Главная страница
Навигация по странице:

  • I ЧЕТВЕРТЬ ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

  • Основы художественного изображения

  • Народный орнамент России

  • Орнамент в искусстве народов мира

  • Народный орнамент России Декоративная композиция по мотивам росписи гжельской майолики: акварель, кисти Осенний вернисаж.

  • Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
    Дата29.10.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodichka_izo_shpikalova_3_klass.doc
    ТипМетодическое пособие
    #760519
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    T. Я. ШПИКАЛОВА,   Л. В. ЕРШОВА

    МЕТОДИЧЕСКОЕ
    ПОСОБИЕ


    К УЧЕБНИКУ

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
    ИСКУССТВО


    3 КЛАСС

     ЧИТАТЕЛЮ

    Дорогие учителя!
          Вы продолжаете работать по учебно-методическому комплекту (УМК), отражающему идеи программы «Изобразительное искусство и художественный труд (1—4 классы)» для начальной школы1.

          В процессе работы в 1 и 2 классах с учебниками «Изобразительное искусство», творческими тетрадями к ним и методическими пособиями для многих из вас, наверное, стала очевидной эффективность новых образовательных технологий преподавания интегративного курса.

          Авторы надеются на то, что предлагаемый УМК для 3 класса поможет вам продолжить осуществлять на занятиях с детьми интеграцию познавательной и созидательной творческой деятельности школьников. С этой целью предлагаемые в новом УМК теоретически обоснованные и практико-ориентированные новые образовательные технологии преподавания изобразительного искусства реализуются на следующих принципах:

          — формирование целостной картины мира;
          — открытость в социокультурную среду;
          — культурологическая и комплексная направленность;
          — единство федерального культурно-образовательного пространства;
          — приоритет общечеловеческих духовных ценностей;
          — личностно ориентированные подходы к развитию у учащихся творческих интересов в разных сферах жизни;
          — практическая направленность созидательной творческой деятельности учащихся.

          Достижение качественных изменений в содержании и методике преподавания интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» обеспечивается следующими параметрами УМК:

          — преемственность ценностных ориентиров содержания образования, а также образовательных технологий преподавания интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» для учащихся 1—4 классов;
          — единство задач программы «Изобразительное искусство и художественный труд» и УМК по годам обучения;
          — включение регионального компонента;
          — усиление эмоционально-образного компонента преподавания интегрированного курса;
          — активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, а также создание условий для реализации ими своих творческих способностей и роста такого рода потребностей;
          — рост профессионального мастерства, творческого потенциала, общекультурных интересов учителя при обращении к новым общеобразовательным технологиям преподавания интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд».

          Все это возможно реализовать в педагогической практике при вашей искренней заинтересованности в творческом, нравственно-эстетическом развитии своих учеников и при условии отношения к учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Художественный труд» как наиболее действенным способам и средствам, формирующим личность.

          В добрый путь! Желаем удачи!






          1 См.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4). В 2 ч. Ч. 2. Изобразительное искусство и художественный труд / Науч. руководитель авт. коллектива Т. Я. Шпикалова. — М., 2000. — С. 290—312.

    I ЧЕТВЕРТЬ

    ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


    (Уроки 1—8)


          № урока

          Тип урока

    Темы беседы и
    творческой работы
    Учебно-методический комплект

    Раздел программы
    Виды изобразительной деятельности: материалы

     

    Осенний вернисаж
    Мир красоты
    Живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство

    «И колос ржи, и дуб

    могучий <…>

    Растут из матери-земли».

    (К. Бальмонт)

    У., с. 5—9

    Любование произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства
    Использование данных произведений на уроках в течение четверти

    1. Урок-образ

    Земля одна, а цветы на ней разные

    У., с. 10—13

    Цвет, нюанс и контраст
    Создай композицию «Чужие цветы краснее, а свои милее»

    Т., с. 4—5

    Основы художественного изображения
    Рисование с натуры или по памяти: акварель, гуашь, кисти

    2. Урок-повтор

    В жостовском подносе все цветы России

    У., с. 14—17

    Русские лаки
    Экспериментируй. Нарисуй веточку с листьями и цветок лилии, как показал мастер

    Т., с. 6—7

    Народный орнамент России
    Повтор по мотивам цветочной росписи Жостова: акварель, гуашь, кисти

    3. Урок-вариация

    О чем может рассказать русский расписной поднос

    У., с. 18—19

    Укрась цветочным узором поднос

    Т., с. 8—9

    Народный орнамент России
    Вариации по мотивам цветочной росписи Жостова: гуашь, белила, кисть
    Подготовка к урокам художественного труда

    4. Урок-образ

    Каждый художник урожай своей земли хвалит

    У., с. 20—23

    Натюрморт. Свет и форма
    Экспериментируй с цветом.
    Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай»

    Т., с. 10—11

    Основы художественного изображения
    Рисование с натуры: акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши (по выбору)

    5. Урок-повтор и импровизация

    Лети, лети, бумажный змей

    У., с. 24—25

    Орнамент и форма
    Заверши композиционную схему зеркально-симметричного орнамента бумажного змея. Придумай форму и яркое украшение для своего воздушного змея. Выполни эскиз

    Т., с. 12—13

    Орнамент в искусстве народов мира
    Декоративная композиция по мотивам народной орнаментики: акварель, гуашь, кисти, фломастеры или цветные карандаши (по выбору)
    Подготовка к урокам художественного труда

    6. Урок-вариация и импровизация

    Чуден свет — мудры люди, дивны дела их

    У., с. 26—27

    Лоскутная мозаика
    Прочти композиционные схемы орнаментов лоскутных ковриков, поясни название композиций. Cоздай эскиз орнамента для своего лоскутного коврика

    Т., с. 14—18

    Народный орнамент России
    Декоративная композиция по мотивам народного орнамента: акварель, гуашь, кисти, фломастеры
    Подготовка к урокам художественного труда

    7. Урок-образ

    Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет

    У., с. 28—30

    Экспериментируй с красками и цветными карандашами. Прочти композиционные схемы пейзажей. Нарисуй картину «Родные просторы»

    Т., с. 16—17

    Основы художественного изображения
    Рисование по памяти, по представлению: акварель, гуашь, кисти

    8. Урок-повтор

    Родные края в росписи гжельской майолики

    У., с. 31—33

    Русская керамика
    Экспериментируй. Получи растяжение цвета, как на майолике Гжели. Нарисуй деревья, как гжельские мастера. Укрась тарелочку

    Т., с. 18—21

    Народный орнамент России
    Декоративная композиция по мотивам росписи гжельской майолики: акварель, кисти

          Осенний вернисаж. Беседа: Мир красоты.

    Основные цели и задачи работы
    с изобразительным материалом вернисажа:

          1. Помогать учащимся раскрывать эстетическую ценность природы.
          2. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия детьми осенней природы, отраженной в произведениях народных мастеров и художников.
          3. Развивать поэтическое видение природных явлений в реальной жизни, в произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

    Примерный ход беседы:

          1. Выявление особых признаков осени как времени года, отраженных в произведениях искусства.
          2. Сопоставление наблюдаемых учащимися природных явлений с художественным образом русской осени в произведениях поэзии, музыки, народном и профессиональном искусстве.
          3. Итоги: в ходе беседы учащиеся делают вывод о богатстве и многообразии осенней природы, о ее бесконечной красоте и о безграничных возможностях передачи этой красоты в произведениях художественного творчества.

          Представленный зрительный ряд из произведений различных жанров изобразительного искусства предваряют строки стихотворения К. Бальмонта «Славянское древо». Поэтично и емко автор выразил в них широту и всеохватность красоты природы, всего того, что рождает матушка-земля. Эти строки поэта помогут учащимся расширить представления о земных красотах. В своих рассказах о собственных наблюдениях природы они поделятся яркими впечатлениями об осенней поре и о том, что вызывало у них наибольшее наслаждение.

          Обратившись к произведениям, представленным на вернисаже, учащиеся смогут найти на них аналоги своим наблюдениям и попытаться самостоятельно рассказать о том, что в осенней природе взволновало каждого из авторов этих работ.

          В беседе внимание учеников следует акцентировать и на таком аспекте: красота каждого уголка земли привлекательна по-своему, и не случайно художники, живущие в разных краях, находят свои особые средства для ее выражения: одни пишут живописные пейзажи на холсте, другие создают миниатюрные картины на лаковой поверхности шкатулки, третьи вплетают красоту золотой осени в образ бытовой вещи. Попытайтесь построить работу так, чтобы ученики определили технику исполнения художественных произведений, представленных на вернисаже, и высказали впечатления о них, а также вспомнили подобные работы, которые они рассматривали во 2 классе.

          Обобщая рассказы детей, можно отметить, что действительно художники и народные мастера запечатлели красоту самых разных регионов: Центра России (М. Нестеров. «Осенний пейзаж»; И. Страхов. Коробочка «Осень»; В. Овчаров. «Осенний пейзаж»); Севера России (А. Бородин. «Пейзаж с грибами»); Юга России (Н. Присекин. «Прохладно»; А. Курнаков. «Дорога на Знаменку»); Сибири (Г. Бочаров. «Тайга») и т. д.

          Желательно в этот ряд включить произведения местных художников, подчеркнув своеобразие родной природы, художественные особенности творчества земляков. Главный вывод беседы должны сделать учащиеся: Земля, на которой все мы живем, — одна, но красота ее разнообразна, и поэтому художники, графики, народные мастера и писатели не перестают удивляться и воспевать ее неповторимость.

          Следует помнить о том, что работа с произведениями вернисажа должна быть включена в содержание уроков, всего осеннего цикла, предполагая неоднократное возвращение к этим работам с целью рассматривания их с новой точки зрения (например, уроки 1, 4, 7, 8).

          Урок 1. Беседа: Земля одна, а цветы на ней разные. Цвет, нюанс и контраст. Творческая работа: Рисование с натуры или по памяти композиции «Чужие цветы краснее, а свои милее».

    Основные цели и задачи урока-образа:
          1. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися красивых осенних цветов.
          2. Углублять представления детей о контрасте цвета, о фактуре в композициях натюрмортов из цветов.
          3. Формировать у третьеклассников различные приемы работы кистью: в передаче образа осенних цветов.

    Примерный ход урока:

          1. Беседа «Земля одна, а цветы на ней разные» (У., с. 10—13).
          2. Показ учителем на доске различных приемов работы кистью при изображении осенних цветов.
          3. Выполнение третьеклассниками упражнения в творческой тетради (с. 4).
          4. Обсуждение с учащимися того, как они будут рисовать кистью композицию на тему «Чужие цветы краснее, а свои милее». Рисование осенних цветов в тетради (с. 5).
          5. Итоги: в беседе с детьми выясняем, какие букеты особенно выразительны и почему; в каких изображениях особенно чувствуется, как авторы любуются красотой цветов родной земли.

          Беседу можно начать с вопроса о том, какие цветы известны третьеклассникам. Конечно, многие ребята захотят назвать свои любимые цветы, тем более что в их памяти еще живы впечатления от букетов, принесенных к началу учебного года в свой класс. После того как дети проявили активный интерес к живым цветам, переходим к рассматриванию репродукций в учебнике. Просим найти на них те цветы, которые дети называли.

          Следующий этап эстетического восприятия связан с ответами учащихся на вопросы в учебнике (с. 13).

          В разных регионах нашей Родины можно увидеть осенние цветы от скромных по колориту и форме до ярких и причудливых.

          Чтобы углубить эмоционально-ценностное восприятие букетов, изображенных художниками, желательно обратить внимание на контраст цвета и фактуры. Например, в натюрморте А. Герасимова ощутить красоту легкого и нарядного букета пионов нам помогает контраст нежных оттенков бело-розовых цветов с холодным блеском твердого металла подноса и стекла вазы. Нарядность и воздушность букета усиливается и контрастом света и тени, чередованием освещенных и попавших в тень цветов. Солнечный свет пронизывает всю картину, создавая радостное настроение.

          Натюрморт В. Юкина «Рябина» решен в сближенной цветовой гамме багряных оттенков золотой осени: здесь контраст — в противопоставлении силуэта тяжелых монолитных гроздей хрупким кружевным листьям рябины.

          Этап урока, связанный с показом на доске приемов изображения цветов кистью, опытные учителя выделяют как дающий возможность для проявления творчества учителя. Приведем пример из практики.

          Учитель показывает, как кистью нарисовать пятно, приговаривая: «Мы хотим нарисовать астрочку. Проведем разные, темные и светлые, полосочки — это лепестки. Обращаем внимание на то, как держать кисть. Рисуем середину цветка. Вновь обращаем внимание на то, как держать кисть, чтобы получить точечки-тычинки».

          Дети наглядно видят, как простые приемы рисования кистью превращаются в художественное изображение. Они быстро и уверенно выполняют упражнение в тетради.

          Перед началом творческой работы учитель выслушивает суждения учащихся о том, какие букеты они будут рисовать и какие приемы при этом использовать. Опыт подтверждает, что проговаривание детьми этапов и приемов выполнения творческой работы довольно эффективно: третьеклассники начинают верить в хороший результат, в то, что создадут свое изображение натюрморта.

          Урок 2. Беседа: В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки. Творческая работа: Экспериментируй. Нарисуй веточку с листьями и цветок лилии, как показал мастер.

    Основные цели и задачи урока-повтора:

          1. Содействовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися росписи жостовских подносов.
          2. Раскрыть детям секрет послойного жостовского письма.
          3. Развивать у учеников навыки кистевого письма: в выполнении ими художественно-творческой задачи на повтор.

    Примерный ход урока:

          1. Беседа «В жостовском подносе все цветы России». Знакомство с росписью подносов, представленных в учебнике, и выслушивание ответов учащихся на вопросы (с. 14—16).
          2. Сообщение учителя о рождении цветка розы в жостовском букете: в гостях у мастеров Т. Шолоховой и М. Лебедева.
          3. Эксперимент: рисование кистью веточки и цветка лилии при соблюдении последовательности жостовского письма (так, как показал мастер).
          4. Итоги: выставка рисунков, ученики-«искусствоведы» дают оценку выполненным работам, делая акценты на том, насколько убедительно в кистевой росписи отражены особенности послойного жостовского письма.

          Эпиграфом, своеобразным зачином ко всей работе учителя по ознакомлению младших школьников с искусством создания жостовского подноса, может служить точка зрения ведущего искусствоведа в области изучения народного искусства М. А. Некрасовой. О своеобразии народного восприятия мира мастерами Жостова она пишет: «Их роспись покоряет широким разливом цвета, ассоциативностью образов, проникнутых лирико-эпическим началом. Мотив цветов приобретает выражение народного образа цветущего сада. Полыхание цветов из черной глубины, угасающее к краям и накаленное, насыщенное к центру, переносит в мир чудесного, в мир народных поэтических представлений, слитых с ощущением реальной земной плоти мира. Любовь к цвету, отличающая русскую традицию, здесь соединилась с конкретным мотивом цветка, что имеет свои глубокие корни в крестьянском искусстве»1.

          После того как учащиеся рассмотрели цветы на подносах и ответили на вопросы в учебнике (с. 14—16), они знакомятся с особенностями послойного жостовского письма.

          Один из вариантов рассказа учителя о рождении розы в жостовском букете может быть таким. Попробуйте погрузить учащихся в созерцание красоты жостовских букетов и поразить их тем, как много в них роз! Роза — королева цветов. И в букетах жостовских мастеров она всегда в центре. Цветок розы самый большой и пышный. Его лепестки переливаются множеством нежных оттенков розового, белого, кремового, алого. Но не сразу на подносе появляется такой царственно прекрасный цветок розы во всем своем великолепии неувядающей свежести, чтобы притягивать взор зрителя и манить к себе, в глубину черного бархатного фона металлического подноса. О том, какой интересный и длительный путь совершает изображение розы, прежде чем предстать в жостовском букете, ребятам помогут понять росписи Татьяны Шолоховой, художницы Жостовской фабрики (У., с. 16—17). Во время объяснения третьеклассники рассматривают этапы росписи подноса в учебнике (с. 16—17). Эти работы Т. Шолохова выполнила на настоящих подносах для показа школьникам. Основная мысль рассказа сводится к следующему описанию:

          

          От первого прикосновения кисти, насыщенной смесью оранжевого с белилами, на гладкой, безукоризненно отшлифованной металлической поверхности подноса возникает бледный силуэт крупного цветка. В нем нет еще множества лепестков, яркости цвета. Мастер просто обозначил место, где будет расцветать роза. Эти первые мазки в жостовской росписи называются замалевок. Но, оказывается, таким силуэтом цветок останется на стадии замалевка ненадолго. Мастер готовит иссиня-зеленую смесь и лепит кистью форму лепестков. Затем пишет листья и стебель.

          Тенежка (созвучно слову «тень») — следующий слой в жостовской росписи. На этапе тенежки мастер прозрачным слоем краски накладывает тени. Но тени эти не простые, а цветные: для розы — густо-красный цвет, для листьев — темно-синий. Красные, синие и зеленые тона почти полностью закрыли белесый подмалевок. Роспись приобрела жгуче-яркое звучание. Цветок и листья погрузились в глубину фона.

          Прокладка — самый ответственный этап жостовского письма. Мастер проявляет, уточняет, высветляет форму цветка, листьев. Лепестки розы набирают силу, становятся тонкими, изящными. Кисточку насыщают яркими красками, смешанными с белилами.

          Теперь, когда роза почти ожила, остается выявить всю силу света, вплавить блик в цвет лепестка. Розовой краской с обильной примесью белил мастер завершает лепку формы. Эта стадия письма — бликовка. Мастер пишет азартно, вдохновенно. Ритм и характер мазка меняются: на листья светлые блики наносятся в форме своеобразных долек; на розе блик то одним мазком высветляет край хрупкого лепестка, то несколькими ударами освещает почти всю его поверхность.

          Для завершения рисунка розы с листьями осталось совсем немного. Мастер берет тонкую и длинную специальную кисть, обильно насыщает ее светлой краской. Тонкая кисточка словно порхает над подносом. Вот она коснулась листьев, и появился живой трепет прожилок, обозначился кружевной край листочка из глубины затемненного пространства. В центре чашечки цветка розы очертились семенца. Этот прием стремительного музыкального ритма росписи называется чертежкой. Окончательно связать букет в одно целое, соединить его с фоном, придать росписи особую легкость и изящество помогает привязка — рисование тонких травинок, усиков. Они заполняют оставшиеся промежутки между цветами и листьями.

          Этот рассказ учитель может варьировать, импровизировать, взяв (как и авторы) за основу описание работы потомственного жостовского мастера В. Д. Кледова, записанное исследователем искусства Жостова Б. И. Коромысловым (см. список рекомендуемой литературы). С каждым новым возвращением к описанию системы послойного жостовского письма в каждом последующем классе будут возникать все новые и новые варианты беседы.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта