Главная страница
Навигация по странице:

  • И. Шмелев Лето Господне (отрывок)Вербное воскресенье

  • Библия, изложенная для семейного чтения

  • Внеклассная работа. Посещение монастыря

  • Основные термины и понятия

  • План урока этап. Вводный (мотивационно-организационный

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Монастыри

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница16 из 26
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26

    А.А. Блок
    ВЕРБОЧКИ
    Мальчики да девочки
    Свечечки да вербочки
    Понесли домой.


    Огонечки теплятся,
    Прохожие крестятся,


    171

    И пахнет весной.


    Ветерок удаленький,
    Дождик, дождик маленький,
    Не задуй огня!


    • Воскресенье Вербное Завтра встану первая


    Для святого дня.


    А.А. Фет
    Ночь тиха. По тверди зыбкой
    Звезды южные дрожат;
    Очи Матери с улыбкой
    В ясли тихие глядят.


    Ни ушей, ни взоров лишних.
    Вот пропели петухи,


    • за ангелами в вышних Славят Бога пастухи.


    Ясли тихо светят взору,
    Озарен Марии лик...
    Звездный хор к иному хору
    Слухом трепетным приник.


    И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран:

    • ней несут цари востока Злато, смирну и ладан.


    172


    И. Шмелев
    Лето Господне
    (отрывок)
    Вербное воскресенье


    • нашем дворе стоят старые сани с вербой – совсем роща, будто верба здесь и выросла, и двор наш весь будто просветился, совсем другой,


    радостный весь, от вербы. Я смотрю на вербу и радуюсь: какие добрые – привезли! сколько дней по Сетуньке в талом снегу топтались, все руки ободрали, и теперь сколько же народу радоваться будет в церкви! Христа встречать!! И Горкин не нарадуется на вербу: задалась-то какая нонче, румяная да пушистая, золотцем тронуло вербешки! Завтра за всенощной освятим, домой принесем свяченую, в бутылочку поставим, – она как раз к Радунице, на Фоминой, белые корешки-ниточки выпустит. И понесем на Даниловское, покойному Мартыну-плотнику в голова посадим, порадуем его душеньку... И Палагее Ивановне посадим, на Ваганьковском. И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж и вербочка опушилась – Христа встречать.


    • нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно.


    Какие пушинки нежные, в золотой пыльце...– никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости...
    будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы – свет.
    Идем к Казанской, – до звона, рано: с вербой распорядиться надо.
    Загодя отвезли ее, в церкви теперь красуется. Навстречу идут и едут с
    «Вербы», несут веночки на образа, воздушные красные шары, мальчишки
    свистят в свистульки, стучат «кузнецами», дудят в жестяные дудки, дерутся
    вербами, дураки. Идут и едут, и у всех вербы, с листиками брусники, зиму
    проспавшей в зелени под снегом.


    173

    • церкви, у левого крылоса, – наша верба, пушистая, но кажется почему-то ниже. Или ее подстригли? Горкин говорит – так это наша церковь высокая. Но отчего же у лужи там... – небо совсем высокое? Я подхожу под вербу, и она делается опять высокой. Крестимся на нее. Раздавать не скоро,


    под конец всенощной, как стемнеет. Народу набирается все больше. От свещного ящика, где стоим, вербы совсем не видно, только верхушки прутиков, как вихры. Тянется долго служба. За свещным ящиком отец, в сюртуке, с золотыми запонками в манжетах, ловко выкидывает свечки, постукивают они, как косточки. Много берут свечей. Приходят и со своими вербами, но своя как-то не такая, не настоящая. А наша настоящая, свяченая. Очень долго, за окнами день потух, вербу совсем не видно. Отец прихватывает меня пальцами за щечку: «спишь, капитан... сейчас, скоро». Сажает на стульчик позади. Горкин молится на коленках, рядом, слышно, как он шепчет: «Обчее воскресение... из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже...» Дремотно. И слышу вдруг, как из сна «Общее воскресение... из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже... Тебе, победителю смерти, вопием... осанна в вышних!» Проспал я?.. Впереди, там, где верба, загораются огоньки свечей. Там уже хлещутся, впереди... – выдергивают вербу, машут... Там текут огоньки по церкви, и вот – все с вербами. Отец берет меня на руки и несет над народом, над вербами в огоньках, все ближе –

    • чудесному нашему кусту. Куст уже растрепался, вербы мотаются, дьячок отмахивает мальчишек, стегает вербой по стрижевым затылкам, шипит: «не напирай, про всех хватит...» О. Виктор выбирает нам вербы попушистей, мне дает самую нарядную, всю в мохнатках. Прикладываемся к образу на аналое,


    где написан Христос на осляти, каменные дома и мальчики с вербами, только вербы с большими листьями, – «вайи!» – долго нельзя разглядывать.
    Тычутся отовсюду вербы, пахнет горьким вербным дымком...
    дремучим духом?.. – где-то горят вербешки. Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах. По стенам и вверху,


    174

    под сводом, ходят темные тени верб. Какая же сила вербы! Все это наша
    верба, из стариковых санок, с нашего двора, от лужи, – как просветилась-то в
    огоньках! Росла по далекой Сетуньке, ехала по лесам, ночевала в воде в
    овраге, мыло ее дождем... и вот – свяченая, в нашей церкви, со всеми поет
    «Осанну», Конечно, поет она: все, ведь, теперь живое, воскресшее, как
    Лазарь... – «Общее Воскресение». Смотрю на свечку, на живой огонек, от
    пчелок. Смотрю на мохнатые вербешки... – таких уж никто не сделает,
    только Бог. Трогаю отца за руку. – «Что, устал?» – спрашивает он тихо. Я
    шепчу: «а Михал-Иванов доехал до двора?» Он берет меня за щеку... –
    «давно дома, спит уж... за свечкой-то гляди, не подожги... носом клюешь,
    молельщик...» Слышу вдруг треск... – и вспыхнуло! – вспыхнули у меня
    вербешки. Ах, какой радостный-горьковатый запах, чудесный, вербный! и в
    этом запахе что-то такое светлое, такое... такое... – было сегодня утром, у
    нашей лужи, розовое-живое в вербе, в румяном, голубоватом небе... – вдруг
    осветило и погасло. Я пригибаю прутики к огоньку: вот затрещит, осветит,
    будет опять такое... Вспыхивает, трещит... синие змейки прыгают и дымят, и
    гаснут. Нет, не всегда бывает... неуловимо это, как тонкий сон.
    Библия, изложенная для семейного чтения
    (Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2011) Новый Завет Глава VIII. Великие дни Страстной Седмицы
    «И когда они ели» — вероятно, пред концом уже вечери, может быть, при так называемой чаше благословения, как можно отчасти заключать из того, что и самую Евхаристию святой апостол Павел называет «чашею благословения» (см. 1 Кор. 10, 16), «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Иисус не сказал: сие есть образ тела Моего, но — «сие есть Тело Мое», в каковое непостижимым образом хлеб и прелагается в Таинстве святого причащения. Отчего ученики, услышав это, не смутились? Оттого, что Христос прежде много важного говорил им о сем таинстве» (свт. Иoанн Златоуст).


    175

    «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 27—28).
    «Кровь Моя» — не образ, не символ крови, но истинная и действительная Кровь Нового Завета. Как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Этим также показывает Христос, что Он претерпел смерть, потому и упоминает о завете и воспоминает о первом, так как и Новый Завет обновлен был кровию» (свт. Иоанн Златоуст), изливаемою во оставление грехов, так как страдания и смерть Сына Божия были искупительною жертвою за грехи всего рода человеческого, которые поэтому


    • прощаются всем верующим во Христа и по этой вере причащающимся Пречистого Тела и Крови Его (см. Ин. 1, 29. Еф. 5, 2. Евр. 7, 27. 1 Ин. 2, 2. 2


    Кор. 5, 15)» HYPERLINK "http://www.pravoslavie.ru/put/3133.htm»\l "1#1"

    1. .


    «Сказываю же вам, — прибавил Иисус, — что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). «Что значит «новое вино»? То, которое будет принято по воскресении Христовом «новым, то есть необыкновенным образом, не в теле, подверженном страданию, но бессмертном, нетленном и не имеющем нужды в пище» (свт. Иоанн Златоуст)».

    Внеклассная работа. Посещение монастыря (можно виртуально).


    Урок 25. Монастырь
    Цель урока: освоение школьниками материала, связанного с возникновением и развитием монашества. Осмысление нравственных норм монастырской жизни (не иметь собственности, жить без злобы, подозрений, зависти, помогать другим).
    Задачи урока:

    176

    — Познакомить учащихся с историей возникновения монашества,
    повседневной жизнью в монастыре, с нравственными нормами монашества. Обратить внимание не просто на внешние атрибуты монастырской жизни, а попытаться осмыслить, что монашество это особое призвание быть всегда рядом с Богом, монашество – это один из ответов на главный вопрос: в чем смысл жизни человека?
    — Создать условия для нравственного развития личности.
    — Совершенствовать навыки адекватного использования речевых средств, навыков смыслового чтения, построения рассуждения; развивать умения использовать в своей речи новые слова, понятия, термины (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).
    — Активизировать интерес к предмету.
    Ожидаемые результаты:
    Учащиеся узнают историю возникновения монастырей, познакомятся


    • повседневной монастырской жизнью, нравственными нормами монашества.


    — Учащиеся задумаются над возможностью соблюдения нравственных норм жизни (жить без злобы, зависти, помогать друг другу и т. д.).
    — Учащиеся усовершенствуют навыки адекватного использования речевых средств, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).
    Основные термины и понятия: монастырь, монах, монах-пустынник, монашеские обеты, призвание, послушание, постриг монаха, святыня.
    Основные средства наглядности: Репродукции картин (например, В.М. Васнецов «Радость праведных о Господе», «Преддверие Рая», А.М. Васнецов «Монастырь в Московской Руси», И. Репин «Монахиня», М. Нестеров «Труды преп. Сергия», «Пустынник»). Монастыри в России (ресурсы Интернета). Иллюстрации в учебнике. Фоновая музыка (звучание колокола, духовная музыка, исполняемая при богослужении).


    177

    План урока


      1. этап. Вводный (мотивационно-организационный)




    1. Организация деятельности учащихся.




    1. Обсуждение результатов посещения монастыря или виртуальной экскурсии в монастырь (выставка детских работ и беседа).

    Примерные вопросы для обсуждения:
    — Что вы узнали о монастырской жизни?
    — Что вас удивило? Заинтересовало? Показалось необычным?
    Следует дополнить ответы детей тем материалом, который важен для восприятия последующего, чтобы «итог беседы» стал «переходом» к следующему этапу урока. Так, можно подвести итоги беседы, используя, материал первого абзаца (с. 80).


    1. Запись в рабочую тетрадь на печатной основе темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?


    Работа с материалом рубрики «Вы узнаете». Чтение и ответ на вопрос: о чем вы узнаете? Что вам известно о монастырях, монахах?


    1. этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Подготовка к восприятию нового материала.




    1. Работа со статьей в учебнике «Монастырь» (с. 80—83).


    Работа с иллюстративным материалом на с. 80 или в электронном приложении.

    Примерные вопросы для обсуждения:
    Рассмотрите изображение монастыря. Что вам понравилось? Какое настроение было у вас, когда вы рассматривали это изображение? (Радостное, восторженное, грустное). Почему?
    Как вы думаете, почему автор учебника озаглавил иллюстрацию:
    «Монастырь – образ Царствия Божия на земле»?
    Подводя итоги, следует отметить, что монахи уходили от мирских соблазнов, старались строить свои отношения строго по православным нравственным правилам. Монахи трудились на земле; полностью себя


    178

    обслуживали; помогали жителям; при монастырях были школы, в которых обучались дети из ближайших сел и деревень. Монахи считали себя защитниками родины, поэтому они свое обличие воспринимали, как воинское. Жить они старались в мире с собой и друг с другом. По монастырскому уставу у них не было собственности, делить им было нечего.
    Монастыри обычно строились в живописных местах; очень красивыми, так как считалось, что монастырь – образ Царствия Божия на земле.


    1. Комментированное чтение статьи в учебнике (маркирование),


    сопровождаемое просмотром слайдов, составленных учителем по тексту. В процессе чтения важно проводить словарную работу (чтение вслух с правильной расстановкой ударений, запись слов в тетрадь, толкование слов с помощью иллюстративного материала). Например, слово «клобук». Сначала следует рассмотреть иллюстрацию в пособии, затем прочитать объяснение и записать это объяснение в тетрадь (с. 80—83).


    1. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 81, 83).


    Целесообразно организовать работу по группам.
    1-я группа самостоятельно читает, готовит пересказ и ответ на вопрос (с. 81). Как вы поняли, почему монахи воспринимают своё облачение как воинское? Можно ли сказать, что они считали своим долгом защищать родину. Можно ли это назвать патриотизмом?
    2-я группа самостоятельно читает, готовит пересказ и ответ на вопрос: почему монахи не поссорились? Какие ценности для них были более важными: материальные (кирпич) или духовные (отношения любви и дружбы)?


    1. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).


    Можно предложить детям для пересказа фрагменты, в которых говорится о призвании монахов, о первых христианских монахах, о послушании, о монашеских обетах, о царевиче Иоасафе, о святом Луке и др. (Фрагменты выбирает учитель).


    179

    1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 83). В статье учебника первое задание: «Объясните значение слов «инок» и


    «монах». Пусть дети найдут ответ в статье учебника.


    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




      1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями:


    Что вы расскажете о монастырях и монашестве? Что вы узнали о постриге монаха? Почему монахи считают себя воинами? Почему монах при постриге получает новое имя? И т. д.
    Можно эту работу провести в виде игры «Экзаменаторы».


    1. Закрепление основных понятий урока.


    Ответ на вопрос: «Как вы поняли, на какой главный вопрос отвечает монашество?» Если дети затрудняются ответить, пусть найдут ответ в статье (с. 82).


    1. Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Контроль»,


    «Тренинг», «Золотое слово», «Это интересно»).


    1. Задание на дом: прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы


    (с. 80—83). Спросить у членов своей семьи, какие монастыри они знают, и рассказать, о которых узнали на уроке. Рассказать им о монашестве (по желанию учащихся). Подготовить пересказ фрагмента статьи о святом Луке.
    Опережающие задания к уроку 28. Вспомните из уроков истории и окружающего мира справедливые войны, которые вела Русь – Россия. Какие из них можно назвать справедливыми? Почему? Подберите иллюстрации к теме «Защита Отечества» или нарисуйте сами.
    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков
    Монастыри
    Монастыри появились в III—IV вв. нашей эры. Родоначальником монашества считается святой Антоний Великий, который определил практику и устав отшельнической жизни.


    180

    На Руси монашество возникло фактически с принятием христианства, стало популярным после основания Печерской лавры (большого мужского монастыря).
    Монастыри на Руси являлись очагами культуры и просвещения. При них открывались школы, создавались библиотеки, в которых хранились летописи, географические сочинения (хождения), философские и военные трактаты. Ученые-монахи были всесторонне образованными людьми. В монастырях велось летописание, переписывались книги, писались иконы. В монастырях трудились монахи-переводчики. Переводились латинские, византийские книги на церковнославянский и древнерусский языки.
    Монахи занимались благотворительностью, отличались гостеприимством. Монастырские врачи оказывали помощь мирянам, братия строили дома «нищим, слепым, трудовым», в голодные годы обители помогали селянам хлебом, посылали продукты заключенным.
    Монастыри являлись мощными крепостями – сторожами от вражеских набегов в период монголо-татарского ига.


    • монастырях создавались шедевры православного искусства:


    иконописи, живописи, зодчества, шитья, резьбы по дереву, камню и кости, серебряного и медного литья, искусства литургического пения.
    Велико значение монастырей в истории нравственного развития русского человека.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   26


    написать администратору сайта