Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель урока

  • Основные термины и понятия

  • План урока: этап. Вводный (мотивационно-организационный

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Лариса Петрушина

  • Урок 10. Совесть и раскаяние Цель урока

  • Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Лев Толстой

  • орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
    Анкорорксэ
    Дата26.06.2022
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодич_рекомен.docx
    ТипМетодическое пособие
    #615326
    страница10 из 26
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   26

    Урок 9. Православное учение о человеке
    Цель урока: формирование представления о внутреннем мире человека, о душе в свете православного мировоззрения .
    Задачи урока:
    — Развитие представлений о нравственных православных категориях:
    свобода, любовь, способность мыслить, способность творить.
    — Создать условия для совершенствования самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений, православного учения о душе.

    — Создать условия для понимания детьми выражения «Бог дал — Бог взял!», когда потеря превращается в подарок.

    Ожидаемые результаты: Учащиеся узнают, чем Бог одарил человека; что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души.
    — Задумаются о болезни души; обсудят проблему «Как потеря превращается в подарок».

    Основные термины и понятия: Душа. Тело. Болезни души. Внутренний мир человека. Образ Бога в человеке.
    Средства наглядности: иллюстрации в учебнике, иллюстрации из электронного приложения или в презентации учителя к уроку.

    План урока:


    1. этап. Вводный (мотивационно-организационный)




      1. Организация деятельности учащихся.




      1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

    105

    — Дети рассказывают о результатах беседы с родителями; о рецептах православной пасхальной кухни; читают наизусть стихотворение А. Майкова или пасхальный гимн. Выставка рождественских и пасхальных открыток,
    подготовленных детьми.
    — Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися:
    как вы понимаете тему урока?
    — Чтение материала в рубрике «Вы узнаете». Что вы узнаете сегодня на уроке? Чтение материала в рубрике «Вопросы и задания». На какие вопросы вы можете ответить, не читая материал в учебнике? Какие из них показались трудными? Интересными?


      1. этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Подготовка к восприятию нового материала.




        1. Комментированное чтение статьи из учебника.


    Беседа по прочитанному:
    — Как вы поняли основную мысль православного учения о человеке?
    — Как вы объясните смысл фразы: «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется!»?
    Вспомните известные сказки, рассказы, фильмы, в которых говорится о болезнях души, если человек совершил плохой человек или его обидели.


    1. Групповая работа с иллюстративным материалом (учебник или электронное приложение). Каждая группа выполняет задание по одной иллюстрации.


    Прочитайте заголовки иллюстраций.
    Группа 1. «Даже животные чувствуют добрую душу человека».
    Группа 2. «К концу жизни душа этого царя стала холодной и жестокой».
    Группа 3. «У человека боль в душе».
    Группа4. «Хорошо, когда на душе светло».
    Группа 5. «Душа обязана трудиться».
    Объясните, почему автор учебника так назвал иллюстрации. Какие внешние признаки на рисунках (признаки тела) позволяют сделать такие


    106

    выводы? Какие слова помогли определить вам настроение человека? Запишите их. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


    1. Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).




    1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 32— 35).




    1. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 34). Чтение и пересказ.




    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)




    1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.


    Примерные вопросы:
    — Что вы расскажете членам семьи о сегодняшнем уроке?
    — На что обратите особое внимание?
    — Что вы расскажите о православном учении о «внутреннем мире человека»?


    1. Закрепление основных понятий урока. Самостоятельная работа учащихся (запись новых слов и понятий, составление с ними предложений). Обсуждение результатов самостоятельной работы.


    Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Тренажёр», «Интерактивные модели», «Это интересно», «Золотое слово»). Работа выполняется по группам или индивидуально.


    1. Беседа: изменилось ли ваше понимание слова «душа» в ходе урока?


    Как? Как вы поняли, какие мысли надо от себя отгонять? Почему?


    1. Задание на дом: прочитать статью в учебнике и подготовить рассказ


    «Православное учение о человеке». Рассказать его родителям и другим членам семьи. Прочитать православную молитву (можно выучить) (с. 35).
    Проект на одну из тем: «Душа обязана трудиться», «О душе подумай», «На душе легко и радостно». Лучше выполнить проект с родителями и другими членами семьи.
    Подобрать рисунки, фотографии, которые раскрывают душу человека.
    Наклеить их в тетрадь. Придумать названия каждой иллюстрации.

    107

    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков
    Лариса Петрушина
    Обида
    Сидит, насупившись, девочка. Обиделась. Ушла, запряталась подальше
    от всех и переживает свою обиду. Что с ней произошло? Может быть,
    учительница на уроке незаслуженно «четверку»по истории поставила, а она
    так хорошо знала урок! – А вот одноклассница хуже отвечала, а ей
    «пять»поставили, да еще похвалили… Или мама братишке младшему новую
    игрушку купила и еще «Сыночек, мой маленький», — ласково так сказала. А
    дочке на этот раз ничего не принесла, и слова доброго ты не услышишь, одно
    ворчание и недовольство: «Ты ведь большая, тебе игрушки уже не
    интересны, а туфельки новые дорого стоят»… Подружки ли забыли про нее,
    на день рождения не пригласили… Или кто-то грубое слово сказал…
    Сколько поводов для обиды, как тут не обижаться! Не заметили, не оценили, не похвалили, не приласкали… Гадкая и мерзкая эта обида, вцепится в душу своими цепкими лапами, держит и не отпускает. Но как от нее избавиться?
    Непросто, однако, подумай сама хорошенько. Отчего ты на учительницу обиделась и на одноклассницу до сих пор дуешься? Ведь ты же только учебник прочитала, а она и в библиотеку городскую по субботам ходит…
    Тебе всегда хочется быть лучше, чем другие, хочется, чтоб тебя все хвалили и тобой восхищались. А одноклассница много трудится… Не справедливо на нее и на учительницу обижаться. Корень твоей обиды в тебе самой. Когда мы себе сами пупом Земли кажемся, тогда и от ближних нам только одно беспокойство и огорчение. Вот и получается, что твоя обида – родная сестра гордости, смертного греха, из-за которого все беды на Земле пошли, из-за него самый прекрасный ангел против Бога восстал…


    108

    Но разве плохо стремиться к совершенству? Плохо ли, что тебе постоянно хочется быть лучше всех – самой умной, самой красивой, самой нарядной? В своем воображении ты и вправду самая-самая распрекрасная, просто суперзвезда… «Что в этом нехорошего?» – скажешь ты. Но доброе ли побуждение тебя влечет? Для чего ты стремишься быть лучше других? Чтобы тебя хвалили, тобой любовались, тщеславие твое тешили. А это грех,


    • немалый. И если разобраться, то обида не сама по себе возникает, а рождается из гордости и тщеславия. И не обошлось тут ещё без одной уродливой сестрицы – зависти. «А царевна все ж милее, все ж румяней и белее…»Нет ли в тебе этой злой царицы из сказки? Самое прекрасное лицо зависть перекосит, сделает хуже, чем у Бабы яги.


    Сколько грехов-то, оказывается, иная обида скрывает! Больше всего нас гордыня собственная обижает, жить не дает. «Я»наше раздулось, как лягушка, и давай тщеславиться… Не обижаться бы впору, а каяться,
    душеньку очистить, сходить на исповедь в храм к батюшке, поведать ему свою беду-обиду… Как же святые, подвижники и Христа ради юродивые жили, а их часто по-настоящему обижали, не так, как нас? Их не понарошке,


    • всерьез и гнали, и поносили, и били, и мучили, а они не только не обижались, а молились за врагов своих. Преподобного Серафима так избили разбойники, что он чуть жив остался. Он же просил не наказывать их, не сажать в тюрьму. Или царевны, только не из сказки, а настоящие, дочери царя-мученика Николая, прекрасны они своей кротостью и смирением.


    Молились за тех, кто мучил их, и простили своих мучителей и убийц. Даже тень обиды не омрачила их светлые души.
    Постарайся быть на них похожей, не давай обиде завладеть твоим сердцем, не пускай в него змей подколодных – гордость, тщеславие и зависть, не попускай унывать духу твоему, а то сделается серым и безрадостным твой мир и все вокруг.
    Не настраивай себя на обиду и помни завет преподобного Серафима:
    «Не забывай дары приносить обижающим тебя»… Лучше помоги маме,


    109

    сделай ей неожиданный сюрприз, не жди, когда она тебя приласкает, сама скажи ей ласковое слово, ей так его не хватает. И урок в следующий раз хорошенько выучи, порадуй свою учительницу… А в ответ на недоброе слово просто промолчи кротко…


      • тогда в душе твоей будет всегда свет. Ведь все происходящее с нами совсем не случайно, да и «обидное»послано, чтобы образ Божий засиял




    • нас еще ярче, чтобы ничто не смогло помрачить его.


    Ну а если, в самом деле, поступили с тобой плохо, жестоко, сделали больно? Не суди сразу своих обидчиков. Бог все видит и все знает, всем воздаст по заслугам. Не придумывай, как отомстить, хотя и тяжело тебе в эту минуту. Постарайся сначала простить. Замечательно сказано в молитве: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи»и «от всякого зла и лукавства к братолюбному и добродетельному наставь жительству…»
    (Из журнала «Божий мир». 1997. — №2.)


    Слово Божие
    Из романа В. Дудинцева «Не хлебом единым»
    Однажды к старцу пришел юноша и сказал:
    — Авва! Я часто спрашиваю у святых отцов наставление для спасения души моей, но что ни скажут они мне, ничего не помню.


        • старца было два пустых кувшина; старец сказал юноше:


    — Возьми один из этих кувшинов, налей в него воды, вымой, воду вылей


    • поставь кувшин кверху дном на свое место.


    По повелению старца юноша сделал так и в другой, и в третий раз.
    Тогда старец спросил его:
    — Который из двух кувшинов чище?
    Юноша отвечал:
    — Тот, в который я наливал воду и который мыл.
    На это старец сказал:


    110

    — Так и та душа, сын мой, которая часто слышит слово Божие, хотя и не все удерживает в памяти из слышанного, однако более очищается, нежели та,
    которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия.


    Урок 10. Совесть и раскаяние
    Цель урока: углубление представлений о добре, зле, преступлении; ознакомление с понятиями «грех» и «раскаяние» в свете православного мировоззрения.
    Задачи урока:
    — Продолжить развитие представлений о нравственных православных категориях: добро, зло, совесть; грех и раскаяние.
    — Создать условия для совершенствования самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений, православного учения о совести и раскаянии.
    Ожидаемые результаты: учащиеся обогатят знания о добре, зле, совести.

    — Задумаются о том, что грех можно осознать и раскаяться, и о том,
    почему в православии покаяние считается лекарством для души.
    Основные термины и понятия: Добро. Зло. Грех. Преступление.
    Совесть. Раскаяние (покаяние). Отречение.
    Средства наглядности: иллюстративный материал в пособии, фотографии, репродукции картин.
    План урока:


    1. этап. Вводный (мотивационно-организационный) 1. Организация деятельности учащихся.


    — Обсуждение результатов выполнения домашнего задания:
    Что ты рассказал о «Православном учении о человеке». Чтение
    православной молитвы, детьми, которые выучили наизусть.
    Представление проектов «Душа» (2—3 проекта) и их обсуждение.

    111

    1. Работа с понятиями «добро» и «зло». Самостоятельная творческая работа: сочинение 3—5 предложений на тему «Душа обязана трудиться».


    Обсуждение результатов самостоятельной работы.


    1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение ее с учащимися: как вы понимаете тему урока? Работа с материалами рубрики «Вы узнаете». Что нового в понимание темы урока внесло знакомство с этим материалом?


    Чтение материала в рубрике «Вопросы и задания». На какие вопросы вы можете ответить, не читая материал в учебнике? Какие из них показались трудными? Интересными?


    1. этап. Основной (информационно-аналитический)




    1. Подготовка к восприятию нового материала.


    — Комментированное чтение статьи в учебнике.
    — Работа с мозаиками (с. 36). Найдите на мозаиках апостола Петра.
    Почему петух изображен между Христом и Петром?


    1. Групповая работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 36— 39 или электронное приложение).


    Прочитайте заголовки иллюстраций в учебнике «Храм — место покаянной молитвы» (группа 1), «Кающийся человек ненавидит свой поступок» (группа 2), «Раскаяние обновляет душу» (группа 3). Объясните, почему автор учебника так назвал иллюстрации.
    3 . Выборочный пересказ фрагментов статьи: «Отречение Петра», «Работа совести», «Раскаяние».


    1. Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 39).




      1. Подведение итогов: изменилось ли ваше восприятие понятий


    «добро» и «зло» в ходе урока? Как? Что такое раскаяние? Ты раскаиваешься в своих поступках? После этого тебе становится легче?


      1. Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 38, 39). Чтение и обсуждение.

    Запись в тетрадь одной из мыслей.


    1. этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)


    112

    1. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.


    Возможные вопросы к учащимся:
    — Что вы хотели бы рассказать близким о сегодняшнем уроке?
    — Что нового вы узнали?
    — На что обратите особое внимание?
    Можно эту работу провести в виде игры «Экзаменаторы».
    Класс делится на группы. Каждая группа, используя материал учебника, готовит вопросы для беседы с родителями. Потом обсуждаются результаты работы каждой группы, корректируются формулировки.


    1. Закрепление основных понятий урока: запись новых слов и понятий,


    составление предложений с этими словами. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.
    Работа с материалами электронного приложения по группам (рубрики «Хрестоматия», «Интерактивные модели», «Это интересно», «Золотое слово», «Словарь»).


    1. Задание на дом: Прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы


    (с. 36). Рассказать родителям, друзьям о том, что узнали на уроке.


    Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков
    Лев Толстой
    КАЮЩИЙСЯ ГРЕШНИК
    И сказал Иисусу: помяни
    меня, Господи, когда придешь
    в царствие Твое.
    И сказал ему Иисус: истинно
    говорю тебе, ныне же будешь
    со мною в раю.
    (Лк. XXIII, 42, 43)

    113

    Жил на свете человек 70 лет, и прожил он всю жизнь в грехах. И заболел этот человек и не каялся. И когда пришла смерть, в последний час заплакал он и сказал: «Господи! как разбойнику на кресте, прости мне!»Только успел сказать — вышла душа. И возлюбила душа грешника бога, и поверила в милость его, и пришла к дверям рая.


    • стал стучаться грешник и проситься в царство небесное.




    • услыхал он голос из-за двери:


    — Какой человек стучится в двери райские? И какие дела совершил человек этот в жизни своей?


    • отвечал голос обличителя, и перечислил все грешные дела человека этого, и не назвал добрых дел никаких.




    • отвечал голос из-за двери:


    — Не могут грешники войти в царство небесное. Отойди отсюда.
    И сказал человек:
    — Господи! голос твой слышу, а лица не вижу и имени твоего не знаю.
    И отвечал голос:
    — Я — Петр-апостол.
    И сказал грешник:
    — Пожалей меня, Петр-апостол, вспомни слабость человеческую и милость божию. Не ты ли был ученик Христов, не ты ли из самих уст его слышал учение его и видел пример жизни его? А вспомни, когда он тосковал

    • скорбел душою и три раза просил тебя не спать, а молиться, и ты спал,


    потому глаза твои отяжелели, и три раза он застал тебя спящим. Так же и я.
    — А вспомни еще, как обещал ему самому до смерти не отречься от него


    • как ты три раза отрекся от него, когда повели его к Каиафе. Так же и я.


    — И вспомни еще, как запел петух и ты вышел вон и заплакал горько.
    Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня.


    • затих голос за дверьми райскими. И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное.




    • послышался из-за дверей другой голос и сказал:


    114

    — Кто человек этот? и как жил он на свете?


      • отвечал голос обличителя, и опять повторил все худые дела грешника,




    • не назвал добрых дел никаких. И отвечал голос из-за двери:


    — Отойди отсюда: не могут такие грешники жить с нами вместе в раю.


    • сказал грешник:


    — Господи, голос твой слышу, но лица твоего не вижу и имени твоего не знаю.

    • сказал ему голос:


    — Я — царь и пророк Давид.


    • не отчаялся грешник, не отошел от двери рая и стал говорить:


    — Пожалей меня, царь Давид, и вспомни слабость человеческую и милость божию. Бог любил тебя и возвеличил пред людьми. Все было у тебя — и царство, и слава, и богатство, и жены, и дети, а увидел ты с крыши жену бедного человека, и грех вошел в тебя, и взял ты жену Урия, и убил его самого мечом амонитян. Ты, богач, отнял у бедного последнюю овечку и погубил его самого. То же делал и я.
    — И вспомни потом, как ты покаялся и говорил: «Я сознаю вину свою и сокрушаюсь о грехе своем». Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня.


    • затих голос за дверьми.


    И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное. И послышался из-за дверей третий голос и сказал:
    — Кто человек этот? и как прожил он на свете?





    • отвечал голос из-за двери:


    — Отойди отсюда: не могут грешники войти в царство небесное.
    И отвечал грешник:
    — Голос твой слышу, но лица не вижу и имени твоего не знаю.
    И отвечал голос:
    — Я — Иоанн Богослов, любимый ученик Христа.


    115

    И обрадовался грешник, и сказал:
    — Теперь нельзя не впустить меня: Петр и Давид впустят меня за то, что они знают слабость человеческую и милость божию. А ты впустишь меня потому, что в тебе любви много. Не ты ли, Иоанн Богослов, написал в книге своей, что бог есть любовь и что кто не любит, тот не знает бога? Не ты ли при старости говорил людям одно слово: «Братья, любите друг друга!»Как же ты теперь возненавидишь и отгонишь меня? Или отрекись от того, что сказал ты сам, или полюби меня и впусти в царство небесное.


    • отворились врата райские, и обнял Иоанн кающегося грешника и впустил его в царство небесное.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   26


    написать администратору сайта