Главная страница
Навигация по странице:

  • План урока Вводный (мотивационно-организационный) этап

  • Основной (информационно-аналитический) этап

  • Дополнительный текстовой материал для учителя В.А. Сухомлинский. Безродный дятел

  • Род и семья – исток нравственных отношений

  • Семья в буддийской культуре и ее ценности

  • Урок 34. Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике Цель урока

  • Ожидаемые результаты урока

  • Основные понятия

  • Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

  • Дополнительный текстовой материал для учителя

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница22 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

    Основные понятия: семья, традиция, род, предки, история, духовные традиции.
    Средства наглядности: материалы электронного приложения, фотографии и рисунки, сделанные учащимися, иллюстративный материал, подобранный учащимися, фотовыставки, видеоматериалы.
    План урока
    Вводный (мотивационно-организационный) этап


    239

    1. Организация деятельности учащихся.




    1. Подготовка к усвоению нового материала. Чтение и обсуждение рассказа В.А. Сухомлинского «Безродный дятел» (приложение к уроку).


    Примерные вопросы для обсуждения:


    • Объясните, как вы понимаете смысл слова «безродный».




    • Объясните, как вы поняли, почему дятла прозвали безродным.

    • Объясните, как вы понимаете значение слова «род». Как связаны слова «род»и «Родина»?

    • Какие еще однокоренные слова можно образовать от слова


    «род»? Что они означают?


    1. Запись темы урока в тетради.


    Основной (информационно-аналитический) этап


    1. Организация работы групп (или отдельных учащихся),


    готовивших сообщения о семейных традициях, принятых в различных религиозных культурах и светской этике, определение порядка выступлений.


    1. Презентация итогов работы групп (или отдельных учащихся),


    выступления с сообщениями.
    1-я группа.Род и семья–исток нравственных отношений.
    2-я группа.Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
    3-я группа.Христианская семья.
    4-я группа.Семья в исламе.
    5-я группа.Семья в буддийской культуре.


    1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:




      • Что объединяет представление о семье в разных религиозных культурах и светской этике?




      • Согласны ли вы с утверждением, что история каждого человека начинается и пишется в семье? Почему?

      • А история всего человечества? Почему?


    240

    1. Презентация мини-проектов или творческих работ учащихся,


    посвященных семье (например: «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Наши семейные традиции», «Любимые праздники нашей семьи» и др.).


    1. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап.




    1. Работа с пословицами и высказываниями (приложение к уроку)


    (если позволяет время) или чтение и обсуждение китайской притчи (приложение к уроку).


    1. Объяснение учителя, что такое генеалогическое (родословное)


    древо, зачем, как и почему его составляют (так как не во всех модулях есть эта информация и задание составить генеалогическое древо выполняли учащиеся, изучавшие «Основы светской этики»и «Основы православной культуры»). В этом объяснении могут принять участие учащиеся, которые уже выполняли это задание на уроках, продемонстрировать свои работы.
    Дополнительный текстовой материал для учителя В.А. Сухомлинский. Безродный дятел

    • одной веселой, радостной роще жили дятлы. У каждого из них было гнездо. Летом в гнезде появлялись маленькие дятлы, и родители учили их находить жучков под корой деревьев.


    Жил в роще один беззаботный дятел. У него не было ни гнезда, ни дятлихи. Летал он себе летом, песни пел, жучков искал, а на зиму перелетел в другую рощу. Все дятлы удивились и спрашивают:
    — Откуда ты прилетел, дятел? Где твоя роща? Где твоя дятлиха? Где твои детки?
    Беззаботный дятел в ответ застучал клювом по дубу и запел:
    — Я певун, я летун, беззаботный говорун.
    Где хочу — бываю. Куда хочу — летаю. Нет у меня дятлихи, нет у меня дятлят. Лучше жить без забот, вот так!


    241

    Дятлам все стало ясно. Они сказали: «Если у тебя нет ни дятлихи, ни дятлят, значит, нет у тебя и своей рощи. Ты безродный дятел!»
    С тех пор беззаботного дятла так и называли — безродный.


    ***
    Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
    Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», – говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». (Китайская притча)

    Род и семья – исток нравственных отношений
    Род и семья – это первые объединения людей. Они возникли много тысяч лет назад и по-прежнему имеют большое значение для человека. Род – это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии.
    Родство бывает не только по рождению. Иногда семьи усыновляют или удочеряют чужих детей. Тогда приемные дети и родители становятся близкими родственниками.
    Чем древнее народ, тем сложнее система родства – родословная. Она определяет место человека в семье, помогает ему выстроить с близкими людьми особые родственные нравственные отношения. Эти отношения основаны на понимании того, что жизнь родных – большая ценность.


    242

    Строятся родственные отношения чаще всего на взаимной любви родителей


    • детей, старшего и младшего поколений. Любовь позволяет людям чувствовать свою ценность.


    Семья помогает человеку понять свое место среди других людей. Именно в семейном кругу люди стали различать и уважать особые неравные отношения, без которых общество не может существовать. Старшие (не только по возрасту, но и по положению) выполняют более важные, более ответственные роли. Четкое понимание и исполнение своей роли в семье позволяет чувствовать себя ее полноценным членом, уважаемым человеком:
    отцом, матерью, сыном, дочерью, внуком.
    Семейные роли предполагают выполнение определенных важных, порой нелегких обязанностей. Это и воспитание детей, и забота об их образовании,


    • зарабатывание средств к существованию и т. д.




      • семье человек может чаще, чем где-либо, рассчитывать на понимание и прощение, потому что здесь его больше всего любят.


    Семейные роли и обязанности изменчивы. По традиции главой семьи считается мужчина. Он решает самые важные вопросы. Однако в некоторых семьях эту роль выполняет женщина. Есть семьи, где две главы – муж и жена. Важнейшую роль в семье играют дети. Они помощники и советчики, а часто вдохновители и исполнители хороших дел.
    Главная задача рода и семьи – дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни. (Основы светской этики)

    Христианская семья
    Вступление в брак в православии называется венчанием. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за решимость подарить себя друг другу.
    Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем


    243

    • женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.


    Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена, бремя –
    тяжесть, тягота).
    Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. В свою очередь, и родители желают наполнить жизнь детей высоким смыслом. Они стараются передать детям и свои знания, и свою веру.
    Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события и праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения. Когда вся семья вместе празднует Пасху, Рождество Христово, конечно, люди становятся ближе и дороже друг другу.
    Нужно уметь заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Такое умение называется тактичностью.
    Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. (А.В. Кураев. Основы православной культуры).
    Семья в исламе
    Мусульмане очень серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям.
    Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью, научиться дарить радость своей второй половине и детям? Может быть, это красота? Или умение хорошо петь и танцевать? И внешняя красота, и пение с плясками не помешают в жизни, но все это не главное. Важнее всего красота внутренняя, доброта человека. Не случайно у мусульман Кавказа родилась пословица «Красота – до вечера, доброта – до смерти».


    • еще для создания прочного семейного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь, на воспитание детей. Для них важно также умение понимать друг друга, прощать случайные обиды.


    244

    Семейные обязанности – нелегкая ноша. Но когда муж и жена живут в согласии друг с другом, эти обязанности будут не в тягость, а в радость.
    Мусульманские семьи обычно бывают многодетными. Рождение каждого ребенка в семье считается большой радостью.
    От родителей дети узнают о главных нравственных ценностях, которые будут их направлять на жизненном пути. Взрослые помогают маленьким открыть окно в этот мир, учат их любить саму жизнь, природу, свою Родину.


    • больших семьях старших сыновей и дочерей приучают заботиться о младших.


    Любовь и уважение к родителям – одно из важнейших человеческих качеств. Этому качеству учит ислам. Любовь к родителям – это умение слушать и слушаться. Важно перенять от отца и матери жизненный опыт. Любовь к родителям – это умение делать домашнюю работу, помогать отцу и матери, содержать в порядке свои вещи.
    Любовь к родителям – это способность поддержать их в любой момент, найти теплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для вас делают.
    Постаревших родителей дети в мусульманских семьях не оставляют без внимания. Они навещают их, заботятся об их питании и одежде, обо всем, в чем они нуждаются, приходят на помощь во время болезни.


        • мусульман принято с почтением относиться не только к родителям, но




      • к другим старшим: бабушкам, дедушкам, тетям, дядям, к любому пожилому человеку. (Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. Основы исламской культуры.)

    Семья в буддийской культуре и ее ценности
    Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Порядок


    • семье поддерживается не страхом и наказанием, а доверием и взаимным уважением.

    Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать своим детям правильный путь.


    245

    Буддийская мудрость советует родителям:
    Не воспитывай малолетних детей забитыми, учиняя постоянно наказания.
    Чтобы привить детям смелость – похвали, подбадривая их.
    Буддийская мудрость учит детей:
    Благодетельному отцу и матери воздавай почет.
    Наравне с отцом и матерью воздавай почет достигшим преклонного возраста.
    Слова и советы родителей и старших высоко цени как верные ориентиры поведения и действия.
    У буддистов почитаются дети, украшающие старость своих родителей, сполна отдающие дочерний и сыновний долг отцу и матери. (В.Л. Чимитдоржиев. Основы буддийской культуры.)

    Урок 34. Отношение к труду и природе в православии, исламе,
    буддизме, иудаизме, светской этике
    Цель урока: подведение итогов изучения курса, закрепление основных понятий, актуализация знаний учащихся и понимания ими основных нравственно-этических категорий.
    Задачи урока:


    • обобщить знания, понятия и представления учащихся о роли труда в жизни человека, об отношении к созидательному труду в религиозных культурах и светской этике;

    • обобщить знания, понятия и представления учащихся о ценности природы, об отношении человека к природе.


    Ожидаемые результаты урока:


    • учащиеся познакомятся с текстами, принадлежащими разным культурным традициям, проанализируют их и сделают выводы о значении труда в жизни человека, о необходимости бережного отношения к природе;


    246

    • смогут определить, что тема отношения к труду и природе является общей для разных религиозных культур и светской этики.


    Основные понятия: труд, природа, человек.
    Средства наглядности: материалы электронного приложения, фотографии и рисунки, сделанные учащимися, иллюстративный материал, подобранный учащимися, фотовыставки, видеоматериалы.
    План урока
    Вводный (мотивационно-организационный) этап


      1. Организация деятельности учащихся.




      1. Подготовка к усвоению нового материала. Работа с пословицами




    • афоризмами. Примерные вопросы для обсуждения:




        • Каким темам посвящены пословицы и высказывания?




        • Распределите пословицы и высказывания на две группы.


    Объясните, как вы это сделали.


      • Как вы думаете, почему труд так важен в жизни человека?




      • Как вы думаете, почему жизнь человека неразрывно связана с природой?




    1. Запись темы урока в тетради.


    Основной (информационно-аналитический) этап


      1. Организация работы групп. Задания группам:




        • Прочитайте притчу (рассказ, стихотворение) (Приложение к уроку).

        • Определите, какой теме посвящено произведение.




        • Подготовьте выразительное чтение (подробный пересказ или инсценировку) произведения.

        • Подготовьте ответ на вопрос, что вам больше всего понравилось




    • этом произведении, что заставило вас задуматься.




        • Сделайте краткий (одно предложение) вывод-мораль из прочитанного произведения.



    247

    Учитель распределяет предлагаемый материал в зависимости от количества учеников в классе и групп, выполняющих задание.


    1. Презентация итогов работы групп.




    1. Беседа с учащимися. Примерные вопросы для беседы:




      • Что общего в отношении к труду в разных религиозных культурах и светской этике?

      • Что общего в отношении к природе в разных религиозных культурах и светской этике?




    1. Выступлениеучащихсясподготовленнымипроектами


    (например, «Земля – наш общий дом», «Богатство и красота России»).
    Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап
    Подведение итогов изучения курса. Примерные вопросы:


    • Что важного для себя вы узнали на уроках ОРКСЭ?




    • Какие знания, полученные на уроках, пригодятся вам в жизни?


    Дополнительный текстовой материал для учителя ***
    Человек, как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: «Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!»


    • как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер — забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: «Не спихни!» (Притча старца Амвросия Оптинского)



    ***
    Один человек хотел выбрать наследника из своих троих сыновей. Все они были близнецами, разумными и храбрыми, и выбрать было сложно. Он долго думал и наконец придумал, чем испытать своих сыновей: дал каждому сумку цветочных семян и сказал, что отправляется в многолетнее паломничество. И кто лучше сохранит за время его отсутствия семена, тот и станет наследником.
    Первый сын, недолго думая, положил семена в железный сейф.


    248

    Второй подумал: «Если положить их в сейф, они умрут». Он пошел в магазин, продал их и решил купить такие же, когда отец вернется.
    Третий сын пошел в сад и высыпал семена везде, где было свободное место.
    Через три года отец вернулся. Первый сын достал из сейфа мертвые, закисшие семена. Отец сказал: «Это не мои семена. Мои были способны расцвести, а эти никогда не зацветут».
    Второй сын бросился в магазин, купил семян и преподнес их отцу. Но отец сказал: «Это не мои семена. Я разводил другие сорта».
    А третий сын повел отца в сад, где цвели тысячи цветов. И сын сказал: «Это те семена, которые ты мне дал. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе».
    Как вы думаете, кого отец сделал своим наследником? (А. Лопатина, М. Скребцова. Притчи для детей и взрослых.)

    ***
    Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
    Рос он, рос…
    И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем.
    Скомкал и выбросил на дорогу.
    Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
    Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.


    249

    • он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно… (Монах Варнава (Евгений Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых.)



    В.А. Сухомлинский. Мальчик и колокольчики ландышей
    Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тонкий росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчиками. Это были Колокольчики Ландышей.
    Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали:
    — Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?
    — Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, — ответил мальчик.
    — Хорошо, — сказали Колокольчики Ландышей, тихо вздохнув. —
    Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.
    Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.
    — Растите, Колокольчики, – тихо вымолвил мальчик.
    ***
    Одному богачу очень нравилось смотреть, как работают в поле крестьяне, но не хотелось выходить из дома. Тогда он нанял крестьянина ходить с корзиной для сбора овощей по его дому, как будто в поле. За эту «работу»он щедро платил. Но через несколько дней крестьянин отказался забавлять богача. «Я ведь хорошо тебе плачу, — удивился тот. — И тебе почти ничего не приходится делать!»И крестьянин ответил: «Я не могу заниматься тем, что


    250

    не приносит результата. Лучше выполнять тяжелую полезную работу и получать меньше денег, чем эту, которая щедро оплачивается, но не приносит плодов». (Иудейская притча)

    В.А. Сухомлинский. О пахаре и кроте
    Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь все пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошел Крот по вспаханному полю. Шел до самого вечера, а до конца поля не дошел. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждет Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
    — Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?
    Пахарь отвечает:
    — Я пашу не только себе, но и людям.
    Удивился Крот:
    — Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
    — Но ведь вы же кроты, а мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта