Главная страница
Навигация по странице:

  • Образ воина-ратника далекого прошлогов русской литературе

  • Образ Куликовской битвы в живописи

  • Весенний вернисаж

  • Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
    Дата29.10.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodichka_izo_shpikalova_3_klass.doc
    ТипМетодическое пособие
    #760519
    страница9 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    КРАТКИЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    Образ защитника Отечества и ратный подвиг народа
    в искусстве: историческая картина, батальный жанр, плакат
    Историческое событие (Куликовская битва)
    как основа сюжета художественного произведения

          В 1378 г. пришел на Русь сподручный самого хана Мамая мурза Бегич с большим войском. Он проник в глубь Рязанской земли, пытаясь разъединить силы Москвы и Рязани. Князь Дмитрий Иванович Донской узнал об этом и бросился на выручку рязанцам, остановил полчища татар на реке Воже, и как только они перешли реку, москвичи и рязанцы нанесли им опережающий удар. Ордынцы бежали с поля боя в полной панике.

          После битвы на Воже в Золотой Орде поняли, что без большой войны Русь не покорить. Хитрый и изощренный политик Мамай выжидал два года и делал все, чтобы ослабить союз русских князей.

          События развивались крайне неблагоприятно для русичей. Летом 1380 г. разноплеменные орды, кочевавшие на огромном пространстве от Волги до Днестра, от верховьев Дона до Северного Кавказа и Крыма, пришли в движение. Вся неисчислимая рать хана Мамая собралась близ русской границы. Над страной сгустились черные тучи войны. Раздробленность князей тяготела над Русью. <…>

          Великий князь земли Русской обратился к войску: «Лепо нам, братия, положить головы за правоверную веру христианскую, чтоб не взяли поганые городов наших, чтоб не запустели церкви наши, да не будем рассеяны по лицу земли, а жены наши и дети не отведутся в плен, на томление от поганых».

          В первый раз со времени Батыева ига Русь, собранная в лице воинственных детей своих, решилась предпочесть смерть рабству. Русское войско пошло к устью Непрядвы. В шестом часу дня увидели русские Мамаево полчище, сходившее с холма. Оно двигалось, как туча, стеной. Задние клали копья на плечи передним, и устроены были у них копья так, что у задних они были длиннее, а у передних короче. Одежды на них были темного цвета. Русские войска, напротив, шли нарядно. Множество знамен колебалось от тихого ветра, как облака, светились образа на знаменах и светились доспехи ратников, словно утренняя заря в ясное время.

          Мамай стал на возвышении со своими князьями и оттуда наблюдал битву. Враждебные полчища смотрели друг на друга. И вот из татарского войска выезжает богатырь по имени Челубей, хвалится своей силой и храбростью и вызывает достойного помериться с собой.

          Но тут выступил Пересвет. Шлем его был накрыт схимой, возложенной на него Сергием. Он испросил благословения у священника, сел на боевого коня, обратился к стоящим и громко крикнул: «Отцы и братья, простите меня грешного! Брат Ослябя, моли за меня Бога! Преподобный Сергие, помогай мне молитвой твоей!» И он понесся во всю прыть на татарина. Богатырь летел ему навстречу, неистово столкнулись они и на всем скаку со всех сил ударили один другого копьями. Кони их от удара присели, а они полетели на землю оба мертвые. Равны оказались две силы и не снесли взаимных ударов.

          Вслед за тем был дан знак к бою. Затрубили трубы. Крикнули русские: «Бог христианский, помоги нам!» Крикнули татары, призывая Магомета. Началась всеобщая и неистовая сеча. Такой сечи, по сказанию летописцев, не было еще на Руси. Бились не только оружием, но и рукопашно; задыхались от тесноты, умирали под конскими копытами. Христиане и неверные испускали дыхание, переплетаясь между собой руками и ногами в предсмертных страданиях. Часа через два татары стали одолевать. Ужас распространялся все более и более в русских рядах. Падали князья, падали воеводы, все бежали… Наконец, когда уже татары сочли себя победителями, именно тогда-то стремительно из засады, словно соколы на журавлиное стадо, выскочили русские воины с криком и шумом прямо в тыл татарам и начали поражать их.

