Главная страница
Навигация по странице:

  • Рекомендации по организации и проведению уроков 31 —34

  • Заключительное внеклассное мероприятие по итогам изучения курса ОРКСЭ

  • Примерные сценарии итоговых мероприятий Фестиваль «Мы выбираем дружбу»

  • Место проведения

  • Оборудование

  • Предварительная подготовка

  • План мероприятия

  • Дополнительный текстовой материал

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница23 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    ***
    Один торговец ежедневно давал своему сыну одну монету и говорил:
    — Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.


    • сын выбрасывал эти деньги в воду. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца. Так продолжалось много дней. Не вытерпел отец, позвал сына и обратился к нему со словами:

    — Иди сам зарабатывай деньги, принесешь — посмотрю, каковы они,
    заработанные тобой.
    Тогда сын вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день он босыми ногами размешивал известь и, получив одну монету, принес эти деньги отцу. Отец сказал:


    251

    — Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги.
    Сын ответил:
    — Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется.
    Отец ответил:
    — Сколько раз я давал тебе по одной монете, а ты уносил ее и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-
    то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать. (Исламская притча)
    ***
    Мастер путешествовал с одним из своих учеников. Очень усталые они поздним вечером остановились на ночлег в караван-сарае. В этот вечер была очередь ученика присмотреть за верблюдом, но он об этом не побеспокоился и оставил верблюда на улице. Он просто помолился Богу: «Господь, позаботься, пожалуйста, о верблюде», — и лёг спать.
    Утром верблюда не оказалось на месте — украли или убежал. Мастер спрашивает:
    — Где же наш верблюд?
    — Не знаю. Спроси Бога, — отвечает ученик. — Я попросил у него,
    чтобы он позаботился о верблюде. Я тоже был уставшим, так что не знаю, что случилось. Я не виноват, так как я попросил Бога очень вежливо! Ты ведь всегда учил меня доверять Богу, я и доверил.
    — Да, это правда, нужно доверять Богу, — сказал ему Мастер. — Но ты должен был первым позаботиться о верблюде, ведь у Бога нет других рук,
    кроме твоих. Верь в Бога, но привязывай своего верблюда на ночь. Если Бог хочет присмотреть за верблюдом, он должен пользоваться чьими-то руками. У него нет другого способа. (Исламская притча)


    252

    ***
    Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!


      • совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие!




    • решили они однажды своими работами поменяться. Веник назвался совком. Совок назвал себя — веником.

    • что тут началось!.. Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник — мусор, что на него сыпали, — в ведро относить.


    Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты — совок и веник без сил лежат. (Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги «Маленькие притчи для детей и взрослых».)

    ***
    Две дочки были у матери: одна трудолюбивая, другая ленивая. Одна целый день без устали матери помогала, а другая — поработает немного и убежит во двор играть или уснет на диване.
    Ругала мать ленивую дочку, а та в ответ огрызалась:
    — Почему я всегда должна работать, дайте мне хоть один денек отдохнуть.
    Однажды спросила мать у мудреца, как научить ленивицу работать. Мудрец посоветовал разрешить ленивице денек отдохнуть. Дал он матери сладкий орешек и велел отдать его ленивой дочке.
    — Этот орешек лишит ленивицу возможности двигаться, думать и говорить. Пусть лежит целый день на диване и отдыхает, — объяснил мудрец


    • добавил:


    — Только она и кушать не сможет, придется вам кормить ее с ложечки.
    Вы не беспокойтесь, орешек будет действовать только один день.

    253

    Взяла мать орешек, а сама думает: «Разве безделье научит ленивицу работать?» Все-таки она дала дочке орешек и сказала: «Скушай орешек и можешь лежать на диване весь день».
    Обрадовалась дочка, съела орешек и легла на диван. Целый день лежала, только глазами могла двигать, даже кормили ее с ложечки.
    На следующий день вскочила ленивица раньше всех и принялась за работу. Пол помыла, посуду перемыла, печку растопила, кашу сварила.
    — Дочка, отдохни немного, — предложила мать.
    — Спасибо, матушка. Я вчера измучилась от отдыха. Нет труднее дела,
    чем целый день лежать без дела, — ответила дочка. (А. Лопатина, М. Скребцова. Притчи для детей и взрослых)

    В. Тарасов. Яблоко в траве


    • траве лежало яблоко. Хорошее, лишь с одного боку пятнышко. Учитель поднял яблоко и сказал:


    — Есть две возможности. Можно его слегка обтереть и сразу есть. А можно достать ножик, вырезать все сомнительные места, а потом уже есть.
    Но уже без брезгливости и опаски. И съесть удастся больше. Ведь в первом случае мы невольно оставляем сколько-то хорошего вокруг плохого. Правда,


    • первом случае мы можем начать есть сразу, а во втором — лишь после предварительной работы. Это — две разные стратегии. Во всех делах. Во всех без исключения. Ничто на свете так не важно, как эта разница.

    Он достал ножик, очистил яблоко и начал неторопливо есть.
    — А нас угостите? — пошутили мы.
    — Нет, — ответил он. — Чтобы вы лучше запомнили!
    И доел яблоко.
    Он очень редко говорил нет, хотя хорошо умел это делать.


    ***

    254

    Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками.
    Самый способный из них однажды задумался:
    — А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?
    Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал


    • между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.


    Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
    — Скажите, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?
    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
    Не смотря на руки ученика, Мастер ответил:
    — Все в твоих руках. (Буддийская притча)


    Трудиться – это участь и честь смертного. (Ф. Вольтер)
    Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. (К.-А. Гельвеций)
    Труд не позорит человека. К несчастью, иногда попадаются люди,
    позорящие труд. (У. Грант)
    Труд – это не наказание; это награда и сила, слава и наслаждение.
    (Ж. Санд)
    Труд есть лучшее средство против скуки, нежели удовольствие.
    (Н. Трюбле)
    Трудолюбие – душа и краеугольный камень процветания.
    (Ч. Диккенс)
    Человек, прививающий своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает
    их лучше, чем если бы он оставил им наследство. (Р. Уэйтли)

    255

    Истинное убежище, во всякое время открытое для всех страждущих нравственно, есть и будет природа. (Г. Линдер)
    Наша любовь к природе объясняется, между прочим, и тем, что природа не испытывает к нам ни ненависти, ни зависти. (Акутагава Рюноскэ)
    Как великий художник природа умеет и небольшими средствами достигать великих эффектов. (Г. Гейне)
    Предоставим природе действовать по ее усмотрению: она лучше знает свое дело, чем мы. (М. Монтень)

    Рекомендации по организации и проведению уроков 3134
    На заключительных уроках ОРКСЭ объединяются группы учащихся, изучавших разные модули курса. Цель этих уроков – с одной стороны, обобщить и закрепить знания и ценностные приобретения, полученные в течение учебного года, с другой стороны – осуществить межмодульные связи, благодаря которым четвероклассники могут получить представления о других традиционных для России религиозных культурах или светской этике. Если в школе один четвертый класс, и он делился на группы, изучавшие разные модули, то итоговые уроки могут совместно проводить учителя, преподававшие эти модули; если классов два и больше, учителя должны договориться, кто будет проводить заключительные уроки, и согласовать между собой их содержание.
    Методика проведения заключительных уроков предполагает организацию обмена информацией между учащимися, в зависимости от того, сколько модулей изучалось в классе, учитель организует подготовку сообщений. В случае, если в классе изучался один из шести модулей, сообщения учащихся будут основаны на материале прежде всего учебников, входящих в УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (приложения к урокам 31—34). В случае, если в классе изучалось несколько модулей (например, ОМРК, ОПК и ОИсК), основу уроков 31—34 могут


    256

    составить сообщения, творческие работы и презентации учащихся, подготовленные ими в течение учебного года (отбор такого материала должен вестись учителем на протяжении изучения курса), дополненные также материалом из других модулей (в данном случае – ОСЭ, ОБК, ОИуК).
    На заключительных уроках необходимо создать условия для максимального достижения приоритетных целей изучения курса: формирование толерантного, уважительного отношения к представителям различных религиозных культур, ценностного отношения к памятникам культуры, понимания общих моральных и нравственных основ человеческой жизни. Поэтому учитель должен особенно внимательно отследить, какой материал ляжет в основу ученических сообщений, распределить его в равных пропорциях, чтобы ни в коем случае не возникло ощущение превосходства одной религиозной культуры над остальными, не акцентировалось внимание на вопросах, могущих вызвать разногласия, споры, двусмысленные толкования.

    Заключительное внеклассное мероприятие по итогам изучения курса ОРКСЭ


    • зависимости от характера подготовленных проектов итоговое мероприятие может проходить в форме фестиваля, ученической конференции или игры.


    Фестиваль предполагает презентацию творческих и практико-ориентированных проектов, при этом необходимым условием его проведения на этапе подготовки является написание сценария. Это же условие необходимо и для проведения заключительного мероприятия в форме викторины или игры. Ученическая конференция требует соблюдения формальных требований к имитации научного стиля общения, строгого регламента и порядка выступлений.
    Если учащиеся делятся на группы, которые изучают разные модули курса, желательно на этапе подготовки и презентации итоговой работы


    257

    объединить их. В этом случае темы проектов должны давать возможность установить межмодульные связи, о которых уже говорилось выше.
    На презентацию проектов желательно пригласить родителей или членов семьи учащихся. Они также могут принимать участие в подготовке итогового мероприятия (в написании сценария, в подборе материала, в оформлении класса или зала, изготовлении поощрительных призов, памятных подарков, угощения и т. д.).
    На этапе подготовки итогового мероприятия учащиеся 4 класса в течение учебного года подготовили творческие работы и практико-ориентированные проекты, внесли в них необходимые исправления; учитель совместно с учениками продумал состав участников и гостей итогового мероприятия; учащиеся создали пригласительные билеты для участников и гостей, раздали пригласительные билеты; учитель и родители совместно с детьми подготовили необходимый реквизит для итогового мероприятия.


    • ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, освоить его в активной, творческой форме. Кроме того, в ходе презентации проектов учащиеся, как и на уроках


    31—34, могут составить общее представление об основном содержании всех шести модулей, узнать о том, что изучали их одноклассники в течение учебного года.

    Примерные сценарии итоговых мероприятий Фестиваль «Мы выбираем дружбу»
    Сценарий мероприятия включает ролевые игры, инсценировки ситуаций, с которыми почти ежедневно сталкиваются младшие подростки, беседы, чтение стихов, исполнение песен, разгадывание загадок. В нём затронуты проблемы нравственного воспитания, поведения в обществе, дружбы детей – представителей разных религиозных культур.

    Место проведения: классный кабинет или актовый зал (в зависимости от возможностей учебного заведения и количества участников мероприятия)


    258

    Оборудование: выставки, подготовленные в течение года; реквизит для инсценировки; компьютер, мультимедийный проектор, экран; оборудование для проигрывания аудиозаписей.
    Предварительная подготовка: инсценировка притч (приложения к урокам в методических пособиях для учителя); разучивание стихотворений и песен о дружбе; подбор загадок и пословиц; приготовление традиционных праздничных блюд и подготовка рассказов о традиционных праздниках (совместно с членами семьи); отбор и доработка фотовыставок, рисунков, презентаций, творческих работ.
    План мероприятия:


    1. Песня о дружбе.




    1. Презентация выставок (например, «Наши дружные семьи»,


    «Наши традиционные праздники» и др.).


    1. Выступления учащихся со своими творческими работами (эссе,


    сочинения).


    1. Чтение стихов, заученных в течение года и специально для мероприятия.

    2. Выступления учащихся с инсценировками притч.




    1. Презентация праздничных блюд с кратким рассказом о традиционных праздниках.




    1. Подведение итогов.


    Награждение участников праздника: детей – за творческие достижения; родителей – за помощь в организации и проведении праздника.
    «Круг дружбы». Учитель предлагает детям стать в круг и одним словом определить понятие «дружба», протягивая при этом руку рядом стоящему ребенку. Начинает учитель. Постепенно круг замыкается. Родители образуют внешний круг. Все исполняют песню (например, «Я, ты, он, она…».



    1. Чаепитие.

    259

    Дополнительный текстовой материал
    Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды, в ненастную ночь, к нему постучались трое.
    — Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
    — Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!
    Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось богатство. (Кавказская притча)
    ***
    А разве друга надо звать,
    Когда темно в пути,
    Когда дороги не узнать
    И нету сил идти?
    Когда беда со всех сторон,
    Когда при солнце – ночь,
    Да разве не увидит он,
    Не ринется помочь?
    Ведь он не сможет есть и спать,
    Когда такое вдруг!
    Но... если друга надо звать –
    То вряд ли это друг... (В. Кошелева)


    ***
    Желаю вам цвести, расти,
    Копить, крепить здоровье.
    Оно для дальнего пути —
    Главнейшее условье.


    Пусть каждый день и каждый час


    260

    Вам новое добудет.
    Пусть добрым будет ум у вас,
    А сердце умным будет.


    Вам от души желаю я,
    Друзья, всего хорошего.
    А всё хорошее, друзья,
    Дается нам недешево! (С. Маршак)


    Анкета дружбы


    По-разному анкеты
    На дружбу заполняют
    И на себя за это
    Потом пусть не пеняют.


    Иной, всего превыше
    Боясь толчка под ребра,
    Такого друга ищет,
    Чтоб был, как вата, добрый.


    Другой друзей находит,
    Чтоб зажигали спички,
    Чтобы за ним в походе
    Несли его вещички.


    Чем в друге ошибиться,
    Поверивши в улыбки,
    Уж лучше ушибиться
    Об друга по ошибке.


    261


    Друг — не клавиатура,
    Чтоб пробежать руками,
    Углы его натуры
    Обследуют боками.


    Пусть как обрывы Ужбы
    Характер тот отвесен,
    Пускай до вашей дружбы
    Был путь не так уж весел,


    Пусть надо с ледорубом
    Идти до той вершины,
    Где называют другом
    Друг друга два мужчины.


    Где вы не шли друг с другом
    По вымеренной бровке,


    • где тащили грубо Друг друга на веревке,


    Где не спьяна казалось:
    Ты, я, да мы с тобою!


    • где вас смерть касалась Одним крылом обоих!


    Дороги к дружбе нету
    Другой, чем восхожденье.
    Я в дружбе — за анкету
    С таким происхожденьем! (К. Симонов)



    262


    ***
    Печальна участь одинокого,
    А нелюдимого — вдвойне
    Во время странствия далекого,
    В дни испытаний,
    На войне.


    Пусть радости необычайные
    К тебе вдруг хлынут на порог —
    Покажется еще печальнее,
    Что ты друзей нажить не смог.


    Все не под силу:
    Дом не выстроить,
    Хорошей песни не сложить,
    В нужде и в горе дня не выстоять
    Как без друзей на свете жить? (А. Яшин)


    ***
    Когда еще никто
    Не знал ни слова
    Ни «здравствуйте»,
    Ни «солнце»,
    Ни «корова», —
    Соседям
    Древний человек привык
    Показывать кулак
    Или язык
    И корчить рожи


    263

    (Что одно и то же).


    Но словом стал
    Гортанный резкий звук,
    Осмысленней лицо,
    Умнее руки,


    • человек


    Придумал Слово ДРУГ,
    Стал друга ждать
    И тосковать в разлуке.


    Ему спасибо
    За друзей моих.
    Как жил бы я,
    Что делал бы без них?


    Друзей –
    Людей, которых я люблю, —


    • никогда


    Ничем
    Не оскорблю.
    Не для того
    Наш предок шел сквозь мрак,
    Чтоб, встретив друга,
    Я кричал: «Дурак!»,
    Показывал язык
    Или кулак
    И корчил рожи
    (Что одно и то же).


    264




    • злое слово Я приберегу –


    Пускай оно
    Достанется врагу! (Я. Аким)

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта