, как правило, совмещаются два типа последовательности кейсов и игр, они выстраиваются в такую последовательность «Кейс – Игра – Кейс – Игра…». Эта последовательность позволяет участникам осваивать, как умение принимать решения в проблемных ситуациях, так и установку на предварительную проверку решений в имитации до их реализации в реальной ситуации, апробирование своих решение в имитации. В каждой из представленных последовательностей важное место занимает групповая рефлексия разработанного решения кейса, процесса и результатов реализации решения в игровой имитации. Групповая рефлексия решения, процесса и результата его реализации является, с одной стороны, главным двигателем Кейс-игры, с другой стороны, главным источником освоения участниками заявленных организаторами компетенций и знаний. В Кейс-игре каждый участник осваивает проектную деятельность и способ грамотного принятия решений (на основе модели обоснованного выбора). Это связано с тем, что участник в каждой Кейс-игре выполняет анализ проблемной ситуации, постановку проблемы, поиск недостающей информации, перевод проблемы в задачи, нахождение способа их решения, планирование действий по решению задачи, реализацию плана и получение запланированного результата, проверку оптимальности и эффективности найденного решения. Кейс метод и Кейс-игра: общее и различия. Общим в кейс методе и Кейс-игре является наличие кейса и необходимость его решения, а также соревнование между командами, решающими кейс, за победу. Соревнование команд, решающих кейс, – это форма соперничества за достижение наиболее оптимального решения кейса и лучшего способа предъявления результата. Решение кейса и в кейс методе и в Кейс-игре включает: а) исследование специально подготовленного учебного материала, отражающего конкретную проблемную ситуацию (кейс); б) поиск, обнаружение, формулирование и выявление сути проблемы; в) поиск и формулирование возможных способов решения проблемы; г) выбор лучшего из них. Кейсы в обоих случаях имеют практическую направленность, которая позволяет участникам применить теоретические знания к решению практических задач, а интерактивный формат обучения обеспечивает более эффективное усвоение знаний и формирование конкретных умений, которые крайне необходимы в реальной жизни. Кейсы в обоих случаях строятся на реальных фактах, имитируют настоящую жизненную ситуацию, решаются в условиях ограниченного времени. Кроме общих характеристик в кейс методе и Кейс-игре существует семь существенных отличий Кейс-игры от кейс метода. 1. Структура Кейс-игры кроме кейса, его решения и соревнования включает в себя еще как минимум пять составных элементов, отсутствующих в кейс методе: два цикла финансовой имитационно-ролевой игры, экспертно-консультативную сессию, которая проводится в промежутке между циклами игры, аналитическую сессию, круглый стол и групповую рефлексию, которые проводятся после проведения второго цикла игры. 2. В кейс методе никогда реально не проверяются решения на реализуемость. В Кейс-игре участники всегда лично проверяют правильность принятых решений в имитационно-ролевой игре – центральном звене Кейс-игры. 3. Оценку оптимальности и эффективности принятых решений в кейс методе осуществляют внешние эксперты, а в Кейс-игре, в первую очередь, сами участники, которые реализуют свои решения в игровой имитации. 4. В кейс методе участники никогда не встречаются с результатами (последствиями) своих решений, а в Кейс-игре личная встреча с результатами (последствиями) реализации своих решений неизбежна (как в сказке, при неправильном решении задачи происходит встреча с 1,5 землекопами). 5. Конечным продуктом работы с кейсом в рамках кейс метода является текст решения, разработанный участниками. В Кейс-игре конечным продуктом всегда является реальное достижение / не достижение запланированных в ходе решения кейса результатов, умение преодолевать возникающие проблемы и сопротивление. 6. В кейс методе каждый последующий кейс не связан с предыдущими кейсами и не зависит от правильности / неправильности их решения. В Кейс-игре кейсы, следующие за первым кейсом, всегда опосредованы игрой. Игра вносить в них коррективы в связи с тем, что результаты реализации предыдущего кейса не аннулируются, каждый новый цикл имитационно-ролевой игры начинается с того места, на котором закончился предыдущий. 7. Время проведения Кейс-игры всегда больше, чем время проведения кейс метода. 9.2. Идея Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» рассчитана на повышение финансовой грамотности школьников 12-17 лет, она проводится в течение трех-шести дней на базе пришкольных и загородных лагерей, оптимальное количество участников игры от 30 до 60 человек. Основные задачи Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности»: смоделировать жизнедеятельность Города, основанную на праве и законности; жизнедеятельность предприятий и организаций, основанную на рыночной социально-ориентированной экономике; жизнедеятельность домохозяйств, основанную на достижении семейного благосостояния; предоставить школьникам возможность для самоопределения и самоорганизации в финансовой сфере; для получения знаний по финансовой грамотности, освоения проектной деятельности и способа грамотного принятия решений на основе модели обоснованного выбора. Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» имеет структуру последовательности «Кейс-Игра-Кейс-Игра». В Кейс-игре имитируются политический, производственный, управленческий, финансовый и другие процессы, протекающие в любом городе, а также реальная коллективная деятельность людей. В рамках Кейс-игры проходит обучение участников грамотному финансовому поведению через осуществление социальных и профессиональных ролей, соответствующих жизненным эквивалентам. Каждый участник Кейс-игры реально проживает как бы взрослую жизнь, становясь либо сотрудником мэрии Города, либо управляющим / наемным сотрудником предприятия, банка, страхового фонда, фондовой биржи, либо главой домохозяйства. Участники в игре принимают решения, они же их и реализуют. Игроки проводят в жизнь свои решения, имитируя на себе все действия своих «персонажей». Все жители Города платят налоги и вынуждены зарабатывать себе на жизнь. В рамках Кейс-игры (модели «Профи» и «Базис») за один игровой день проходит два игровых месяца. За шесть игровых дней проходит десять игровых месяцев. Игровой месяц равен одному циклу финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство» и составляет 60 минут. В течение каждого игрового месяца совершаются все финансовые операции: выплата заработанной платы, пенсий и пособий, оплата налогов и жилищно-коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, проведение банковских операций, расчетов по вкладам и кредитам, заключение договоров страхования и выплата страховых взносов (премий), покупка и продажа ценных бумаг. Игровой месяц – это единица измерения по всем расчетам в игре, в том числе для составления бюджетов домохозяйств, бюджетов предприятий и организаций, городского бюджета. Основным элементом Кейс-игры являются тематические кейсы, которые задают содержание игрового дня. Все кейсы в рамках Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» – проектные. Кейсы и их решения являются ведущим элементов в развитии Кейс-игры, каждый новый кейс включает в себя предыдущий. Решая новый кейс, игроки имеют возможность внести изменения в решение предыдущего кейса и тем самым найти оптимальное решение этого кейса. Таким образом, работая в шестой день игры с шестым кейсом, участники будут уточнять решение пяти предыдущих кейсов. Игровая имитация будет для участников плацдармом для проверки правильности и оптимальности решения кейса. В течение Кейс-игры участники будут решать шесть кейсов, найдут, как минимум, шесть решений и проведут как минимум десять игровых имитаций (проверок эффективности и оптимальности решений в рамках финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство»). Кейс-игра устроена таким образом, что дает игрокам возможность реализовывать разные варианты решения кейсов, и в зависимости от самих вариантов решения, степени их проработанности и качества их реализации каждый игрок (команда) получит свой результат, который станет предметом их рефлексии. В Кейс-игре разворачиваются разные интересы и действуют представители этих интересов (домохозяйства, предприятия, мэрия, банк, страховой фонд и фондовая биржа). Их интересы постоянно сталкиваются и борются между собой, изменяя ситуацию игры и усложняя тем самым обстановку, в которой принимаются и реализуются новые решения. При этом участники игры постоянно сталкиваются с результатами собственных действий, что еще больше усложняет игру. Кейс-игра насыщена рефлексией, которая позволяет понимать школьникам недостаточность собственных знаний и умений по финансовой грамотности, ломать сложившиеся стереотипы и усваивать правильные действия в финансовой сфере. В рамках Кейс-игры кроме рабочего процесса реализуются культурно-развлекательные программы, и организуется отдых участников. 9.3. Принципы проведения Кейс-игры «Азбука финансовой грамотности» При построении (конструировании) Кейс-игры и ее проведении необходимо соблюдать определенные положения, выработанные авторами Кейс-игры. Эти положения не охватывают всего многообразия черт и особенностей конкретных Кейс-игр, каждая из которых является результатом творчества коллектива разработчиков. Но они дают возможность разработчикам и всем участникам Кейс-игры сосредоточиться на основных содержательных аспектах и требованиях игры. Основные принципы построения и проведения Кейс-игр следующие: 1) принцип аутентичности, кейсы в Кейс-игре должны всегда соответствовать реальным производственным, экономическим, общественным и социальным случаям и событиям; 2) принцип последовательности, Кейс-игра должна быть так организована, чтобы кейсы и игры дополняли и последовательно сменяли друг друга, использовали друг друга для решения внутренних задач, как кейса, так и игры; 3) принцип проблемности, Кейс-игра должна быть построена на поиске выхода из проблемной ситуации, в том числе финансовой; 4) принцип адекватности задач и содержания, Кейс-игра должна быть так организована, чтобы соответствовать характеру представлений участников о своем будущем: занимаемому месту в системе разделения труда, личностному и профессиональному общению, служебным обязанностям; 5) принцип реальной игровой имитации, Кейс-игра должна быть так организована, чтобы имитировать содержание, формы и техники профессиональной деятельности, профессиональные, социальные и личностные связи, реальные (жизненные) ситуации в финансовой сфере; 6) принцип самодеятельности, Кейс-игра должна быть так организована, чтобы ее содержание и ход приводили участников к пониманию, что им не хватает имеющихся у них знаний и умений, в том числе по финансовой грамотности, побуждали к самостоятельному поиску и освоению знаний и умений, как в игре, так и после нее; 7) принцип коллективной деятельности, решение кейсов и игровых задач должно быть так организовано в Кейс-игре, чтобы их решение стало возможным исключительно через вовлечение в совместную деятельность участников игры, самостоятельное и творческое решение ими финансовых задач; 8) принцип рефлексивности, Кейс-игра должны быть так организована, чтобы в ней всегда было два плана: план действий участников игры и план рефлексии этих действий, которые бы позволяли участникам выходит из как бы мнимых игровых ситуаций в реальные и осваивать необходимые им компетенции; 9) принцип конструктивности, Кейс-игра должна всегда проходить в логике «ДА-концепции» и опираться на тезис «Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай». |