          Нежданное появление свежего войска оттуда, где его не предполагали, навело на татар страх. Потеряв уже свой строй, они не могли стать в боевой порядок. «Беда нам! — кричали они. — Русь перехитрила нас». Оказалось, что, когда напали на них свежие силы, у них и кони утомились, и руки их ослабли, и ноги устали, и в беспорядке не видели и не знали они, где свой, где чужой, куда им повернуться. Русские прорывали их ряды, били и справа, и слева, и сзади, и спереди. Татары, бросая оружие, бежали. Русские догоняли и убивали их. Мамай, увидев смятение, бросил свое возвышение и бежал. За ним бежали князья и все, кто только успевал спастись от русских.

          Куликовская битва все-таки предуготовила на будущее независимость русских земель…

          Память об этой победе запечатлелась в русском духе. (Исторический календарь. Десять веков российской истории (от князя Владимира до Николая II) / Сост. В. В. Алексеев, В. А. Степанов. — Донецк, 1996. — C. 109—122.)

    Образ воина-ратника далекого прошлого
    в русской литературе


          На нем была легкая кольчуга. Ее ожерелье, подол и зарукавья горели дорогими каменьями. Вместо шишака на князе была ерихонка, т. е. низкий, изящно выгнутый шлем, имевший на венце и ушах золотую насечку, а на тулье высокий сноп из дрожащих золотых проволок, густо усыпанных во всю длину их яхонтовыми искрами. Сквозь полку шлема проходила отвесно железная золоченая стрела, предохранявшая лицо от поперечных ударов. На поясе, плотно стянутом пряжкой поверх кольчуги и украшенном разными привесками, звенцами и бряцальцами, висела кривая сабля, вся в дорогих каменьях. У бархатного седла фиолетового цвета с горощатыми серебряными гвоздями и с такими же коваными скобками прикреплен был булатный топорок с фиолетовым бархатным черенком в золотых поясках. Из-под нарядного подола кольчуги виднелась белая шелковая рубаха с золотым шитьем, падавшая на зарбасные штаны жаркого цвета, всунутые в зеленые сафьяновые сапоги, которых узорные голенища, не покрытые поножами, натянуты были до колен и перехватывались под сгибом и у щиколоток жемчужною тесьмою.

          Конь его, золотисто-буланый аргамак был весь увешан, от головы до хвоста, гремячими цепями из дутых серебряных бубенчиков. Вместо чепрака или чалдара пардовая кожа закрывала его спину. На вороненом налобнике горели в золотых гнездах крупные яхонты. Сухие черные ноги горского скакуна не были вовсе подкованы, но на каждой из них, под бабкой, звенело по одному серебряному бубенчику. (Толстой А. К. Князь Серебряный. — Ярославль, 1986. — C. 241—242.)

    Образ Куликовской битвы в живописи

          В работе над большим монументальным полотном, которое было написано Н. Присекиным к 600-летию Куликовской битвы, сказалось его увлечение лаковой миниатюрой. Вот как об этом пишет сам художник: «Еще будучи студентом, я увлекся народными промыслами — Хохломой, Федоскиным, Палехом; изучал их технологию, а ведь известно, что ратные подвиги русских воинов не раз служили темой творчества народных мастеров. Желание написать картину о битве на поле Куликовом возникло у меня еще в ученические времена, но жизнь повернулась иначе, и я смог вернуться к ней значительно позже. Я побывал на Куликовом поле, попытался представить, где стояли русские дружины, откуда двигались Мамаевы полчища, где был спрятан засадный полк. Много прочитал о самой битве, изучал оружие и старинные доспехи — „шеломы черкесские“, „щиты московские“, „копия фряжские“, сделал множество подготовительных рисунков, набросков, не сразу нашел композицию, которую задумал решить не как батальную картину, а в своем особом эмоциональном ключе».

          Многофигурная, остродинамическая композиция, в которой ощущается предельный накал смертельной схватки с врагом, мастерски написана художником.

          Все это стало возможным благодаря удачному сочетанию в таланте художника прекрасного графика, владеющего «снайперским» рисунком, режиссера-постановщика и живописца. (Николай Присекин: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Н. В. Барнова. — М.,1989. — C. 14.).

          Весенний вернисаж. Беседа: Мир красоты.

    Основные цели и задачи работы с изобразительным материалом вернисажа:
          1. Помогать учащимся раскрывать эстетическую ценность природы.
          2. Создавать условия для эмоционально-чувственного восприятия детьми разнообразных явлений весенней природы в действительности и произведениях изобразительного искусства.
          3. Развивать у третьеклассников наблюдательность, цветовое видение, обогащать зрительный и образный опыт.

    Примерный ход беседы:
          1. Создание на занятиях особой атмосферы радости на фоне пробуждающейся и оживающей природы.
          2. Беседа о главных признаках весны в разные ее периоды. Сравнение состояний весны в природе с их воплощением в произведениях искусства. Выявление в живописных полотнах и графических листах поэтического ощущения в передаче изображаемых признаков весны, многоголосия весенних звуков: песенного ритма ручьев, шорохов и шелестов старой листвы, потрескивания деревьев и кустов, грачиного гомона.
          3. Итоги: в процессе беседы рождается вывод о новом состоянии природы, которому присущи особый ритм, звуки, колорит и ощущение обновления не только растительной природы, но и мира птиц, животных и человека.

          Весна еще в самом начале, но уже отчетливо видны ее первые шаги. На большой территории России она в разные сроки вступит в свои права, но неизбежно придет на смену зиме. Прекрасные слова стихотворения И. Бунина о весне (У., с. 75) передают эти ощущения радостного обновления, которые близки любому из нас, где бы мы ни жили. Предложите детям продолжить рассказ о весенних проявлениях в природе, об особенностях шествия весны в родных краях. Настройте их на образность речи, на использование слов, по-разному передающих краски пробуждающейся природы. Приведите поэтические примеры.

          Обратите внимание детей на то, как поэт сумел в несколько строк вместить все многообразие состояний весны, от ее начала к разгару и завершению, как простые и обычные слова, расположенные в определенном ритме, очень метко, точно и красиво выразили бесконечность жизни природы. И даже беглый взгляд на произведения художественного творчества подтвердит слова этого стихотворения. Здесь и блестки солнечного света, и голубизна небесного свода, здесь шумные грачиные стаи, их многоголосый гомон, говорливые ручьи и пробуждающаяся земля, горы и долины. Пусть третьеклассники подберут образные выражения к каждой картине, сами попытаются рассказать о них и ответят на вопросы (У., с. 79).

          Зрительный ряд представлен разными жанрами: натюрморт, пейзаж, работы, выполненные в разных художественных техниках; все они дают представление о самых разных весенних явлениях (таянии снегов, разливах рек, появлении первой зелени, цветении земли). Натюрморт напоминает о любимом православном празднике — Пасхе. Предложите учащимся дополнить ряд весеннего вернисажа картинами, изображающими местную природу, если возможно, рассмотрите произведения живописи, графики своих земляков. Прочитайте стихотворение А. Фета «Это утро, радость эта…» детям.

          Урок 22. Беседа: Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. Творческая работа: Создай портрет самого любимого и близкого тебе человека.

    Основные цели и задачи урока-образа:
          1. Создавать на занятиях атмосферу эмоционального напряжения, отражающего нежные, трогательные чувства по отношению к самому близкому человеку — матери.
          2. Расширять представления учащихся о портрете как одном из жанров изобразительного искусства.
          3. Совершенствовать условия для овладения учащимися графическими и живописно-декоративными навыками в создании портрета.
          4. Расширять знания третьеклассников о пропорциональных отношениях головы человека.
          5. Способствовать творческому самовыражению учащихся в работе над портретом.

    Примерный ход урока:
          1. Беседа о первом весеннем празднике, о празднике всех женщин.
          2. Работа в классе по репродукциям женских портретов, ответы на вопросы (У., с. 80).
          3. Чтение учащимися схем изображения головы человека (У., с. 82).
          4. Создание детьми портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры).
          5. Итоги: любуемся галереей женских портретов, выслушиваем рассказы авторов о тех, кого они запечатлели в рисунке.

          Данный урок проводится в преддверии весеннего праздника 8 Марта. Не случайно его тема связана с женскими образами в искусстве. Художников всегда волновала красота женщин разных возрастов. Любая представительница прекрасной половины человечества воплощает в себе главное предназначение — быть матерью. Вот почему так трогательны женские портреты, в них — красота материнства, доброты, нежности, мудрости. Что может быть прекрасней.

          На этом уроке беседу следует начать с рассказов детей о своих любимых и самых лучших мамах. Предложите ребятам описать их внешность, качества, которые особенно им дороги. Пусть в своих рассказах они вспомнят и о бабушках, поделятся эпизодами из их судьбы, отметят, в чем красота их возраста. А кто-то «нарисует» портрет сестры или лучшей подруги.

          Вспомните поэтические произведения и песни о маме. Предложите учащимся найти красивые слова, которыми называют женщин, особенно в этот праздничный день.

          Ребята рассматривают групповые, одиночные женские портреты (У., с. 80—82): все изображенные на них такие разные по возрасту, и по национальности, и по роду своих занятий. Однако все они красивы.

          Дети отвечают на вопросы (У., с. 80), обращают внимание на то, как любовно написаны лица, как они светятся чистотой, добротой, нежностью.

          Следует заметить, что, изображая такие светлые лица, художник тоже становится чище, лучше и добрее. Поддержите желание детей тоже попытаться создать красивый женский портрет, что не так уж и просто. Помощь им окажут схематические рисунки человеческого лица (У., с. 82). Обратите внимание учащихся на то, что голова человека имеет шарообразную форму, поэтому начинать рисовать следует с изображения овала лица. В соблюдении симметричности формы поможет средняя вертикальная линия. Пусть дети рассмотрят на схеме, где находится линия глаз (на середине осевой линии) и линия бровей, носа (разделить осевую на три части), где найти место для губ. Конечно, это всего лишь схема. Реальное, живое лицо гораздо интереснее и, главное, очень сильно отличается от этой схемы. Лицо у одного человека более вытянутое, у другого, наоборот, круглое; лоб может быть узким или широким, подбородок заостренный или округлый; у всех людей разные носы, губы, величина и цвет глаз.

          Об этих особенностях нужно помнить, когда собираешься изобразить лицо конкретного человека. Своеобразие портрету придаст прическа, головной убор, костюм и т. д. Пусть дети вспомнят, как придать образу выражение радостного, хорошего настроения (об этом шел разговор во 2 классе), пусть найдут подтверждение своему предположению на портретах, выполненных художниками.

          В творческой тетради (с. 50) учащиеся рассматривают портреты. Рисунки их сверстников без названий, пусть дети сами их придумают. Здесь важно отметить, что портрет приобретет завершенный вид, если вся поверхность листа будет занята изображением, т. е. портретный образ будет помещен в определенную среду (это может быть интерьер комнаты, или пейзаж, или просто цветной фон). В творческой тетради (с. 51) третьеклассники выполняют портрет-образ дорогого им человека, используя при этом любой художественный материал (акварель, гуашь, мелки цветные, фломастеры).

          Урок 23. Беседа: Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция. Творческая работа: Создай образ праздника проводов зимы.

    Основные цели и задачи урока-импровизации:
          1. Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
          2. Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
          3. Развивать у учащихся наблюдательность, образное видение и цветовосприятие. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы в разных регионах России.
          4. Совершенствовать условия для овладения третьеклассниками живописно-декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника.

    Примерный ход урока:
          1. Беседа о традиционном народном празднике Масленицы как одном из любимых весенних увеселений (У., с. 83—84).
          2. Работа учащихся по репродукциям картин, представленных в учебнике (с. 83—84). Подготовка ответов на вопросы (У., с. 84).
          3. Анализ композиции, цветового решения творческой работы учащихся детской художественной школы (Т., с. 52).
          4. Создание третьеклассниками собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации (Т., с. 53).
          5. Итоги: любуемся праздничными картинами, созданными учащимися, заслушиваем авторов интересных композиций, даем оценку общего эмоционального состояния этих работ.

          Так уж устроена природа, что на смену одному времени года приходит другое. А на Руси издавна повелось всенародно отмечать смену сезонов в форме разнообразных праздников. Так, например, трижды встречают Осень (Осенины). «Не бывает и зимы без трех подзимков», — говорят в народе. С особым торжеством провожают Зиму и радостно, трижды встречают Весну. Праздник проводов Зимы называют всемирным праздником, т. е. гуляют всем миром. В нем участвует и стар и млад. Масленица, отмечавшаяся в старину, перешла в традиции современности. Обычно это очень яркий, нарядный праздник, с шумными представлениями, состязаниями, катаниями на санях, тройках.

          Этот праздник знаком учащимся, так как о нем разговор шел в 1 и 2 классах, многие из детей сами были его участниками. Предложите им рассказать о том, что запомнилось в масленичных гуляньях, которые проходят в их городе, селе, поселке.

          Активизировать представление ребят о Масленице помогут литературные произведения. Следует нацелить детей на выявление того, как в них дана картина праздника, какие эпизоды, какие образные выражения использованы.

          Далее урок продолжает работа с текстом учебника (с. 83—84) и беседа по репродукциям картин. Здесь представлены разные художественные произведения. На одном из них создан декоративный образ Масленицы балаганной — яркий, пестрый, включающий картину представления цирковых артистов. Другое произведение знакомит с шумным весенним гуляньем в Федоскине с разудалыми тройками, веселящимися жителями, праздничным столом с традиционным угощеньем — блинами и чаем у самовара (см. справочный материал). На эскизе декорации к спектаклю можно увидеть эпизод масленичного представления артистов кукольного петрушечного театра.

          Предложите детям внимательно рассмотреть эти произведения, попытаться рассказать о том, что им здесь знакомо, какими средствами пользовались художники, чтобы создать атмосферу всеобщего гулянья, приподнятость настроения.

          Перед непосредственной творческой работой дети рассматривают коллаж «Масленица» (Т., с. 52) и рассказывают, как удалось авторам этой композиции передать колорит старинного праздника, по каким признакам можно догадаться, что именно Масленица — главный ее образ.

          В творческой тетради (с. 53) дети создают собственную композицию — образ праздника проводов зимы. Начинают они работу с карандашного рисунка, предварительно обдумав сюжет. Для этого можно вспомнить некоторые очень яркие моменты масленичного гулянья (катание с гор, лихие тройки, ярмарка, балаганные представления, аттракционы, сцены у самовара с блинами и т. д.). Затем идет подбор цветной бумаги (здесь можно использовать всевозможные фантики, цветные обложки тетрадей, старых журналов, имеющие богатую цветовую палитру). А теперь наступает самый ответственный этап работы: цветными кусочками бумаги, которую следует нарвать заранее, рисунок выклеивается с таким расчетом, чтобы каждый элемент изображения отличался от соседнего и тоном, и цветом. Контраст цвета, яркость, насыщенность (как в лоскутной технике) помогут придать композиции тот неповторимый праздничный колорит, который и свойственен празднику Масленицы.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта