Главная страница
Навигация по странице:

  • Ожидаемые результаты урока

  • Основные понятия

  • План урока Вводный (мотивационно-организационный) этап

  • Основной (информационно-аналитический) этап

  • Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

  • Дополнительный текстовый материал для учителя Священные книги религий мира

  • Тора – главная книга иудаизма

  • Религиозные святыни

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница20 из 26
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26

    Урок 31. Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма
    Цель урока: подведение итогов изучения курса, закрепление основных понятий, актуализация знаний учащихся и понимая ими основных нравственно-этических категорий. Развитие ценностного отношения к святыням православия, ислама, буддизма, иудаизма.
    Задачи урока:


    • познакомить учащихся с местами, священными сооружениями,


    предметами, являющимися святынями в религиозных культурах;


    • актуализировать представления учащихся о том, что такое святыни и какое значение они имеют для верующих;

    • сформировать у учащихся уважительное отношение к святыням различных религий и религиозному чувству людей, исповедующих различные религии;

    • расширить общекультурную эрудицию учащихся.


    Ожидаемые результаты урока:


    • учащиеся узнают, что считается святынями в иудаизме, исламе,


    буддизме;


    • вспомнят, что является святынями в православии;




    • закрепят представления о том, что святыни являются не только объектом поклонения верующих, но и общекультурным достоянием всего человечества;



    213

    • закрепят представления о том, как нужно относиться к святыням различных религий.


    Основные понятия: святыня, священные книги, священные сооружения.
    Средства наглядности: материалы электронного приложения, фотографии и рисунки, сделанные учащимися, иллюстративный материал, подобранный учащимися, фотовыставки, видео-материалы.
    План урока
    Вводный (мотивационно-организационный) этап


    1. Организация деятельности учащихся.




    1. Подготовка к усвоению нового материала. Беседа с учащимися о том, что предстоит узнать на уроке. Примерные вопросы для беседы:




      • Вспомните, что называется святыней.




      • Что может быть святыней для верующего человека?




      • Как верующий человек относится к святыне? Почему?




      • Вспомните, какие религии являются традиционными для нашей страны.

      • Как вы думаете, почему нам надо знать о традициях православия, буддизма, ислама, иудаизма?

      • Предположите, как будет проходить сегодняшний урок.




    1. Запись темы урока в тетради.


    Основной (информационно-аналитический) этап


    1. Организация работы групп (или отдельных учащихся),


    готовивших сообщения, определение порядка выступлений.


    1. Презентация итогов работы групп (или отдельных учащихся),


    выступления с сообщениями.
    1-я группа.Святыни иудаизма.Демонстрация иллюстративногоряда, подготовленного учащимися в течение года (например, фотовыставки «Экскурсия по Иерусалиму»или «Синагоги в странах и городах мира»).



    214

    Запись в тетрадь названий мест и предметов, считающихся святынями иудаизма.

    2-я группа.Святыни православия.Демонстрация иллюстративногоряда, подготовленного учащимися в течение года (например, фотовыставки «Экскурсия по Иерусалиму», православные храмы в странах и городах мира.
    3-я группа.Святыни ислама.Демонстрация иллюстративного ряда,подготовленного учащимися в течение года (Мекка, мечети в странах и городах мира).
    4-я группа.Святыни буддизма.Демонстрация иллюстративногоряда, подготовленного учащимися в течение года (Город Лумбини, Бодхгая, Сарнатх, Кушинагар) и буддийские храмы в других странах и городах мира.


    1. Выполнение задания в рабочей тетради (подписи к иллюстрациям). Может быть организовано как групповая работа. Можно предложить учащимся сделать подписи к иллюстративному ряду,


    представленному в компьютерной презентации, подготовленной к уроку учителем или группой учащихся с помощью членов семьи.
    Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап


    1. Беседа. Примерные вопросы для беседы:




      • О каких святынях мы узнали на уроке?




      • Почему они почитаются верующими?




      • Как вы думаете, что объединяет все святыни религиозных культур?




      • Как должен человек относиться к религиозным святыням своей и других религий? Почему?

      • В каких местах, о которых мы говорили сегодня на уроке, вам хотелось бы побывать? Почему?

      • Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?


    215

    1. Домашнее задание: продолжение работы над докладами к следующим урокам.


    Дополнительный текстовый материал для учителя
    Священные книги религий мира
    Буддийский священный канон «Трипитака»
    По преданию, через год после смерти Будды его последователи собрались вместе, чтобы записать то, что они узнали от учителя и сохранили


    • своей памяти. В те времена тексты писали на пальмовых листьях, которые сворачивали в свитки и хранили в корзинах. Тексты с учением Будды поделили на три части и поместили в три корзины. Так возник священный буддийский канон «Трипитака» (в переводе с ванскрита – три корзины). Три его части называются «Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений»и «Корзина разъяснений буддийского учения».


    «Корзина дисциплинарных правил» («Виная-питака») содержит более
    500 правил для буддийских монахов и монахинь. Например, монах не должен прикасаться к оружию, мечу, луку и стрелам, не должен употреблять пищу после 12 часов дня, ему запрещено носить украшения.
    «Корзина наставлений» («Сутра-питака») содержит изречения и проповеди Будды в форме диалогов, стихотворных отрывков, легенд и афоризмов. На санскрите «сутра»означает нить, на которую нанизывают жемчужины. В «Сутра-питаке», как прекрасные жемчужины, собраны изречения Будды.


    • третьей корзине («Абхидхарма-питака») содержатся тексты,


    раскрывающие суть буддийского учения.
    Тексты буддийского священного канона существуют практически на всех языках мира, на которых говорят буддисты.
    Истинные знатоки священного канона – буддийские монахи. Многие годы они постигают учение Будды в монастырских школах. Кроме того, монахи изучают древние языки, восточную медицину, буддийское искусство и много других интересных наук. Но самое главное, они воспитывают в себе


    216

    чувство сострадания ко всем живым существам. (В.Л. Чемитдоржиев.
    Основы буддийской культуры).
    Тора – главная книга иудаизма (см. с. 10—13: текст учебника «Основы иудейской культуры» и дополнительный текстовый материал в поурочном планировании):
    Что такое Тора, или Пятикнижие? Как называются книги Торы?
    Слово Тора в переводе на русский язык означает «учение». Тора состоит из пяти книг. Поэтому ее также называют Пятикнижием (Законом Моисеевым) – по имени пророка Моисея (Моше), через которого Бог даровал людям Тору.
    Иудеи верят, что Моше записал пять книг Торы, но каждое её слово было продиктовано ему Богом, поэтому о самом Моше здесь всегда говорится в третьем лице. Слова Торы – это слова Бога. Вот названия книг Торы: Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бемидбар (Числа), Дварим (Второзаконие). Тора – главная книга иудаизма.


      • книгах Торы рассказывается о Сотворении мира и человека, о начале еврейской истории: от первого еврея Авраама до прихода еврейского народа

    • Эрец Исраэль (Землю Израиля).


    Тора – это также главный иудейский Закон, устанавливающий для евреев нормы и правила поведения, указывающий им цель в жизни. Тору евреи учат всю жизнь, постигая в ней всё новые и новые смыслы.
    Каждую неделю, в шабат, читают очередной отрывок из Торы – для этого её текст разделён на недельные главы. Проходит неделя за неделей, и за год евреи прочитывают всю Тору, от начала до конца. Завершение годового цикла чтения Торы – большой праздник, называемый Симхат Тора (Радость Торы). Радость эта состоит еще и в том, что она вечна: наступает следующий Шабат, и евреи начинают читать Тору заново, с первой главы первой книги Берешит: «В начале сотворения Всесильным неба и земли, когда земля была пуста и нестройна и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: «Да будет свет», и стал свет...».


    217

    Тора содержит 613 заповедей – мицвот – добрых дел, которые приближают иудеев к Богу. Бог обещает вознаграждать за каждую исполненную заповедь, но важный принцип иудаизма состоит в том, чтобы исполнять заповеди не ради вознаграждения, но ради любви к Богу: Он установил их для людей, значит, Он хочет, чтобы они их исполняли.
    Главными заповедями Торы считаются десять заповедей. В них высказаны идеи всемогущества Бога, любви к ближнему, основные принципы морали.
    Подчеркивая значение Торы в жизни еврейского народа, евреев часто называют народом Книги, подразумевая, что в этой Книге для евреев открывается суть жизни. Причем каждому новому поколению Тора отрывается в соответствии с новыми жизненными обстоятельствами. Сегодня, в век Интернета и стремительно развивающихся технологий, Тора не только не устаревает, но и открывает смысл современных явлений нашей жизни; вот почему о Торе сказано, что «не в небесах она, а на земле».
    Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришел язычник и сказал: «Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы за то время, которое я смогу простоять на одной ноге». Гилель ответил: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкования».
    Эти слова называют «золотым правилом Гилеля», а изложенный в них принцип воспринят многими народами и считается главным правилом человеческой морали.
    Во время религиозной службы используется Сефер Тора – пергаментный свиток с текстом Торы, который считается священным предметом. Его хранит в ларце из дерева или чехле из ткани. На свиток надевают «корону Торы» — кетер Тора. Хранится Сефер Тора в особом священном шкафу, называемом Арон кодеш.
    Свиток Торы изготавливается из особой кожи, а пишет его специально подготовленный переписчик — сойфер. Длина свитка может достигать 60


    218

    метров. Его концы прикреплены к деревянным планкам, которые называются «эц Хаим» («дерево жизни»). Они нужны, чтобы можно было свернуть свиток до того места, где следует читать. С Сефер-Торой положено обращаться с особым почтением. Свернутый свиток помещают в специальный футляр с богатым орнаментом или расшитый чехол, украшают короной. К пергаменту запрещено прикасаться руками, поэтому при чтении свитка пользуются особой указкой, которая называется «яд» — «рука», и сама указка обычно имеет форму руки с вытянутым указательным пальцем.

    Библия и Евангелие
    «Библия» в древнем греческом языке – это обычное слово, и означает оно «книги» (от него произошло слово «библиотека»). Но если в современных языках это слово пишется с большой буквы, то оно означает одну, священную Книгу христиан. Правда, сама эта книга состоит из 77 книг.
    Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение целой тысячи лет.
    Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Все вместе они называются Священное Писание Ветхого Завета.
    Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в тех библейских книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «добрая весть».
    Евангелие и другие книги учеников Христа составляют Священное Писание Нового Завета. Это 27 книг, написанных первыми учениками Иисуса Христа – апостолами.
    Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.
    Библию христиане читают и в храме, и дома.
    Все библейские книги у христиан считаются священными: в них видят послание Бога к людям.


    219

    Повествование в Библии разворачивается от рассказа о создании мира до пророчества (то есть предсказания) конца мира. (А.В. Кураев. Основы православной культуры).

    Коран и Сунна
    Коран – главная священная книга мусульман. Она состоит из 114 сур, или глав, а каждая сура состоит из аятов, или стихов.
    Как считают мусульмане, ангел Джибраил передавал Священный Коран пророку Мухаммаду в течение 23 лет. Коран был ниспослан на арабском языке. Сначала аяты Корана мусульмане запоминали устно со слов самого пророка, а потом стали записывать на листьях финиковых пальм, верблюжьих лопатках, камнях. Затем весь текст Корана записали в виде отдельной книги.


      • Коране говорится о том, что Бог един и, кроме него, нет никаких других божеств. В Коране говорится обо всем, во что должен верить мусульманин: и в ангелов, и в Священные Писания, и в посланников Бога, и

    • наступление Судного дня и вечной жизни после смерти. Коран учит отличать добро от зла, мир от вражды.





    Коран читают во время молитв, поэтому каждый мусульманин обязан знать по-арабски хотя бы одну суру из Корана. Коран читают еще в тех случаях, когда мусульмане собираются вместе по случаю праздника, свадьбы или поминок. Коран читают, когда посещают могилы предков или отправляются в дальний путь.
    Мусульмане очень бережно относятся к самой книге Корана, и к любым записям Корана на бумаге. Коран всегда хранится в доме на самом почетном месте.


    220

    Сунна – это священное предание, в нем сохранены высказывания самого пророка Мухаммада, а также все, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах и внешнем виде.
    Сунна занимает в исламе второе место после Корана. Она объясняет содержание Корана, дополняет его и учит, как нужно поступать мусульманину в тех или иных случаях. Слова пророка и его сподвижников, записанные в Сунне, называют арабским словом хадисы, то есть рассказы.
    Мусульмане внимательно читают и изучают хадисы. Собиратели хадисов пользовались огромным уважением среди мусульман во все времена. (Д.И. Латышина, М.Ф. Муртазин. Основы исламской культуры).

    Религиозные святыни
    Святыни христианства
    Место захоронения Иисуса Христа – Гроб Господень в Иерусалиме. Над этим местом был сооружен храм, который носит название Храм Гроба Господня. Понятие святыни распространилось и на другие местности, связанные с именем Иисуса. Поэтому для христиан стал священен и сам город Иерусалим, и Вифлеем, где родился Иисус, и другие места.
    Центрами паломничества многих христиан стали и другие места в мире. Обычно это те места, где находится какая-нибудь реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня. Ценнейшими реликвиями стали вещи, связанные с жизнью Иисуса: части креста, на котором был распят Иисус, его одежда, саван, в который он был завернут после смерти.
    Кроме того, святынями считаются мощи. Мощи – это останки тел умерших людей. Верующие люди поклоняются мощам тех, кто был известен своей праведной жизнью и поэтому признан Христианской церковью святым. Обычай поклоняться им стал для христиан традиционным. Паломничества могут совершаться и к иконам. (А.Л. Беглов, Е.В. Саплина и др. Основы мировых религиозных культур).


    221

    Материалы для подготовки сообщений и фотовыставок о христианских святынях Святой Земли: Древо: открытая православная энциклопедия (http://drevo-info.ru/articles/251.html). Русская духовная миссия в Иерусалиме (http://www.rusdm.ru/guide.php).
    О других святынях православия: Паломники (http://www.polomniki.ru), Православное христианство: каталог православных ресурсов сети Интернет (http://www.hristianstvo.ru).
    Святыни иудаизма (см. уроки 11—12): текст учебника «Основы иудейской культуры» «Храм в жизни иудеев».

    Еще во времена странствий в пустыне на Моше была возложена обязанность изготовить Мишкан (переносной Храм), «жилище» для Всевышнего, место Его постоянного присутствия среди людей. В Мишкане помещался Ковчег со скрижалями Завета. В дальнейшем местом, где Слава Божья (Шхина) пребывает среди людей, должен был стать находящийся на Святой земле Храм.
    После прихода евреев в Эрец Исраэль Мишкан какое-то время перемещался из одного города в другой, пока не был окончательно установелен в Иерусалиме, столице созданного в XI—X вв. до н. э. царем Давидом объединенного Израильско-Иудейского царства.
    Здесь во времна правления сына Давида, мудрого израильского царя Шломо (Соломона) в середине Х в. до н. э. был построен Храм. Иерусалимский Храм (на иврите Бейт а-Микдаш – Дом Святости) стал центром религиозной жизни еврейского народа.
    В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег со скрижалями), а также утварь для священнослужения. Здесь постоянно горел золотой светильник менора, символизирующий Божественный свет. Богослужение в Храме осуществляли коэны. Менора по сей день является одним из символов иудаизма, а также национальной и религиозной еврейской эмблемой. Негаснущий свет меноры стал прообразом Вечного огня, который горит в наиболее памятных для людей местах.


    222

    Народ приходил в Храм по субботам и на праздники Песах, Шавуот и Суккот.
    Храм поражал современников своим великолепием. Здесь каждый, в том числе нееврей, мог приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву. Ежегодно в праздник Суккот приносилась жертва во искупление грехов всего человечества. Поэтому храм был источником благословения как для евреев, так и для народов мира.


    • 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил Храм. Его смогли восстановить только через 70 лет. Несмотря на то что Эрец Исраэль находилась под властью завоевателей, Второй Храм оставался центром духовной жизни еврейского народа.


    Свою веру и Храм евреи отстаивали мужественно. Они поднимались на борьбу с превосходящими их по силе врагами и не раз побеждали их. Но в


    1. г. н. э. римские войска, захватившие Иерусалим, разрушили Второй Храм.


    По еврейскому календарю это произошло 9 числа месяца ав – в тот же день, что и разрушение Первого Храма, поэтому и сегодня 9 ава в иудаизме считается днем траура и скорби.
    От разрушения уцелела лишь часть подпорной стены вокруг Храмовой горы (так называемая Западная стена), которая является святыней иудаизма и


    • которой в течение почти двух тысяч лет стекаются паломники, чтобы оплакивать рядом с ней разрушение Храма. По-русски эту стену называют Стеной Плача.

      • ежедневных молитвах евреи просят Всевышнего о восстановлении Храма. И согласно иудейской традиции, Храм будет восстановлен на прежнем месте в Иерусалиме. Он станет духовным центром не только для еврейского народа, но и для всего человечества и будет символизировать установление царства мира, добра и справедливости.


    Из рубрики к уроку «Это интересно»: «Сегодня на еврейских свадьбах существует обычай разбивать стакан. Разбитый стакан символизирует


    223

    разрушенный Храм, о котором евреи помнят и скорбят даже в один из самых радостных дней жизни».
    «Назначение синагоги и ее устройство».
    Синагога – слово греческое, обозначает «собрание». На иврите синагога называется бейт-кнесет (дом собраний). Она является центром религиозной жизни иудейской общины.
    Время появления первых сингог точно неизвестно. Возможно, они возникли после разрушения Первого Храма.
    Важно отметить, что синагога является не храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Иудейский Храм может быть построен только в одном месте – на Храмовой горе в Иерусалиме.
    Синагога призвана возрождать в иудейских общинах дух Храма.
    Кроме общественных молитв, в синагоге совершается множество других действий. Одно из самых важных предназначений синагоги – служить местом для коллективного изучения Торы. Поэтому вдоль стен здесь расставлены шкафы с книгами для учебы и молитвенниками.
    Синагога также служит местом для проведения собраний и торжеств. Все главные события в жизни евреев связаны с синагогой.
    Сегодня многие из синагог являются культурными, образовательными и благотворительными центрами.
    Внешний вид синагоги не должен следовать каким-то установленным правилам, но в ее внутреннем устройстве есть обязательные элементы, большинство из которых призвано напоминать об убранстве Иерусалимского Храма.
    Это прежде всего арон кодеш (священный шкаф), напоминающий о Ковчеге Завета, в котором хранятся свитки Торы. Его помещают у стены, обращенной к Иерусалиму и называемой мизрах (восток). Обычно арон кодеш закрыт и занавешен специальным покрывалом, называемым парохет, на котором вышито изображение скрижалей Завета.


    224

    Постоянно горящий в синагоге светильник нер тамид символически напоминает о службе в Иерусалимском Храме.


    • центре зала располагается бима – возвышение, на которое кладут для чтения свиток торы.


    По еврейским законам мужчины и женщины не молятся вместе, поэтому


    • синагоге есть часть, отделенная специальной ширмой (мехица),


    предназначенная для женщин. В синагогу мужчинам и замужним женщинам следует ходить с покрытой головой.
    Главное лицо в синагоге — раввин. Он не является священником, так как священнослужители опять же могут быть только в Иерусалимском Храме. Раввин – религиозный руководитель общины, который получил специальное образование. Кроме раввина, в каждой синагоге есть люди, выполняющие обязанности, связанные с её предназначением (например, хазан – ведущий коллективные молитвы с традиционным напевом, габай – староста синагоги, софер – переписчик свитков Торы и др.).
    На стенах синагоги не прнято вешать ни портретов знаменитых людей, ни картин художников, ни других изображений. Синагога должна быть чистой и красивой.


    • нашей стране и в мире сохранились синагоги, которые являются не только религиозными центрами, но и замечательными памятниками архитектуры и искусства.


    Из рубрики «Это интересно»: «Считается, что здание синагоги должно иметь окна. Почему? Великий еврейский мудрец Раши объясня: окна позволят видеть небо, взгляд на которое вызывает почтение у молящихся».
    Дополнительный текстовой материал в поурочном планировании:
    По преданию, первые цари Израиля были не только крупными государственными деятелями, но и замечательными мыслителями и поэтами. Псалмы Давида — хвалебные песни Богу, и притчи — мудрые поучения — Шломо вошли в Библию. По преданию, во сне Шломо явился Бог и пообещал даровать ему все, что он попросит. Шломо не стал просить себе долгих лет


    225

    жизни, богатства или славы. Он попросил только мудрости и умения различать добро и зло. И Бог сделал его мудрейшим из людей. А благодаря мудрости Шломо получил и богатство, и славу. Шломо был излюбленным героем сказок и историй с древнейших времен до нашего времени. У арабов было множество рассказов о Сулеймане ибн Дауде (т. е. Шломо (Соломоне), сыне Давида), который был наделен величайшей мудростью, понимал язык птиц и повелевал духами. Непокорных духов-джиннов он наказывал, помещая в запечатанные сосуды. Об этом упоминается в сказке Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», герой которой на долгие годы оказался заключен в глиняной бутылке за то, что «прогневал самого Сулеймана ибн Дауда».

    Достаточно подробное описание Первого Храма — Храма Соломона — также содержится в Библии, но при этом существуют некоторые разногласия по поводу значения тех или иных технических терминов, и кроме того, в описании отсутствуют некоторые архитектурные детали. Второй Храм — Храм Ирода Великого — детально описан в трудах выдающегося еврейского историка I в. н. э. Иосифа Флавия «Иудейские Древности»и «Иудейская Война». Еще один источник, в котором также содержится описание Храма, — это христианский Новый Завет. Существуют и многочисленные археологические свидетельства, которые дополняют сведения, взятые из литературных источников. Тем не менее при реконструкции самого здания Храма исследователи вынуждены целиком полагаться на описания, содержащиеся в литературных источниках, поскольку непосредственно на Храмовой горе, где расположены сегодня важнейшие святыни ислама — мечети Аль-Акса и Купол Скалы — археологические раскопки не проводились.
    Стены Храма были построены из цельных камней, которых не коснулось железо (так как железо символизировало войну, а Храм должен был стать обителью Бога, желающего, чтобы все люди жили в мире), и покрыты кедровым деревом, а пол — кипарисовым. Главное здание Храма было


    226

    длиною с востока на запад в 60 локтей, шириной в 20 локтей и высотой в 30 локтей. Вход в Храм находился на восточной его стороне, и там же — коридор Храма. С севера, запада и юга главное здание было окружено трехэтажным, более низким строением, вход в которое был с юга. В этом здании находились разные залы: для священников, для хранения посуды и даров, которые народ приносил в Храм, и прочее. Главное здание состояло из двух неравных частей: восточная часть, Дом, длиной в сорок локтей; стены его были украшены резным узорчатым деревом; и внутренний дом — с запада, стены которого были покрыты чистым золотом. Толстая стена, не доходившая до потолка, делила Храм надвое. Во внутреннем доме находился Двир — полутемный зал в форме куба в 20 локтей с каждой стороны. Двир считался Святою Святых Храма, ибо в нем пребывала Шхина («присутствие» — термин, определяющий видимое и слышимое присутствие Бога на земле). Стены и потолок Двира были позолочены, а две его двери из масличного дерева покрыты золочеными плетеными украшениями. В Двире поставил Шломо двух херувимов из масличного дерева, десяти локтей высотой каждый. Крылья херувимов были раскрыты и касались с одной стороны друг друга, а с другой — стен Двира. Херувимы должны были укрывать Ковчег завета. Когда Ковчег был внесен в Двир, шесты его были видны только изнутри, но не со стороны входа. Перед входом в Двир стоял малый жертвенник, сделанный из кедра и покрытый позолотой. Большой жертвенник, на котором приносили жертвы, был из меди и стоял во дворе Храма.
    Постройка Храма царя Шломо длилась семь лет и завершилась на одиннадцатый год его царствования.
    Царь Шломо повелел отлить для нужд Храма металлические столбы и сосуды. В зале Храма стояли два медных столба восемнадцати локтей высотой и двенадцати локтей в обхвате. Они были пустыми внутри и увенчаны медными украшениями в форме гранатовой грозди и венчиков роз. Эти столбы, названные Яхин и Боаз, были поставлены по обе стороны входа


    227

    • зал. По художественным достоинствам их превосходило только Медное море — огромная ваза, покрытая двумя рядами дутых украшений и напоминающая видом венчик лилии. Море стояло на двенадцати волах,


    отлитых из меди, по три с каждой стороны. Шломо установил Море в юго-восточной части Храма, между стеной Храма и жертвенником. Чтобы провести воду к Морю, отлили десять квадратных желобов с колесами, и над каждым из них помещалась медная раковина. Кроме того, мастер Хирам изготовил по заказу Шломо сосуды из полированной меди для жертвоприношений и отлил золотые украшения Храма. Перед Двиром с севера и юга стояли по пять золотых светильников. Все принадлежности светильников были из золота, а стол, на котором лежал святой хлеб, — позолочен.
    Согласно традиции, с постройкой Первого Храма шатер собрания (скиния) был сокрыт в его подземелье.
    Храм служил местом, куда народ стекался для жертвоприношения, молитв и благодарения, в особенности в дни праздников. Право совершать службу в Храме принадлежало священникам-коганим, потомкам Агарона; им помогали левиты*. Пение хора левитов в Храме сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. В царствование Иошиягу Храм стал единственным священным местом для евреев, а все прочие жертвенники были упразднены. Однако величие Первого Храма было недолгим. Он стоял 410 лет. Вавилонский царь Невухаднецар, покоривший Иудею в VI в. до н. э., разрушил Храм и увез в Вавилон все храмовое золото, серебро и медь.
    Второй Храм был выстроен евреями, вернувшимися из вавилонского плена. Строительство Храма длилось четыре с половиной года и было закончено на шестом году царствования Дария. Среди бывших пленников нашлись старики, которые помнили величие Первого Храма, разрушенного семьдесят лет назад. Они плакали при виде нового Храма, который уступал прежнему размерами и великолепием. Пророк Хагай обещал, что дух


    228

    Господа будет пребывать в Храме, который величием превзойдет прежний Храм. Это пророчество сбылось лишь впоследствии.
    На восемнадцатом году своего царствования Ирод обратился к народу и объявил, что Второй Храм меньше Храма Шломо, и поэтому он, Ирод, задумал отстроить его заново и возвеличить. Дабы устранить опасения, что царь разрушит Храм и не построит нового, Ирод велел прежде заготовить материалы для постройки и обучить тысячу священников строительным работам, дабы не ступили недостойные на святое место. Ирод укрепил основание Храма и построил на нем новое здание из мрамора. Работа была совершена быстро, и вместе с тем не было перерыва в обычном богослужении. В Талмуде сказано, что во время работы не шли дожди, которые могли бы задержать строительство. Через полтора года вместо бывшего Храма высилось новое величественное здание. Этот Храм стал символом красоты, и говорили: «Тот, кто не видел здания Ирода, не видел никогда красивого здания». (По материалам из Энциклопедии иудаизма)

    9 день еврейского месяца ав до нашего времени остается традиционным днем траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме. В течение всего поста положено воздерживаться от еды и питья, запрещено купаться (можно лишь ополаскивать руки в гигиенических целях)


    • пользоваться парфюмерией, нельзя работать или заниматься делами, нельзя изучать Тору, ибо она считается источником радости, поэтому читать можно лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести.



    Синагоги не являются святыней, но это место, где люди постоянно обращаются к Богу, и вести себя в них нужно с уважением. В синагоге не принято громко смеяться, сплетничать, бегать, есть и спать, заключать коммерческие сделки. В синагогу можно войти, например, спасаясь от непогоды, но выходить из нее следует так, чтобы не возникло впечатление, будто ты торопишься уйти.


    229

    Каждая синагога совершенно самостоятельна, не бывает самой главной синагоги. Любая группа верующих может организовать синагогу, а руководителей для управления ею верующие выбирают сами.
    Синагога — место не только молитвы, но и собраний, и публичных проповедей.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   26


    написать администратору сайта