Главная страница
Навигация по странице:

  • II ЧЕТВЕРТЬ ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

  • Народный орнамент России

  • Основы художественного изображения

  • Орнамент в искусстве народов мира

  • КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Термины и понятия Изба

  • Конек

  • Полотенце

  • КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ См . предыдущий урок. Урок 11

  • Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
    Дата29.10.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodichka_izo_shpikalova_3_klass.doc
    ТипМетодическое пособие
    #760519
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

          1 Некрасова М. А. Современное народное искусство. — Л., 1980. — С. 27.

          2 Здесь отчасти повторяются сведения, которые были даны в методическом пособии для 2 класса, но в данном случае они систематизированы иначе.

    II ЧЕТВЕРТЬ

    ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


    (Уроки 9—16)


          № урока

          Тип урока

    Темы беседы и творческой работы
    Учебно-методический комплект

    Раздел программы
    Виды изобразительной деятельности: материалы

    9. Урок-вариация

    Двор, что город, изба, что терем
    Деревянное зодчество России

    У., с. 34—37

    Повтори или нарисуй по-своему резное полотенце причелины со знаками солнца, воды, земли

    Т., с. 22—23

    Народный орнамент России
    Декоративная композиция по мотивам резного убранства фасада избы: карандаш, перо, фломастер
    Подготовка к урокам художественного труда

    10. Урок-образ

    То ли терем, то ли царев дворец
    Деревянное зодчество России

    У., с. 38—39

    Нарисуй свой терем для сказочных героев

    Т., с. 24—25

    Основы художественного изображения
    Тематическая композиция на тему народной сказки: акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры (по выбору)

    11. Урок-образ

    Каждая птица своим пером красуется
    Живая природа: форма и цвет

    У., с. 40—42

    Нарисуй по памяти быстрые наброски птиц. Изобрази зимующих птиц в твоем крае в разных поворотах

    Т., с. 26—27

    Основы художественного изображения
    Рисование по памяти, по представлению: акварель, кисти.

    12. Урок-эксперимент

    Каждая изба удивительных вещей полна
    Натюрморт: свет и тень

    У., с. 48—49

    Экспериментируй. Выполни упражнение: подбери оттенки цвета для тени. Заверши в цвете натюрморт из предметов крестьянского быта

    Т., с. 28—29

    Основы художественного изображения
    Рисование по представлению, выявление объема: акварель, кисти

     

    Зимний вернисаж
    Мир красоты
    «Пусть у зимы нет буйства красок,
    Всего один лишь белый цвет…»

    У., с. 43—47

    Любование произведениями графики и живописи
    Использование данных произведений на уроках в течение четверти

    13. Урок-эксперимент

    Русская зима
    Пейзаж в графике

    У., с. 50—51

    Экспериментируй с белой краской. Передай образ заиндевелых растений

    Т., с. 30—31

    Основы художественного изображения
    Рисование по памяти, по представлению: перо, тушь, белая гуашь

    14. Урок-вариация и импровизация

    Зима не лето, в шубу одета
    Связь декора с формой (орнамент в украшении народной одежды. Функция и красота)

    У., с. 52—54

    Прочти композиционные схемы орнамента вязаных изделий. Создай свой эскиз украшения из бисера как памятного подарка родителям, друзьям и близким

    Т., с. 32—33

    Орнамент в искусстве народов мира
    Декоративная композиция по мотивам народного орнамента: гуашь, кисти, фломастеры, цветные карандаши (по выбору)
    Подготовка к урокам художественного труда

    15. Урок-образ

    Зима за морозы, а мы за праздники

    У., с. 55—56

    Заверши картину карнавального шествия: изобрази красками яркий, сверкающий праздник с новогодней елкой и наряженными участниками веселья

    Т., с. 34—35

    Основы художественного изображения
    Рисование по представлению: гуашь, акварель, кисти, фломастеры, цветные карандаши (по выбору)

    16. Урок-импровизация

    Всякая красота фантазии да умения требует

    У., с. 57—58

    Нарисуй эскиз карнавальной маски. Передай в ней образ матушки-зимы

    Т., с. 36—37

    Народный орнамент России
    Декоративная композиция с включением мотивов народного орнамента в украшение зимней одежды: гуашь, акварель, кисти, фломастеры, цветные карандаши (по выбору)
    Подготовка к урокам художественного труда

          Урок 9. Беседа: Двор, что город, изба, что терем. Деревянное зодчество России. Творческая работа: Повтори или нарисуй по-своему резное полотенце, причелины со знаками солнца, воды, земли.

    Основные цели и задачи урока-вариации:

          1. Дать третьеклассникам представление о том, что крестьянская изба — удивительное явление в народном деревянном зодчестве (на примере построек Русского Севера).
          2. Ввести в активный словарь школьников архитектурные термины и понятия: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень.
          3. Углубить представление учащихся о знаках-символах в народном орнаменте на примере знаков-оберегов в украшении крестьянской избы в процессе выполнения творческой работы.
          4. Итоги: на выставке работ учеников располагаем их рисунки в виде улицы деревянных домов. Дети-искусствоведы дают оценку «построенным» домам, выделяют те из них, на которых знаки-обереги особенно хорошо охраняют дом. Просим ребят вспомнить, какие украшения фасадов деревянных домов есть в их городе, селе или деревне, где находится школа или где они проводили свои каникулы.

    Примерный ход урока:
          1. Беседа на тему «Крестьянская изба как модель мироздания».

          2. Работа учащихся на материале изобразительного ряда в учебнике, помогающая им понять связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома, усвоить архитектурные термины и понятия.

          3. Рисование по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков-оберегов, отражающих восприятие нашими предками природы и их понимание устройства мира.

          4. Итоги: обсуждение работ учащихся, выслушивание их суждений о красоте памятников деревянного зодчества.

          Тема урока связана с формированием у учащихся памяти исторической и культурной. Памятники деревянного зодчества (как и белокаменные храмы) являются гордостью многих музеев-заповедников под открытым небом (например, Кижи; Малые Корелы под Архангельском; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.).

          В учебнике (с. 34—37) дан иллюстративный материал и вопросы, помогающие провести яркую и запоминающуюся беседу.

          Зачином увлекательной беседы о деревянном зодчестве может быть высказывание известного археолога, академика Б. А. Рыбакова, обращенное к юным художникам: «…язык орнамента надо понимать… Разглядывая загадочные узоры, воспроизводя их в альбомах, вы будете проникать в секрет владычества орнамента над нашими чувствами — в тайну красоты». (Орнамент века // Юный художник. — 1980. — № 2. — С. 17—22.)

          Разгадка тайны красоты архитектурного убранства крестьянского дома кроется в отражении в произведениях народного искусства представления русского человека о мире, «модели» мироздания.

          Примером такого отражения большого мира Вселенной в малом мире повседневного быта может служить жилище крестьянина, верхняя часть его дома. С ним связаны и фигурный конец олупня в образе коня — слуги солнца, и резное полотенце, и причелины, покрытые многочисленными розетками — символами света, солнца. На причелинах есть и знаки дождя. Эти изображения также связаны с небесным «ярусом» мира.

          На оконных наличниках — мотивы растительного мира, земли (они были и на пилястрах, закрывающих концы сруба). Эти изображения связаны с «земным» ярусом мира.

          В резном декоре городецких наличников, внизу, под окном можно увидеть изображение русалок-берегинь и ящерообразных львов — фантастическх существ, олицетворяющих водную, глубинную стихию.

          Человек, живший в таком доме, оказывался как бы в центре мироздания.

          Во время беседы учащиеся находят на иллюстрациях главные мотивы резного декора, запоминают архитектурные термины и понятия деревянного зодчества (см. справочный материал).

          Подводя итоги этой части урока, желательно обратиться к словам Б. А. Рыбакова об истоках поэтического, мифологического восприятия мира создателей народного искусства в давние времена: «Образы его (народного искусства. — Т. Ш.) восходят к глубокой древности, когда люди совсем не так, как мы теперь, без опоры на завоевания науки, осмысляли мир. И не только осмысляли, но и пытались своим искусством воздействовать на него. Ведь что такое миф? Это поэтическое восприятие природы, неотделимое от заклинания сил, которые, по мнению людей Средневековья, ею управляли.

          Русский человек той поры ощущал себя необходимой частью мироздания (миро-здания — вдумайтесь в начальный смысл слова). Обращение, а значит, и приобщение к могущественным силам природы было для него делом жизненной важности, глубоко духовным актом. Поэтому в изготовление того или иного предмета быта, в его украшение мастер вкладывал всю душу. И, что не менее важно, в своих произведениях он отражал свое представление о мире, творил как бы „модель“ познанного им мира». (Юный художник. — 1980. — № 2. — С. 18—19.)

          Можно надеяться на то, что после беседы, в которой орнамент в архитектурном убранстве крестьянской избы предстает как язык тысячелетий, учащиеся проявят особую тщательность творческой работы (Т., С. 23) над эскизом элемента фасада деревянного дома.

          Подобно истинным русским древоведам, третьеклассники должны наметить пропорционально и выразительно главные части архитектурных объемов: клеть, фронтон. Красиво и функционально нарисовать скаты крыши, причелины, красивые окна, наличники. Узоры, как и весь силуэт избы, выполняются графическими средствами. Это облегчит и ускорит выполнение эскиза.

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Термины и понятия

          Изба — русское традиционное деревянное жилище срубной конструкции. Термин «изба» происходит от древнеславянского «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб, в отличие от клети — неотапливаемого.

