орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
Скачать 0.85 Mb.
|
Голубая лесенка (по рассказу А. Куприна) Из романа В. Дудинцева «Не хлебом единым» Святой апостол Петр, когда окончил свою земную жизнь, был призван на Небо, где Господь вручил ему ключи от райских врат. Петр ревностно нес свою службу, открывая двери рая для душ тех людей, которые земной жизнью и по решению Высшего Судии оказывались достойными небесных блаженств. Но однажды Петр заметил в пресветлом раю людей, которых он не впускал. Как же они пробрались сюда? И в великой тревоге он пришел к Господу. Господь сказал: — Следуй за мной, Петр. Пошли они по райским садам и рощам и под горой на зеленой лужайке увидели Пресвятую Деву, которая смотрела с края глубокого обрыва вниз, на землю. В руках у Пречистой была сотканная из тончайшего голубого шелка лесенка. из пропасти доносятся стоны, мольбы… И вот опускает Пречистая свою паутиновую лесенку, и один за другим по ней вскарабкиваются на 159 лужайку исстрадавшиеся, замученные люди и исчезают в райских садах, цветниках и рощах. каждым спасенным Владычица воздевает вверх руки и молится Богу: — Господь Мой и Бог! Ты все видишь, слышишь и знаешь. По неизреченному Твоему милосердию прости Мне, что нарушаю Я мудрые порядки Твоего пресветлого рая. Но жила Я на земле, и Сама Я мать. Могу ли Я отказать матери, умоляющей за сына? И не Я ли Мать всего страждущего человечества? Положил тогда Бог всемогущую свою руку на плечо апостола Петра и сказал: — Пойдем отсюда потихоньку. Нам с тобою здесь делать нечего. Урок 22. Чудо в жизни христианина Цель урока: формирование первичных представлений о Святой Троице; Углубление понятий о христианских добродетелях. Задачи урока: — Познакомить учащихся со Святой Троицей; с тремя главными добродетелями (вера, надежда, любовь). — Создать условия для нравственного развития личности (обсудить с детьми знакомых сказочных и литературных героев, поговорить о близких людях, в которых дети могут отметить добродетели). Ожидаемые результаты: Учащиеся узнают, что в Боге Единственность Троичность едины и совместимы. Освоят добродетели литературных героев, своих близких друзей, собственные. Основные термины и понятия: Святая Троица, добродетель, вера, надежда, любовь. Средства наглядности: Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя). Иллюстрации в учебнике; иллюстративный материал 160 из электронного приложения или в презентации учителя к уроку. Фоновое звучание духовной музыки. План урока: этап. Вводный (мотивационно-оргазационный) Организация деятельности учащихся. — Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. — Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Чтение материала рубрики «Вы узнаете». этап. Основной (информационно-аналитический) Подготовка к восприятию нового материала: — Как вы понимаете слово «чудо»? — Комментированное чтение статьи в учебнике. Задание: подчеркивайте (карандашом) то, что вам кажется наиболее важным. Обсуждение результатов работы (что и почему посчитали важным). Задания для групповой работы: — подготовить вопросы по содержанию статьи из учебника. (Для выполнения задания класс делится на группы так, чтобы при выполнении следующего задания дети объединились в пары, чтобы пару составляли учащиеся из разных групп.); — задать вопросы, которые сформулированы в группе. Попытаться ответить на вопросы товарища. При затруднении дети обращаются к учителю или ищут ответ в учебнике. Рассмотреть икону «Троица» А. Рублева (в учебнике или электронном приложении). — Вы уже знакомы с отличием иконы от картины. Отметьте черты иконописи в данной иконе. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (учебник, с. 71). Чтение и беседа: Вспомните значение слова «гимн». Почему так назван этот фрагмент из Библии? Как вы поняли смысл понятия «любовь». Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 71). 161 этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Рассказать, что ты узнал на уроке. — Что вы можете рассказать о чуде в жизни христиан? — О каком чуде в жизни своей семьи рассказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл? Закрепление основных понятий урока. Выполнение заданий 6—7 в рабочей тетради на печатной основе (самостоятельно). Обсуждение результатов самостоятельной работы. Работа с материалами электронного пособия (рубрики «Интерактивные модели», «Контроль», «Тренажёр», «Обыкновенное чудо»). Задание на дом: Прочитать статью в учебнике и выполнить задания (с. 70—71). Рассказать родителям, близким, друзьям об уроке. Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Что может Вера Из романа В. Дудинцева «Не хлебом единым» монастырь к этому же авве пришел другой брат и попросил, чтобы он принял его под свое покровительство. Когда брат обещал покорность во всем, авва – у него был в руках стираксовый сухой жезл – воткнул его в землю и приказал вновь пришедшему поливать его водой, пока жезл не прорастет. Брат ежедневно носил воду, которую приходилось черпать за две мили от монастыря – в Ниле. Прошел год, а брат все носил и носил воду… И следующий год брат провел в тщетных трудах. А на третий год жезл… пророс! 162 Зеленеющие ветви дерева и поныне показывают всем, что делает послушание, что может вера. Урок 23. Православие о Божием суде Цель урока: формирование первоначальных представлений о Божием суде. Задачи урока: – Познакомить учащихся с Евангельской притчей о Божием суде; с легендой о Христофоре. — Продолжить работу по нравственному самосовершенствованию личности учащихся в свете православного мировоззрения, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам других людей. — Организовать диалогическое взаимодействие на уроке. Ожидаемые результаты: — Учащиеся узнают Евангельскую притчу о Божием суде, познакомятся легендой о Христофоре. — Школьники задумаются о том, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. — Обсудят проблему «Добрыми людьми могут быть только христиане?». Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. — Усовершенствуют умение работать индивидуально и в группе. Основные термины и понятия: Божий суд, Христофоре, успение, праведные. Средства наглядности: репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя). Иллюстрации в учебнике, иллюстрации из электронного пособия или презентации учителя к уроку. План урока: этап. Вводный (мотивационно-оргазационный) 163 Организация деятельности учащихся. — Проверка выполнения домашнего задания и его обсуждение. Что вы рассказали родителям и близким? Как они отнеслись к вашему рассказу? Какие вопросы задали? Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Что вы знаете о Божием суде? Работа с материалами рубрики «Вы узнаете». Чтение и обсуждение. Что нового в понимании темы внесло знакомство с этой рубрикой? Работа материала в рубрике «Вопросы и задания» (с.75) Можете ли вы сейчас ответить на поставленные вопросы, не читая материал в учебнике? Какие вопросы вам показались трудными? Интересными? этап. Основной (информационно-аналитический) Подготовка к восприятию нового материала. Комментированное чтение статьи в учебнике (с. 72—75) — Учащиеся составляют план статьи (1-я группа). — Подчеркивают (карандашом) то, что им кажется наиболее важным (2-я группа). Обсуждение результатов работы 1-й группы. Учащиеся аргументируют свои ответы. Обсуждение результатов работы 2-й группы (уточнения, редактирование) запись плана в тетрадь на печатной основе. (Учитель записывает план на доске (или интерактивной доске), а дети в тетради. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя): Притча о Божием суде, легенда о Христофоре. В рассказе обратиться к репродукции картины Д. Баутса «Святой Христофор». Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся (с. 75). Работа с иллюстративным материалом (учебник или электронное приложение). 164 — Можно провести игру «Художник» или — Предложить детям рассмотреть иллюстрации и рассказать о том, на что они обратили внимание (на одной из этих иллюстраций). — Объясните, почему автор учебника назвал иллюстрацию «Тяга к небу». 7. Чтение и анализ стихотворения Д. Мережковского: — Какое настроение вы испытали, когда слушали стихотворение? — Как вы поняли, к кому обращено стихотворение? — Стихотворение не имеет названия. Как бы вы его озаглавили и почему? этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. — Перескажи притчу о Божием суде и легенду о Христофоре. — Объясни, почему Христос окрестил человека, который его искал, Христофором? Закрепление основных понятий урока. Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Интерактивные модели», «Обыкновенное чудо», «Золотое слово», «Святые имена», «Контроль», «Тренажёр»). Задание на дом: прочитать статью в учебнике и выполнить задания (с. 72—75). Рассказать родителям, членам семьи, друзьям, что вы узнали о Божием суде. Выучить наизусть стихотворение Д. Мережковского (задание для желающих). Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Лошадь для Монаха Из романа В. Дудинцева «Не хлебом единым» 165 Однажды по горной тропинке шел монах. Подъем в гору был крутым, и монах устал. Он сел на придорожный камень и обратился с молитвой к Богу: — Господи, пошли мне какую-нибудь лошадь, чтобы преодолеть эту гору. Вдруг видит монах: идет крестьянин, ведет лошадь, а на руках несет жеребенка, который только что родился. Возблагодарив Бога за то, что Он так быстро исполнил его просьбу, наш монах кинулся к крестьянину: — Спасибо тебе, сын мой. Теперь помоги-ка сесть на лошадь, мне надо подняться на гору. Каково же было удивление монаха, когда крестьянин дал ему в руки маленького жеребенка, да ещё и прикрикнул, взмахнув плеткой: — Я сам иду пешком, а ради тебя, бездельника, буду мучить свою лошадь? Неси-ка жеребенка, да смотри не урони! Монах от испуга не мог сказать ни слова и послушно побрел вверх по горной тропе. Он прижимал к груди жеребенка и бормотал про себя: — Господи, Ты меня не понял: я просил лошадь, чтобы ехать на ней, а не нести ее на руках… Господь лучше знает, что нужно для нашего спасения. Урок 24. Таинство Причастия Цель урока: знакомство с одним из основных православных таинств – таинство Причастия. Задачи урока: — Познакомить учащихся с прощальной трапезой Христа, Тайной вечерей. — Оказать помощь в освоении одного из основных православных таинств — таинства Причастия. — Познакомить с иконой С. Ушакова «Тайная вечеря». 166 — Продолжить работу по нравственному самосовершенствованию личности учащихся в свете православного мировоззрения. Ожидаемые результаты: — Учащиеся узнают об одном из основных правил православных таинств — таинства Причастия; какая главная надежда христианина связана с литургией. — Познакомятся с иконой С. Ушакова «Тайная вечеря». — Освоят первичное представление о жизни Церкви. Основные термины и понятия: Православные таинства, Тайная вечеря, крещение, миропомазание, исповедь (покаяние), причастие (евхаристия), литургия. Средства наглядности: Репродукции картин на тему урока (по усмотрению учителя). Иллюстративный материал в учебнике. Иллюстрации из электронного приложение или в презентации учителя к уроку. Фоновая духовная музыка. План урока: этап. Вводный (мотивационно-оргазационный) Организация деятельности учащихся. — Обсуждение результатов беседы с родителями и друзьями. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Чтение материала рубрики «Вы узнаете» этап. Основной (информационно-аналитический) Подготовка к восприятию нового материала. Беседа с учащимися. Примерный план. — Какие православные таинства вам известны? — Что вам известно о Крещении, Наречении и т. д.? Что вы помните о Старом и Новом Завете? 2. Комментированное чтение статьи в учебнике с маркированием. 3. Работа с иллюстративными материалами (учебник, с. 76—79 или электронное приложение) 167 Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). Можно предложить пересказать эпизоды статьи «Тайная вечеря». — 1-я группа. Как апостолы передали святыню Причастия людям. — 2-я группа. «Христианские таинства». — 3-я группа. «Литургия». — 4-я группа. Корректировка и дополнение ответов детей учителем. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся (с. 79). Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 79). После того как дети рассмотрят фотографии, можно задать вопросы: — Как вы думаете, на каком празднике присутствуют прихожане (см. фотографии) «В православном храме», «На праздничной службе»? Что вы могли бы сказать о прихожанах, их чувствах, отношении к службе? Почему? Рассмотрите фотографии, на которых изображено Причастие. Расскажите, вы поняли, что происходит и как во время Причастия? Подведение итогов беседы. Знакомство с иконой С.Ушакова «Тайная вечеря» — Учитель знакомит с фрагментом из Библии «Тайная вечеря»и предлагает внимательно рассмотреть икону. — Назвать апостолов, которых они узнали на иконе. — Что они знают об этих апостолах. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Вопросы к учащимся: — О каких таинствах ты узнал впервые? — О чем бы ты задумался на уроке, захотел рассказать своим близким? 168 Закрепление основных понятий урока. Выполнение заданий 6—7 в рабочей тетради на печатной основе. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Тренажер», «Словарь», «Контроль»). Задание на дом: прочитать материал в учебнике и ответить на вопросы (с. 76—79). Обсудить статью с членами семьи и друзьями. Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Воспоминания писателя Л. Пантелеева домовые, маленькие церкви мы ходили по вечерам, ко всенощной, а литургию я представляю почему-то непременно в большом храме и непременно в погожий, летний или весенний день, когда синеватый, пронизанный ладанным дымом солнечный столп косо падает откуда-то сверху, из купольного окна. Округло, выпукло блестит золото предалтарного иконостаса. Пронизанная светом пурпурно алеет в прорезях царских врат таинственная завеса. Все радует меня, трогает, веселит мое сердце. И раскатистые, гудящие возглашения дьякона, и наплывающие, набегающие на эти возглашения «Господи, помилуй» и «Подай, Господи!» хора, и истошный вместе с тем веселый, радующий почему-то сердце крик младенца перед причастием, и запахи деревянного масла, ладана, свечного нагара, разгоряченного человеческого тела, толпы… И прежде всего — молитва, молитвенный настрой души... Да, уже и тогда я умел молиться — не только знал заученные слова молитв, но и находил свои собственные слова, обращенные к Господу,— слова благодарности, просьбы, восхваления. — Господи, помоги, чтобы папу нашего ни убило, ни ранило,— шептал или мысленно говорил я, стоя на коленках, делая земной поклон и касаясь лобиком каменной плиты церковного пола. 169 Мама поручала мне класть деньги на блюдо или ставить свечу «на канун», — и я уже знал, как это делается. Затеплив огонек от другой свечи, расплавив, размягчив основание тоненькой восковой палочки на пламени этой другой, горящей, свечи, вставляешь свою свечку в свободное гнездо многосвечника и плотнее прижимаешь, придавливаешь ее к стенке гнезда, стараясь, чтобы она стояла совсем прямо, вертикально. всё это — не суета, не развлечение, всё это — часть ритуала. Не на ёлке свечки зажигаешь, не для себя, не для гостей — для Бога(…). Вместе со всеми, кто стоит вокруг, ты поешь «Верую» — и веруешь, — не все еще понимаешь, но всей душой веруешь — и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и в Духа Святаго, и в воскресение мертвых, и во Единую, Святую, соборную и апостольскую церковь... А как трепетно ждешь ты главной минуты литургии!.. Как радостно было накануне, когда вернувшись домой после первой исповеди, ты лег спать не поужинав. И утром, перед обедней, перед причастием тоже ничего не ешь и не пьешь. С какой легкостью и на душе и в теле идешь ты вместе с мамой в церковь. И вот она — главная минута. Ты — впереди, но не из самых первых. Первые — младенцы и вообще маленькие, а ты уже большой, ты — исповедник. Еще издали видишь Чашу и красный плат в руке дьякона. И красную завесу в барочных прорезях царских врат. Подходит твоя очередь. Волнуешься, но волнение это радостное, счастливое. Слегка привстав на цыпочки, тянешься, вытягиваешь шею. Высокий дьякон, чуть-чуть наклонившись, подносит к твоему подбородку сложенный вчетверо большой красный шелковый, почему-то очень нежно касающийся твоей кожи платок. — Имя? — сдерживая бас, вопрошает дьякон. — Алексий. (Да, я уже знаю, что в церкви я — не Алексей, а Алексий.) 170 Руки сложены крестом на груди. Открываешь рот. И видишь, как, слегка наклонившись, бережно подносит батюшка к твоему отверзтому рту золотую или серебряную плоскую, утлую ложечку, что-то при этом произнося, называя твое имя. Уже! Свершилось! В тебя вошли, озарили тебя блаженством — Тело и Кровь Христовы. Это — вино и хлеб, но это не похоже ни на вино, ни на хлеб, ни на какие другие человеческие еды и пития. Спускаешься с амвона, медленно следуешь за другими мальчиками и девочками, и за какими-нибудь дряхлыми старичками и старушками, к тому низенькому столику, на котором ждет тебя блюдо с белыми кубиками просфоры, большой медный кувшин или чайник, а рядом на подносе плоские серебряные чашечки с такими ручками, какие бывают на ситечках для чая. В чашках слегка розовеет прозрачная жидкость — тепло. Кладешь в рот два-три кусочка просфоры, запиваешь теплом. Ах, как хорошо!.. Подумал сейчас — никакие конфеты, никакая халва или пастила никогда не доставляли такого наслаждения. Но — нет, при чем тут пастила и халва? Эта радость — не гастрономическая, не чувственная. Это — продолжение, заключение того, что только что свершилось на амвоне. Отходишь в сторону, ищешь глазами маму. Вот она! Издали улыбаясь, пробирается она к тебе, наклоняется, нежно целует в щеку, поздравляет с принятием святых тайн. И ко всем другим запахам примешивается еще и мамин запах — запах муфты, меха, духов и зубного лекарства... |