Главная страница
Навигация по странице:

  • Урок 6. Проповедь Христа Цель урока

  • Основные термины и понятия

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Священник Артемий Владимиров (из книги «Учебник жизни»)

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница7 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26

    этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Подготовка к восприятию нового материала (беседа).


    Примерные вопросы для беседы:
    — Что вы знаете о Библии?


    71

    — Кто знаком со Священным Писанием?
    — Кто читал Священное Писание (части его)?
    — Что запомнилось вам из прочитанного?


    1. Обобщение учителем ответов детей о Библии, Священном Писании.




    1. Самостоятельная работа по группам:


    Группа 1 читает четыре первых абзаца (с. 16), готовит пересказ; Группа 2 читает Ветхий Завет (с. 16—17), готовит пересказ. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
    4 . Чтение и обсуждение материала рубрики «Это интересно»
    (с. 17).


    1. Комментированное чтениефрагмента статьи из учебника


    «Евангелие» (с. 18—19).


    1. Работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 16—18) или электронное приложение.

    Примерные вопросы для обсуждения:
    — Почему книги Священного Писания так красиво выглядят?
    — Почему именно книги Священного Писания множество раз переписывались и печатались?

    1. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).




    1. Самостоятельная работа по группам. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 19).


    Группа 1 готовит ответы на три первых вопроса. Группа 2 готовит ответы на три последних вопроса.
    Обсуждение результатов самостоятельной работы.


    1. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 18). Чтение и обсуждение по вопросам:


    72

    — Как вы поняли смысл притчи? Как вы думаете, какая женщина была настоящей матерью, любила своего ребенка? Почему вы так решили? Какие слова в притче помогли вам это понять?


    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




      1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.


    Возможные вопросы для беседы:
    — Кого называют христианином? Почему?
    — Что вы можете рассказать о Священном Писании, Библии,
    Евангелии членам семьи и друзьям?
    — Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?
    Можно эту работу провести в виде игры «Экзаменаторы».


    1. Закрепление основных понятий урока: запись новых слов,


    составление предложений с этими словами и запись в тетрадях.


    1. Работа с материалами электронного приложения («Контроль»,


    «Тренажер»).
    На этом этапе урока можно прочитать и обсудить стихотворение В. Брюсова «О, Книга книг!»: Понравилось вам стихотворение? Как вы поняли, о чем оно? Почему в названии стихотворения восклицательный знак? Какие чувства поэта звучат уже в названии? Отметьте слова, которые придают стихотворению возвышенность, торжественность?
    Корректировка знаний учащихся.


    1. Задание на дом: Расскажите членам семьи и друзьям о Священном Писании. Прочитайте статью в учебнике и ответьте на вопросы (с. 16— 19).


    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие
    содержание уроков
    В. Брюсов

    73

    О, Книга книг! Кто не изведал,
    В своей изменчивой судьбе,
    Как ты целишь того, кто предал
    Свой утомленный дух — тебе!


    В чреде видений неизменных,
    Как совершенна и чиста —
    Твоих страниц проникновенных
    Младенческая простота!


    Не меркнут образы святые,
    Однажды вызваны тобой:
    Пред Евой — искушенье Змия,
    С голубкой возвращенной — Ной!


    Все, в страшный час, в горах, застыли
    Отец и сын, костер сложив;
    Жив облик женственной Рахили,
    Израиль-богоборец — жив!


    И кто, житейское отбросив,
    Не плакал, в детстве, прочитав,
    Как братьев обнимал Иосиф
    На высоте честей и слав!


    Кто проникал, не пламенея,
    Веков таинственную даль,
    Познав сиянье Моисея,
    С горы несущего скрижаль!

    74

    Резец, и карандаш, и кисти,
    И струны, и певучий стих —
    Еще светлей, еще лучистей
    Творят ряд образов твоих!


    Какой поэт, какой художник
    К тебе не приходил, любя:
    Еврей, христианин, безбожник,
    Все, все учились у тебя!


    • сколько мыслей гениальных С тобой невидимо слиты:


    Сквозь блеск твоих страниц кристальных Нам светят гениев мечты.

    Ты вечно новой, век за веком,
    За годом год, за мигом миг,
    Встаешь — алтарь пред человеком,
    О Библия! О, Книга книг!


    Ты — правда тайны сокровенной,
    Ты — откровенье, ты — завет,
    Всевышним данный всей вселенной
    Для прошлых и грядущих лет!
    Изучение Библии

    Из романа В. Дудинцева «Не хлебом единым»

    Однажды к старцу пришла дева и спросила:


    75

    — Авва, я ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет, я молюсь и пощусь. Что ещё недостает мне?
    Старец ответил:
    — Стала ли для тебя скудость все равно, что изобилие?
    Она сказала:
    — Нет.
    — Бесчестие – что похвала?
    — Нет.
    — Враги – как друзья?
    — Нет.
    — Тогда, — сказал мудрый старец, — иди и трудись: ты ничего не имеешь.
    Урок 6. Проповедь Христа
    Цель урока: Углубление представлений учащихся о христианстве, формирование первичных представлений об учении Христа
    Задачи урока:
    — Познакомить школьников с учением Христа, Его основными заветами,
    главным смыслом Нагорной проповеди.
    — Продолжить формирование христианского отношения детей к жизни и людям. Побудить детей к анализу собственных поступков.
    Ожидаемые результаты:
    — Учащиеся углубят знания о православии и христианстве, узнают о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете.
    — Дети познакомятся с фрагментом из Библии «Как исцеляла людей любовь Христа».

    Основные термины и понятия: благотворить, духовные сокровища, вера, Нагорная проповедь, Завет Христа, благословляет.

    Основные средства наглядности:

    76

    Иллюстрации в учебнике, иллюстрации из электронного приложения или в презентации учителя к уроку.

    1. этап. Вводный (мотивационно-организационный)


    Ход урока:


    1. Организация деятельности учащихся.




    1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.


    Возможные вопросы к учащимся:
    — Кому ты рассказывал о Библии и Евангелии?
    — Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе?
    — Какие твои вопросы вызвали у него затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?
    Обращался ли ты к учебнику или отвечал сам?


    1. Запись темы урока в тетради. Обсуждение: как вы понимаете тему урока?




    1. В процессе урока дети записывают новые слова и понятия,


    составляют предложения с ними.


      1. этап. Основной (информационно — аналитический)




    1. Подготовка к восприятию нового материала.


    Чтение материала рубрики «Вы узнаете» (с. 20).
    — О чем вы узнаете на уроке?
    — Что вы уже знаете об учении Христа? Нагорной проповеди?
    — Как вы думаете, какое сокровище нельзя украсть?


    1. Работа в группах. Поиск информации для ответа на вопросы.


    Группа 1 – чтение части учебной статьи «О мести». Ответ на вопросы: «Как вы поняли, почему «Лучший бой — это тот бой, которого удалось избежать»? Как это соотносится с учением Христа «Не противься злому…»? Как ты думаешь, легко ли так поступать?»
    Группа 2 — чтение части учебной статьи «О богатстве». Ответ на вопросы: «Почему Христос не советовал видеть главную цель жизни человека в обогащении? Как ты думаешь, легко ли это выполнять?»


    77

    Группа 3 — чтение части учебной статьи «Духовные сокровища».
    Ответ на вопрос: «Как вы поняли слова Христа «Не заботьтесь о
    завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы»?»
    Группа 4 — чтение части учебной статьи «Завет Христа». Ответ на вопрос: «В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?»


    1. Подведение итогов самостоятельной работы в группах. Эту работу можно организовать так: ответы дает один представитель группы, а другие дополняют.

    2. Продолжение работы с текстом учебной статьи.


    Материал рубрики «Это интересно» (с. 21). Чтение. Ответ на вопрос: «Как вы поняли, почему Христос простил грехи расслабленному (парализованному)?»


    1. Ответы на вопросы и выполнение заданий (учебник, с. 23).




      1. Подготовка детей к выполнению творческой домашней работы


    (сочинение на тему «Не противься злому»).


    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




      1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями на тему


    «Проповедь Христа».
    — Что узнал нового для себя на этом уроке?
    — О каких отношениях между людьми ты задумался?
    — Задумался ли ты о своих ошибках в отношении с окружающими? О каких? (На этот вопрос отвечают желающие.)
    Можно эту работу провести в виде игры «Экзаменаторы».
    Класс делится на группы. Каждая группа, используя материал учебника, готовит вопросы для беседы с родителями. Потом обсуждаются результаты работы каждой группы, корректируются формулировки.


    1. Закрепление основного содержания урока.


    Данный этап урока можно провести в виде игры «Художник»: класс делится на группы (одна группа — художники-оформители учебника,


    78

    вторая – рецензенты, третья группа — жюри). Правила игры детям знакомы.


    • данном случае учитель оценит уровень усвоения материала.




      1. Работа с материалами электронного приложения (рубрики:


    «Интерактивные модели», «Золотое слово», «Контроль»). Задания дети могут выполнять по группам.


    1. Задание на дом: прочитайте статью в учебнике (с. 20—23). Расскажите членам семьи и друзьям о Нагорной проповеди. Задайте им вопросы из учебника (с. 23). Если они затрудняются ответить, помогите им


    (самостоятельно или прочитайте текст из учебника).
    Подготовьте письменный ответ на вопрос: «Что завещал Христос людям?»
    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие
    содержание уроков
    Священник Артемий Владимиров
    (из книги «Учебник жизни»)
    Наш язык и наше слово


    Личность каждого из нас своеобразна и, более того, неповторима. Казалось бы, все имеют душу и тело, сыщется немало схожих друг с другом людей, но все-таки... Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны, а особенно — наш язык, речь, слово.
    Скажи мне несколько слов, и я многое расскажу тебе о твоей душе. Действительно, наше слово волей-неволей обнаруживает то, что сокрыто глубоко в сердце, или, как сказано в Евангелии, «от избытка сердца говорят уста». В чем же здесь загадка?
    Давайте попытаемся исследовать, где рождается в человеке слово. Принято считать таким родоначальником ум, хотя Библия свидетельствует о тесной связи ума с сердцем и не сводит первый лишь к деятельности рассудка. Порожденная умом мысль соприсутствует ему; всякому ведомо, что мысли живут в нас, рождаясь и сменяя одна другую, побуждают ум к


    79

    внутренней деятельности. Но вот мысль становится словом. Мысль воплощенная, облачившаяся в звуковые или буквенные одежды, есть слово. Слово, исходя из нас и входя в сердце слушающего или читающего, продолжает жить в нас. Сказав или написав, мы ничего не теряем, в то время как воспринимающий наше слово, очевидно, приобретает. При этом слово исполнено некоей духовной силы, источник которой — наше сердце. Эту силу всякий внимающий слову ощущает и осознает. Говорят, что дар слова особенно уподобляет человека своему Создателю Богу. Тайна Божественной Троицы находит свое отражение в человеческой душе. Безначальный Отец (Ум) от вечности порождает Сына (Мысль), который стал человеком, воплотился и именуется в Библии Словом. Третье же Лицо Троицы — Дух Святой. Он исходит от Отца и почивает на Сыне. Наподобие этого и наш ум, конечно, ограниченный и слабый, рождает мысль, которая по воплощении именуется словом. Каждому слову соответствует духовная сила, что исходит от ума, тесно связанного, по Библии, с этим сердцем.
    Кратко сказать, слово обнаруживает тайны ума и сердца. Слово раскрывает образ мыслей человека. Слово свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живет в человеческой душе.
    Если слово твое льстиво и обманчиво, проникнуто духом гордыни, досады или раздражительности, если слово исполнено ядом осуждения, то кольми паче сердце, от избытка которого ты говоришь, открывая лишь малое из того, что прячешь в несчастной душе твоей. И напротив, когда слышим слово правдивое и ясное, слово доброе и бодрое, утешающее и примиряющее, нам остается лишь догадаться о том сокровище духовном, каким является душа говорящего. Впрочем, Христос Спаситель велит нам распознавать человека не по словам только, но и по делам. «От плодов их узнаете их».
    Наш образ мысли, или мировоззрение, равно как и язык, находятся в великой зависимости от образа жизни. Человек, ведущий жизнь предосудительную, зазорную, поступающий бесчестно и бессовестно, и философию изберет себе во всем согласную испорченному нраву. И как бы он ни старался


    80

    замаскировать себя словом елейным и напыщенным — шила в мешке не утаишь. Жестокое или нечистое сердце себя всегда выскажет и нехотя раскроется, поразив и ужалив вдруг простодушного слушателя каким-нибудь едким, циничным или срамным словечком, как бы невзначай сорвавшимся с льстивого и выспреннего языка.


    • знаете ли вы, любезные наши читатели, что можно посредством слова вылечить и, более того, воспитать, взрастить душу чистую и прекрасную?


    Прежде всего должно удалить из своего языка (или, как говорят, лексикона)
    все слова, задевающие и ущербляющие наше нравственное чувство.
    «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших...» — дает нам завет
    святой Апостол Христов. Покуда мы попускаем подобным словечкам
    осквернять наш собственный и чужой слух, не может быть и речи ни о какой
    нравственной, богоугодной жизни. «Говорю же вам, что за всякое праздное
    слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; ибо от слов своих
    оправдаешься и от слов своих осудишься», — предупреждает нас Евангелие.
    Когда же мы, хорошенько потрудившись над собой и своей жизнью, введем в
    наше сознание, ум и сердце слова воистину святые и нетленные: Бог, Господь, милосердие, целомудрие, невинность, вера, правда, мир, радость и прочие — тогда изменится наш образ мысли и сердце станет доступным для воздействия иной силы, благодати Божией, которая укрепляет христианина в его стремлении исполнять заповеди Евангельские. Но как, спросите вы, ввести в сознание эти дивные слова, как очистить ими ум, дабы Дух Святой освятил и наше сердце, мысли, желания, и поступки? Ответ простой: молитесь. Все молитвы Православной Церкви, начиная от молитвы Господней («Отче наш»), и являются тем святым звеном, которое соединяет словесное разумное создание, человека, с Богом Словом.
    Между прочим, потому Иван Сергеевич Тургенев, великий писатель великой земли, назвал наш язык могучим и прекрасным, что он соединяет в себе, как в едином потоке, две живые струи — стихию священного церковно-славянского языка и стихию меткого, выразительного, емкого и мудрого


    81

    народного, разговорного, из сплава которых и сформировался не без пушкинского гения русский литературный язык. Еще Михайло Васильевич Ломоносов писал о пользе чтения юношеством церковных книг, а в Древней Руси Часослов и Псалтирь были пособиями для начинающих осваивать грамоту и приобретающих практические навыки чтения.
    Убежден, что, если хотя бы у одного из наших читателей имеется личный молитвослов (именно так называется сборник с утренними, вечерними и прочими молитвами), он уже никогда не позволит себе не то что употребить бранное слово, но не сможет всуе, напрасно, произнести имя Божие, что в устах современных людей, к сожалению, слышишь сплошь и рядом.


    • детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии;


    употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом и умудренному жизненным опытом. Именно с этими словами «пожалуй, старче» в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе ко главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» — вот что наполняет нынешнее «спасибо» — не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, обретении милости у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что, употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыханием Божией благодати, делаем наше общение с людьми воистину теплым и сердечным, привлекаем и на собственную душу милость Божию.
    Насколько велик дар слова, настолько печальны последствия злоупотребления этим даром. Язык, дарованный нам Создателем для прославления Его имени и умножения добра в общении друг с другом, может быть причиной осуждения на вечную гибель нераскаявшегося грешника! Подумать только, правда Божия, как обещано в Евангелии, взыщет с нас за


    82

    каждое праздное слово! А ведь любое слово, пустое, бессодержательное, сказанное без смысла и без пользы, может быть занесено в разряд праздных. Что говорить о прочих — острых, колких, скабрезных, пошлых, лукавых?! Вот почему сложилась поговорка: «Язык мой — враг мой». По счастью, наши читатели знают, что в Таинстве исповеди Милосердный Господь все прощает, если каешься с твердым намерением исправиться.


    • заключение мне хотелось бы предложить вам три малых золотых правила языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что, согласитесь, вещь немаловажная.


    Правило первое. «Думай,что говоришь».Иными словами,взвесь в уме тослово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.
    Правило второе. «Не говори того,чего не думаешь».Не лукавь,не кривидушой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду.
    Правило третье. «Не все,что думаешь,говори».Это правило не призываетнас, как, может быть, некоторым показалось, к лицемерию и приспособленчеству. Но оно советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. А готов ли он сегодня услышать от тебя те слова, которые мирно лягут на его сердце три дня спустя? А принесет ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? А нужно ли ему слышать твое мнение по этому вопросу? А не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну своим неосторожным словом? И десятки других «А» могут оправдать это правило. Словом, не все, что думаешь, говори.
    Некоторые сводили три упомянутых правила в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия».
    Закончим пространную главу о языке и слове простым пожеланием: друзья, больше читайте добрых, умных, хороших, и в первую очередь, «святых» книг! «С кем поведешься — от того и наберешься», — говорит не напрасно русская пословица. Пусть вашим девизом отныне будет древнее: «Ни дня без


    83

    строчки». Хотя бы прочитанной строчки, которая отойдет в золотой запас вашей памяти.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26


    написать администратору сайта