          Конек — горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли.

          Охлупень, шелом — выдолбленное снизу бревно, прикрывающее стык тесин безгвоздевой («самцовой») кровли; крепится к коньковой («князевой») слеге деревянными стержнями («стамики», «сороки», «бабайки»). Конец охлупня — комлевая часть, выходящая на фасад дома, украшался изображением коня или птицы.

          Полотенце — вертикальная резная доска, прикрывает стык между причелинами.

          Причелина — доски на фронтоне (при челе, на лице) деревянной постройки, обычно украшенные резьбой; прикрывают торцы слег тесовой кровли и предохраняют их от намокания.

          Сруб, стопа — стены деревянного строения, собранные из обработанных бревен, уложенных «в клеть» — одно на другое и соединенных в пересечениях врубками с остатком («в чашу») или без остатка («в лапу»), для чего в нижнем горбе бревна протесывался желоб; щели прокладывали мхом, паклей. Горизонтальный ряд бревен в срубе называется венцом. Сруб издавна служил основной стеновой конструкцией деревянных домов, ряжей — в гидротехнических сооружениях, клетей — в шахтных колодцах и т. д.

          Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают фасады: главный, боковой, задний; уличный, дворовый, садовый. Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его образа.

          Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, представляющее собой обычно треугольную плоскость, ограниченную по бокам двумя скатами крыши и у основания — карнизом. (Юсупов Э. С. Словарь архитектурных терминов. — СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.)

          Литература: Бибикова И. М. К наследию русских древоделов. — М., 1994; Буриков В. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. — М., 1996; Званцев М. П. Нижегородская резьба. — М., 1969; Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. — М., 1983.

          Урок 10. Беседа: То ли терем, то ли царев дворец. Деревянное зодчество России. Творческая работа: Нарисуй свой терем для сказочных героев.

    Основные цели и задачи урока-образа:
          1. Создавать условия для расширения представлений учащихся о деревянном зодчестве России и эмоционально-ценностного восприятия ими теремной архитектуры.
          2. Формировать у детей представления о внешнем убранстве жилища городского типа зажиточных людей — терема.
          3. Совершенствовать условия работы учащихся по овладению ими графическими, живописными и композиционными навыками. Знакомить их с контрастами архитектурных объемов и форм.
          4. Развивать фантазию, воображение детей.

    Примерный ход урока:
          1. Продолжение беседы о деревянном зодчестве России. Расширение представлений школьников о старинной архитектуре на примере теремных построек.
          2. Работа учащихся с литературными текстами, сказками, подготовка ответов на вопросы об особенностях конструкции и декора теремов.
          3. Выполнение учениками зарисовок отдельных элементов конструкции дома-терема. Сочинение композиции «Сказочный терем».
          4. Итоги: рассматривание и обсуждение сказочных картин, выполненных детьми, анализ тех из них, в которых качество сказочности, необычности передано особенно удачно.

          Вначале следует вспомнить тему предыдущего урока, для этого предлагаются вопросы: с искусством каких мастеров вы познакомились? Что вы можете рассказать о русской избе? С какой целью и как каждый хозяин украшал фасад своего дома?

          Для продолжения беседы детям предлагается прочитать текст в учебнике (с. 38—39), рассмотреть картины с изображением теремных построек одной из разновидностей.

          Теперь можно предложить детям ответить на вопросы об особенностях конструкций домов-теремов, об элементах теремной постройки: крыше, башенках, галереях. Следует обратить внимание учеников на то, что образ терема складывается из гармоничного сочетания множества разновеликих архитектурных объемов: высоких и низких, вытянутых и приземистых, остроконечных и округлых. Особую привлекательность и сказочность придают терему дикoвинныe росписи. Учитель может зачитать образное описание дома-терема русского боярина, героя романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». Приводим здесь соответствующий отрывок:

          Дом боярина Дружины Андреевича Морозова, на берегу Москвы-реки, отличался особенною красотою. Дубовые бревна были на подбор круглы и ровны; все углы рублены в лапу, дом возвышался в три жилья, не считая светлицы. Навесная кровля над крутым крыльцом поддерживалась пузатыми, вычурными столбами и щеголяла мелкою резьбою. Ставни были искусно расписаны цветами и птицами, а окна пропускали свет Божий не сквозь тусклые бычачьи пузыри, как в большей части домов московских, но сквозь чистую, прозрачную слюду. На широком дворе стояли службы, кладовые, сушилы, голубятня и летняя опочивальня боярина. Ко двору примыкали с одной стороны домовая каменная церковь, с другой — пространный сад, окруженный дубовым частоколом, из-за которого подымались красивые качели также с узорами и живописью. Словом, дом выстроен был на славу. Да и было на кого строить! (Толстой А. К. Собр. соч. — М., 1973.)

          Учитель предлагает третьеклассникам вспомнить сказки, в которых герои живут в теремах-дворцах, украсно изукрашенных, подыскать яркие образные выражения для описания их архитектурного и орнаментального наряда, разнообразия арок, крыш, башенок, росписи, резьбы.

          В тетради (с. 22) ребята повторяют понравившиеся отдельные элементы архитектурных композиций (крыши, башенки…) и выполняют графические зарисовки фломастером.

          Выполняя творческое задание (Т., с. 23), дети фантазируют на темы сказок, стараясь изобразить терема, не забывая о необыкновенной и сказочной природе, окружающей их.

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
          См. предыдущий урок.

          Урок 11. Беседа: Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет. Творческая работа: Нарисуй по памяти быстрые наброски птиц. Изобрази зимующих в твоем крае птиц в разных поворотах. Работай акварелью по мокрой бумаге.

    Основные цели и задачи урока-образа:
          1. Создавать условия для наблюдения детей за живой природой, для эстетического восприятия ими красоты мира птиц, выработки чуткого и бережного отношения к пернатым.
          2. Способствовать развитию у учащихся остроты зрительного восприятия (формы, пропорций, цветовой окраски различных птиц), а также выработке умения видеть характерные особенности пернатых.
          3. Вырабатывать у учеников навыки акварельной живописи: практиковать освоение техники работы «по сырому».
          4. Формировать у третьеклассников живописно-графические умения: в изображении птиц в различных поворотах с передачей их характерной формы, цветовой окраски оперения.

    Примерный ход урока:
          1. Беседа о зимующих птицах, о народной традиции заботы о пернатых, о красоте мира живой природы. Обобщение детских впечатлений, связанных с предварительным наблюдением птиц в природе.
          2. Знакомство учащихся с техникой акварельной живописи «по сырому» на примере набросков птиц, выполненных художником В. Каневским.
          3. Выполнение третьеклассниками быстрых акварельных набросков птиц по памяти в технике «по сырому».
          4. Итоги: обсуждение детских рисунков, выявление наиболее выразительных, точных по форме, цвету, легких по живописному исполнению работ.

          Этот урок по времени совпадает с преддверием зимы, когда в живой природе происходят большие перемены. Одна из многих перемен ноября — возвращение в родные края пернатых — снегирей, коростелей, свиристелей на зимовку. В народном календаре существует завещанный седой древностью синичкин праздник — Зинкин день (12 ноября). Третьеклассники знакомы с этим днем еще с детского сада. Поэтому на уроке они сами могут рассказать о птичьем празднике, об обычаях, связанных с ожиданием зимующих пернатых. Стихотворение К. Бальмонта очень точно воссоздает настроение теплой заботы о малых птахах (У., с. 41). Выстраивая беседу об увиденных в природе птицах, следует нацелить ребят на образность речи, на характеристику самых ярких особенностей птиц (у К. Бальмонта — «снегирь смешной и неуклюжий»), пропорциональных соотношений в окраске оперения. Важно также, чтобы дети поделились своим опытом общения с птицами, рассказали, как они помогают им пережить трудную зиму, высказались о том, что особенно нравится в облике пернатых, о своем желании их изобразить.

          Далее работа продолжается по учебнику (с. 40—42). При анализе зарисовок В. Каневского учитель обращает внимание детей на то, как с помощью акварели художник очень метко, точно воссоздает и характер птиц, и их оперение, и ту природную среду, в которой они находятся. Следует предложить детям подумать о том, как мастер достигает плавности цветных переходов при передаче мягких птичьих перьев, легкости изображения пушистого снега на ветвях деревьев.

          Техника акварельной живописи «по сырому» интересна своей кажущейся легкостью, свободой. Работы, выполненные по мокрой бумаге, часто очень приятны глазу и вызывают у зрителя желание создать что-то подобное самому. Однако следует отметить, что эта техника требует определенного навыка, остроты зрения, чувства материала (бумага должна быть в меру мокрой, краска как можно точнее подобрана, кисть в достаточной степени насыщена краской).

          Поэтому в качестве первого задания учащимся предлагается выполнить несколько упражнений (Т., с. 26). Дети рассматривают зарисовки птиц на разных этапах работы художника и завершают каждую из них. Экспериментируя с мокрой бумагой и красками, осваивая через наброски пропорции, форму, подбирая окраску снегирей, третьеклассники готовятся к выполнению самостоятельного творческого задания.

          В творческой тетради (с. 27) на основе наблюдений за пернатыми своего края учащиеся изображают птиц по памяти, используя акварельную технику «по сырому». Важно напомнить им, чтобы эта картина не повторяла изображение на с. 26. Деревья, птицы, их позы на ветках у каждого юного художника должны быть решены по-своему.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта