Главная страница
Навигация по странице:

  • «Первый подлинно театральный художник»

  • КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Васнецов Аполлинарий Михайлович

  • Русское народное зодчествоГармония форм и пространства

  • Московский Кремль

  • Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
    Дата29.10.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodichka_izo_shpikalova_3_klass.doc
    ТипМетодическое пособие
    #760519
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Театрально-декорационное искусство

    Н. Рерих и театр

          Н. Рерих пришел в театр сформировавшимся художником с собственными темами, образами и изобразительными средствами. Живописец историко-эпического направления, он тяготел к монументальным формам. Сцена в значительной мере могла реализовать присущее мастеру стремление к синтезу искусств.

          Большинство постановок, к оформлению которых обращался Рерих, составили произведения Римского-Корсакова, Бородина, Стравинского, Мусоргского и, конечно же, Вагнера. Музыкальному театру он отдавал предпочтение.

          Обладая огромнейшей эрудицией, Рерих в художественном преломлении воплощал особенности исторических эпох, культуру, быт, обычаи народов. При этом эскизы художника отличались убеждающей поэтичностью. В их решении он никогда не ставил узко-этнографических и археологических задач. Он не копировал памятники старины, но, воспроизводя их, сохранял верность самому духу народного творчества.

          Спектакль для Рериха являлся исторически подлинным воссозданием среды. Реалистический подход к изображаемому — одна из главных особенностей творчества художника. Однако он не замыкался в узких рамках жизнеподобия, а в зависимости от драматургического и музыкального материала обогащал свои произведения и символистскими тенденциями, и даже элементами искусства авангарда, как, например, в эскизах костюмов к «Весне священной».

          Искусство Рериха достаточно сложно. Его нельзя ограничить рамками какого-либо одного художественного направления. Известно, что мастер примыкал к объединению «Мир искусства», которое можно считать представителем модерна. Известно и то, что этот стиль теснейшим образом был связан с символистским направлением. Приметы этих связей проявились как в станковых работах, так и в театрально-декорационной живописи художника. Творчество Рериха, можно сказать, в той или иной степени отсвечивает различными особенностями искусства начала XX в.

          В театре, в станковой и монументальной живописи Рерих — мыслитель-философ и поэт первозданной красоты земли, неба, могучих сил природы. Отсюда — эпичность, характерная для многих произведений мастера.

          Завершенность эскизов художника, самостоятельность каждого из них позволяют рассматривать их не только как произведения театрально-декорационного искусства, но часто и как станковые работы. Из всех театральных живописцев первой половины XX в. Рерих был более других станковистом. В его творчестве взаимодействовали эти два вида искусства.

          Многочисленные эскизы костюмов, исполненные художником к самым различным спектаклям, также говорят о его безупречном мастерстве и глубоко научном подходе к историческому материалу. Эти эскизы настолько неповторимы, настолько разнообразны по художественным приемам и выразительности характеристик, что сами по себе представляют значительный вклад в русское театрально-декорационное искусство.

          Чрезвычайно важное значение Рерих уделял колориту. Цвет и тон в его сценических композициях заостряли внимание на главном, соединяя все части в единое гармоническое целое. Колористическая гамма полотен художника всегда выразительна, приподнята и декоративно звучна.

          Одной из особенностей театральных работ Рериха является также сочетание подчеркнутой живописности и отчетливо выраженной графичности, ясности и определенности изображения. Этими качествами и, конечно же, высокой духовностью искусство Рериха близко древнерусской традиции. Не случайно художник предпочитал технику темперной живописи. Темпера — чистая по тону, не темнеющая от времени, по его мнению, должна сделать образ еще более духовным. В ряде случаев к темпере он присоединял пастель. В эскизах же 1920-х гг. художник использовал и масляную живопись.

          Театрально-декорационное искусство Рериха богато, глубоко и художественно значимо. Оно является достоянием не только отечественной, но и мировой культуры. (Яковлева Е. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха. — М., 1996. — C. 99, 100.)

    «Первый подлинно театральный художник»

          Головин Александр Яковлевич (1863—1930) — русский театральный художник. Работал в московском Большом театре, с 1902 г. — в императорских театрах Петербурга. Последние работы осуществил в Московском Художественном театре, совместно со Станиславским. Декорации Головина украшали спектакли Русских сезонов за границей. Его станковые произведения по большей части тоже связаны с театром. Например, эффектные портреты Шаляпина в разных ролях.

          Жизнь была щедра к Александру Яковлевичу Головину, предоставляла ему благоприятные материальные условия для работы, счастливо сталкивала с выдающимися театральными деятелями. Она одарила его равно высокими интеллектом, интеллигентностью, художественной образованностью, развила редкостное для того времени понимание театра и законов сцены, которое у Головина сочеталось с «богатством безграничного декоративного воображения». Поэтому В. В. Дмитриев, известный советский художник театра, высоко ценя все русское театрально-декорационное искусство начала века, считал именно Головина первым подлинно театральным художником и отцом современного театрально-декорационного искусства. Головин делил труд с режиссером как равный с равным. Его творческой помощи были обязаны многие крупнейшие режиссеры драмы, оперы и балета, в том числе оба лидера главнейших театральных направлений начала XX в. К. С. Станиславский и В. Э. Мейерхольд. Головин обладал и вторым крупнейшим преимуществом, которым располагал театр его дней. Он блистательно владел сценической живописью. Артистизм живописца также давал ему право быть в числе крупнейших театральных мастеров России, а следовательно и мира, ибо именно русский театр был в ту эпоху средоточием живописных ценностей. (Власова Г. И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX в.: Из наследия петербургских мастеров. — Л., 1984. — С. 48.)

          Литература: Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства XVIII — начала XX в. — М., 1974; Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство начала XX в. — М., 1970; Пожарская М. Н. Русские сезоны в Париже: Эскизы декораций и костюмов. 1909 — 1929. — М., 1988; Яковлева Е. П. Н. К. Рерих и балет И. Ф. Стравинского «Весна священная»: К истории первой постановки // Памятники культуры: Новые открытия. 1992. — М., 1993.

          Урок 19. Беседа: Россия державная. Исторический памятник архитектуры. В мире народного зодчества. Творческая работа: Изовикторина. Найди отдельные архитектурные объемы крепости-монастыря. Раскрась изображение архитектурного ансамбля. Проставь на нем соответствующие цифры отдельных архитектурных объемов.

    Основные цели и задачи урока-путешествия:
          1. Способствовать расширению представлений учащихся о старинном каменном зодчестве — архитектуре крепостей.
          2. Создавать условия для полноценного эстетического восприятия учащимися национальных памятников древнерусской архитектуры.
          3. Развивать у детей пространственное видение, восприятие ими пропорциональных отношений архитектурных объемов и форм.
          4. Формировать у третьеклассников живописные навыки гармоничного подбора цветосочетаний: в колористическом решении архитектурного ансамбля.

    Примерный ход урока:
          1. Краткий исторический экскурс в прошлое нашей Родины, связанное с героической обороной ее рубежей.
          2. Работа учащихся с текстом учебника (с. 66—67) и иллюстрациями исторических памятников архитектуры (У., с. 68—69).
          3. Знакомство детей с основными архитектурными элементами крепостного ансамбля. Проведение изовикторины (Т., с. 44—45).
          4. Выполнение третьеклассниками творческого задания по цветовому решению изображения архитектурного ансамбля.
          5. Итоги: рассматриваем живописные рисунки учащихся «Зарайский монастырь», выявляем работы, в которых наиболее удачно подобран цвет, гармонично вписывающийся в архитектурный облик крепости-монастыря.

          Этот урок третьей четверти имеет эмоционально-нравственную окраску. Он должен настроить детей на серьезный лад, на пробуждение высоких патриотических чувств и вместе с тем способствовать выработке у них эстетической восприимчивости к нетленным памятникам искусства, хранителям духовности и памяти о воинском подвиге.

          Немые свидетели дней минувших, русские крепостные сооружения и монастыри и сегодня стоят, высятся и напоминают нам о многом. Памятники древнерусской архитектуры не устают удивлять своей мощью, грациозностью и красотой. Они разбросаны по всей России и в первую очередь в древнейших наших городах — в Москве, Дмитрове, Серпухове, Туле, Новгороде, Пскове, Костроме, Ярославле, Ростове — и во многих других старинных городах и селах. Следует обратить внимание детей на то, что каждый из памятников удивительно своеобразен, уникален, нет среди них даже двух, похожих друг на друга. В каждом из них можно обнаружить свой характер — суровый, неприступный, торжественный, сказочный.

          Замечательно описал свою восторженность перед каменными исполинами, необыкновенными архитектурными сооружениями наших предков известный художник К. Ф. Юон (см. справочный материал).

          Приведем фрагмент его воспоминания: «Московский Кремль, многовековой центр столицы, образует как бы сердце и разум нашего народа, он сосредоточил в себе память обо всем пережитом, о борьбе и победах, он горделиво говорит о достоинстве, о великой красоте помышлений создавших его русских людей». (Юон К. Ф. Москва в моем творчестве // Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников / Сост. В. Б. Муравьев. — М., 1987. — C. 391.)

          Московский Кремль действительно несет в себе органическую связь со всеми древнерусскими городами, он поистине центр Российской державы. Очень образно описывает кремлевский ансамбль Москвы другой замечательный художник — А. М. Васнецов (см. справочный материал). Зачитывая на уроке строки из его воспоминаний, обратите внимание детей, с какой любовью и как живописно дается им картина Московского Кремля. Следует спросить учеников, какие постройки упоминаются в тексте, какие образные выражения употребляет автор в своем рассказе. Можно рассмотреть живописные работы А. М. Васнецова, большого знатока московской старины.

          Далее работа продолжается по репродукциям, представленным в учебнике (с. 66—69). При рассматривании картин следует отметить, как по-разному запечатлели художники красоту крепостных ансамблей России, предложить ответить на вопросы.

          Творческое задание, которое выполняют ученики в творческой тетради (с. 44—45), заключается во внимательном и неторопливом рассматривании изображения Зарайского монастыря и участии в изовикторине: поиске на картине изображений архитектурных элементов, вынесенных на поля. Затем в соответствии со своими представлениями о цветовом решении архитектурного ансамбля учащиеся раскрашивают рисунок.

          Дополнительно при рассмотрении картин третьеклассникам предлагаются такие вопросы:

          1. Какие древнейшие российские памятники архитектуры изображены на этих работах? Где они находятся?
          2. Назови живописные и графические произведения, лаковую миниатюру, финифть.
          3. Выбери свое определение настроению, выраженному в каждой работе. Используй такие слова: спокойствие, торжественность, величавость, неприступность, сказочность и т. д.
          4. Найди на представленных работах разные композиции архитектурного пространства: вытянувшаяся по одной линии, композиция-план, композиция круговая, композиция кремля на холме.

          Расскажи о памятнике старинной архитектуры (крепости, монастыре, кремле) твоих родных мест. Опиши его красоту. Если он плохо сохранился до наших дней, то попытайся узнать у взрослых о его истории или легендах, связанных с подвигами его жителей и мастерством его строителей.

          5. Обрати внимание на форму куполов храмов, наверший башен, колоколен. Как бы ты их назвал (луковка, шлемовидная, свечеподобная…)?
          6. Рассмотри крепостные стены. Найди среди них стены с зубцами. Расскажи, для чего в стенах нужны узкие проемы-бойницы.

          7. Зачем каждая крепость, монастырь окружены глубокими рвами? Как влияет водное окружение крепости на выразительность ее образа?
          8. Рассмотри: как располагаются разные архитектурные объемы ансамбля? Как чередуются большие и малые постройки? Найди центр кремля-крепости.

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
          Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — один из братьев Васнецовых. Родился в старинном селе Рябово Вятской губернии. Вместе со своим братом Виктором, известным художником-сказочником, Аполлинарий искал ответ на важный вопрос: что есть искусство и красота? Отвечали оба брата на него своими картинами о Родине, ее настоящем и далеком прошлом.

          Не суждено было Аполлинарию поступить в Академию художеств, хотя душа и все помыслы его были пронизаны любовью к искусству. Но и будучи самоучкой он многого достиг. За две картины о Москве был удостоен звания академика живописи. И это не случайно. Аполлинарий Михайлович был ученым-историком. Блестящее знание истории и его вдохновенное воображение рождали пейзаж древней Москвы, пейзаж архитектурный, исторический, который на протяжении шести веков, вплоть до XVIII в. творил народ. Одних документов о старой Москве художнику было мало. И он решается подняться в небо: в 1900 г. летит над Москвой на воздушном шаре. Необычное путешествие раскрывает Аполлинарию Михайловичу тайны Москвы. И если Москва — столица России, то сердцевина города — Кремль, который сердцем Москвы прозвал его народ, сердцем Родины. На всех чертежах кремлевская стена имеет неровную форму треугольника. Но сам холм с высоты похож на сердце. Настоящая «сказка истории».

          А вот как работал художник над картиной: его кабинет был заполнен старинными книгами, картами, свитками, планами города. Он сопоставлял, сравнивал, искал доказательства того, что подсказывало ему о Москве его воображение, проверял каждую мелочь. Потом делал несколько набросков — разрабатывал композицию будущего произведения, затем акварельными красками писал эскиз. И только после приступал к работе.

          Литература: Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856—1933. — М., 1956; Васнецов В. Страницы прошлого: Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. — Л., 1976; Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: Повесть. — М., 1991.

    Русское народное зодчество
    Гармония форм и пространства


          Больше всего захватил и ошеломил меня необычайный колорит народной архитектуры, он поражал цветистыми сочетаниями красок и форм древних церквей и колоколен, пестрых, веселых, наивно-провинциальных раскрашенных домиков и расположенных рядом с ними садов с темной зеленью старых лип и дубов. Меня привлекали и гористые пейзажи с извилистыми дорогами и светлыми лужайками. Над таким уютным красочным мирком нередко возвышались древние каменные стены с бойницами и башнями древнего кремля или монастырей. В этих своеобразных картинах сочетались хранившие свое былое величие остатки архитектурных форм прошлого, в которые было вложено много художественного чутья и народного понимания красоты, с окружающей природой. То же солнце, своим живительным светом некогда озарявшее древние каменные стены, по-прежнему светит и нашим современникам — потомкам ушедших поколений. (Юон К. Ф. Москва в моем творчестве // Легенда о счастье / Сост. В. Б. Муравьев. — М., 1987. — C. 191, 421.)

    Московский Кремль

          Попробуем перенестись воображением на 300—400 лет назад и посетить то, что подскажут нам мысль и чувство в воссозданном смутном образе того, что когда-то было. Центр средневекового уклада жизни города сосредоточивался в Кремле. Здесь были главные храмы, жили царь, митрополит и самые богатые и властные мужи — бояре; здесь находились приказы на Ивановской площади, где шли суды и расправы. Окруженный со всех сторон водой и рвами, он имел вид неприступного замка, как его и называли иностранцы. С юга его замыкали река Москва и двойные стены, со стороны Красной площади — глубокий ров, обложенный кирпичом и наполненный водой по подземной трубе из Верхнего Неглиненского пруда, находившегося за Воскресенским мостом, там, где теперь площадь перед зданием бывшей Думы; с запада, на месте теперешнего Александровского сада — глубокие Неглиненские Нижние пруды с мостами и мукомольными мельницами при них. Здесь же белокаменные златоверхие храмы, крепкие двойные и тройные стены с высокими башнями, каменные дворцы-терема и даже водопровод.

          Кремль прежде всего казался буквально битком набитым каменными зданиями. Огромнейший дворец, начинавшийся под горой Запасным дворцом и взбиравшийся на гору грудой теремов со всевозможными надстройками и пристройками, имел не одну тысячу комнат. Соборы, церкви, приказы, частные дома, три башни, находившиеся в царском дворе, занимали юго-западный угол Кремля; это был отдельный, собственно царский кремль-замок. Эти башни: Гербовая — над Колымажными воротами, ведущими на площадь у Спаса на Бору перед Теремами; круглая — в Нижнем Набережном саду и третья — над воротами в Конюшенном дворе, с часами. Золото куполов, изразцы, сверкающие яркими цветами, черепичные поливные кровли на башнях, узорчатые золотые кресты, как жар горящие в небе, ряды слюдяных окон в замысловатых переплетах — как все это было оригинально и красиво!

          Кремль был продуктом векового народного творчества: здесь вылилось в осязательную форму все то, что могло создать оно. Складывались про него былины, сказки; он принимал облик сказочного жилища Жар-птицы. Что такое эти архитектурные фантастические мотивы, постоянно встречающиеся на древних иконах московского письма в виде башен, теремов, чудных каких-то фронтонов вроде закомар и кокошников, как не отголоски сказочного современного им Кремля? (Васнецов А. М. Облик старой Москвы // Легенда о счастье / Сост. В. Б. Муравьев. — М., 1987. — C. 266—288.)

          Урок 20. Беседа: «Город чудный, город славный…». В мире народного зодчества. Творческая работа: Прочитай композиционные схемы изображения старинного русского города-крепости. Выбери одну из них или придумай свою. Выполни рисунок «Старинный русский город-крепость».

    Основные цели и задачи урока-образа:
          1. Способствовать развитию у учащихся композиционного видения на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества.
          2. Формировать у детей образное воображение в передаче красоты архитектурного ансамбля.
          3. Развивать у третьеклассников декоративно-живописные, графические и композиционные навыки в создании сказочного образа древнего города.

    Примерный ход урока:
          1. Создание эмоционально-творческой атмосферы для восприятия детьми памятников национальной архитектуры. Беседа о красоте града Китежа (У., с. 70—71).
          2. Работа учащихся с произведениями искусства, знакомящими с памятниками архитектуры (У., с. 68—69), подготовка ответов на вопросы и нахождение разнообразных композиционных схем в изображении старинных крепостей.
          3. Чтение детьми композиционных схем крепостных построек (Т., с. 47) и определение соответствия между ними и репродукциями в учебнике.
          4. Создание третьеклассниками творческой композиции «Старинный русский город-крепость» в творческой тетради (c. 46— 47).
          5. Итоги: любуемся рисунками сказочных городов, находим, как каждый из детей проявил свою творческую фантазию.

          Этот урок продолжает предыдущую тему и имеет сходные задачи — организует вхождение в мир русского народного зодчества. Однако теперь детям предстоит максимально проявить собственное творчество в создании декоративно-живописного образа старинного города-крепости. В активизации творческого воображения поможет беседа по литературно-художественным произведениям и произведениям изобразительного искусства, на которых предстает архитектурное сооружение (У., с. 68—71). Изобразительный ряд дает зрительное представление о многообразии архитектурных памятников, а также о разнообразии способов увековечивания их в живописных полотнах. Каждый художник передает свои чувства, выражающие волнение, восхищение, гордость за этих исполинов, находя особую точку зрения, выбирая наиболее подходящий момент дня или ночи, праздника или будней. Каждый автор при этом использует ту художественную технику, которая наилучшим способом выявляет образ. Один пишет масляными красками, другой работает графическими материалами, а третий выводит изящную миниатюру на лаковой поверхности шкатулки темперными красками.

          На уроке следует вновь рассмотреть эти произведения и ответить на вопросы о формах (башни, стены, терема, шпили, храмы, колокольни, звонницы…), из которых складывается образ крепости, о композиции пространства крепости, о том, что придает выразительность облику крепости-кремля (купола, шпили, башенки, форма крыш, полукружья, арки, резные стены, окна разной формы и т. д.). Примером сказочного образа послужит работа художника И. Билибина «Преображенный Китеж» (фрагмент декорации) (У., с. 71). Легенда об этом удивительном граде (У., с. 70) вызовет определенный эмоциональный отклик детей на эту рукотворную красоту, активизирует их воображение и поможет в самостоятельной работе.

          Настраивая учащихся на творчество, подчеркните, что начинать создавать образ старинного города следует с композиции. Здесь помогут схематичные зарисовки в тетради (с. 47). Предложите ученикам их прочитать и найти на вернисаже картины с подобными композициями. Далее необходимо подумать, какие архитектурные элементы войдут в ансамбль, определить, какой из них будет самым главным, где он расположится, как будет изукрашен, как разместятся важные, но менее значимые части комплекса, каково будет их убранство. Обратите внимание детей на декоративное решение каждой детали, входящей в композицию картины-декорации И. Билибина. Здесь художник удивительно тонко и любовно прописал все: и небо с солнцем, планетами, звездами, и диковинную природу вокруг града — пышные цветы, сказочные деревья. Все это служит выражением неописуемой красоты и необычности чудного этого города.

          А как создан облик зданий — храмов! Изящество, утонченность, узорчатость — все это подтверждает, почему «…цел тот город до сих пор — с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с рубленными из кондового негниющего леса домами. Цел град, но не видим…» (Мельников-Печерский П. И. В лесах. — М., 1963.)

          В тетради (с. 46—47) дети создают свой сказочный образ старинного города-крепости, используя одну из композиционных схем изображения города-кремля.

          Урок 21. Беседа: Защитники земли Русской. Сюжетная композиция. Творческая работа: Создай свой образ воина.

    Основные цели и задачи урока-образа:
          1. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися подвигов русского воинства, запечатленного в истории России и в произведениях батального жанра.
          2. Расширять представления детей о тематической композиции на ярких примерах изобразительного искусства. Способствовать развитию у них пространственного видения пропорциональных цветоотношений.
          3. Развивать у третьеклассников живописно-графические и композиционные навыки в создании тематической картины с изображением человека в движении. Способствовать активизации воображения у детей в творческой работе над композицией.

    Примерный ход урока:
          1. Беседа по тексту и репродукциям с исторических произведений искусства (У., с. 72—74). Работа по вопросам к представленным в учебнике художественным произведениям.
          2. Выполнение учащимися в творческой тетради набросков человека в движении по представлению (с. 49).
          3. Выбор детьми сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции и выполнение ее в тетради (с. 49).
          4. Итоги: рассматриваем рисунки, отмечаем их разнообразие, выявляем наиболее удачные, интересные.

          Эта тема связана с приближающимся праздником — Днем защитника Отечества. Так сложилось в нашей истории, что тема воинства актуальна во все времена: и в далеком прошлом, и в наши дни. Потому на уроке будет уместным вспомнить героические страницы далекой и недавней истории, поговорить о воинах — наших современниках.

          При обращении к работе Н. Присекина «Куликовская битва» обратите внимание детей, как достоверно, реалистично изображает художник знаменитое сражение (см. справочный материал). Предложите им самим рассказать, как художник относится к русским воинам и к врагам. Здесь о восхищении русскими богатырями говорит все: и крупный передний план, и уверенность в движениях, блеск доспехов и окраска коней, огромный победный стяг. А как изображает художник врагов-завоевателей и почему?

          Совсем иначе прославляется подвиг русского солдата в плакате. Обратите внимание учащихся на условность, лаконичность изображений. Пусть ребята, рассмотрев плакат (У., с. 73), ответят на вопросы, связанные с боевыми заслугами защитников Отечества в годы Второй мировой войны.

          Представление о солдатах — наших современниках третьеклассники, конечно же, имеют, поэтому смогут рассказать о сюжете картины Ю. И. Циркунова «Тревожная группа» (У., с. 74) самостоятельно.

          Итогом беседы может стать вывод о том, что подвиги русского воинства достойны преклонения и восхищения, и о том, как художники, отдавая дань памяти преданности правому делу, по-разному воспевают ратный труд русских воинов. Во всем этом ощущается нравственная красота: красота подвига и патриотического чувства. Стремление передать ее на полотне достойно сильного эстетического переживания.

          Следует отметить, что рамки урока с данной тематикой могут быть расширены за счет внеклассного занятия.

          В качестве творческого задания учащимся предлагается создать образ воина любой эпохи.

          Настраивая детей на самостоятельную творческую работу, следует напомнить, что художнику удается только та картина, которая трогает самого автора. Именно поэтому учащимся предлагается выбрать такой сюжет, чтобы им самим было интересно. Для поиска средств выразительности в передаче художественного образа посоветуйте детям еще раз рассмотреть репродукции в учебнике. Вначале каждый должен определиться, какое историческое время будет отражено в рисунке — далекое прошлое, события Отечественной войны 1812 года или Великой Отечественной войны. Не исключено, что ребята захотят изобразить современные военные события, которых, к сожалению, немало и в наши дни. Затем третьеклассники обдумывают, какое действие будет совершать герой рисунка и какова будет окружающая его среда. Активизировать воображение детей при создании образа древнерусского ратника поможет фрагмент из книги А. К. Толстого «Князь Серебряный» (см. справочный материал).

          В творческой тетради (с. 48) учащиеся рассматривают еще одно героическое полотно — «Оборона Севастополя» художника А. А. Дейнеки. Картина очень динамична. Каждый солдат на ней максимально напряжен, совершает резкие движения, в полную силу, наотмашь в рукопашной схватке отбивает натиск врага. На примере одного из солдат подскажите детям, какими приемами пользуется художник в передаче стремительного движения, устойчивости фигуры. Обратите внимание на колорит. Он построен на контрасте белого, почти черного и красного. Предложите учащимся пояснить выбор такого цветового решения.

          Перед созданием композиции на свободном поле листа в тетради (с. 49) учащиеся выполняют набросок-эскиз образа воина в карандаше. Затем приступают к непосредственной творческой работе.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта