|
Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
| Геральдические символы
В гербе каждый цвет, изображения фигур людей, животных, предметов имеют символическое значение.
Цвета
| Белый — власть, чистота. Зеленый — надежда, свобода, изобилие. Золотой — справедливость, милосердие. Голубой — величие, красота, ясность.
|
| Красный — храбрость. Пурпурный (фиолетовый) — достоинство, могущество. Серебряный — правдивость. Черный — скромность.
| Фигуры
| Венок — награда, почет. Волк — жадность. Ворон — долголетие. Дракон — зло, ужас. Журавль — бдительность. Звезда — счастье, вечность. Змея — мудрость. Ключ — безопасность. Корабль — благополучие. Лев — сила, мужество. Лук — самозащита. Муравей — трудолюбие. Медведь — предусмотрительность.
|
| Олень — символ воина, перед которым бежит неприятель. Орел — власть. Петух — бдительность, готовность к бою. Рука — верность, оборона, клятва. Сноп — плодородие. Солнце — истина, богатство. Топор — угроза противнику. Якорь — надежда.
| Литература: Гербы городов России: Альбом. — М., 1998; Города России: Энциклопедия / Отв. ред. Г. М. Лаппо. — М., 1994; История отечества / Сост. В. А. Бокова. — М., 1997. — C. 271. — (Словари школьника); Муравьева Л., Дудишина Т. Сокровища России: Энциклопедия. — М., 2000. — C. 3, 24—25, 28—29; Осетров Е. И. Святая Русь: Рассказы, эссе. — М., 1996.
А также альманахи «Отечество», «Памятники Отечества», серия книг «Дороги к прекрасному» издательства «Искусство», журнал «Родина».
Урок 32. Беседа: Сиреневые перезвоны. Натюрморт: цвет и свет. Творческая работа: Нарисуй сирень с натуры или по представлению, под впечатлением произведений искусства.
Основные цели и задачи урока-образа: 1. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися красоты весеннего цветения в природе. 2. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия произведений художественного творчества, отражающих торжество цветущей природы. 3. Расширять представления учащихся о натюрморте, о роли света в формировании колористической гаммы в произведениях живописи. 4. Совершенствовать у третьеклассников образное видение, цветовидение, живописно-декоративные и композиционные навыки в исполнении натюрморта-образа.
Примерный ход урока: 1. Проведение беседы с учащимися по их предварительным наблюдениям цветущей природы. 2. Рассматривание учениками произведений известных художников и ответы на вопросы (У., с. 109—110). 3. Экспериментирование с красками: поиск детьми разнообразных оттенков цвета для теневой и освещенной поверхности сиреневых соцветий (Т., с. 72). 4. Выполнение третьеклассниками творческого задания: сочинение собственной композиции или рисование натюрморта с сиренью с натуры (Т., с. 73). 5. Итоги: рассматриваем выставку цветочных композиций, любуемся разнообразием творческих решений, богатством цветовой палитры рисунков.
Вот наступила пора цветущей весны. Теплая, долгожданная. Тема урока напоминает о ее звонкой красоте. Беседуя с детьми об этой замечательной поре, настройте их на лирический лад. Пусть ребята расскажут, как красивы первоцветы, как удивительно пышно, облачно цветет душистая черемуха, как ласкова и нежна сиреневая цветень. Прочитайте стихи (Т., с. 109) о весеннем цветении, найдите в них яркие, сочные описания природы. Вспомните, что замечательным ее украшением в эти дни становятся переливчатые соловьиные трели. В народном календаре даже особый соловьиный день есть — 15 мая. Предложите детям ответить на вопросы учебника (с. 110), связанные с впечатлениями наблюдений природы и рассматриванием художественных произведений. В основном здесь представлены картины-натюрморты. Но попытайтесь найти самостоятельно работу другого жанра — фрагмент русской расписной шали.
Пусть дети сравнят ее изображение с живописными картинами и догадаются, в чем они схожи и чем различаются. Третьеклассники уже могут назвать главное отличительное качество, присущее рисунку шали, — декоративность. Обратите внимание детей на то, что в этом рисунке каждый лист, цветок, бутон изображены с предельной условностью формы, объема цветовой гаммы. Богатый, мерцающий цвет, рисунок кистей сирени, очертания и разделка листьев складываются в изящные узоры из повторяющихся элементов.
Совсем иной характер изображений в живописных картинах. Пусть ребята сами попытаются рассказать о них. Нацельте их на нахождение особенных черт каждого произведения. Обратите внимание, как художники по-разному пользуются светом: у одних он мощно высвечивает верхушки сиреневых гроздьев, у других свет рассеянный. Отметьте, как влияет свет на цвет изображаемого. Пусть ребята внимательно вглядятся в каждую работу, назовут цветовые оттенки теневой и освещенной поверхности сирени, попытаются увидеть, какими приемами художники пользуются при передаче цветов, листьев («раздельные мазки» положены в одном направлении, мазки, пятна беспорядочно разбросаны в пределах формы кисти сирени и т. д.). Художники убедительно выявляют конусообразную форму сиреневой кисти.
В тетради (с. 72) дети выполняют упражнения: ищут разнообразные оттенки для передачи затемненных и освещенных участков букета сирени; на свободном поле пробуют изобразить цветочную кисть «раздельным мазком».
Творческое задание учащиеся выполняют также в тетради (с. 73). Обратите внимание детей на то, что композиция может быть решена по-разному, каждый выражает свой восторг, любование сиренью по-своему: или это пышный букет, не умещающийся на листе, или одна крупная ветка, может быть, букет в стеклянной вазе, а кто-то изобразит ветку сирени у раскрытого окна. Следует напомнить, что выразительность рисунка усилится, если в нем будет ощущаться освещенность, если весь лист будет заполнен изображением, цветом и если в композициях дети постараются передать мерцание цвета так, чтобы в работах зазвучали сиреневые перезвоны.
Уроки 33—34. Беседа: «У всякого мастера свои затеи». Орнамент народов мира. Творческая работа: Придумай орнамент, в котором изображение животного станет мотивом. Выполнение изображения зверя в разных техниках.
Цели и задачи уроков-импровизаций: 1. Дать представление учащимся о мифологических и сказочных образах в орнаментальных мотивах в искусстве народов мира. 2. Углубить представление детей о связи материала, формы и техники исполнения в украшении художественной вещи, предмета; о связи красоты и функционального предназначения предмета. 3. Создать условия для выполнения третьеклассниками творческого замысла.
Примерный ход урока: 1. Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных мастеров мира (У., с. 111—112; Т., с. 74—77). 2. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе. 3. Творческая работа в тетради (с. 75, 78, 79). 4. Итоги: учащиеся рассказывают о своих творческих замыслах. «Эксперты-искусствоведы» определяют призовые места на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи».
Учащиеся внимательно рассматривают изображения сказочных, мифологических мотивов в народном творчестве, представленные на страницах учебника и тетрадей. Они вспоминают, какие сказки, легенды и поверья связаны с изображением Полкана, птицы Сирин, коня и оленя в произведениях народных мастеров, с которыми они знакомились в 1—2 классах.
Желательно привести сведения, которые помогают понять, как и почему в далекие времена человек обожествлял силы и явления природы. Так, например, в средневековых легендах представления о птицах были не менее фантастичны, чем о животных. Им приписывали мифическую силу и власть. Согласно представлениям той эпохи, орел, чтобы проверить силу и жизнеспособность своих детенышей, обращал их к солнцу: тех, кто не мог смотреть на солнце прямо, не закрывая глаз, сбрасывал с высоты. Таинственная сила птицы передавалась даже его перьям. Поэтому к боевой стреле прикрепляли перо орла, чтобы она стала быстролетной и меткой. Такими стрелами особенно дорожили. У былинного богатыря Дюка Степановича, например, из трехсот стрел таких было всего три, и им «цены не было», «потому тем стрелам цены не было, колоты оне были из трость-дерева, клеены они клеем осетра-рыбы, перены они перьицем, пером сиза орла, а сиза орла, Орла Орловича…».
В целях активизации эстетического восприятия сказочных, мифологических мотивов предлагаем такие вопросы:
1. Каждый ли орнаментальный (декоративный) мотив напоминает реальный праобраз? Назови праобразы, которые ты узнал. 2. Какие орнаментальные образы кажутся тебе сказочными, фантастическими? В каком из обликов можно выделить сочетание черт, признаков нескольких живых существ (зверя и птицы и т. д.)? Назови их. 3. Как ты думаешь, если образ грифона составляют изображения орла и льва, то как можно расшифровать образы дракона, птицы Сирин, русалки?
Если в творческой работе на уроке 33 учащиеся могли выбрать любой образ зверя или птицы с целью создания орнаментального мотива, то на следующем, заключительном уроке они изображают одного зверя в разной технике (резьба, графическое решение, роспись, аппликация). Это может быть лев, Полкан, единорог, русалка-берегиня.
Желательно напомнить некоторые из мифологических представлений о животных.
Лев или барс — животные южного происхождения — глубоко вошли в круг образов народного искусства. К славянскому язычеству лев прямого отношения не имеет. Появление образа этого зверя в искусстве Древней Руси искусствоведы связывают с христианством, включившим в свою литературу и символику не только библейские образы, но и фольклорные мотивы восточных народов.
Царь зверей являл собой символ царской власти, потому его и помещали на княжеские гербы, на строения, возводимые по замыслу и под покровительством князя. Лев выступал при этом и как сила охранительная, и как глава природного царства, покорившегося крепости человеческого духа. Отнюдь не случайно образ льва использовали как символ сильного неусыпного стража. Распространенный в Византии и Древней Руси сборник назидательных рассказов о животных и птицах «Физиолог» повествовал о том, что лев даже спит с открытыми глазами: «…егда спит, а очи его сбдита».
Однако в представлении наших предков характер зверя стал иным: он как бы утратил черты свирепого и злого хищника, остались только сила, мужество и благородство, т. е. те черты, которые русский человек испокон веков ценил превыше всего, воспевал их в песнях, былинах и сказках.
Образ льва можно увидеть в скульптуре, на изразцах, в рисунках тканей, в изделиях из серебра, простого металла, дерева, керамики и многих других.
В творческой тетради (с. 76—77) даны иллюстрации, раскрывающие связь материала, формы и техники исполнения сказочного льва: резная доска, графический рисунок, роспись, аппликация.
Учащимся можно предложить такие вопросы:
1. Чем отличается одно изображение льва от другого? 2. Как влияет выбор техники и приемов изображения на характер и выразительность силуэта зверя?
Свои знания и умения создавать декоративный сказочный образ третьеклассники реализуют в заключительной творческой работе (Т., с. 78—79).
При подведении итогов обратитесь к поэтическим строкам А. С. Пушкина из «Пролога» к поэме «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый…»
Желательно также вспомнить, а при возможности продемонстрировать сохранившиеся творческие работы детей на подобную тему, которые они выполняли в 1 и 2 классах, но с иной творческой целевой установкой.
Литература: Жегалова С. К. Русская народная живопись. — М., 1984; Жегалова С., Попова З., Черняховская Ю. Пряник, прялка и птица Сирин. — М., 1983; Звери и птицы славянской мифологии в декоративно-прикладном искусстве / Сост. У. Н. Лебедевская, В. А. Селянкин. — Тверь, 1998; Изобразительные мотивы в русской вышивке / Сост. Г. Дурасов. — М., 1990.
|
|
|
|