Главная страница
Навигация по странице:

  • Задачи урока: — Объяснить детям, что воскресень

  • Основные термины и понятия

  • План урока: 1этап. Вводный (мотивационно-организационный)

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков

  • И. Шмелев Лето Господне

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница9 из 26
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   26

    Урок 8. Пасха
    Цель урока: формирование у школьников представления о воскресении Христа как возобновлении жизни; освоение ключевых понятий урока.
    Задачи урока:
    — Объяснить детям, что воскресенье в православии, не просто день недели, а Воскресение — день возобновления жизни; как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа.

    — Создать условия для освоения учащимися ключевых понятий
    урока.
    — Познакомить с религиозным и светским празднованием Пасхи.
    — Осуществить на материале содержания урока межпредметные связи.
    Ожидаемые результаты:
    — Учащиеся узнают: о роли Иисуса Христа в православии, что Он пошел на крест ради спасения людей.

    — Учащиеся задумаются над знакомыми словами в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха).
    — Дети систематизируют свои знания о праздновании Пасхи.
    Основные термины и понятия: Иисус, пост, Воскресение, Светлое Христово Воскресение (Пасха), пасхальный гимн, пасхальное яйцо, кулич, благовест.
    Средства наглядности: репродукции картин (например, Кустодиев «Христосование», Г. Лебедев «Крещение киевлян в 988 году», Васнецов «Крещение князя Владимира»). Иконы, православные календари: фотографии пасхальных яиц Фаберже, пасхального крестного хода,


    94

    иллюстрации в учебнике. Записи пасхального колокольного звона. Иллюстрации в учебнике, иллюстрации из электронного пособия или в презентации учителя к уроку.

    План урока:
    1этап. Вводный (мотивационно-организационный)


    1. Организация деятельности учащихся.




    1. Презентация и обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

    Примерные вопросы:
    — Что ты рассказал о жертве Христа?
    — Как восприняли твой рассказ?
    — Какие тебе вопросы задали? Сумел ли ты на них ответить сам (или обратился к материалу учебника)?
    Чтение наизусть стихотворения А. Солодовникова и обсуждение (Как ты понял стихотворение? Что тебе осталось неясным?)
    Обобщение учителем результатов беседы.


    1. этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Подготовка к восприятию нового материала.


    Примерные вопросы для беседы с учащимися:
    — Какие православные праздники вам известны?
    — Что вы знаете об истории этих праздников?
    — Какие праздники отмечают в вашей семье?
    — Что вам известно о Пасхе? Как вы думаете, почему перед Пасхой православные соблюдают сорокадневный пост? Как вы понимаете значение поста?

    — Что вы представляете, когда говорят о Пасхе?
    — Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?


    95

    — Чтение материала в рубрике «Вы узнаете». Что вы узнаете сегодня на уроке? Чтение материала в рубрике «Вопросы и задания». На какие вопросы вы можете ответить, не читая материал в учебнике? Какие вызвали затруднения?
    Обобщение результатов беседы учителем.
    — Комментированное чтение статьи в учебнике, сопровождаемое просмотром слайдов, составленных учителем по тексту.
    Работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 29—31) или
    электронное приложение к уроку. Можно провести игру «Художник» или беседу.
    Беседу целесообразно организовать по группам. Задания группам: рассмотрите иллюстрации в учебнике и объясните, что на них изображено (иллюстрации выбирают ученики каждой группы).
    Прочитайте заголовки иллюстраций в учебнике. Объясните, почему автор учебника так назвал иллюстрации.
    Обсуждение результатов самостоятельной работы.


      1. Самостоятельная работа. Составление плана статьи и пересказ (по цепочке один начинает пересказывать по плану, следующий продолжает и т. д.).

    1. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 29). Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 31).




    1. Выразительное чтение стихотворения А. Майкова (с. 30) .


    Как вы поняли тему стихотворения? Как вы поняли значение слова «благовест»? Какие чувства вы испытали при чтении стихотворения? Какие слова способствовали созданию такого настроения? Слушание пасхального колокольного звона. (Воспользуйтесь электронным приложением или подготовленной записью.)

    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




      1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

    96

    1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями: Что вы расскажите о Пасхе? Что спросишь о традициях празднования Пасхи в вашей семье (если они есть), в России?


    Можно эту работу провести в виде игры «Экзаменаторы».
    Класс делится на группы. Каждая группа, используя материал учебника, готовит вопросы для беседы с родителями. Потом обсуждаются результаты работы каждой группы, корректируются формулировки.
    3. Закрепление основных понятий урока. Запись новых слов и составление с ними предложений (самостоятельная работа). Проверка самостоятельной работы.


    1. Выполнение задания: прочитайте слова, записанные в столбики (слова записаны на доске), перепишите их в тетрадь. Запишите рядом с буквой,


    обозначающей то или иное понятие, нужную цифру (какие глаголы соответствуют слову «тело», какие — слову «душа»). Объясните, почему вы так решили.

    Тело Душа


    1)

    ходит

    а) бегает

    2)

    думает

    б) ест

    3)

    мечтает

    в) верит

    4)

    любит

    г) спит




    1. Работа с материалами электронного приложения (рубрики


    «Контроль», «Это интересно», «Тренажер», «Интерактивные модели»).
    Можно провести работу по группам.


    1. Задание на дом: прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы


    (с. 28—31). Подготовить рассказ о традициях празднования Пасхи в твоей

    97

    семье (если такие традиции существуют). Выучить пасхальный гимн или стихотворение А. Майкова (с. 30) (по желанию учащихся).
    Узнай у родителей, родственников (или найди в кулинарной книге)
    рецепт пасхального блюда. Подготовься поделиться рецептом с одноклассниками.
    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков
    О посте
    «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Св. Иоанн Златоуст.
    «Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничто не повредило нашей душе. Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, слуха – от душевредных разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи». Св. Иоанн Шанхайский.
    «Пост радует Ангелов хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Св. Ефрем Сирин.
    «Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто.
    Истинный и прямой пост – воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи


    98

    на злые мысли свои и прихоти. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься».

    И. Шмелев
    Лето Господне
    (отрывок)
    Великий пост
    Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.
    Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А,
    масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный... — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий пост. Принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву. В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом.


    • передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли «постную», голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи.

    Когда зажигает отец, — по субботам он сам зажигает все лампадки, —
    всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и


    • напеваю за ним чудесное:




      • свято-е... Воскресе-ние Твое Сла-а-вим!


    99

    Радостное до слез бьется в моей душе и светит от этих слов. И видится мне, за вереницею дней поста, — Святое Воскресенье, в цветах. Радостная молитвочка! Она ласковым светом светит в эти грустные дни поста. Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест — по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол по грешной душе плачет. Называется — постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина — «Красавица на пиру» — закрыта простынею.
    Пасха
    Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я пробираюсь в зал — посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. В зале обои розовые — от солнца, оно заходит. В комнатах — пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах — новые красные «дорожки». В столовой на окошках — крашеные яйца в корзинах, пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней — зеленые четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване — чтобы не провалились! — лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, — остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым.
    Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега — повезли в церковь можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:
    — Ты чего это не спишь, бродишь?..
    Это отец. Он только что вернулся.

    100

    • не знаю, что мне сказать: нравится мне ходить в тишине по комнатам и смотреть и слушать, — другое все! — такое необыкновенное, святое.


    Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки. Это он всегда сам: другие не так умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое, Христе Спасе... Ангели поют — на небеси...» И я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать. Смотрю на него, как становится он на стул, к иконе, и почему-то приходит в мысли: неужели и он умрет!.. Он ставит рядком лампадки на жестяном подносе и зажигает, напевая священное. Их очень много, и все, кроме одной, пунцовые. Малиновые огоньки спят — не шелохнутся. И только одна, из детской — розовая, с белыми глазками, — ситцевая будто. Ну до чего красиво! Смотрю на сонные огоньки и думаю: а это святая иллюминация, Боженькина. Я прижимаюсь к отцу, к ноге. Он теребит меня за щеку. От его пальцев пахнет душистым афонским маслом.
    — А шел бы ты, братец, спать?
    От сдерживаемой ли радости, от усталости этих дней или от подобравшейся с чего-то грусти — я начинаю плакать, прижимаюсь к нему, что-то хочу сказать, не знаю... Он подымает меня к самому потолку, где сидит в клетке скворушка, смеется зубами из-под усов.
    — А ну, пойдем-ка, штучку тебе одну...


    Он несет в кабинет пунцовую лампадку, ставит к иконе Спаса, смотрит, как ровно теплится и как хорошо стало в кабинете. Потом достает из стола... золотое яичко на цепочке!
    — Возьмешь к заутрене, только не потеряй. А ну, открой-ка...


    • с трудом открываю ноготочком. Хруп — пунцовое там и золотое. В серединке сияет золотой, тяжелый; в боковых кармашках — новенькие серебряные. Чудесный кошелечек! Я целую ласковую руку, пахнущую деревянным маслом. Он берет меня на колени, гладит...


    101

    — И устал же я, братец... а все дела. Сосни-ка лучше, поди, и я подремлю немножко.
    О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами... И теперь еще слышу медленные шаги, с лампадкой, поющий в раздумье голос:
    — Ангели поют на не-бе-си-и...
    Таинственный свет, святой. В зале лампадки только. На большом подносе — на нем я могу улечься — темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят тревожно: «Ради Бога, не опрокиньте как!» Они отвечают успокоительно: «Упаси Бог, поберегемся». Понесли святить в церковь.
    Идем в молчанье по тихой улице, в темноте. Звезды, теплая ночь, навозцем пахнет. Слышны шаги в темноте, белеют узелочки.


    • ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах, — утыканы изюмом. Редкие свечечки. Пахнет можжевельником священно. Горкин берет меня за руку.

    — Папашенька наказал с тобой быть, лиминацию показать. А сам с Василичем в Кремле, после и к нам приедет. А здесь командую я с тобой.
    Он ведет меня в церковь, где еще темновато, прикладывает к малой Плащанице на столике: большую, на Гробе, унесли. Образа в розанах. На мерцающих в полутьме паникадилах висят зажигательные нитки. В ногах возится можжевельник. Священник уносит Плащаницу на голове. Горкин в новой поддевке, на шее у него розовый платочек, под бородкой. Свечка у него красная, обвита золотцем.
    — Крестный ход сейчас, пойдем распоряжаться.


    Едва пробираемся в народе. Пасочная палатка — золотая от огоньков, розовое там, снежное. Горкин наказывает нашим:


    102

    — Жди моего голосу! Как показался ход, скричу — вали! — запущай враз ракетки! Ты, Степа... Аким, Гриша... Нитку я подожгу, давай мне зажигальник! Четвертная — с колокольни. Митя, тама ты?!

    — Здесь, Михал Панкратыч, не сумлевайтесь!
    — Фотогену на бочки налили?
    — Все, враз засмолим!
    — Митя! Как в большой ударишь разов пяток, сейчас на красный-
    согласный переходи, с перезвону на трезвон, без задержки... верти и верти во все! Апосля сам залезу. По-нашему, по-ростовски! Ну, дай Господи...


    • него дрожит голос. Мы стоим с зажигальником у нитки. С паперти подают — идет! Уже слышно:


    —...Ангели по-ют на небеси-и!..
    — В-вали-и!.. — вскрикивает Горкин — и четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки. Полыхнули «смолянки», и огненный змей запрыгал во всех концах,
    роняя пылающие хлопья.
    — Кумпол-то, кумпол-то!.. — дергает меня Горкин.
    Огненный змей взметнулся, разорвался на много змей, взлетел по куполу до креста... и там растаял. В черном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди.

    — Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых...
    — Ну, Христос воскресе... — нагибается ко мне радостный, милый Горкин.
    Трижды целует и ведет к нашим в церковь. Священно пахнет горячим воском и можжевельником.


    103

    — ...сме-ртию смерть... по-пра-ав!..
    Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха красная.


    • в Кремле удалось на славу. Сам Владимир Андреич Долгоруков благодарил! Василь Василич рассказывает:

    — Говорит — удружили. К медалям приставлю, говорит. Такая была...
    поддевку прожег! Митрополит даже ужасался... до чего было! Весь Кремль горел. А на Москве-реке... чисто днем!..
    Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе...» — «Со светлым праздничком»...
    Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся — плотники, народ русый, маляры — посуше, порыжее... плотогоны — широкие крепыши... тяжелые землекопы-меленковцы, ловкачи — каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары.
    Угощение на дворе. Орудует Василь Василич, в пылающей рубахе, жилетка нараспашку, — вот-вот запляшет. Зудят гармоньи. Христосуются друг с дружкой, мотаются волосы там и там. У меня заболели губы...
    Трезвоны, перезвоны, красный-согласный звон. Пасха красная. Обедают на воле, под штабелями леса. На свежих досках обедают, под
    трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки — всюду, и в луже светятся. Пасха красная! Красен и день, и звон.


    • рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустальное-золотое, через него — все волшебное. Вот — с растягивающимся жирным червячком: у него черная головка, черные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное... И вот, фарфоровое — отца.


    Чудесная панорамка в нем... За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стеклышком в золотом ободке видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба. Рассказывала мне няня, что, если смотреть за стеклышко долго-долго, увидишь живого


    104

    ангелочка. Усталый от строгих дней, от ярких огней и звонов, я вглядываюсь за стеклышко. Мреет в моих глазах — и чудится мне, в цветах, — живое, неизъяснимо-радостное, святое... Бог?.. Не передать словами. Я прижимаю к груди яичко — и усыпляющий перезвон качает меня во сне.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   26


    написать администратору сайта