Главная страница
Навигация по странице:

  • КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Русская старина в произведениях искусства(Жостовский поднос и его хозяин:«Чаепитие дома», «Чаепитие в трактире»)

  • КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Кузнецов Павел Варфоломеевич

  • Машков Илья Иванович

  • Серебрякова Зинаида Евгеньевна

  • Литература

  • Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
    Дата29.10.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodichka_izo_shpikalova_3_klass.doc
    ТипМетодическое пособие
    #760519
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Особенности жостовского письма
    в создании народного образа цветущего сада


          Одна из особенностей жостовского письма — мера реального и условного в цветочной композиции. Этот выразительный прием — сочетание реального и условного — присущ и другим творениям народного искусства, например сказкам, былинам. Как же проявляется этот прием в росписи? Художник в изображении реального цветка усиливает орнаментальный, декоративный характер образа. Для тех же цветов, которым нет прямой аналогии в природе, художник находит убедительное правдоподобие. В изображении крупных цветов розы и георгина, которые легко узнаются, мастер подчеркивает декоративную звучность цвета, ритмическое расположение лепестков. Одновременно в композицию могут быть включены и цветы, которые хотя и созданы фантазией художника, но переданы правдоподобно. Мера реального и условного, подлинного и вымышленного проявляется и в том, как мастер освещает цветы в декоративном букете. Он не следует реальному направлению света от одного источника. Свет освещает букет с разных сторон так, чтобы выявить главное, создать настроение и колорит, связать изображение с фоном, поверхностью подноса. Сопоставьте реальное и условное освещение букетов на подносах мастеров Н. Мажаева и М. Митрофановой.

          Особенности жостовского письма заключаются и в точно найденных соотношениях крупных и мелких цветов, в ритме цветовых пятен и основных линий. Эти важные качества композиции проявляются в росписи на первом этапе — замалевке. Во время работы мастер постоянно вращает поднос на колене. Это позволяет сделать выразительный мазок, подчинить его общему ритмическому строю росписи. Одновременно глаз художника корректирует с многих точек зрения соотношения цветочных силуэтов между собой и свободным фоном. И наконец, вся система жостовского письма служит для связки декоративной росписи с сущностью вещи, ее поверхностью, с подносом, оформленным орнаментальным бортиком. Не нарушая плоскостности изображения, художники Жостова создают впечатление условной глубины и объемности, умеют заставить фон подноса быть не просто глухим задником, а как бы окутывать и поглощать изображение. (По материалам кн.: Богуславская И. Я., Графов Б. В. Искусство Жостова. — Л., 1979.)

          Литература: Богуславская И. Я., Графов Б. В. Искусство Жостова. — Л., 1979; Барадулин В. Уральский расписной металл // Наше наследие. — 1991. — № V (23). — С. 155—159; Дьяков Л. А. Связь поколений в творчестве жостовского мастера Л. И. Гогина // Народные мастера: Традиции, школы. Вып. 1 / Под ред. М. А. Некрасовой. — М., 1985. — С. 40—49; Коромыслов Б. И. Жостовская роспись. — М., 1977; Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс средств обучения. Вып. 3. Жостовские подносы. Слайд-фильм, сопроводительный текст, методические рекомендации / Сост. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992.

          Урок 3. Беседа: О чем может рассказать русский расписной поднос. Творческая работа: Укрась цветочным узором поднос.

    Основные цели и задачи урока-вариации:

          • созвучны предыдущему уроку. Уточняются и углубляются знания о последовательности выполнения художественно-творческой задачи: формировать представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества.

    Примерный ход урока:

          1. Путешествие в прошлое. «Жостовский поднос и его хозяин».
          2. Беседа о сходстве и различии в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца.
          3. Проговаривание учащимися состава своей композиции цветочной росписи на подносе и приемов ее выполнения. Самостоятельная работа в творческой тетради (с. 9).
          4. Итоги: обсуждение художественных удач школьников при анализе их эскизов росписи подносов; выводы учителя о том, что следует учесть во время работы над подносами на уроках художественного труда.

          Урок начинается с увлекательного путешествия. Перед третьеклассниками предстают картины жизни и быта, связанные с добрым и красивым обычаем на Руси — чаепитием (см. иллюстрации в учебнике (с. 18—19) и справочный материал к уроку).

          Для активизации детского творчества и решения третьеклассниками художественной задачи на вариации мотивов жостовского букета желательно обратить внимание на сходство и различие в приемах кистевого письма мастеров из разных центров народных художественных промыслов. Приведем один из примеров сопоставления приемов жостовского письма с приемами росписи Городца.

          Так, уже начало росписи цветка розы с замалевка намного расширяет представление младших школьников о роли пятна как выразительного средства. Ранее они знакомились с этим изобразительным приемом в росписи городецких изделий. Городецкие мастера с первого мазка стремятся получить почти окончательный декоративный эффект. Пятно цветка купавки, или розана, дорабатывается лишь приемом темной и светлой оживки. Совсем другие возможности мазка в жостовской росписи. В свободном мазке кистевой росписи жостовский мастер как бы чего-то не договаривает, оставляет за собой право произвести доработку цветка. И учащиеся пробуют так же начать свой неторопливый рассказ кистью о красоте декоративного цветка, но так, чтобы было что досказать о нем кистью и на следующих этапах работы.

          Значительно расширяются представления учащихся о значении цветной линии в усилении выразительности образа. Вновь стоит обратиться к сопоставлению белой линии в городецкой росписи и в жостовской живописи. Четкий ритм белых бусинок-точек, штрихов и дужек на городецких цветах завораживает, вносит свет и усиливает мажорность цветочной росписи. В жостовских букетах есть множество цветных линий самого разного оттенка (розовые, голубые, бледно-желтые, светло-зеленые — всех оттенков не перечислить). И эти легкие линии-чертежки придают особую воздушность и трепетность растениям в букете.

          В творческой игре элементы послойного жостовского письма могут натолкнуть ребят на эксперимент с художественными материалами и поиск выразительных средств для воссоздания образа цветка.

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Русская старина в произведениях искусства
    (Жостовский поднос и его хозяин:
    «Чаепитие дома», «Чаепитие в трактире»)

          Слова «поднос», «самовар», «чаепитие» невольно вызывают в нашей памяти сцены размеренного уклада жизни россиян прошедших столетий. Чай на Руси умели и любили пить. В книге Василия Белова «Лад» читаем: «В хоромах купцов Строгановых почетного гостя поили заваренной «травкой»... которая по свидетельству историков даже на столе царя Алексея Михайловича бывала не каждый день. От Соли Вычегодской начал свое торжествующее хождение по Руси этот дивный восточный напиток. Чай, по-видимому, сильно потеснил в русском быту сбитень, а также плодовые и ягодные напитки, хотя с квасом ему трудно было тягаться. За короткий исторический срок чаепитие на Севере Руси настолько внедрилось, что самовар стал признаком домашнего благополучия и выражением бытовой народной эстетики. Он как бы дополнял в доме два важнейших средоточия: очаг и передний угол, огонь хозяйственный и тепло духовное, внутреннее. Без самовара, как без хлеба, изба выглядела неполноценной, такое же ощущение было от пустого переднего угла либо от остывающей печи». (Белов В. И. Лад: Очерки народной эстетики. — М., 1982. — С. 166.)

          Не удивительно, что «расписные и нарядные подносы, производимые сначала в Нижнем Тагиле, а затем и в Жостово, быстро стали необходимой принадлежностью при чаепитии. Каких только форм не имели подносы: гитарные, крылатые, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые... Тогда же возникла и определенная иерархия форм и размеров подносов: „скатертные“ в размер стола, круглые и овальные поменьше, квадратные чайные, маленькие закусочные, треугольные для угловых столиков и, наконец, детские». (Барадулин В. Уральский расписной металл // Наше наследие. — 1991. — № V (23). — С. 155—159.)

          Потчевать чаем гостеприимно, радушно было принято не только в домах, но и в трактирах. Живо представить себе интерьер одного из извозчичьих трактиров и то, как чаевничали в то время, помогает произведение Б. М. Кустодиева «В трактире» (с. 18). В дополнение приведем данную В. А. Гиляровским интересную бытовую зарисовку трактира:

          «Он заменял и биржу для коммерсантов, делавших за чашкой тысячные сделки, и столовую для одиноких, и часы отдыха в дружеской беседе для всякого люда, и место деловых свиданий...

          Тогда в центре города был только один „ресторан“ — „Славянский базар“, а остальные назывались „трактиры“, потому что главным посетителем был старый русский купец. И каждый из городских трактиров в районе Ильинки и Никольской отличался своими обычаями, своим каким-нибудь особым блюдом и имел своих постоянных посетителей. И во всех этих трактирах прислуживали половые — ярославцы, в белых рубахах из дорогого голландского полотна, выстиранного до блеска». (Гиляровский В. А. Сочинения. В 4 т. — М., 1967. — Т. 4. — С. 330, 335.)

          О постоянных посетителях одного из московских трактиров и рассказывает картина Б. М. Кустодиева. Извозчики неторопливо и с достоинством пьют чай. Половые сбились с ног, поднося все новые чайники с кипятком. Один из них несет чайники на подносе по всем правилам: он держит его на пяти пальцах вытянутой левой руки, голова откинута чуть назад, грудь выставлена. На стойке буфета не случайно видны среди снеди свинина и жирная колбаса: извозчики с холоду любили то, что пожирнее. В бытовую картину как составная часть включен великолепный натюрморт из нескольких рядов фарфоровых расписных чайников, больших и маленьких; рядом, на стене, — расписные гитаровидные подносы.

          От всего увиденного на картине веет уютом и радушием. Это и тепло духовное, отраженное в свете лампады перед иконой, озаряющем строгие черты лиц извозчиков. Это и тепло большого застолья, во время которого размеренно чаевничают гости московского трактира.

          Урок 4. Беседа: Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Свет и форма. Творческая работа: Экспериментируй с цветом. Прочти композиционные схемы. Нарисуй с натуры натюрморт «Славный урожай».

    Основные цели и задачи урока-образа:

          1. Создавать условия для восприятия учащимися эстетического и нравственного смысла художественного воплощения идеи плодородия Земли.
          2. Развивать у детей способность эмоционально-ценностного восприятия и оценки натюрморта как одного из жанров изобразительного искусства.
          3. Развивать у учащихся наблюдательность, умение видеть богатство и разнообразие даров природы, желание и способность передать их красоту в рисунке.
          4. Совершенствовать работу с учащимися по овладению графическими, живописными и композиционными навыками. Углублять представление третьеклассников о форме, объеме предметов, способах колористического решения натюрморта, светотеневой проработки.

    Примерный ход урока:
          1. Рассматривание детьми многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников. Восхищение богатством урожая.
          2. Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта.
          3. Выявление третьеклассниками приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа.
          4. Выполнение учащимися рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем.
          5. Итоги: коллективное обсуждение и любование творческими работами. Прослушивание суждений авторов творческих композиций об избранных ими способах воплощения замысла.

          Этот урок должен способствовать открытию учащимися нового в уже давно знакомом и привычном.

          Действительно, каждому известен вкус многих овощей, фруктов. Кто-то знаком с тем, как ухаживать за овощными грядками. А на этом уроке перед третьеклассниками дары природы предстанут в качестве героев художественных произведений.

          В учебнике (с. 20—23) и творческой тетради (с. 10—11) учащиеся рассматривают натюрморты И. Машкова, 3. Серебряковой, П. Кузнецова, В. Серова, В. Стожарова, В. Рохлина. Это очень разные произведения, но объединяет их то, что в каждом из них изображены плоды земли-матушки.

          Любуясь овощами и фруктами на выставке, предварительно устроенной в классе, дети отметят достоинства, за которые художники запечатлели плоды на своих натюрмортах. Третьеклассники выскажут собственные чувства в отношении созданных художественных образов.

          Параллельная работа по наблюдению натуральных объектов в природе и знакомство с их изображением в художественных произведениях раскроют детям смысл пословиц «Каждый плод свою землю знает» и «Всяк молодец на свой образец». Здесь важно обратить внимание ребят на то, что на нашей земле удивительно разнообразные климатические условия. В каждом ее уголке — своя, особенная природа, потому и урожай в каждой отдельной местности часто сильно отличается от урожая в другой. Не случайно и натюрморты художников, живущих в разных регионах, не похожи один на другой. Желательно, чтобы учащиеся привели примеры своеобразия плодов своего края на материале творчества местных художников.

          Продолжая знакомиться с композициями, учащиеся углубляют свои представления о натюрморте. Поиск ответов на вопросы в учебнике (с.20—23) побуждает детей к целенаправленному наблюдению, сравниванию объектов в природе и их изображений с натуры на картинах. Учитель побуждает учащихся заметить, как цвет предмета зависит от освещенности, как солнечный свет влияет на цвет теневой поверхности, и предлагает подумать, какие краски следует смешивать, чтобы создать иллюзию реального изображения.

          В учебнике (с. 23) учащиеся рассматривают приемы выявления освещенности, объема, округлости с помощью акварели и гуаши. Внимание детей акцентируется на том, что рисунок (контур) предмета не закрашивается одной-двумя красками, а изображение «лепится» множеством цветных пятен, каждый раз вновь найденным на палитре цветом. Для освещенной поверхности предмета следует подбирать более светлые и холодные оттенки. Важно знать, что цвет в тени — это не просто та же краска, что и на свету, но более густая. Для передачи теневой поверхности предмета, нахождения ее нужных оттенков в основной цвет следует добавить краски более темные (только не черные) и теплые.

          Выразительность рисунка часто зависит от способа наложения цветовых пятен. В одних случаях (в акварели) при письме цветные мазки располагаются так близко, что происходит их слияние (прием «вливания цвета в цвет»): между мазками нет резких границ, а смешение соседних мазков расширяет цветовую палитру рисунка. В других случаях мазки накладываются отдельно друг от друга (прием «раздельный мазок»). Мазки могут быть точечными (от легкого прикосновения к бумаге кончика кисти), удлиненными, дугообразными, расположенными по форме предмета или в одном направлении.

          В творческой тетради учащиеся выполняют упражнения на светотеневое решение фруктов разными способами — акварелью или гуашью. Эти упражнения подготавливают ребят к творческой работе над композицией натюрморта «Славный урожай». Натурная постановка необычна. Это предметы с выставки овощей и фруктов, организованной в классе. Их множество, они красиво расположены на подносах, в корзинках, часть из них лежит на столе россыпью. Среди плодов желательно расположить букеты осенних цветов в вазах.

          Творческие задачи выполнения натюрморта:

          • отобрать 3—5 предметов (на свое усмотрение) из всего множества представленных на выставке и создать натюрморт, используя предложенные композиционные схемы в тетради;

          • передать многоцветность, объемность, освещенность плодов родной земли.

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

          Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878—1968) — живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества — МУЖВЗ (1897—1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Преподавал (1917—1937, 1945—1948) в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине и др. институтах Москвы. Один из организаторов выставки «Голубая роза». Член объединений «Мир искусства», «Четыре искусства». Испытывая с начала 1900-х гг. сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова, обращаясь к мотивам сна, видения, Кузнецов стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите образную аналогию литературному и музыкальному символизму («Голубой фонтан», 1905, ГТГ). В яснопросветленных, проникнутых созерцательным покоем картинах «степной» (или «киргизской») серии декоративная обобщенность сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков («Мираж в степи», 1912, ГТГ). В 20—30-х гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, Кузнецов использовал в станковых произведениях технику настенных росписей («Отдых пастухов», 1927, ГРМ); сохраняя поэтический строй образов, он придает композициям большую динамику и пространственно-временную конкретность, а человеческим фигурам — большую жизненную непосредственность. Художник выполнил многочисленные пейзажи, натюрморты и портреты, работал в области монументальной и театрально-декорационной живописи, а также графики.

          Литература: Алпатов М. В. П. В. Кузнецов: Альбом. — М., 1969; Будкова Л. А., Сарабьянов Д. В. П. Кузнецов. — М., 1975; Русакова А. П. Кузнецов. — Л., 1977.

          Машков Илья Иванович (1881—1944) — живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Один из основателей «Бубнового валета», автор экспрессивных красочных пейзажей, натюрмортов, портретов, педагог. Обратившись к культуре городского изобразительного фольклора — вывескам, лубкам, задникам фотографических ателье, — Машков открыл для себя новый многообещающий мир форм; в своих натюрмортах художник воссоздавал не только полновесность формы и яркость цвета предмета, но и вещную выразительность хорошо организованной постановки. Его образы вещей покоряют своей чувственной красотой, необычной телесностью, экспрессивной радостью жизни. Неистовый живописный темперамент московского художника находил себе выражение в красочной гиперболичности образов, их монументальности, величавом декоративном ритме. Его влекло многоцветие, праздничность мира в самых звонких, радостных его проявлениях: радующей глаз снеди, роскошно-зрелых фруктах, облике здоровых, полнокровных, жизнерадостных людей.

          Литература: Арбузов Г. С., Пушкарев В. А. И. Машков. — Л., 1973; Болотина И. С. И. И. Машков: Альбом. — М., 1977.

          Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884—1967) — русский живописец, дочь Е. А. Лансере. Училась в Санкт-Петербурге в школе-мастерской Т. К. Тенишевой (с 1901) и в студии О. Э. Браза (1903—1905). Член объединения «Мир искусства». С 1924 г. жила в Париже. Характерная для Серебряковой тяга к созданию живых жанровых сцен и натюрмортов, прекрасных женских образов, к уровновешенности композиции и осязаемо-чуткой лепке объемов, точности и лаконичности рисунка формировалась под воздействием искусства итальянских мастеров XVI—XVII вв. и традиций творчества А. Г. Веницианова. Натюрморты Серебряковой хорошо воспринимаются зрителем. Художник тонко чувствует форму и любуется ею, что наполняет ее работы изяществом, светом, добротой.

          Литература: Савинов А. Н. З. Е. Серебрякова. — Л., 1973; Князева В. П. З. Е. Серебрякова. — М., 1979.

          Урок 5. Беседа: Лети, лети, бумажный змей. Орнамент и форма. Творческая работа: Заверши композиционную схему зеркально-симметричного орнамента бумажного змея. Придумай форму и яркое украшение для своего воздушного змея. Выполни эскиз.

    Основные цели и задачи урока-повтора и импровизации:

          1. Создавать условия для эстетического восприятия учащимися старинного искусства конструирования и художественного оформления воздушных змеев.
          2. Формировать у учащихся способность эмоционально-ценностного восприятия искусства других народов.
          3. Развивать художественно-творческие способности учащихся: в восприятии, прочтении и сочинении орнаментальных композиций.

    Примерный ход урока:
          1. Знакомство учащихся с одним из необычных видов старинного искусства — конструированием и художественным оформлением воздушных змеев. Путешествие в историю этого искусства — знакомство с творчеством японских и китайских мастеров (У., с. 24 —25).
          2. Расширение у детей представлений о зеркально-симметричной основе многоярусного орнамента. Завершение композиционной схемы орнамента, украшающего форму воздушного змея (Т., с. 12).
          3. Создание третьеклассниками эскиза воздушного змея и его украшения (Т., с. 13).
          4. Итоги: учащиеся рассказывают о своих идеях художественного решения данной задачи. Напоминаем, что выполненные эскизы нужны будут на уроках художественного труда при конструировании игрушки.

          На этом уроке осуществляется заочное путешествие по тропинкам традиций разных народов — народов России, японцев, китайцев. Цель такого путешествия — расширение у детей представлений не только об уникальности искусства многих народов, живущих на Земле, но и о том, что общего и различного в творениях народов мира.

          Этот урок пришелся на время, когда по народному русскому календарю прошли или вот-вот наступят необычные дни: Артамонов день (25 сентября), когда Артамон последний раз в этом году змей на волю отпускает; Воздвижение (27 сентября) — змеиный день, когда все пресмыкающиеся, в том числе и змеи, «сдвигаются», т. е. сползают в одно место и прячутся под землю; Астафьевы ветры (3 октября) — это день, когда «ветряк дует всяк». (См. справочные сведения в методическом пособии по художественному труду — готовится к изданию).

          К этой осенней поре и готовят свои причудливые забавы мастера воздушных змеев. И хотя в разных краях и странах происходит это не в одно время, все же такая забава знакома и любима многими народами.

          Рассматривая варианты традиционных форм воздушных змеев (У., с. 24 —25, Т., с. 12), дети расширяют свои представления об игре-искусстве.

          Действительно, запуск змея — игра. Но в умелых руках безделушка, доведенная до совершенства, превращается в произведение искусства, имеющее довольно долгую историю. (См. справочные сведения в методическом пособии по художественному труду.)

          В ходе беседы внимание детей вновь обращается к изображениям воздушных змеев, к их необычной форме, орнаментальному украшению (У., с. 25). Их необычность — в сходстве с формой бабочки, птицы или вазона с цветами. Выбор конструкций для змеев, видимо, не случаен. Для обеспечения большей устойчивости в полете, большей уравновешенности змеев им придана симметричная форма. Узоры на змеях, как и у живых существ, также зеркально симметричны. Даже вазон с цветами имеет две совершенно одинаковые половинки. В творческой тетради (с. 12) дети рассматривают один из вариантов конструкции змея в виде птицы (ласточки) и графическую схему орнаментальной композиции. На схеме четко видны несколько узорных ярусов, форма которых повторяет форму крыльев, туловища, хвоста. Следует обратить внимание детей на то, что, несмотря на множество орнаментальных полос, композиция не распадается на отдельные части, она целостна. Этому способствует сходство орнаментальных мотивов, элементов в каждом из ярусов.

          В этой композиции присутствуют круглые элементы-завитки с усиками. Из них складываются цветочные узоры на крыльях, их ритмический повтор образует узоры на туловище (проводится сравнение с ярусными орнаментами на поверхности змея-«бабочки»). Первое практическое задание выполняется в творческой тетради на с. 12 — завершение композиционной схемы украшения змея-птицы. Важно, чтобы дети обнаружили главную особенность орнаментальных мотивов, образующих узор в разных ярусах. Это упражнение можно выполнять фломастерами.

          Рассматриваемое задание предваряет основную работу по самостоятельному проектированию эскиза воздушного змея (Т., с. 13). При изображении формы следует помнить о ее симметричности, а также о симметричности узоров на ее поверхности. Цветовое решение композиции можно выполнить в контрастной или сближенной гамме. Важно, чтобы и очертания элементов, и цветовые пятна не только повторялись в отдельных полосках, но и перекликались между ними.

          Следует поддерживать всякое проявление оригинальности в детском творчестве, помня о том, что и каждый мастер стремился создать образ змея, не похожий на все предыдущие.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта