Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные средства наглядности

  • План урока этап. Вводный (мотивационно-организационный)

  • II этап. Основной (информационно-аналитический)

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Приложение Стихотворения о Родине З. Александрова Р. Гамзатов

  • Родина О Родине, только о Родине

  • Г. Ладонщиков Наша Родина! красива и богата Наша Родина, ребята. Долго ехать от столицыВ. Степанов

  • Из истории русских гербов

  • голубой

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница4 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    Основные термины и понятия: вечные ценности, духовный мир, морально-этические нормы, Отечество, Родина, светский, символ, культурные традиции, этика.
    Основные средства наглядности: иллюстрации в учебнике; иллюстрации из электронного приложения или в презентации учителя к уроку; карта России; изображения герба и флага России; текст и аудиозапись гимна России.
    Концерт №1 для фортепьяно с оркестром П.И. Чайковского (интродукция 1-й части) — фоновая музыка.

    План урока


    1. этап. Вводный (мотивационно-организационный)




    1. Организация деятельности учащихся.




    1. Вступительное слово учителя, в котором следует рассказать об учебных модулях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов


    34

    России», об общих темах, которые будут изучать учащиеся вне зависимости от выбранного ими модуля («Основы православной культуры», «Основы мировых и религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»), о том, что такое этика, светская этика и т. д.)


    1. Знакомство с учебником.


    Примерные задания и вопросы:
    — Прочитайте название учебного модуля («Основы православной культуры»), который вы будете изучать.
    — Рассмотрите учебник «Основы православной культуры».
    — Что вам показалось интересным в оформлении учебника?
    — Прочитайте «Содержание» учебника.
    — Какие темы показались вам интересными? Что вам показалось знакомым?
    — Как вы думаете, что узнаете, чему научитесь, изучая выбранный вами модуль курса «Основы православной культуры»?
    — Как вы понимаете словосочетания «религиозная культура»,
    «светская этика»?
    — Попытайтесь объяснить, что означают слова «мораль» и
    «нравственность».
    — О ком, по-вашему, можно сказать: «человек с высокими нравственными устоями»? Можно привести примеры из известных вам произведений.
    — Зачем нужны моральные нормы? Кто эти нормы устанавливает?
    Ответы учащихся дополняются и уточняются учителем.


    1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.


    — Прочитайте тему урока, запишите её.
    — Прочитайте текст рубрики «Вы узнаете» (с. 4).



    35

    1. Самостоятельная письменная работа учащихся, направленная на актуализацию знаний и подготовку к восприятию нового материала


    (задания можно дать на карточках по группам). Запишите столицу нашего государства.
    — Какие народы, живущие на территории России, вам известны?
    — В каком регионе живёте вы? В каком городе (селе, поселке, деревне)
    живёте вы?
    Проверка и обсуждение результатов работы. Обобщение учителя.


    1. Актуализация знаний учащихся, полученных на других уроках и самостоятельно.


    — Вспомните, что означает слово «символ».
    — Какие государственные символы России вы знаете?
    — Расскажите о символике региона, в котором живёте вы.
    — Рассмотрите фотографии в учебнике «Основы православной культуры» (с. 4—5), слайд-шоу «Мы – россияне» в электронном приложении к уроку 1 (или на слайдах презентации).

    — Расскажите о людях, которые изображены на фотографиях: чем они отличаются, что их объединяет.


    1. Словарная работа. Прочитайте первый абзац (Учебник, с. 4).


    Запишите название нашей страны. Почему название «Российская Федерация» пишется с заглавной буквы?


        1. Как вы понимаете тему урока «Россия – наша Родина»?


    II этап. Основной (информационно-аналитический)


    1. Комментированное чтение и поиск информации, необходимой для ответов на вопросы:

    — Что такое духовный мир, духовная культура?
    — Что такое внутренний мир человека, от чего он зависит?
    — Что общего между внутренним миром человека и внешним миром?
    — Что такое культурные традиции?


    36

    — Как вы поняли выражение «дружная семья народов России»?


    1. Закрепление нового материала.


    Примерные вопросы и задания для обсуждения:
    — Какие российские писатели, композиторы, художники, ученые,
    военные вам известны? Каким образом мы выражаем свое уважение к этим людям?
    — Прочитайте наизусть стихотворения (опережающее домашнее задание: детям было поручено выучить стихотворения о Родине, данные в приложении к уроку). Какая тема объединяет эти стихотворения? Какие ценности утверждаются в этих стихотворениях? Какие из этих ценностей объединяют граждан России?
    — Какие культурные традиции, объединяющие россиян, вы знаете?


      1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




    1. Самоконтроль (фронтальный, индивидуальный, групповой в зависимости от количества компьютеров в классе) и самооценка. Работа с тренажером электронного пособия (урок 1). Если класс не оснащен компьютерами, можно распечатать тест. Обсуждение результатов самоконтроля и самооценки.




    1. Самостоятельная работа (парная или групповая).


    Допишите пословицы и поговорки и объясните их смысл (они написаны на меловой или интерактивной доске).
    Человек без Родины, что…
    Будь не только сыном своего …
    Кто за Родину горой, тот …
    Если дружба велика,…
    Народное братство дороже…
    Обобщение.
    — Какие ценности утверждаются в этих пословицах и поговорках?
    — Как эти пословицы и поговорки связаны с тем, что обсуждали на уроке?


    37

    1. Подведение итогов урока. Взаимооценивание результатов работы пар или групп.




    1. Заключительная беседа.


    — Что нового о России вы узнали на уроке? О чем расскажете взрослым,
    друзьям?
    — Как вы теперь ответите на вопрос: «Чему вы научитесь, изучая предмет «Основы православной культуры»?»

    — Какие знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?


    1. Задание на дом.




      • следующему уроку: прочитайте или перескажите членам семьи идрузьям статью из учебника, обсудите с ними ее содержание. Посоветуйтесь

    • родителями, учителями, одноклассниками и назовите несколько традиций,


    принятых в вашей семье, классе или школе. Определите ценности, на которых основаны эти традиции.
    Нарисуйте культурные и дикорастущие растения или подберите рисунки, фотографии. Рисунки и ответы детей на следующем уроке – в определенном смысле срез знаний, результаты которого помогут учителю от простого перейти к сложному – осмыслению понятия «культура».
    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков
    Приложение
    Стихотворения о Родине
    З. Александрова Р. Гамзатов
    Родина О Родине, только о Родине
    Если скажут слово «родина»,
    Сразу в памяти встаёт О чём эта песня плакучих берёз,
    Старый дом, в саду Мелодия, полная света и слёз?
    смородина, О Родине, только о Родине.
    Толстый тополь у ворот, О чём за холодным гранитом границ


    38

    Тоска улетающих на зиму птиц?
    У реки берёзка-скромница О Родине, только о Родине.
    И ромашковый бугор...
    А другим, наверно, В минуты печали, в годину невзгод
    вспомнится Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
    Свой родной московский Родина, только лишь Родина.
    двор. Кого в лютый холод нам надо
    согреть
    В лужах первые кораблики, И в трудные дни мы должны
    Где недавно был каток, пожалеть?
    И большой соседней фабрики Родину, милую Родину.
    Громкий, радостный гудок.
    Когда мы уходим в межзвёздный
    Или степь от маков красная, полёт,
    Золотая целина... О чём наше сердце земное поёт?
    Родина бывает разная, О Родине, только о Родине.
    Но у всех она одна! Живём мы во имя добра и любви,
    И лучшие песни твои и мои —
    О Родине, только о Родине…


    Под солнцем палящим и в снежной
    пыли
    И думы мои, и молитвы мои —
    О Родине, только о Родине.


    Г. Ладонщиков Наша Родина!


    • красива и богата Наша Родина, ребята.


    Долго ехать от столицы

    В. Степанов
    Что мы Родиной зовем?


    Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,


    39

    До любой её границы.


    Всё вокруг своё, родное:
    Горы, степи и леса:
    Рек сверканье голубое,
    Голубые небеса.


    Каждый город
    Сердцу дорог,
    Дорог каждый сельский дом. Всё в боях когда-то взято И упрочено трудом!


    • берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.


    Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.

    Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём,


    • под небом синим-синим Флаг России над Кремлём.





    Из истории русских гербов
    Гербами называют графические знаки — символы, эмблемы территорий


    • государств, родов, семей, отдельных лиц, корпораций, составленные по определенным правилам.


    Зарождение системы родовых гербов, составляемых по определенным правилам, обычно связывают с эпохой Крестовых походов (1096—1270).
    Вначале изображения на знаменах и щитах рыцарей, закованных с ног до головы в железные доспехи, были прежде всего опознавательными знаками. Они позволяли отличить врага от союзника, труса от храбреца. С течением времени эти изображения стали передаваться от отца к сыну и превратились в родовые эмблемы. Каждый элемент герба получил определенное значение,


    • специальные должностные лица — герольды — следили на рыцарских турнирах, чтобы никто не мог незаконно использовать чужой герб.


    Изменения в герб вносились лишь за выдающиеся отличия владельца герба или, напротив, за совершенные им поступки, недостойные чести рыцаря.


    40

    Российская геральдика1 имеет многовековую историю. Еще в Древней
    Руси у правящих князей Рюриковичей существовала собственная геральдическая эмблема: при великом князе Святославе Игоревиче — стилизованный двузубец, превратившийся при Владимире Святославиче в трезубец.
    Геральдические символы, аналогичные символике западноевропейской геральдики, известны на Руси уже с XII—XIII вв. Считается, что в XIII в. эмблемой князей Владимирской земли становится стоящий лев. В Московском княжестве на рубеже XIV—XV вв. в качестве основной эмблемы утверждается изображение всадника с копьем, поражающего змия.


    • конце XV в., в правление Иоанна III Васильевича, объединившего часть Русских земель вокруг Москвы, второй государственной эмблемой Русского государства стало изображение двуглавого орла, привезенного из Византии.


    Преемники Иоанна III Васильевича возвели орла в ранг главной государственной эмблемы, а московский герб был помещен в щитке у него на груди.
    Дворянские гербы в России стали появляться под влиянием польских обычаев после присоединения к России Украины и многолетней войны с Польшей. В среде русского дворянства постепенно распространились взгляды на герб как необходимый атрибут знатного рода.
    Базовыми компонентами герба являются предметы экипировки рыцаря. Полный герб являет собой щит и внешнюю часть, изменения которой связаны с переменами в должностном статусе владельца. Внешняя часть герба может представлять собой:
    шлем — в русских гербах изображались геральдические западные шлемы разных типов: в гербах старых дворянских родов шлем изображался анфас, а в гербах семей, вновь пожалованных в дворянство, шлем был повернут в правую сторону (влево от зрителя). Позже это правило не




    1. Геральдика (от лат. heraldus — глашатай), гербоведение — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая символику гербов. С XIII в. искусство составления дворянских, церковных и земельных гербов.


    41

    соблюдалось. В XIX в. в русских гербах иногда изображался древнерусский конусообразный шлем, но этот обычай в России не укоренился;

    нашлемник — верхняя часть шлема, как правило, страусовые или павлиньи перья, орлиные крылья;
    корону — как геральдические знаки короны различались между собой количеством изображаемых золотых листьев и жемчужин в зависимости от статуса владельца герба;
    намет — выходящие из шлема украшения, располагаемые по сторонам щита; цвет намета всегда соответствует цвету герба. Этот элемент восходит к ткани, которой рыцарь покрывал свой шлем для предохранения его от непогоды и лучей солнца;
    щитодержатели фигуры людей, зверей или фантастических животных, поддерживающих щит с одной или двух сторон. Эти фигуры, кроме происхождения рода, могли свидетельствовать и о заслугах лица, и о том, на каком поприще оно отличилось. Например, у князя Лопухина, бывшего министром юстиции, щитодержатель с правой стороны герба — богиня, имеющая в руках весы правосудия, а с левой — воин со знаменем; у графов Разумовских — с одной стороны скиф с колчаном, луком и стрелами, а с другой — малоросс (украинец);
    бурелет представляет собой жгутик из ткани,который крепится нашлеме и окрашивается в те же цвета, что и щит;
    мантию укрытие над гербом, которое ведет свое происхождение от палатки рыцаря, где он ожидал вызова на турнир и держал свое оружие. В русских гербах мантия была принадлежностью только княжеских фамилий, а также тех дворянских родов, которые происходили из княжеских родов, но утратили княжеский титул;
    сень шатер, располагаемый над мантией Государственного герба; девиз краткое изречение, помещаемое на ленте, чаще всего внизу
    щита.
    Все изображения на щитах делаются с помощью геральдических цветов



    42

    (финифтей), металлов и мехов, которые могут изображаться как краской, так и графически, т. е. определённой штриховкой. Основнымигеральдическими мехами являются горностай — стилизованные черные хвосты на белом фоне — и серая белка — синие и белые шкурки.
    В русской геральдике используется пять цветов:
    красный (червлень) — символ храбрости, мужества и неустрашимости; голубой (лазурь) — символ красоты, мягкости, величия; зеленый (зелень) — символ надежды, радости, изобилия; бордовый (пурпур) — символ достоинства, силы, могущества; черный (чернь) — символ печали, благоразумия, смирения.
    Для изображения человеческого тела и фигур применяются также финифти телесного и натурального цветов.
    Золото символизирует богатство, справедливость, великодушие, серебро – чистоту и невинность. Горностаевый мех — символ власти.
    Как правило, на щите помещались гербовые фигуры:
    лев в геральдическом значении — животное царственное, символ силы, мужества и великодушия, но он использовался на гербах не только королями. Если когти льва не того цвета, каким окрашено тело, лев называется вооруженным. Если на его голове корона, то лев называется коронованным;
    леопард символизирует храбрость и отвагу. Фигура леопарда отличается от фигуры льва тем, что видна вся его голова с двумя глазами, таким образом он представляется идущим, т. е. стоит на трех ногах, а четвертую вперед, и хвост его падает не на спину, а поднят кверху и откинут;
    орел — символ власти, господства и одновременно великодушия и прозорливости. Он обыкновенно изображался летящим грудью вперед, с парящими или поднятыми вверх крыльями. Мог быть с одной головой или двуглавый. Двуглавый орел черного цвета называется императорским;
    ворон является символом долголетия;
    конь сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя,



    43

    ловкость лисицы. В гербе изображен всегда в профиль. В зависимости от позы и цвета частей тела имел дополнительное значение: поднятый на дыбы — бешеный, если цвет глаз отличался от цвета тела — играющий;
    гриф (грифон) — лев с головой орла, символизировал могущество льва и зоркость орла. Считалось, что он является хранителем кладов;
    единорог — символ чистоты, обычно изображался с телом и головой лошади, задними ногами антилопы, хвостом льва или лошади, иногда с бородкой козла и обязательно длинным спиральным рогом, посаженным на лбу;
    дуб символизирует крепость и силу;
    солнце — символ света, богатства и изобилия, изображалось золотом в виде человеческого лица, окруженного лучистым сиянием. Если же оно было другого цвета, то называлось тенью солнца, а если не было лучей, то называлось в затмении;
    луна изображается в виде полумесяца (иногда у него человеческий профиль);


    • в е з д ы являются символом ночи и вечности.


    Очень часто в гербах изображают ангелов и херувимов с двумя, четырьмя и шестью крыльями. Человек изображается обычно вооружённым, часто — на коне. Руки, сложенные накрест, выражали верность.
    Русские геральдисты выделяют три вида русских гербов: государственные, земельные (в том числе городские), родовые. В эту классификацию не вошли цеховые (корпоративные) гербы, как не получившие к началу ХХ в. распространения в России.
    Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или
    название его владения (так называемые гласные гербы). Самое большое
    количество гласных гербов было среди земельных. По происхождению
    русские земельные гласные гербы делятся на две группы: старые
    (исторические), происходящие из старинных городских гербов и печатей —

    44

    до конца XVII в. и «новые», созданные в XVIII—XIX вв. вне связи со старинными символами.
    Гласный (говорящий, выразительный, именной) герб имеет основной элемент, который прямо указывает на название местности или фамилию владельца. Так, например, гласным является герб Стародубского княжества2, на котором изображён дуб на зелёной траве.
    Если между названием местности, именем рода и эмблемами щита согласование относительное, как, например, на гербе Черниговского княжества3, то герб называют полугласным. В золотом поле щита герба изображён одноглавый черный орел с распростертыми крыльями, с золотыми лапами, увенчанный золотою короною и держащий в левой лапе



    1. Стародубское княжество получило свое название от главного города в уделе — Стародуба-на-Клязьме. В XV и XVI вв. он назывался то Стародубом-Вятским, то Стародубом-Ряполовским. Впервые упоминается в летописях под 1218 г. В 1228—1238 гг. входил в состав Владимирского княжества.




    1. Впервые город Чернигов упоминается в летописях под 907 г., где говорится о мирном договоре князя Олега с греками, и он поставлен первым городом после Киева. В 1024 г. Чернигов был захвачен князем тмутараканским Мстиславом Владимировичем, который княжил в нем до своей кончины в 1036 г. Единственный сын его умер раньше отца бездетным, и Чернигов был вновь присоединен к Киеву.


    45

    большой золотой крест.


    • гербах фамилий, относящихся к тому или иному русскому княжескому роду, обязательным элементом было изображение герба определенного княжества. Например, герб Вяземских, ведущих свой род от князя Ростислава-Михаила Мстиславича Смоленского, включает в себя герб Смоленского княжества.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта