орксэ. методич_рекомен. Методическое пособие для учителя поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева Основы православной культуры
Скачать 0.85 Mb.
|
Валаамский монастырь Главной достопримечательностью Северной Ладоги является группа скалистых островов. Берега сильно изрезаны заливами (шхерами), покрыты хвойными лесами, полями и сенокосными угодьями. Среди более 50 мелких островов Валаам занимает 28 квадратных километров. На нем одноименный поселок и ансамбль Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. У монастыря была богатая история. Его возникновение связывают с именами 181 преподобных Сергия и Германа и датой зарождения монастыря считают 960 год. По церковным документам известно, что в 1163 году монахи, ожидая нападения шведов, перенесли мощи святых Сергия и Германа в Великий Новгород, а в 1179 году захоронили их на вершине скалы на острове. По другим данным, монастырь возник в XIV веке. Во всяком случае, установлено, что до 1429 года в монастыре проживал инок Савватий – основатель Соловецкого монастыря. В начале XVI века монастырь владел обширными землями, крепостными крестьянами, солеварнями и рыбными ловлями на Белом море, домом и часовней в крепости Корела. В 1715 году Петр I отдает приказ о возрождении монастыря и строительстве церкви во имя Преображения Господня. Наибольший расцвет Валаамского монастыря приходится на XIX век. Обогащению монастыря также способствовало назначение в 1839 году на пост настоятеля игумена Дамаскина, который оставался у власти 42 года. В монастыре были очень жесткие правила. Попавший в него фактически не имел возможности покинуть остров (до начала XX века уход из монастыря был запрещен), поэтому в XVI—XIX вв. монастырь использовался в качестве места ссылки для духовных лиц. До Дамаскина было три формы жизни в монастыре: общежитийная, скитская и отшельническая. Дамаскин отменил отшельничество. Почти все работы на острове выполнялись монахами. В начале XX века на острове проживало около 1000 человек (в том числе около 450 монахов и 40 мальчиков, учившихся в школе в Красном скиту). В 1918 году остров вместе с Финляндией отделяется от России. После возврата Валаама в состав России в сентябре 1940 года на острове открылась школа боцманов с ротой юнг ВМФ. Монастырские постройки стали бесхозными памятниками. Комиссия архитекторов в конце 1960-х годов не сочла сооружения Валаама ценными в архитектурном отношении. С 1957 года началось посещение острова теплоходами с туристами. В 1971 году 8 монастырских зданий стали памятниками истории и культуры Карелии. В 1979 году на острове организован Историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 182 1981 году началась реставрация памятников. В 1989 году на острове Валаам появились монахи. В 1992 году Валаамский монастырь был полностью передан в пользование Русской Православной Церкви. Небольшая монашеская община взялась за дело возрождения монастыря. Священник Артемий Владимиров гостях у батюшки (отрывок) Помню, два года тому назад довелось мне посетить Соловецкий монастырь… Чудная обитель, даже не обитель, а крепость, бастион православия, форпост нашей веры… А какие стены! Какие камни неподъемные! Нам рассказывали, что во время Крымской войны, когда англичане и французы бомбили Соловецкий монастырь, ядра, словно орехи, летели по направлению к обители, а вся братия молилась. И чудо совершилось – смертоносный огонь не поранил никого, ни одного живого существа! Монах поведал, что даже малые цыплята (это в монастырской летописи было отмечено), бегавшие по двору, путавшиеся ножками меж травинок, остались живы! Ни одной смерти в Соловецкой обители, хотя ядер было выпущено столько, что какой-нибудь современный городок, Домодедово или Мытищи, был бы срыт с лица земли со всеми жителями. Итак, русские обители неразрывно связаны с прошлым и, конечно же, с грядущим, ведь они – единственное, что может дать нам духовное будущее. монастырями сопряжены воспоминания о днях минувших, о ратных подвигах русского человека. Действительно, такие обители, как Соловки, Валаам, Троице-Сергиева Лавра служили местом единения русского духа. Когда в грозную годину Русь вставала на защиту своих священных пределов, то там, в монастырях, и солдаты, и крестьяне, и чернецы, и простые ополченцы, и генералы – все чувствовали себя детьми, склонявшими главы под благословенье Божие. «Черная сотня» — не такое уж это страшное 183 название, ведь именно этими словами гордые, надменные шляхтичи, поляки, окрестили монахов Троице-Сергиевой Лавры. Урок 26. Отношение христиан к природе Цель урока: акцентировать внимание детей на ответственности человека за сохранение природы. Задачи урока: — Систематизировать знания детей об экологической катастрофе, которая грозит планете, если люди не вспомнят, что природа — Храм Божий. — Познакомить детей с суждением М.В. Ломоносова о великом христианском служении — изучать законы природы. — Формировать и развивать экологическое мышление и умение его применять в жизни. Ожидаемые результаты: — Учащиеся узнают, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться. — Учащиеся совершенствуют умение осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Продолжат осмыслять понятие «милосердие» на другом материале. Основные термины и понятия: ответственность за мир, христианское милосердие. Средства наглядности: иллюстрации в учебнике и электронном пособии, материалы презентации учителя к уроку. Репродукции картин и фотографий по усмотрению учителя. План урока: этап. Вводный (мотивационно-оргазационный) Организация деятельности учащихся. Презентация и обсуждение результатов выполнения домашнего задания. 184 — Что вы рассказали родителям, друзьям? — Какие вопросы они вам задали? — Проекты «Монастыри на Руси» (можно оформить выставку, или 4— 5 человек детей представят свои работы). Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Примерный план беседы с учащимися: — Как вы понимаете выражение «ответственность за мир»? — Вспомните и объясните значение слова «милосердие». Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Работа с материалами рубрики «Вы узнаете». Чтение и размышление, о чем узнают на уроке. этап. Основной (информационно-аналитический) Комментированное чтение статьи в учебнике (с. 84—85). Учащиеся выполняют задание по группам: I группа — подчеркивает то, что им показалось особенно важным; группа — составляет план обсуждения результатов самостоятельной работы. 2. Редактирование плана и его запись. Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадь. Работа с материалами рубрики «Это интересно». —Чтение; — Работа с иллюстрацией И. Айвазовского «Всемирный потоп» (дети рассматривают, опираясь на материал рубрики «Это интересно», готовят рассказ (как художник воплотил библейскую историю)). этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный) Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Примерные вопросы: чем вы расскажете родным и друзьям? Что обсудите? Какие вопросы зададите им? 2. Закрепление основных понятий урока. 185 Оценка и самооценка. — Какие понятия, известные вам раньше, вы осмысляли в других условиях? — Что нового узнали на уроке? — Что показалось интересным? — Над чем задумались? Что вас встревожило? Работа с материалами электронного приложения (рубрики «Контроль», «Тренажёр», «Хрестоматия»). Задание на дом: прочитать материал в учебнике (с. 84—85). Рассказать членам семьи и друзьям о том, что узнали на уроке. Дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков Священник Артемий Владимиров В гостях у батюшки (отрывок) с. 13—15 Сколько назидательных уроков сокрыто в природе! Нужно только уметь видеть, слышать, подмечать ее чудеса. Скажем, вода, река – как мягко она несет свои воды. Вглядись, дитя, и научись у матушки-Волги или Москва-реки, Пахры, Десны нежности, мягкости, гибкости характера. Нехорошо быть жестоким, напористым, настырным, человек – это не гидроэлектростанция. Вода все в себя вмещает: брось камень в реку, а он потонул в ней, только круги разошлись, минута – и как ни в чем не бывало, река спокойная, мерная, мирная. Так вот и душа человека. Кто-то бросил, метнул в вас резкое, грубое, обидное слово, дети именуют это «обзыванием», — если душа твоя глубока, как полноводная река, то она не съежится, не скукожится от такого оскорбления, а посмотрит только человек чистым, ясным, глубоким взором на оскорбителя и скажет: «Бог тебя простит». И мы уподобляемся тогда воде. По слову преподобного Иоанна Лествичника, пить поругание подобает, как «воду жизни». 186 А вот, дитя, долина. Сколь она отлична от высоких холодных гор, заснеженных скал, как бы прокалывающих небосвод. На высоте все безжизненно: ни травиночки, ни былиночки. И напротив, пологая долина при наступлении весны начинает плодоносить. Там в долине живут люди, там они выращивают хлеб. Оттуда из долины они смотрят в небеса и восхищаются красотой горных вершин. Но едва какой смельчак заберется туда. А чтобы жить в горах постоянно – так навряд ли. Долина дает жизнь. Долина – это образ какой добродетели? А ну-ка, взрослые наши читатели, попросим вас помолчать. Пусть ответят дети. И мне кажется, что они угадывают. Да, конечно! В этой долине прячется смирение. Природа таит в себе сотни загадок, и если у взрослых не хватает сообразительности, острозоркости, наблюдательности, находчивости, чтобы подметить их, посоветуем им взять в качестве домашнего пособия по воспитанию любви к природе и к духовным добродетелям книгу святого Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое». ней содержатся наблюдения нашего русского созерцателя за природой и прозрение о душе. Да и всякое настоящее, подлинное стихотворение, излившееся из уст поэта, корнями принадлежащего Руси, содержит в себе чудные уроки: образ желтеющей нивы, волнуемой колебаниями ветра, или серебристого ландыша, убаюканного журчанием ручейка, сливы, прячущейся под тенью сладостной зеленого листка, бездонная высота небес, а в них – запечатленный лик Божий. Как это в наше время звучит и прекрасно, и высоко, и свято! Давайте убедимся в этом ещё раз и прочитаем стихотворение, которое искусством слова, будто кистью художника, живописует картину русской природы. Родина Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля, — Это русское раздолье, 187 Это русская земля. Вижу горы и долины, Вижу степи и луга — Это русские картины, Это Родина моя. Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья — Это русская сторонка, Это Родина моя! И.С. Тургенев Воробей Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище, … но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! 188 Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Священник Артемий Владимиров Луг Духовный Господи, какая радость для души, какая благость – лесная поляна в ясный погожий день!.. Мурава плавно стелется волнами, поблескивая изредка слезами невысохшей росы. Господи, только Ты, Ты Сам, мог соткать этот чудный, веселящий душу ковер! Такое обилие цветов, такое множество тонов – и, вместе с тем, ничего лишнего, несоразмерного. Все былинки, каждая веточка знают Тебя, молятся Тебе, трепещут Твоего божественного величия, премудрости и силы! Повсюду разлиты благость и тишина, звенящий шум царства насекомых и безмолвие небес. Тонкие, едва уловимые ароматы трав и цветов, не сливаясь между собой, даруют душе то, что нельзя передать современным языком, но что столь ясно именуется по церковно-славянски «благорастворением воздухов»… Душа моя! Только посмотри на полевые цветы. Только вдохни в себя настоенный свежестью и здоровьем аромат лесного луга! Раскрой перед очами своими незнакомую дотоле, сокровенную книгу Божиего мира и вглядись в ее вещие письмена. А если имеешь чистое и молитвенное сердце, сама выведай у колокольчиков и кашки, шиповника и медуницы, одуванчиков их тайны… Спроси их обо всем; быть не может, чтобы они не 189 заговорили тогда, когда вопросит их душа, сотворенная по образу и подобию Божию. Вот у неслышно журчащего ручья я обретаю сонм незабудок, дружно склоняющихся над прозрачной водой. Что вы мне скажете, смиренные жители леса? «Наша тайна, — ответствуют они, — в близости к оживляющей нас влаге. Мы непрестанно вкушаем ее своими корнями. Она прозрачна, но Господь помазал наши лепестки голубизной небес. Мы порождены матерью землею, но никогда не забываем о небе, отражением которого и служит легкость и нежность наших крылышек». ты, царственный ландыш, о чем поведаешь мне, нарушителю твоего покоя и уединения? «Бог даровал мне снежную чистоту и непорочность. Я украшаю власы девственниц, вверивших себя Небесному Жениху Христу. Слезинка, застывшая на оваловидном продолговатом листе моем, есть сияние радости, а не скорби и печали. Когда она скатится вниз и разобьется, то лес наполнится пасхальным звоном; впрочем, ты можешь и не услышать его». Синий колокольчик, прячущийся меж полевых высоких трав, ты наклонил вниз главу твою. Ты не смотришь на небо, столь родное тебе, но обратил очи долу? Почему так? «Поверь мне, душа, нет ничего сладостнее и покойнее Христова смирения. Я даже не испытываю искушения взглянуть наверх. Я знаю, что мои собратья красивее и ароматнее меня, но это знание не приносит мне огорчения. Любовь примиряет собою все». Чудны и чудны веселые, стойкие ромашки, не находящие усталости в детской игре с шаловливым ветерком, приносящим прохладу. «Душа, ты не помешаешь нам, не бойся, — с улыбкой сказали они при моем приближении, покачиваясь на стройных ножках. – Если не станешь как дитя, то не войдешь Царствие Божие. Благодать Воскресшего Христа пусть исполнит тебя простоты и непосредственности. Видишь, златая сердцевина – это знак благодати Божией, открывающийся в сердце веселием и радостью. Белые 190 лепестки указуют на нашу строгость. Мы целомудренны, несмотря на веселый нрав». Но что это? Какой запах! Шиповник, ты привлек меня к себе так же, как этих пчел, своим благоуханием. Как прекрасны твои нежно — розовые цветы! Как их много! От тебя невозможно отойти.… Ой! Оказывается, и приблизиться к тебе страшно.… У тебя шипы… «Я могу научить тебя умению разбираться в людях. Душа, ты молода, как и я, но во мне больше мудрости. Не прежде доверяйся ближним, чем хорошо их узнаешь. Подозрительность греховна, а осторожность – это добродетель…» Господи, какая радость для души, какая благость – лесная поляна в ясный погожий день!.. К. Ушинский Четыре желания Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была. — Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было. И это желание Мити было записано в ту же книжку. 191 Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. |