Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
Скачать 0.65 Mb.
|
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ О красоте в природе: снегириная пора Ни осени, ни зимы. Предзимье — так называется это время. В народе о ноябре говорят: «Сентябрев внук, октябрев сын, зиме — родной брат». Перелетные птицы улетели, на смену им к нам пожаловали зимние гости — гнездари Арктики. Это свиристели, щуры, чечетки и др. На рябине, где вчера еще были скворцы, ныне пришельцы севера — свиристели, по-народному — красава. Птичка размером со скворца, с дрозда. Подпускает хоть на пять шагов, подойди и разгляди: серо-розовые пухлячки с черными козырьками хохолков, с изящной желтой каймой хвоста, с ярко-алыми роговистыми лепестками на крыльях. А как нежен тихий свист их напева — серебряные гусли московской зимы. И любимцы московской детворы — снегири, спутники столичной зимы. Красными яблочками висят они на любом дереве. С детства памятны мотивы их нежных вздохов в великой тишине снежного безмолвия. Недаром это время так и называют — снегириная пора! Птицы Арктики прилетают на подмосковную зимовку, а домосед-снегирь не как другие: летом гнездится в глуши леса, а с первым снегом скорей торопится ближе к домам. Вещун зимы! Ярко на снегу пунцовое перо снегиря — под цвет зари. Все другие зимние птицы на морозе подвижны, суетливы, вертлявы. Словно игрушечный шарик на резинке, дергается, кувыркается синичка, неутомимая в поисках насекомых. Не таков снегирь: он усидчив, как рыболов. В снеговейные дни, в трескучие морозы, пожалуй, даже приятнее, чем хор соловьев в мае, услышать снегирей. В снежных покоях глухозимья мил и дорог его скромный, задушевный напев. Свирель зимы!
Литература: В гостях у природы / Сост. В. В. Волина. — СПб., 1997. — С. 211. Урок 12. Беседа: Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень. Творческая работа: Экспериментируй. Выполни упражнение: подбери оттенки цвета для тени. Заверши в цвете натюрморт из предметов крестьянского быта. Основные цели и задачи урока-вариации: 1. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися мира старинных вещей, окружавших человека испокон века. 2. Расширять представление учеников о натюрморте как жанре изобразительного искусства, раскрывающем зрителю страницы истории, культуры, традиций народов, открывающем красоту предметного мира. 3. Углублять знания детей в области цветоведения. Знакомить их с особенностями влияния искусственного освещения на цвет предметов. 4. Совершенствовать условия для овладения учащимися живописными навыками. Добиваться освоения третьеклассниками приемов подбора цветовых оттенков для передачи освещенной и теневой поверхностей предметов при искусственном освещении. Примерный ход урока: 1. «Вхождение» детей в предметный мир крестьянской избы. 2. Работа учащихся с художественными произведениями (У., с. 48—49) в жанре натюрморта. 3. Выполнение учениками упражнения на подбор оттенков цвета в тени к заданному набору оттенков цвета освещенных поверхностей (Т., с. 28). 4. Завершение третьеклассниками графического рисунка натюрморта в цвете с учетом искусственного освещения (Т., с. 29). 5. Итоги: обсуждение детских рисунков. Отмечаем, какие из них наиболее привлекательны, достоверны, в каких из них достаточно ярко проявлено творчество и фантазия. Этот урок перекликается с уроками 9 и 10 и продолжает серию занятий цикла «Русская изба». Данная тема открывает учащимся внутренний мир избы. Свою беседу учитель выстраивает в зависимости от местных условий. Как и на предыдущих уроках, необходимо обратить внимание учащихся на теплоту, одухотворенность и красоту вещей, которыми окружает себя человек. Неслучайно эти предметы становятся объектами пристального изучения и изображения художников-живописцев и всегда привлекают внимание современных зрителей. Важно постепенно открывать детям обаяние и красоту старинных вещей, а также учить их видеть, познавать с их помощью обычаи, бытовые и культурные традиции своего народа. Натюрморты художников, представленные в учебнике (с. 48—49), включают самые разные предметы, отражают различные состояния, но всех живописцев объединяет желание выразить в картинах любовное и почтительное отношение к предметам, характерным для русского чаепития. Каждый художник находит дорогие для него атрибуты этого обычая, ищет особые приемы их изображения, определяет степень условности, проработанности всех элементов композиции. Рассматривая эти картины, дети узнают и называют изображенные на них предметы. Важно, чтобы ребята сумели находить красоту каждой вещи, а также попытались представить людей, живущих в изображаемой среде. Анализ колористических решений, найденных художниками (У., с. 48—49), позволит учащимся понять зависимость цветовой гаммы от вечернего или дневного освещения. Наглядным пояснением особенностей колорита при искусственном источнике света (лампа, свеча, лучина…) послужат рисунки в творческой тетради на с. 28. Очевидно, что цвет свечи придает теплоту оттенкам на палитре и освещенным частям поверхности кринки, тогда как затемненные части круга-палитры и сосуда приобретают холодную цветовую гамму. Закрепить полученные знания на практике учащимся поможет упражнение по подбору холодных оттенков цвета к заданной гамме освещенной поверхности круга (Т., с. 28). Это упражнение подготовит детей к выполнению творческого задания (Т., с. 29). Прежде чем приступить к цветовому решению заданного изображения натюрморта со светцом, следует: • внимательно рассмотреть его; • назвать предметы, составляющие композицию; • обозначить общий колорит будущей картины; • пояснить линии, расположенные на освещенных поверхностях предметов (справа); • уточнить, что значат линии, отходящие от предметов слева; • рассказать, с помощью каких деталей можно дополнить или изменить композицию. КРАТКИЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ Поэзия и гармония жизни в предметах крестьянского быта (О чем звенит самовар) Формы и объемы самоваров были бесконечно разнообразны. Вычищенный речным песком до солнечного сияния самовар превосходно гармонировал с деревом крестьянского дома, с его лавками и посудниками, полицами и чаще некрашеными шкафчиками. Шумящий, кипящий самовар и впрямь как бы оживал и одухотворялся. Странная, вечная взаимосвязь воды и огня, близость к человеку и того и другого делали чаепитие одним из отрадных занятий, сближающих людей, скрепляющих семью и застолье. Вот брякнула дужка ведра, зашумела выливаемая в самовар вода! Затем почуялся запах березового огня, вот в колене железной трубы, соединяющей самовар с дымоходом, загудело и стихло пламя! Через три минуты все это медное устройство начинает шуметь, как шумит ровный летний дождь, а через пять минут затихает. Вода кипит ключом, в дырку султаном бьет горячий пар. Самовар уносят на стол…(Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1982. — С. 167.) Предметный мир крестьянской избы Квашня — посуда для заквашивания теста, глиняная или деревянная. Квашня, будучи предметом утилитарного назначения, в то же время считалась символом плодородия, плодовитости, производящей силы. Светец (светило, светильник, светильня) — приспособление для держания горящей лучины. Светцы имели различную форму и величину. Большим разнообразием отличались стоячие светцы, полностью выкованные из железа и склепанные из железных стержней и полос, рассчитанные на несколько лучин. Рисунок светца был неповторим благодаря большой вариативности всевозможных спиралей и завитков, украшавших осветительный прибор. Скамья — приспособление для сидения и сна. Представляет собой доску на четырех ножках или заменяющих их двух досках. Скамья использовалась в том случае, когда не хватало места на лавках. Тогда ее приносили из сеней, приставляли к столу или лавке. Столешник — скатерть. Ткань для покрытия стола. В крестьянской среде скатерти изготавливали из домотканого как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Литература: Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Д. А. Баранов, О. Г. Баранова и др. — СПб., 1999. Зимний вернисаж. Беседа: Мир красоты. Основные цели и задачи работы с изобразительным материалом вернисажа: 1. Помогать ученикам раскрывать эстетическую красоту зимней природы. 2. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися явлений природы, отраженных в произведениях художественного творчества. 3. Развивать у детей способность к образному, поэтическому видению природы в реальной жизни и в искусстве. Примерный ход беседы: 1. Беседа о характерных признаках зимней природы, отраженных в произведениях, представленных на вернисаже. 2. Сравнение наблюдаемых учащимися природных явлений с их образным воплощением в художественном творчестве. 3. Итоги: обсуждение впечатлений учащихся от увиденного в природе, выслушивание их высказываний по поводу восприятия многообразных зимних состояний природы, показанных на вернисаже. Выявление эмоционального отношения детей к представленному изобразительному ряду. Вернисаж открывают строки стихотворения, в которых задается основной тон беседы о сдержанных по колориту, разнообразных по содержанию картинах зимней природы. Читая четверостишие (У., с. 43—47), дети обращают внимание на некоторую ограниченность цветовой палитры матушки-зимы по сравнению с «художествами» золотой осени. Однако зрительный ряд, представленный на вернисаже, должен привести к другому очень важному выводу: природа, даже «засыпая» на зимние месяцы, все так же остается многоликой и по-своему завораживает, не переставая удивлять людей своими красотами. В учебнике (с. 43—47) дети видят работы, выполненные в разных живописных и графических техниках. Как и прежде, для экспозиции подобраны произведения, запечатлевшие красоту природы самых разных уголков России. И ряд этот желательно дополнить картинами местных мастеров. Рассматривая эти произведения, следует отметить, как по-разному художники любуются природой, как не похожи сюжеты, колорит, как различны приемы письма и как созданные образы Мезени, Звенигорода, московских улиц и двориков, деревенских околиц и ажурных рощ — все вместе передают красоту и необъятность нашей родины. Остановим взгляд на зимнем пейзаже Т. Н. Яблонской «Зимний день в Седневе». «Художница, горячо любящая свою землю, всю жизнь посвятила любимому искусству. Картины <…> не похожи одна на другую, бывает, поставишь рядом — и удивляешься: неужели их писал один художник? Художник-живописец рассказывает о мире, в котором мы живем, красками на холсте. Но художник не просто повторяет красками то, что видит. Глядя на картину, мы понимаем, как относится художник ко всему, о чем рассказывает. На холстах Яблонской — обыкновенная жизнь: земля, небо, поля и реки, люди работают и отдыхают, радуются, печалятся, размышляют. И когда об этом рассказывает Татьяна Ниловна, мы понимаем, что самое обыкновенное и есть самое важное и дорогое». (Порудоминский В. Солнечная высота. — М., 1987. — C. 3.) Так и на пейзаже «Зимний день в Седневе»: немудреный сюжет, зимние будни, люди заняты своим каждодневным трудом… И все это в окружении торжественной природы: мягких сугробов, мерцающих на свету алмазными переливами, глубоких и пронзительно синих теней. Отвечая на вопросы (У., с. 47), дети пристальней и внимательней будут всматриваться в картины, вчитываться в стихотворные строки, что в конечном итоге будет способствовать целостному эстетическому восприятию и зимней природы, и произведений искусства. Подбор репродукций вернисажа предполагает неоднократное возвращение к ним на протяжении всего зимнего цикла уроков. Урок 13. Беседа: Русская зима. Пейзаж в графике. Творческая работа: Экспериментируй с белой краской. Передай образ заиндевелых растений. Основные цели и задачи урока-эксперимента: 1. Способствовать развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости и эстетической восприимчивости к явлениям зимней природы, к произведениям искусства. 2. Расширять представления детей о графике как одном из видов изобразительного творчества. Раскрывать возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. 3. Развивать у учащихся графические и композиционные навыки: в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов. Примерный ход урока: 1. Беседа о меняющейся каждый день зимней красоте в природе; об образе природы на зимних пейзажах вернисажа. 2. Работа с детьми по графической композиции А. Кравченко «Зима». Подготовка учащимися ответов на вопросы (У., с. 50). 3. Экспериментирование с белой краской. Создание третьеклассниками образов зимних растений в самостоятельных творческих работах. 4. Итоги: просмотр и обсуждение детских работ в классе. Выявление изящных, тонких, выполненных с любовью рисунков. Урок приходится на начало зимы, когда изменения в природе особенно ощутимы и потому наше зрение и внимание особенно чутко реагируют на новизну в окружающей природе. Как будто заново видишь и удивляешься пушистому снегу, серебристому инею, поседевшим деревьям. Дети делятся впечатлениями по поводу своих наблюдений за зимними переменами, рассматривают картины на вернисаже (У., с. 43—47), рассказывают об увиденном, пытаются высказать главную идею произведений и пояснить, какими художественными средствами пользовались авторы. Особое внимание детей учитель обращает на графическую композицию А. Кравченко «Зима», помогая им почувствовать ее изящество и раскрыть, в чем состоит секрет такой завораживающей привлекательности композиции. Следует нацелить детей на пристальное разглядывание зимнего таинственного царства. Рассмотрите, из чего складывается композиция — это игра, переплетение ажурных плоскостей разных растений, пышных пальм, диковинных папоротников. Отвечая на вопросы (У., с. 50; Т., с. 30), дети пристальнее всматриваются в причудливые изображения, находят в них тонкие, плавные, волнистые и спиралевидные линии, точки, звездочки, солнышки и т. д. Вот из такого набора множества декоративных разделок под рукой графика могут складываться самые разные картины природы. Сочетания их могут быть самые необычные. Обратите внимание детей, например, на работу Д. Шмаринова «Зимой» (У., с. 51). Такая динамичная картина, передающая состояние лунного зимнего пейзажа, характеризуется контрастами округлых крон деревьев и пучков прямых линий, расположенных особым образом. Она поражает и восхищает зрителя удалью русской зимней тройки с колокольчиком. А вот работа В. Прибыткова «Окраина в снегу» отражает спокойствие, размеренность жизни небольшого городка с помощью равномерного чередования горизонтальных и вертикальных линий. Здесь зима предстает в привычном обличье, нет ни загадочности, ни сказочности. Учащиеся уже работали одной только белой краской во 2 классе, им знакомы некоторые приемы создания декоративных изображений. Теперь задача усложняется — важно передать хрупкость зимних растений, хрустальность зимнего парка, аллеи или рощи, возможно, и заиндевелость зимних цветов. Дайте детям волю в проявлении творческой фантазии. Урок 14. Беседа: Зима не лето, в шубу одета. Связь декора с формой (орнамент в украшении народной одежды. Функция и красота). Творческая работа: Прочти композиционные схемы орнамента вязаных изделий. Создай свой эскиз украшения из бисера как памятного подарка родителям, друзьям и близким. Основные цели и задачи урока-вариации и импровизации: 1. Познакомить детей с разнообразием орнаментальных мотивов в украшении зимней одежды у разных народов. 2. Дать представление учащимся об особенностях построения сетчатых орнаментов. 3. Раскрыть значение знаков-символов в орнаменте народов Севера. Обратить внимание детей на связь функции и красоты в художественном изделии, на то, что природа служит для народного мастера источником вдохновения при создании традиционной одежды и орнамента. 4. Развивать у школьников воображение в процессе решения ими творческой задачи на импровизацию. 5. Формировать у третьеклассников живописно-декоративные навыки: в эскизе украшения из бисера. Примерный ход урока: 1. Беседа о красоте орнамента в традиционной зимней одежде разных народов мира, Крайнего Севера, о связи функции и красоты в художественном изделии (У., с. 52—54; Т., с. 32—33). 2. Знакомство детей с композиционными схемами сетчатого орнамента вязаных изделий (варежки, перчатки). 3. Проведение учениками сравнения традиционной одежды народов Севера (саами, финны, ханты, манси) по иллюстрациям в учебнике и тетради. Определение в ней общих мотивов и раскрытие символики орнамента. Поиск ответа на вопрос, о чем могут рассказать знаки-символы в меховой мозаике и украшении из бисера. 4. Творческая работа учащихся над эскизом украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений. 5. Итоги: конкурс на лучший эскиз бисерного украшения. Подготовка к урокам художественного труда. Тема урока необычная. Знакомство с национальной зимней одеждой народов Крайнего Севера помогает представить, как суровый климат Заполярья и Приполярья обусловливает появление традиционного кроя теплой одежды, ее украшение узорами из бисера и меховой мозаики. И что особенно важно, учащиеся смогут осознать общее в формах национальной одежды разных народов, живущих в Заполярье и Приполярье (саами, ханты, манси, коряки, эвенки и др.). На примерах национальной зимней одежды народов Крайнего Севера наглядно раскрываем одну из форм бытования и развития народного искусства, когда предметы создаются народными мастерами для удовлетворения потребности людей в изделиях, необходимых в быту. В таком случае народное искусство бытует и развивается непосредственно в своей этнографической среде (подробнее см.: Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. — М., 2000. — C. 31—33). |