Главная страница
Навигация по странице:

  • Какой нам пример подает притча о блудном сыне

  • Урок 7. Христос и Его крест Цель урока

  • Ожидаемые результаты

  • Основные термины и понятия

  • II этап. Основной (информационно-аналитический)

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков И. Шмелев Лето Господне (отрывок)Рождество

  • Выбор креста

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница8 из 26
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   26

    О прощении обид
    — «Благодеяния записывай на меди, а обиды – на воде». Св. Исидор Пелусиот.

    — «Если злопамятствуешь на кого, молись о нем и, молитвою отдаляя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти». Св. Максим Исповедник.

    — «Кто молится за врагов, тот не будет помнить зла, и кто бережет язык,
    тот не оскорбит ближнего». Авва Евагрий.
    — «Когда ты мстишь ближнему за обиду, то не мстит ему Бог; когда же ты прощаешь, то Бог или мстит ему, или твои грехи прощает». Св. Иоанн Златоуст.

    — «Если по-человечески тяжело прощать обиды, то по-христиански гораздо тяжелее не прощать их». Св. Филарет Черниговский.
    — «Смирением можно научить и других смирению; гордостью нельзя смирить гордых». Св. Филарет, митрополит Московский.
    Какой нам пример подает притча о блудном сыне?
    Как часто, когда мы с кем-то поссоримся, человек к нам приходит с трепетом в душе, стесняясь, не зная, как мы его примем, лишь в надежде, что когда мы откроем дверь на его стук, то лицо наше просияет радостью. И как часто бывает, что мы открываем дверь своего сердца или своей квартиры и смотрим на него сурово и говорим: «Что, вернулся? С чем же ты вернулся? Понял свою вину? Каешься? Пронизан стыдом? Сгорел во стыде? Ну ладно, попробуем снова дружить, попробуем примириться, но помни: при первом твоем неправильном шаге все тебе вспомнится…»

    Разве мы не так поступаем часто?

    84

    Мы все, как блудный сын, хотим от Господа все получить, но когда получаем – растрачиваем в миру…
    Разве не пора каждому из нас понять, что он осиротелый, обездоленный в этом мире, если нет у него отчего дома, если Бог ему не Отец, если Церковь ему не мать, если нет у него родины небесной?
    Повернемся же к Нему и скажем: «Отче, согрешили мы все перед Тобой, мы недостойны быть названы Твоими детьми».
    Кто может в нас узнать Твой образ по нашей жизни? Разве сияет в нас красота вечности?..


    • Отец нас примет, вернет Свое доверие; и тогда останется нам одно: из любви ответной на Божию любовь доказать всей жизнью, что мы стали Богу воистину свои, родные, не только по плоти, но и по духу, что мы стали детьми Всевышнего, братьями и сестрами Того, Кто по любви крестной Своей стал нашим Спасителем, Господом Иисусом Христом. Аминь.


    Антоний, Митрополит Сурожский


    Урок 7. Христос и Его крест
    Цель урока: первичное знакомство учащихся с понятием Богочеловек, осмысление представлений о жертве Христа.
    Задачи урока:
    — Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока, раскрыть суть понятий: Боговоплощение, Голгофа, распятие, символика креста.
    — Побудить детей к размышлению о том, что крест не только орудие пытки, но и знак любви Бога к человеку.
    Ожидаемые результаты:
    — Учащиеся узнают, как Бог стал, почему Он позволил себя распять.
    — Научатся рисовать православный крест и объяснять каждую из его составляющих.
    Основные термины и понятия: Спасение, боговоплощение, Голгофа, распятие, символика креста, жертва Христа.


    85

    Средства наглядности: фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картины В. Катарбинского «Моление о чаше», фотография плащаницы «Положение во гроб»из монастыря св. Екатерины на горе Синай. Иллюстрации в учебнике, иллюстрации из электронного пособия или в презентации учителя к уроку.


    1. этап. Вводный (мотивационно-организационный)


    План урока:


    1. Организация деятельности учащихся.


    — Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:
    — Кому ты рассказывал о Нагорной проповеди ?
    — Что особенно заинтересовало собеседника в твоем рассказе?
    — Какие твои вопросы вызвали у него (у них) затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы? Обращался ли ты к учебнику или отвечал сам?


    1. Самодиктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий,


    изученных на предыдущих уроках (Родина, Отечество, патриотизм, христианство, христианин, православие, религия, культура, Священное Писание, Священное Предание, Бог, вера, Нагорная проповедь, духовные сокровища и др.).
    Проверка и обсуждение результатов самодиктанта.


    1. Запись темы урока. Обсуждение с учащимися: как вы понимаете тему


    урока?
    Прочитайте материал в рубрике «Вы узнаете». О чем вы узнаете сегодня?


    • чем вы уже слышали, читали, знаете?


    II этап. Основной (информационно-аналитический)


        1. Комментированное чтение статьи из учебника (с. 24—27) и просмотр иллюстраций из электронного пособия (или в презентации учителя к уроку).




      1. Работа с материалами рубрики «Вопросы и задания» (задания 1—3).




      1. Работа по группам:


    Группа 1 готовит вопросы к части «Боговоплощение»;


    86

    Группа 2 — к части «Голгофа»;
    Группа 3 — к части «Жертва Христа»;
    Группа 4 — к части «Распятие». Дети обмениваются вопросами и готовят ответы.


    1. Презентация работ одним из членов группы. Обсуждение результатов.




    1. Работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 24—27) или в электронном приложении. Можно провести игру «Художник» или беседу.


    Беседу можно организовать по группам. Задания группам: рассмотрите иллюстрации в учебнике и объясните, что на них изображено (иллюстрации выбирают ученики каждой группы). Можно обратиться к материалам электронного приложения.
    Прочитайте заголовки иллюстраций в учебнике. Объясните, почему автор учебника так назвал иллюстрации.
    Обсуждение результатов работы.


    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




    1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.


    Возможные вопросы к учащимся:
    —Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
    — О чем вам хотелось бы рассказать дома?
    — На что вы обратите особое внимание в своем рассказе? Почему?
    Можно эту работу провести в виде игры «Экзаменаторы».
    Класс делится на группы. Каждая группа, используя материал учебника, готовит вопросы для беседы с родителями. Потом обсуждаются результаты работы каждой группы, корректируются формулировки.


    1. Работа с материалами электронного приложения (рубрики


    «Исторический факт», «Контроль», «Тренажер», «Хрестоматия»). Учитель сам определит последовательность выполнения этих заданий. Можно организовать эту работу в группах.
    Задание на дом: расскажи членам семьи и друзьям о жертве Христа, спроси, что нового они узнали, над чем задумались после разговора с тобой.


    87

    Прочитай и ответь на вопросы (с. 24—27). Выучи стихотворение
    А. Солодовникова (с. 26) научись выразительно читать (задание выполняют
    желающие).
    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие
    содержание уроков
    И. Шмелев
    Лето Господне
    (отрывок)
    Рождество
    Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судачка, наважку; победней — селедку, сомовину, леща... У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество — свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, — мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, — разводы розовые видно, снежком запорошило.

    • мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы — к Рождеству. Обоз? Ну будто поезд... только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой, тянут.


    Лошади степные, на продажу. А мужики здоровые, тамбовцы, с Волги, из-под Самары. Везут свинину, поросят, индюшек, — «пылкого морозу». Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь... Знаешь — рябчик? Пестренький такой, рябой... ну, рябчик! С голубя, пожалуй, будет. Называется — дичь, лесная птица. Питается рябиной, клюквой, можжевелкой. А на вкус, брат!.. Здесь редко видишь, а у нас — обозами тянули. Все распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товару, ситцу — и домой, чугункой. Чугунка? А железная дорога. Выгодней в Москву обозом: свой овес-то, и лошади к продаже, своих заводов, с косяков степных.


    88

    Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, — там лошадями торговали, — стон стоит. А площадь эта... — как бы тебе сказать?.. — да попросторней будет, чем... знаешь, Эйфелева-то башня где? И вся — в санях. Тысячи саней, рядами. Мороженые свиньи — как дрова лежат на версту. Завалит снегом, а из-под снега рыла да зады. А то чаны, огромные, да... с комнату, пожалуй! А это солонина. И такой мороз, что и рассол-то замерзает... — розовый ледок на солонине. Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой — поросячий ряд, на версту. А там — гусиный, куриный, утка, глухари-тетерьки, рябчик... Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия, — без весов, на глаз. Бывало, фабричные впрягутся в розвальни, — большие сани, — везут-смеются. Горой навалят: поросят, свинины, солонины, баранины... Богато жили.
    Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!..»В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, — душисто, сладко.
    Стакан — копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, — пальцы жжет. На снежку, в лесу... приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а... тепло!..


    89

    В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну... будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая...
    Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь — резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... — гул и гул.
    Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, — мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух... — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.
    Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый... — и почему-то видится кроватка, звезды.


    90

    Рождество Твое, Христе Боже наш,
    Возсия мирови Свет Разума...


    • почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный... был всегда. И будет.


    На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком — знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка... осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет.
    Идешь из церкви. Все — другое. Снег — святой. И звезды — святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась?
    И в доме — Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой.
    Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой.


    • холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, — другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, — звездочки, в лесу как будто... А завтра!..

      • вот и — завтра. Такой мороз, что все дымится. На стеклах наросло буграми. Солнце над Барминихиным двором — в дыму, висит пунцовым шаром. Будто и оно дымится. От него столбы в зеленом небе. Водовоз подъехал в скрипе. Бочка вся в хрустале и треске. И она дымится, и лошадь,


    вся седая. Вот мороз!..
    Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить... Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда он водит «славить». Мишка Драп несет звезду на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, — свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом.
    — «Волхи же со Звездою питушествуют!» — весело говорит Зола.

    91

    Волхов приючайте,
    Святое стречайте,
    Пришло Рождество,
    Начинаем торжество!
    С нами Звезда идет,
    Молитву поет...
    Позванивает в парадном колокольчик и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники.
    Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит — и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье... — должно быть, в кухне.


    • детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними — звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.



    Выбор креста

    Из романа В. Дудинцева «Не хлебом единым»

    У самого моря стояла хижина, в которой трудами рук своих жил бедняк. Но все никак не мог он выбраться из нужды. Однажды он увидел, как к берегу пристали богатые купеческие корабли. Купцы выгрузили товар и повезли в город для продажи.
    «Одним Господь дает богатство и роскошь, а других оставляет мыкаться в бедности», — посетовал бедняк на то, какой тяжелый крест он несет.
    Размышляя о своей горемычной жизни, он задремал. Увидел он во сне почтенного старца, который пригласил его следовать за ним. Подошли они к некоему месту, где находилось великое множество крестов. Были кресты



    92

    большие и малые, золотые и серебряные, медные и железные, каменные и деревянные.
    — Выбирай себе любой крест из тех, что ты видишь, — говорит ему старец, — и неси его на вершину вон той горы.
    Понравился бедняку золотой крест, блестит, точно ясное солнышко. Но сколько ни пытался он его поднять, не смог даже с места сдвинуть.
    — Не по силам тебе этот крест, — говорит ему старец, — бери другой,
    полегче.
    Взял бедняк крест серебряный, но и с ним ничего не мог поделать. То же и с медным, железным и каменным крестами.
    — Ну что ж, — говорит старец, — выбери себе один из деревянных крестов.
    Взял бедняк самый малый из деревянных крестов, обрадовался, что нашел, наконец, крест по силам, и взобрался с ним на гору, указанную старцем.
    — А теперь я расскажу о крестах, что ты видел. Золотой крест, который тебе так понравился, — крест царский. Царская власть – самый тяжелый крест. Серебряный же крест тоже не легкий, — это крест слуг царевых и пастырей Церкви Божией, крест людей, облеченных властью. Множество забот и скорбей дает этот крест. Медный крест-крест богатых людей. Бог послал им богатство, и придется им давать ответ, на какие дела они его употребили. Они всегда боятся: как бы их кто не обманул, не обокрал, не поджег дом. Железный крест – крест людей военных. Сколько горя и ужаса приносит с собой война, как тяжел ратный подвиг! Каменный крест – крест торговых людей. Опасается купец вложить свой капитал в товар, боится ехать за море, где легко может стать добычей либо морской стихии, либо грабителей. А вот деревянный крест, который ты легко внес на гору, — твой крест. Видишь: твоя жизнь легче, чем у других. Знает Господь, видящий всякое сердце и дающий каждой душе полезное для нее, кому какой крест нести.


    93

    Тебе самый легкий крест даден – смиренный. Не губи свою душу, не ропщи на Бога. Господь дает крест каждому по его силам – сколько кто может снести.
    При этих словах старца бедняк очнулся от сна и возблагодарил Господа за вразумление. Больше он никогда на судьбу не жаловался.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   26


    написать администратору сайта