орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
Скачать 0.85 Mb.
|
Урок 15. Икона Цель урока: углубление знаний об иконе и ее роли в православной культуре. — Освоение основных понятий урока: икона, чудотворная икона, нимб, образ Божий. Задачи урока: — Познакомить учащихся с особенностями иконы и её отличиями от картины. — Помочь учащимся осмыслить, почему христианин каждого человека воспринимает как святыню. Ожидаемые результаты: учащиеся узнают, чем икона отличается от картины; задумаются, почему человек в православии воспринимается как святыня. Основные термины и понятия: икона, фреска, чудотворная икона, иконостас, иконописец, мозаика, молитва, нимб, образ Божий, церковно-славянский язык. Средства наглядности: репродукции картин (например, М. Нестерова «Христос» из иконостаса Покровского храма Марфо-Мариинской обители на Ордынке в Москве; Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного» и др.). Фотографии образцов христианского искусства (например, «Троица» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора). Иллюстрации из учебника, электронного пособия или в презентации учителя к уроку. План урока: этап. Вводный (мотивационно-организационный) Организация деятельности учащихся. 139 Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Ответ на вопрос: «Чем пополнились твои знания о православных таинствах после беседы с членами семьи?» Словарный диктант по материалам уроков 10—15. Беседа с учащимися. Примерный план беседы: — Какие иконы вам запомнились при посещении храма? (Ели посещали храм.) — Какие иконы вы знаете? — Какие иконы есть в вашей семье? — Что такое фреска? — Видели ли вы фрески и где? Задания 2—3 выполняются по ходу урока письменно. Запись в тетрадь темы урока и ее обсуждение: как вы понимаете тему урока? Прочитайте материал в рубрике «Вы узнаете». Как вы поняли, о чем узнаете сегодня? этап. Основной (информационно-аналитический) Подготовка к восприятию нового материала. — Работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 52—55 или электронное приложение). Учащиеся рассматривают иконы: Богоматерь Умиление, Богоматерь Владимирская, Георгий Победоносец, Иверская икона Божией Матери. Готовят ответы на вопросы: — Какие цвета преобладают на иконах? — Что окружает голову святого? — Кто знает, как этот круг называется? — Какое настроение (спокойное, умиротворенное, светлое, грустное) испытываешь ты, глядя на икону? Обобщение результатов беседы. 140 Комментированное чтение статьи в учебнике (с. 52—55). Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). Ответы на вопросы и выполнение заданий (с. 55). Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 54). Чтение и обсуждение прочитанного. — Почему богослужение в русской православной церкви ведется на церковнославянском языке. — Что вам известно о святых Кирилле и Мефодии. Сообщения учащихся о Кирилле и Мефодии. — Выполнение заданий 3, 4, 5 (по группам), обсуждение результатов самостоятельных работ (учебник, с. 55). этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) Подготовка учащихся к беседе с родителями и членами семьи. Примерные вопросы к учащимся: — Что ты расскажешь о сегодняшнем уроке? — Как ты объяснишь значение слова «икона»; ее отличие от картины. — Кому и чему молятся православные христиане, стоя перед иконой? Можно эту работу провести в виде игры «Экзаменаторы». Закрепление основных понятий урока. Чтение фрагментов из статьи Л.Е. Такташовой «Русская икона». См.: Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков. Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Исторический факт», «Это интересно», «Интерактивные модели», «Тренажер», «Контроль»). Задание на дом: прочитать статьи в учебнике. Рассмотреть вместе с членами семьи иллюстративный материал. Объяснить значение слов «икона»и «нимб». Прочитать и ответить на вопросы (с. 52—55). Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков 141 Русская икона Л.Е. Такташова Русское слова «икона» — греческого происхождения. Дословно оно обозначает «изображение», «образ». Как искусствоведческий термин слово «икона» имеет два значения. В узком понимании «икона» — произведение иконописи, один из видов средневекового культового искусства. В более широком смысле «икона» — культовое изображение святых христианской религии: Богоматери, Иисуса Христа и др. Церковь рассматривает икону как символ таинственной связи верующего с божеством; через эту мистическую связь, по учению церкви, икона способна приобщить к божеству человека. Эта мысль прекрасно выражена в древней христианской легенде. Первые иконы Марии с младенцем Христом на руках, сказано в ней, написал евангелист Лука. Богоматерь, увидев их, произнесла: «…благодать моя с сими иконами да будет». Культ почитания христианских икон зародился в эпоху раннего христианства во II в. Древнейшие дошедшие до нас памятники иконописания созданы в VI в. На Русь икона пришла в X в. из Византии с принятием христианства. Как делали икону. По каким внешним признакам можно судить о времени ее создания классическую эпоху русского Средневековья икону с самого начала до полного завершения делал один мастер. Этим искусством, как правило, занимались монахи. Чернецами были Андрей Рублев, Даниил Черный, Прохор с Городца. Имена многих так и остались неизвестны: писали иконы не ради личной славы, а ради служения Богу, что, в представлении средневекового человека, неотделимо от служения Родине и своему народу. XVI столетии, во времена Ивана Грозного, появляются первые признаки «обмирщения» иконописи. Не случайно именно в это время 142 писанием икон занимаются не только монахи, но и «миряне» — светские люди. Среди них великий Дионисий; бок о бок с ним работали и многие другие. Одни «кормились» при дворе; кормовые иконописцы, как их называли, выполняли царские заказы. «Городовые иконники» жили тем, что писали иконы для продажи в городе. Иконописание наряду с высоким искусством постепенно становится и ремеслом. К концу XVII в. и особенно в XVIII столетии труд иконописца-ремесленника разделился. Одни писали лица, работа «личника» считалась самой трудоемкой и дорогой. «Доличники» прописывали горки, палаты, одежды святых, «писчики» писали надписи; были даже «кресчики», они, как никто, быстро, единым росчерком кисточки, чертили кресты. Икона проходила порой десятки рук, прежде чем работа завершалась. Во все времена последовательность работы над иконой оставалась неизменной. Урок 16. Творческие работы учащихся Организация деятельности учащихся. Учитель объясняет, чем дети будут заниматься на уроках 16 и 17. На этих уроках следует активно работать материалами электронного приложения. Как и когда использовать эти материалы, учитель решает сам (в зависимости от условий). Содержание деятельности определяется: — выбранными учащимися темами; — выбранными организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.); — форматом итогового мероприятия. Комментированное чтение статьи в учебнике (с. 56). Выполнение заданий 1 и 2 (учебник, с. 56) (учащиеся работают самостоятельно, но учитель консультирует их по мере необходимости). Обсуждение результатов самостоятельной работы. 143 Деление учащихся на 4 группы для подготовки материалов к «Праздничному проекту» (группы создаются по желанию учащихся): Группа 1 выполняет задание 2 (с. 57). Группа 2 выполняет задание 3 (с. 57). Группа 3 выполняет задание 5 (с. 57). Группа 4 выполняет задание 6 (с. 57). Каждая группа готовит материалы, которые дети будут оформлять в проект на уроке 17. Разучивание песни «Хорошо весьма». Задание на дом: отредактировать сочинение (лучше с родителями); подготовиться к выполнению «Праздничного проекта» (см. материал в учебнике, с. 57); подобрать иллюстрации, стихотворения; выучить слова Песни; пригласить родителей на урок. Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Хорошо весьма Муз. Ю. Пастернака Сл. И. Языковой 1. Бог вначале сделал небо, 2. А потом украсил землю, Следом землю сотворил, Насадил цветущий сад — Звезд фонарики развесил – Розы, лилии, маслины, Свод небесный осветил. Баобаб и виноград. А затем Он создал море, Дождь, росу и водопад, Реки, ручейки, озера, Создал снег и даже град. Припев: И увидел Бог: Хорошо весьма Создал мамонтов и тигров, Динозавров и слонов, Птиц, лягушек и улиток, Черепашек и ослов. Припев. 144 Все, что Я сотворил для вас, 3. И когда живую душу Все, что Я сотворил, В человека Он вдохнул, Сотворил для вас! То сказал: «Теперь, пожалуй, Я устал и отдохну». Припев. Урок 17. Подведение итогов «Праздничного проекта» Организация деятельности учащихся. Чтение 2—3 сочинений, отредактированных дома. Обсуждение работ. Подготовка к выполнению праздничного проекта. Учитель объясняет задание, дети читают и выполняют задания (см. учебник, с. 57). — Каждая группа выполняет одно из заданий (можно привлечь и родителей). Презентации результатов работы и их обсуждение. Уточнение и дополнение словариков, которые дети вели на уроках 1— 17. Исполнение песни, которую дети разучивали на прошлом уроке. Задание на дом: обсудить свои праздничные проекты с родителями и при желании, отредактировать их. Урок 18. Как христианство пришло на Русь Цель урока: углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении. Задачи урока: познакомить учащихся с историей принятия христианства на Руси; объяснить детям суть понятия «Крещение» (присоединение к церкви); акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии. Ожидаемые результаты: — Учащиеся узнают, как пришло христианство на Русь. 145 — Задумаются, почему Русь называют Святой. — Познакомятся с особенностями жизни в России по описанию её А. Солженицыным. Основные термины и понятия: Православие. Церковь. Крещение. Вера в Единого Бога. Исповедь. Святая Русь. Летопись. Средства наглядности: фотографии православных храмов, монастырей; репродукции картин (по выбору учителя); иллюстративные материалы в учебнике, иллюстрации из электронного приложения или презентации учителя к уроку. План урока: этап. Вводный (мотивационно-оргазационный) Организация деятельности учащихся. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, уроках литературного чтения, истории, при самостоятельном чтении и др. Примерные вопросы для беседы с учащимися: Что вам известно о христианстве и православии? Какие православные ценности вы знаете? Во что верят православные христиане? Что говорит о Боге православная культура? Что говорит о человеке православная культура? Как вы понимаете христианское учение о спасении? Как трактуется добро и зло в православной традиции? Каковы основные Божьи заповеди? В чем проявляется любовь к ближнему? Подведение итогов беседы. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Работа с материалами рубрики «Вы узнаете». Что нового в понимание темы урока внесло знакомство с этим материалом? 146 — Что вам известно о Крещении Руси? — Что вы знаете о князе Владимире Красное Солнышко? — Что вы знаете о таинстве крещения? этап. Основной (информационно-аналитический) Комментированное чтение статьи в учебнике (с. 58—61). Статью лучше читать по частям (части выделены в учебнике). После чтения I части дать задание детям озаглавить её. Предложить ответить на вопрос: «Как вы поняли слова ангелов «Люди должны научаться от людей»?» После II части(провести беседу. — Как вы поняли, что значит церковь? — Почему в Стамбуле есть храм Святой Софии? Что означает слово «София»? — Почему князь Владимир принял решение принять православие? — Что означает Крещение? После III части провести беседу. — Почему Русь стали называть Святой Русью? — Что вам запомнилось из описания православной жизни А. Солженицыным? Почему? 2. Самостоятельная работа в группах. Учащиеся читают материалы рубрики «Это интересно» и готовят сообщение. I группа — с. 59; II группа — с. 60; III группа — с. 61. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Работа с иллюстративным материалом в учебнике или в электронном приложении. Уместно провести игру «Художник». III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы к учащимся: — Что ты расскажешь об особенностях православия в России? 147 — Как ты объяснишь смысл выражения «Святая Русь»? Закрепление основных понятий урока. Словарный диктант по материалу данного урока. Чтение фрагментов из книги «Рассказы Начальной русской летописи» (составитель Д.С. Лихачёв) и их обсуждение. См.: Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков. Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Интерактивные модели», «Контроль», «Тренажёр», «Хрестоматия»). Лучше работать по группам. Задание на дом: прочитать материал в учебнике, ответить на вопросы и выполнить задания (с. 58—61); рассказать членам семьи и друзьям об особенностях православия в России (по желанию учащихся). Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Владимире Красное Солнышко. Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков (Из книги «Рассказы Начальной русской летописи», составитель Д.С. Лихачёв ) Кирилл и Мефодий Был един народ славянский: и те славяне, что сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляне, которых теперь называют Русь. Для них ведь первых, для моравов, созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у руси, и у болгар дунайских. Когда славяне жили уже крещенными, князья их, Ростислав, Святополк Коцел, послали к царю греческому Михаилу, говоря: — Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и истолковал Святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского. Одни учат нас так, а другие иначе, от того не знаем ни 148 начертания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их. Услышав это, царь Михаил созвал всех философов и передал им речи славянских князей. И сказали философы: — Есть муж в Солуни, именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык, Кирилл и Мефодий. Царь, узнав об этом, послал в Солунь ко Льву, говоря: — Пошли к нам скорей сыновей своих, Кирилла и Мефодия. Лев вскоре послал их, и, когда они пришли, царь сказал им: — Прислала послов ко мне Славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги. И уговорил их царь и послал в Славянскую землю. Когда же братья пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол, Евангелие, Псалтырь и другие книги. И собрали хороших скорописцев и перевели все книги полностью с греческого языка на славянский за шесть месяцев, начав в марте, а закончив 26 октября. славянский язык и русский – одно, ибо от варягов прозвались русью, сперва были славяне. Хотя и назывались полянами, ибо в поле сидели, но у них была славянская речь, а язык славянский – един. тех пор появилась у славян своя азбука. А братьев Кирилла и Мефодия православная церковь почитает как святых. |