Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
Скачать 0.65 Mb.
|
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Термины и понятия Зеркальная симметрия. Одно зеркало демонстрирует нам симметрию отражаемого и отраженного. Предмет или фигура, которые можно разделить плоскостью таким образом, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости, как в зеркале, совпала с другой, имеет зеркальную симметрию. Симметрия эта, присущая телу человека и телам многих животных, широко применяется и в человеческой практике, определяя форму самых разных вещей — от ложки и вилки до прялки и стула, от настольной лампы до автомобиля и самолета. И это обстоятельство немаловажно для формирования орнаментов, организующих и украшающих поверхности таких предметов. <…> Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления (в обе стороны от плоскости симметрии) равноценными для нашего взгляда. <…> И в орнаменте применение зеркальной симметрии связано с тем же ощущением равновесия и покоя. (Юный художник. — 986. — № 3. — с. 84—85.) Вымысел и реальность в художественном произведении: о чем рассказали воздушные змеи Воздушные змеи появились очень давно — больше двух тысяч лет назад — в Китае. Им придавали форму дракона и раскрашивали яркими красками. Это неудивительно — ведь дракон в Китае считается священным животным. Воздушных змеев запускали во время праздников, торжественных церемоний; без них не обходилось ни одно веселье. Они пользовались большим почетом. Существовала даже наука о воздушных змеях. Находились смельчаки, которые пытались подняться в воздух на огромном воздушном змее. Но, увы, неудачно. Змеи совсем не поднимались. А вот для устрашения врагов во время сражения воздушных змеев научились использовать быстро. Делали огромного, страшного змея в виде дракона или какого-нибудь сказочного чудовища, во время боя запускали его над войском противника. Даже самые отчаянные храбрецы не выдерживали, когда вдруг перед ними появлялось эдакое страшилище. В 908 г. русский князь Олег осаждал город Константинополь. По его приказу было сделано много змеев в виде всадников и пеших воинов. Представьте себе ужас константинопольцев, когда они вдруг увидели, что на них прямо с неба опускается несметное русское воинство… Но змеев использовали не только для сражений. Когда они впервые появились в Европе, здешние ученые быстро нашли им применение. Например, один англичанин поднял при помощи змея на большую высоту термометр и обнаружил, что наверху воздух холоднее, чем внизу. Другой ученый, американец Франклин, поднял при помощи змея свои приборы почти до облаков и доказал, что молния — явление электрическое. А русскому ученому М. В. Ломоносову при помощи змея удалось даже «поймать молнию». Использовали змеев и для спасения терпящих кораблекрушение. Если большие волны мешали подплыть к тонущему судну, чтобы взять его на буксир, специальный канат доставляли на него с помощью змея. Первый фотографический снимок Земли с высоты птичьего полета тоже был сделан при помощи змея. Очень помог змей изобретателям радио — Попову и Маркони. Они прикрепляли к змеям антенны своих приемников и поднимали их на очень большую высоту. Таким образом удалось установить радиосвязь даже между Европой и Америкой. Наступило время, когда воздушные змеи стали одними из самых главных помощников человека. Но вот самую свою заветную мечту — подняться на змее в воздух — людям никак не удавалось осуществить до тех пор, пока в Германии не появился человек по имени Отто Лилиенталь. Вот ему-то и удалось построить такого змея, на котором в 1891 г. впервые человек поднялся в воздух. Змей Лилиенталя был уже мало похож на привычные нам воздушные змеи. Он напоминал самолет, а сам Лилиенталь называл его «планер». Прошло время, и другие люди усовершенствовали планер Лилиенталя, установили на нем мотор с пропеллером — так появился первый самолет. Существует несколько разновидностей змеев. Самая большая группа — это конструкции с неподвижными, жестко фиксированными крыльями. К ним относятся так называемая форма ласточки, а также изображения героев легенд и сказаний. Другая группа — змеи с подвижными крыльями, которые делают отдельно от каркаса и только перед запуском закрепляют на нем. Еще одна разновидность — плоские змеи, имеющие форму веера, корзины с цветами, иероглифов. К ним прикрепляется длинный хвост, необходимый для обеспечения равновесия летающих конструкций. Самая сложная форма — это большие объемные змеи. Наиболее характерны для этой группы многометровые драконы. Литература: Алешина И. Китайские воздушные змеи // Юный художник. — 1986. — № 3; Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? — М., 1998; Шипилов А. Путешествие в Змееландию // Трамвай. — 1991. — № 8. Урок 6. Беседа: Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика. Творческая работа: Прочти композиционные схемы орнамента лоскутных ковриков, поясни названия композиций. Создай эскиз орнамента для своего лоскутного коврика. Подготовка к уроку художественного труда. Основные цели и задачи урока-вариации и импровизации: 1. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися произведений народного искусства, выполненных из текстильных материалов, — самотканых половичков, лоскутных ковриков. 2. Побуждать учащихся к целенаправленному наблюдению, прочтению ритма, цветового строя, композиционных приемов в многообразных изделиях из текстиля. 3. Расширять представления детей в области цветоведения. Знакомить их с приемами ступенчатого растяжения цвета, нахождения контрастных и нюансных цветовых отношений на примерах тканых, ковровых, лоскутных изделий. 4. Развивать у учащихся композиционное мышление и воображение на основе творческих принципов народного искусства (вариация, импровизация). 5. Совершенствовать работу с учащимися по овладению декоративно-живописными навыками: в построении орнаментальных композиций. Примерный ход урока: 1. Знакомство третьеклассников с произведениями традиционного искусства из текстильных материалов (У., с. 26—27). 2. Чтение детьми цветовых и композиционных схем в решении ковровых тканых и лоскутных изделий (Т., с. 14—15). 3. Завершение учащимися изображения коврика в заданной цветовой гамме с использованием приема ступенчатого растяжения цвета от светлого к темному и от темного к светлому (Т., с. 14). 4. Создание третьеклассниками в творческой тетради эскиза лоскутного коврика на основе собственного варианта комбинаций цветных квадратов и треугольников (гамма контрастная). 5. Итоги: прослушивание пояснений авторов композиций к выполненным схемам и найденному цветовому решению эскиза, а также названию коврика. Обращение внимания детей на выразительность, декоративность в разработке эскизов. Название темы урока должно подвести детей к пониманию того, что, подобно разнообразию форм в огромном и беспредельном мире природы, нет предела и творениям рук человеческих. Самые обычные вещи, окружающие нас, созданы мудростью людей, пронизаны их любовью к красоте в природе и выражают их органическую связь с ней. И как бы фантастичны ни были выдумки человека, в каждой из них — его представление о мире, о жизни. Вот и на этом уроке дети узнают о красивых предметах народного искусства, в которых мудрость и выдумка мастериц лоскутной техники находятся в полном соответствии с их жизненными представлениями, с красотой родной природы, так необходимой человеку в повседневной жизни. Учащимся предлагается пояснить смысл пословиц (У., с. 26), рассмотреть произведения мастериц-рукодельниц, живущих в разных регионах (У., с. 26—27), ответить на вопросы (У., с. 27). В ходе этой работы следует обратить внимание детей на разнообразие изделий из текстиля, богатство композиционных цветовых решений и приемов реализации замысла. Действительно, среди приведенных в УМК изображений можно увидеть вещи, выполненные и в технике ручного ткачества, ковроплетения, и в технике шитья из цветных лоскутов. Композиция каждой из них красива по-своему: в одних орнамент складывается из ритмически повторяющихся полос, разных по ширине и цвету; в других орнамент образуется на основе повторов разнообразных фигур (ромбов, квадратов, треугольников). По-разному решается и цветовой строй каждой работы. Есть здесь тонкие сочетания оттенков одного цвета или разных цветов, но близких друг другу (голубой, синий, зеленый, лимонно-зеленый…). Часто цветовая палитра состоит из контрастных оттенков (голубой, красный, зеленый, оранжевый…). Среди множества рассматриваемых изделий нет одинаковых, но в каждом обязательно сохраняется что-то такое, что живет в искусстве мастеров конкретного региона долгие-долгие годы. Это традиция в выборе элементов для орнамента, это схожие композиционные схемы и конечно же излюбленная цветовая гамма и приемы ее создания. Первое задание на уроке — практическое — связано с искусством лоскутного шитья. Третьеклассники знакомятся с некоторыми из вариантов основы орнаментальных композиций лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «пила», «грядки». В тетради дети завершают изображение коврика с композиционной основой «колодец». Перед учащимися поставлена задача: каждый модуль-квадрат заполнить цветными полосками так, чтобы создавалось впечатление глубины или выпуклости. Для пояснения этого задания следует изучить дидактические таблицы с иллюстрацией приемов ступенчатого растяжения одного цвета за счет постепенного разбела (гуашевыми белилами) или разбавления краски водой, а также рассмотреть образцы ковровых изделий. Важно настроить ребят на то, чтобы цветовая гамма их орнамента напоминала цветовую палитру явлений природы: зеленый луг, морские просторы, небесную глубину, солнечный свет, вспаханную землю, цветущие поля и т. д. Второе задание — творческое — основывается на освоении композиционных схем другого порядка. Орнамент складывается из квадратов и треугольников. Дети читают композиционные схемы (Т., с. 15), поясняют, почему они так называются, создают собственный эскиз лоскутного коврика. Задача по цветовому решению усложняется. Предстоит подобрать для орнамента гамму из контрастных цветов. А это значит не просто раскрасить узор разными красками, а постараться достичь их гармонии. Следует детям напомнить о том, что такая гармония множества цветов может быть достигнута путем ритмического повтора элементов одного цвета. Рассмотреть это можно на примерах лоскутных ковриков, а также на дидактических таблицах, иллюстрирующих удачные сочетания двух, четырех и более контрастных цветов. Эту работу учащиеся выполняют акварелью или гуашью, хотя в целях ускорения творческого процесса целесообразнее использовать фломастеры. КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Цвет и ритм: радуга на полу Хорошая хозяйка никогда не выкинет старую, выношенную одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи могут начать в доме новую жизнь. И для этого хозяйка разрежет тряпки на длинные ленточки, разберет их по цвету и смотает в большие клубки. А когда накопится много таких клубков — и ярких, и темных, и белых, однотонных и пестрых, — женщина садится за ткацкий стан, и вот уже лоскутки складываются в полосы, клетки — перед нами половик. Тканая дорожка тянется через всю горницу от входа к окну, рядом ложится еще одна, еще — и вот весь пол застелен ровными полосатыми половиками. С ними в доме становится теплее, уютнее. По нарядным половикам не пойдешь в грязных сапогах — жалко нарушать чистоту их красок. Поэтому все пришедшие в дом почтительно снимают обувь при входе — и в доме царит чистота. В некоторых местах половики делают не из тряпичных ленточек, а из толстых, пряденных из кудели ниток, скорее даже веревок — волокнистых, грубых, неровных. Их окрашивают в разные цвета и ткут клетчатые половики, где чередуются крупные красные, черные, желтые квадраты. Эти половики тоньше и легче, чем сотканные из полосок ткани. Их не раскатывают по всему полу. Хозяйка бросит такую, горящую яркими красками, дорожку от порога к красному углу, и кажется, что она притягивает к себе солнечные лучи. От небольшого куска ткани становится светлее и радостнее в доме. Каждый половик имеет свое лицо. Мастерицы делают их в соответствии со своими представлениями о красоте. Но многое зависит и от того, какие есть в доме нитки и лоскутки, какими будут основа и уток ткани. Если найдутся желтые либо розовые катушки, то непременно по краям дорожки, а может быть и в середине ее, ткачиха проложит яркую полоску. Но чаще можно увидеть в доме половики с поперечными полосками. Они многокрасочны. Каждый цвет встречается всего два-три раза. Иногда же мастерица через одну-две полосы, как припев в песне, повторяет полоску темно-красного или темно-синего цвета, а между ними цвета располагаются свободно. На Севере предпочитали делать полосы широкие, цвета сдержанные, серебристые. А в Средней и Южной России краски половиков горят ярко, пламенеют красным цветом. В тульских половиках огненные красные, оранжевые, желтые узкие полосы перемежаются тонкими линиями других ярких цветов. Современное тканье половиков имеет в народном искусстве глубокие корни. Ткачество — это одно из древнейших ремесел. (Маленькие чудеса: Сб. очерков о русском народном искусстве / Сост. Н. В. Тарановская. — Л., 1981. — С. 96, 99.) Урок 7. Беседа: Живописные просторы Родины. Пейзаж. Пространство и цвет. Творческая работа: Экспериментируй с красками и цветными карандашами. Прочти композиционные схемы пейзажей. Нарисуй картину «Родные просторы». Основные цели и задачи урока-образа: 1. Создавать условия для развития у учащихся нравственно-эстетического восприятия родной природы. 2. Расширять представления детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства, как одном из средств выражения патриотических чувств человека. 3. Развивать у учащихся наблюдательность, цветовидение, углублять их представления о пространстве и способах его передачи на плоскости. 4. Совершенствовать работу с третьеклассниками по овладению графическими, живописными и композиционными навыками, расширению диапазона приемов работы с красками в передаче пространственных планов пейзажа. Примерный ход урока: 1. Знакомство детей с пейзажем в произведениях поэзии и изобразительного искусства. Рассказы третьеклассников о наблюдениях природы. 2. Работа учащихся с учебником, подготовка ответов на вопросы (с. 30), помогающие им уяснить особенности изображения пространства на плоскости. 3. Выполнение упражнений. Творческая работа в тетради (с. 16—17). 4. Итоги: выслушивание авторов работ о найденных ими решениях пространственных планов. Октябрь в России — это время золотой осени, ее торжества. Тема этого урока подсказана естественным желанием любого человека, чувствующего красоту родной природы, говорить поэтические, возвышенные слова, писать картины, чтобы запечатлеть и воссоздать эту красоту. Не случайно детям предлагается прочесть фрагменты стихотворений Н. Рубцова и К. Бальмонта и попытаться определить главную идею — идею безграничной любви к своей Родине, выраженную поэтами. Та же любовь, нежность к родным краям прослеживается и в картинах (У., с. 28—30), см. также осенний вернисаж (У., с. 5—9). Рассматривая живописные произведения, дети называют главный объект любования в работах разных художников, подбирают красочные эпитеты в подтверждение своих слов. На этом уроке усложняются представления учащихся о пространстве, о способах передачи его в пейзажных композициях. Детям предлагается ответить на вопросы (У., с. 30), которые нацеливают их на самостоятельное выявление особенностей пространственных изображений, таких как: • колористические изменения в передаче ближнего, среднего, дальнего планов; • использование художниками приема растяжения цвета при передаче глубины пространства. В творческой тетради (с. 16) ученики экспериментируют с акварельными красками, цветными карандашами, подбирая оттенки цвета при передаче пространственных планов в заданных графических композициях пейзажа. Затем третьеклассники в творческой тетради (с. 17) создают собственную картину «Родные просторы» с использованием предложенных композиционных схем. КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Щербаков Борис Валентинович (род. 1916) родился в Петрограде в семье художника. Учился во Всероссийской академии художеств. Здесь его наставниками стали В. Н. Яковлев и И. И. Бродский. В своем творчестве Б. В. Щербаков в равной степени уделяет внимание различным жанрам живописи, пишет картины на исторические темы, создает портреты. Но ведущей в его творчестве становится пейзажная живопись. Художник изображает природу различных уголков России, а также Кавказа, Молдавии, зарубежных стран (Италии, Франции, Германии, Чехословакии, Японии), в которых он побывал. Тема природы с ее разнообразием, красотой и величием, ее неразрывной связью с деятельностью людей стала основной в творчестве художника. «Я очень люблю пейзаж. Люблю небо, и когда оно высокое, голубое и светлое, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своем уборе. Я люблю его осенью — хмурое, с серо-свинцовыми тучами… Я люблю оживление весны и конец лета с запахами меда и яблок, и снежную тихую зиму, и туманы… Словом, я люблю свою землю, свою Русь!» — признается народный художник России, член-корреспондент Академии художеств Б. В. Щербаков. О пространстве в искусстве, природе и жизни Широкое пространство всегда владело сердцем русским. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная — это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека — это прежде всего лишать его пространства, теснить. Вздох русской женщины: «Ох, тошнехонько мне!» Это не только означает, что ей плохо, но что ей тесно — некуда деваться. <…> Помню в детстве русскую пляску на волжском пароходе компании «Кавказ и Меркурий». Плясал грузчик (звали их крючниками). Он плясал, выкидывая в разные стороны руки, ноги, и в азарте сорвал с головы шапку, далеко кинув ее в столпившихся зрителей, и кричал: «Порвусь! Порвусь! Ой, порвусь!» Он стремился занять своим телом как можно больше места. <…> Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. И когда вешали на колокольню новый колокол, нарочно посылали людей послушать, за сколько верст его слышно. <…> А теперь взгляните на карту мира: русская равнина самая большая в свете. Равнина ли определила русский характер или восточнославянские племена остановились на равнине, потому что она пришлась им по душе? (Лихачев Д. Заметки о русском. — М., 1981. — C. 17.) Литература: Хрестоматия по географии России. Образ страны: Пространства России. — М., 1994. — C. 49. Урок 8. Беседа: Родные края в росписи гжельской майолики. Русская керамика. Творческая работа: Экспериментиpyй. Получи растяжение цвета, как на майолике Гжели. Нарисуй деревья, как гжельские мастера. Укрась тарелочку. Основные цели и задачи урока-повтора: 1. Раскрыть красоту и функциональность гжельской майолики. Ввести в активный словарь школьников термины и понятия: керамика, майолика, квасник, кумган. 2. Формировать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений мастеров гжельской майолики, умевших в своем искусстве объединить наблюдения и впечатления от городской и деревенской жизни, архитектуры, живописи. 3. Развивать у учеников навыки рисования кистью, получения растяжения цвета в сюжетах по мотивам гжельской майолики. Примерный ход урока: 1. Путешествие в «машине времени»: Гжель 230 лет назад. Майолика XVIII в. 2. Освоение детьми на практике палитры мастеров гжельской майолики. 3. Рисование кистью по мотивам пейзажа майолики Гжели. 4. Итоги: сравнение работ, выполненных третьеклассниками на данном уроке и предыдущем и посвященных образу родной природы, формулирование вместе с учащимися вывода о том, что истоки различных художественных произведений едины. Не забываем напомнить о связи выполненной третьеклассникaми композиции с уроками художественного труда. Главная цель предлагаемой игры-путешествия — организовать коллективное творчество детей так, чтобы помочь им представить разнообразный мир образов гжельской керамики. К сожалению, у многих взрослых со словами «гжельская керамика» ассоциируется лишь образ сине-белого современного фарфора. Многим современникам не знакомы достижения мастеров Гжели XVIII—XIX вв. Поэтому так важно заронить в детские души интерес к Гжели — родине русской керамики, к творчеству мастеров, обращавшихся почти ко всем керамическим материалам и добивавшихся самого высокого художественного уровня на протяжении многовековой истории развития промысла. (См. справoчный материал.) Путешествие в стародавнее время, в XVIII в., начинается с рассказа о том, что в ту далекую пору люди пользовались посудой с многоцветной росписью по белому фону, получившей название «майолика». Предлагаем полюбоваться необычной формой посуды. Быстрее всего учащиеся узнают кувшин. Но их очень удивляет сосуд, у которого есть ручки, носик, крышка, стоит он на ножках-лапках. Тулово сосуда не округлое, как у кувшина, а плоское. Настоящий диск, а в центре — отверстие! Оказывается, что эта посудина — «родня» кувшину. В таком сосуде хранили и подавали квас, поэтому и назывался он квасником. Необычную форму такого сосуда придумали мастера Гжели. А поиск ее начался с русской глиняной фляги. Теперь можно рассмотреть и лепные украшения на сосудах, и их роспись. В ней мы видим всего четыре краски: желтую, зеленую, коричневую и синюю. Цветов немного, но как живописны различные сюжеты: дома-терема с затейливыми башенками, высокими крышами, увенчанными трубами, из которых вьется дымок. А как много птиц среди кустов и деревьев! (См. справочный материал.) Учащиеся отвечают на вопросы в учебнике (с. 32—33), а затем класс превращается в гжельскую мастерскую, в которой давным-давно изготавливали майоликовую многоцветную расписную посуду. Для того чтобы состоялся эксперимент на растяжение цвета, следует подготовить палитру с желтой, зеленой, коричневой и синей красками, затем сравнить расположение росписи на гжельских кувшинах, квасниках и кумганах. Эксперимент на растяжение цвета выполняется согласно последовательности, данной в творческой тетради (с. 19), там же показаны варианты изображения деревьев на квасниках, кувшинax, тарелках. Пробу отдельных деревьев третьеклассники выпoлняют в тетради, а потом создают пейзаж по мотивам гжельской майолики. КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Термины и понятия2 Квасник. Сосуд, в котором подают квас. От кумгана он отличается лишь круглым сквозным отверстием в центре тулова, получившим вид кольца. Керамика. От греческого слова «керамос» — глина — произошло название предместья Афин, где жили гончары, — Керамик, а отсюда уже и само слово «керамика»: изделия из обожженной глины. (Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М., 1983. — C. 179.) Кумган. Кувшин с носиком, ручкой и крышкой. Майолика. Керамический материал. Черепок изделий пористый, грубый, цветной, чаще розово-желтый. Покрывается белой эмалью — стекловидным, непрозрачным, относительно толстым слоем. Роспись производится по еще не просохшей эмали. Полуфаянс. Керамический материал. Черепок изделий пористый, грубый, сероватый, изредка белый. Покрывается глазурью, реже эмалью. Роспись обычно синего цвета, подглазурная или надглазурная. Фарфор. Керамический материал. Черепок плотный, белый. Изделия покрываются красками надглазурными и подглазурными. Фарфор вобрал в себя лучшие качества, свойственные всем другим керамическим материалам. Просвечивающий, белоснежный, легкий, прочный, способный принять тончайшую живопись, фарфор многие столетия пленял воображение гончаров всех стран. Словом «фарфор» обозначают и изделия из этого материала. (С а л т ы к о в А. Б. Русская народная керамика. — М., 1960. — C. 8.) Взаимосвязь оригинальной формы с декоративной росписью в изделиях народных мастеров Из истории керамики Гжели: рождение искусства майолики 25 мая 1724 г. вышло воззвание Мануфактур-коллегии, дающее льготы любому, кто захочет завести фабрику ценинных изделий. В том же году в Москве была открыта ценинная и табачных трубок фабрика Афанасия Гребенщикова — первое майоликовое производство в России. (Слово «ценинный» сначала имело значение «китайский» — его относили к фарфору и синему цвету. В XVIII в. этим словом стали обозначать майолику.) Глину на фабрику Гребенщиков привозил из Гжели, да и к работе привлек гжельских мастеров. Во все времена гжельцы будут считаться лучшими, первыми в своем деле мастерами русского керамического производства. Выучившись у А. Гребенщикова новому мастерству и познав новый материал, гжельцы начали возвращаться в свои деревни и открывать у себя майоликовые заводы, налаживать майоликовое производство. Надо отметить, что гжельская майолика была значительно лучше и качественнее, чем московская, гребенщиковская. В 1778 г., не выдержав конкуренции, завод Гребенщикова закрывается. Гжель становится полноправным хозяином в производстве майолики — изготовлении супниц, тарелок, чашек, сервизов. Расцвет гжельской майолики приходится на 70—80-е гг. XVIII столетия, а в 90-х гг. уже начался ее упадок. Искусство майолики, создававшееся на русской почве деревенскими мастерами с их народным мировосприятием, приобрело совсем иной характер, нежели искусство майолики европейской. Если, например, знаменитая итальянская майолика эпохи Ренессанса заимствовала сюжеты росписи в живописи и графике своего времени и служила декоративным целям (большие вазы, огромные блюда, барельефы), то гжельская имела, как правило, утилитарные формы, свойственную народному искусству плоскостную, с яркими цветовыми пятнами манеру росписи. Гжельцы изготовляли из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды. Однако в народе всегда жила потребность в нарядных, ярких художественных изделиях. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить ее яркими красками. Так появились в Гжели изделия, принесшие ей всемирную славу, — это квасники (сосуды для кваса, пива), кумганы, декоративные настенные тарелки, кувшины в виде двуглавых орлов. Кумганы и квасники не только являются специфически гжельскими изделиями, они наиболее интересны по своеобразию форм и мастерству исполнения. Дисковидное тулово с отверстием в середине (квасник) или без него (кумган), широкое ребро, поддерживаемое четырьмя львиными лапами, вытянутая шейка с широким венцом, оканчивающимся выпуклой крышкой, изящно изогнутый носик, затейливая ручка из закрученных стеблей — характерные детали гжельских сосудов. Несколько десятков таких квасников и кумганов, сохранившихся до наших дней, неизменно вызывают чувство удивления оригинальностью формы, декоративностью, несхожестью с сосудами для напитков у других народов. Их форма рождена фантазией гжельских мастеров, которые в десятках вариантов воспроизвели известную форму русской глиняной фляги, придав ей бóльшую объемность и дополнительные элементы в виде носика, ручки, горла и изменив конфигурацию ножек. Гжельские гончары не ограничивались поисками новой формы, в иных случаях они дополняли ее скульптурными фигурками. Именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры и заключена прелесть гжельской художественной майолики, это одна из ее характерных особенностей. Столь же оригинальна и роспись на кумганах и квасниках. Сюжеты ее не заимствованы из литературных или живописных источников. Каждая «картинка» на гжельской посуде — результат творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, объединяющего в своем искусстве наблюдения и впечатления от городской и деревенской жизни, архитектуры, живописи. Гжельские майоликовые росписи — это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темной краской наносили контур, он расцвечивался внутри зеленой, желтой, коричневой и синей красками. В большинстве случаев гжельские гончары воспроизводили в росписях окружающий их мир. Чаще других изображений на гжельских квасниках и блюдах встречаются архитектурный пейзаж и мотивы природы: растения, животные, птицы. Особенно птицы. Они изображались в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими, взлетающими, порхающими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад (птицы-оглядыши). Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых. (Астраханцева Т. Сопроводительный текст к слайд-фильму «Гжельская керамика» / Сост. Т. Я. Шпикалова. — М., 1992. — С. 6, 7.) Литература: Астраханцева Т. Молодые художники Гжели // Художник. — 1985. — № 7. — С. 22—37; Астраханцева Т. Возрожденная Гжель // Художник. — 1990. — № 3. — С. 25—30; Гжель: Керамика ХVIII—XIX вв. Керамика ХХ в.: Фотоальбом / Авт. текста Т. И. Дулькина, Н. С. Григорьева, Т. Л. Астраханцева. — М., 1989; Григорьева Н. С. Мастера современной Гжели // Добрых рук мастерство. — Л., 1976; Григорьева Н. С. Проблемы стиля в современных керамических промыслах (Скопин, Гжель) // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. — Л., 1981. — С. 192—211; Крюкова И. А. Скульптура малых форм. — М., 1969; Снеговская А. Старинный русский промысел // Художник. — 1990. — № 3. — С. 18—25.
|