Главная страница
Навигация по странице:

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Возлюби ближнего

  • Урок 14. Храм Цель урока

  • Основные термины и понятия

  • План урока: этап. Вводный (мотивационно-организационный)

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Первые русские храмы

  • Устройство православного храма

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница12 из 26
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26

    этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Подготовка к восприятию нового материала.




    1. Прочитайте материалы в рубрике «Вы узнаете» О чем вы узнаете сегодня на уроке?




    1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися:


    как вы понимаете тему уроку?
    Как вы понимаете слово «этика»? Почему правило, о котором пойдет речь, называется золотым?

    1. этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Комментированное чтение статьи из учебника и работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 46—47 или электронное пособие).




    1. Ответы на вопросы и выполнение заданий (учебник, с. 47).




    1. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить самостоятельно вопросы по прочитанному тексту. Обмен вопросами и подготовка ответов.


    127

    1. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов учащимися других групп. Взаимооценивание.




    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




    1. Обобщающая беседа. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

    Примерные вопросы для беседы:
    — Как вы понимаете суть золотого правила этики?
    — В чем может проявиться любовь к ближнему? Приведите примеры.
    — Как вы понимаете слово «неосуждение»?


      1. Придумайте и запишите предложения со словами неосуждение, любовь




    • ближнему.


    Обсуждение результатов самостоятельной работы.


    1. Подготовка к написанию мини-эссе на тему «Как ты понимаешь правило «Люби грешника и ненавидь грех» (устное сочинение).




    1. Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Контроль»,


    «Тренажер», «Святые имена», «Золотое слово»). Можно организовать работу по группам.


    1. Подготовка к посещению храма, правила поведения. Освоение лексики, связанной с архитектурой православного храма, его убранством.




    1. Задание на дом: прочитать материал в учебнике и ответить на вопросы


    (с. 46—47). Рассказать родителям о данном уроке. Отредактировать мини-сочинение (лучше с членами семьи) и записать его. Подготовить материал для выполнения проекта «Храм» (фотографии, иллюстрации). Можно посоветоваться с членами семьи.

    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие
    содержание уроков
    Возлюби ближнего
    Один инок из числа сирийских пустынников принес преподобному
    Макарию гроздь винограда.


    128

    Макарий, живший по духу христианской любви, которая не ищет своего, отнес виноград больному брату. Больной очень обрадовался этому знаку любви святого мужа, благодарил за это Господа; но помышляя более о благе ближнего, чем о своем собственном, не вкусил винограда, а отдал его иному из братии. Этот сделал то же и переслал виноград четвертому. Таким образом гроздь винограда обошла весь монастырь и, переходя из рук в руки, возвратилась наконец к преподобному Макарию. Душа святого исполнилась радости при виде такой любви братии между собою… (Духовное наставление)

    Внеурочная деятельность: посещение церкви или музея, в котором представлены иконы и образцы православного прикладного искусства (с учетом возможностей региона).

    Прощеный монах

    Из романа В. Дудинцева «Не хлебом единым»

    Жил в монастыре некий монах. Был он нерадив к службе, огорчал своим поведением братьев и игумена. Иноки даже просили настоятеля изгнать его из монастыря.
    Однажды этот монах тяжко заболел, и братья собрались у одра умирающего, чтобы облегчить его уход своими молитвами. Но увидели на лице монаха спокойствие и радость: он умирал смертью праведника.


      • братья спросили его, когда он немного приоткрыл глаза:


    — Кого видел ты, с кем беседовал и какое утешение получил?
    Умирающий тихо отвечал:
    — Братья, я увидел, как демоны окружили мой одр, держа в руках хартию – лист, на котором написаны все мои грехи. Ангел-хранитель плакал,
    так как ничем не мог уравнять на чаше весов содеянное мною. Вдруг я услышал голос: «Не судите, да не судимы будете. Этот человек никого не


    129

    осудил, и Я прощаю его!»И сейчас же список грехов моих сгорел, а демоны исчезли. Ангел приблизился ко мне, и я говорил с ним. Братья, — сказал он немного погодя, — вы осуждали меня справедливо, а я, грешный, не судил никого.

    Урок 14. Храм
    Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, формирование уважительного отношения к христианским реалиям (свечи, кадило, канун, икона, алтарь, иконостас), ознакомление с правилами поведения в храме.
    Задачи урока:
    — Дать представление об устройстве православного храма, особенностях службы в храме.
    — Познакомить с основными ключевыми понятиями урока.
    Основные термины и понятия: Храм. Икона. Благословение. Алтарь.
    Иконостас. Кадило. Канун. Свеча.
    Средства наглядности: иллюстрации в учебнике и тетради; иллюстрации из электронного приложения или презентации учителя к уроку.
    План урока:


    1. этап. Вводный (мотивационно-организационный)




    1. Организация деятельности учащихся.




    1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Презентация иллюстративного материала к проекту «Православный храм»,


    подготовленного детьми, и его обсуждение.


    1. Беседа после посещения храма (очного или виртуального).


    Примерные вопросы для беседы с учащимися:
    — Имя какого святого носит храм, который вы посетили?
    — Что запомнилось вам в храме?
    — Почему в православии храм называют «храм Божий»?
    — Какие иконы вам известны?


    130

    — Какие иконы вы увидели в храме?


    1. Обобщение результатов беседы учителем.




    1. Работа над проектом «Храм». Обсуждение результатов работы. Можно организовать выставку.

    2. Запись и обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


    Чтение материала рубрики «Вы узнаете». Как вы теперь понимаете тему урока? Что-нибудь изменилось в вашем понимании?


    1. этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Комментированное чтение статьи в учебнике.




    1. Работа с иллюстративным материалом (учебник с. 48—51 или электронное приложение). Работа по группам (6 групп).


    Каждая группа готовит сообщение об одной из иллюстраций в учебнике. (Тему сообщения формулируют учащиеся.)
    Обсуждение результатов работы групп.


    1. Выборочный пересказ фрагмента текста (по заданию учителя).




    1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 51).




    1. Выразительное чтение стихотворения Н. Веселовской и его обсуждение (с. 49).


    Как вы поняли тему стихотворения? Что вам понравилось в нем?
    Как вы думаете, почему это стихотворение поместили в этом уроке?


    1. Организация работы в группах. Задание группам: подготовить вопросы по прочитанному тексту. Обмен вопросами и подготовка ответов. Ответы на подготовленные вопросы. Дополнения ответов другими группами.


    Проверка и обсуждение результатов.


    1. Работа с дополнительными материалами (прочитать и обсудить материалы о храмах).




      1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




    1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Игра


    «Экзаменаторы». Что нового узнали на уроке? Что такое иконостас? алтарь?


    131

    1. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь, составление предложений с этими словами.




    1. Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Тренажёр»,


    «Интерактивные модели», «Словарь»). Работать можно в группах или индивидуально.


    1. Задание на дом: прочитать материал в учебнике и подготовить пересказ (с. 48—49).


    Индивидуальные задания. Подготовить сообщения о святых Кирилле и Мефодии (можно готовить рассказ совместно с родителями).
    Научиться выразительно читать стихотворение Н. Некрасова или
    А. Майкова (лучше наизусть). См.: Дополнительные текстовые материалы
    для учителя, расширяющие содержание уроков.


    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие
    содержание уроков
    Первые русские храмы
    Вскоре после Крещения Руси в 988 г. начинается строительство
    христианских храмов в русских городах. В Киеве, на том самом холме, где стоял главный идол Перуна, св. князь Владимир повелел выстроить церковь в честь св. Василия Великого, имя которого князь получил в крещении. Другой великолепный каменный храм св. князь Владимир воздвиг в честь Пресвятой Богородицы в 996 г. Эта церковь получила название Десятинной, так как великий князь определил на ее содержание десятую часть своих доходов.
    В 989 г. были построены две церкви в Новгороде: деревянная, во имя св.
    Софии, и каменная, во имя Богоотец Иоакима и Анны.


    • Ростове в 992—995 гг. строится храм во имя Успения Пресвятой Богородицы; возводятся церкви в Киеве, Суздале, Белгороде.


    132

    Христианский храм
    Храм – это особое, посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией через Таинства и для возношения молитв Богу. Храм также называют церковью – это слово произошло от греческого «кириакон» — «дом Господень». В 1 в. христиане первой Иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии собирались по домам, отдельно от иудеев. В эпоху гомений на христианство (1—4 вв.) главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы – подземелья, вырытые для погребения умерших. Строились и надземные храмы, которые часто разрушались во время гонений. После прекращения гонений при императоре Константине Великом начинается строительство христианских храмов по всей Римской империи.

    Устройство православного храма
    Православный храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Самая важная часть храма – алтарь. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня храма – престол. Алтарь отделяется от среднего храма иконостасом, в котором обычно устроено трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, в них входят только священнослужители. Возвышение перед иконостасом называется «солея», середина которой – полукруглый выступ перед царскими вратами – носит название «амвон».

    Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения – панихиды.
    Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса


    133

    Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный Свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».
    Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами. Здание храма обычно завершается куполом, изображающим небо, купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу главы церкви – Иисуса Христа.
    Церковная жизнь
    Церковные праздники установлены Святой Церковью, гражданские — государством.


    • будни человек погружен в повседневные дела, в праздники он торжествует, переживет чувство особенной радости, отвлекается от обычных дел и отдыхает.


    Кроме двенадцати великих праздников и Святой Пасхи, к церковным праздникам относятся также все воскресные дни года.
    Мы уже говорили с вами об этимологии слова «неделя» (от «не делать»).


    • древнерусском языке оно означало седьмой день недели, в который люди были свободны от будничных дел, отдыхали. Но воскресный (недельный),


    как и любой праздничный, отдых для настоящего христианина (как в Древней Руси, так и сегодня) не означает ничегонеделания. Это время принятия особой духовной пищи.
    Человек не может долго жить без еды — таким создал его Господь. Но не менее чем телесная пища, для человека важна пища духовная. Духовная пища, ради которой христианин оставляет каждодневные мирские заботы, — это молитва и Таинства Церкви.


    • праздник христианин идет в дом Божий – в храм. Там пребывает особая благодать Божия, подаваемая через совершителей богослужения –


    священников, Святые Таинства, святые иконы.

    134

    Храм Божий – это земное Небо, человек в нем освящается и учится небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим Иисусом Христом. В храме человек с особой силой чувствует, что принадлежит не только истории, но и вечности.

    Н. Некрасов
    Храм Божий на горе мелькнул


    • детски чистым чувством веры Внезапно на душу пахнул.


    Нет отрицанья, нет сомненья,
    И шепчет голос неземной:
    Лови минуту умиленья,
    Войди с открытой головой!
    Как ни тепло чужое море,
    Как ни красна чужая даль,
    Не ей поправить наше горе,
    Размыкать русскую печаль!
    Храм воздыханья, храм печали —
    Убогий храм земли твоей:
    Тяжеле стонов не слыхали
    Ни римский Петр, ни Колизей!
    Сюда народ, тобой любимый,
    Своей тоски неодолимой
    Святое бремя приносил —
    И облегченный уходил!
    Войди! Христос наложит руки
    И снимет волею святой


    • души оковы, с сердца муки И язвы с совести больной...


    135


    А. Майков
    Дорог мне, перед иконой
    В светлой ризе золотой,
    Этот ярый воск, возжженный
    Чьей неведомо рукой.
    Знаю я: свеча пылает,
    Клир торжественно поет:
    Чье-то горе утихает,
    Кто-то слезы тихо льет,
    Светлый ангел упованья
    Пролетает над толпой...
    Этих свеч знаменованье
    Чую трепетной душой:
    Это — медный грош вдовицы,
    Это — лепта бедняка,
    Это... может быть... убийцы
    Покаянная тоска...
    Это — светлое мгновенье
    В диком мраке и глуши,
    Память слез и умиленья
    В вечность глянувшей души...


    Храм Покрова на Нерли
    Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно


    136

    сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте… Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют «поэмой, запечатленной в камне». «Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне», — пишет Н.Н. Воронин.

    Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 г. игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 г. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 г. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав.
    Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи это холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке. Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. От более ранних


    137

    владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей.
    Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. Практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество вертикальных линий – удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава в 1803 г. сменила древний шлемовидный купол. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-Псалмопевец, сидящий на троне. Еще ниже – три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада – храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
    Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее – движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 г. во время очередного «поновления»храма. Но несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие, – гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И вероятно, именно поэтому это выдающееся


    138

    произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26


    написать администратору сайта