Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
Скачать 0.65 Mb.
|
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ У кого хорошая одежда, тот счастливый человек Тысячелетиями складывалась форма национальной одежды нижнеобских хантов. С течением времени она претерпевала постоянные изменения, но основа кроя, материал и орнаментация оставались неизменными. По сложившимся определенным канонам у изделий был единый общепринятый покрой, который женщина не имела права нарушать, его передавали от поколения к поколению. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызвана окружающей природой, суровым климатом Заполярья и Приполярья. В фольклоре хантов часто упоминается о том, что благополучно живущий человек — это тот, у кого есть хорошая одежда, что совсем счастливый человек — это тот, кто имеет про запас вторую одежду. В отличие от них не имеющий в жизни удачи — тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело. Еще с начала XVIII в. многие путешественники восхищались нарядными костюмами и образцами вышивки народов Крайнего Севера и Северо-Востока Сибири. Один из первых исследователей Сибири Г. А. Сарычев отмечал в своем дневнике, что вышивки алеутских мастериц отличаются таким искусством и хитроумием, что ни одна европейская золотошвейка не в состоянии сравниться с ними. Изделия мастериц-северянок поражают трудоемкостью и искусным исполнением. Особенно красива вышивка цветным непрозрачным бисером. Сочетание цвета и фактуры, его блеск и переливы в гуще меха, контраст бисеринок с глухой мягкой поверхностью цветного сукна или с грубоватой фактурой ровдуги выразительны. Они вызывают в воображении такую картину: полярная ночь, вечный снег; холод, небесные сполохи. В чуме сидит мастерица и руками, загрубевшими от ледяной воды, чистки рыбы и разделки мяса, без машинки, ножниц и ниток фабричного изготовления шьет и вышивает. А перед ее глазами — другая картина: солнце, так недолго теплое в этих северных краях, но любимое и почитаемое, голубизна неба, цветущая тундра, разнообразнейшая окраска меха, включающая все тональные переходы от теплых и холодных цветов, от белого до глубокого бархатно-черного. Богатство этих красок отражается в душе мастерицы, вот почему получаются неповторимые творения искусства, которые хранятся в музейных коллекциях и украшают самые престижные международные выставки. Северные ханты называли бисер «сак», «сек»; южные — «кеу», «кев», что значит «камень»; а манси — «маньсак». Те и другие предпочитали непрозрачный фарфоровый бисер различных цветов, но наибольшим спросом пользовался белый, зеленый, оранжевый, голубой и красный. Белый употребляли для фона, цветной — для узора. Литература: Северные просторы. — 1996. — № 3—4 (сдвоенный). — C. 64, 72. Композиции из бисера в творчестве саами В селе Ловозеро Мурманской области живут саами. Со второй половины XVIII в. и по настоящее время они расшивают бисером пимы, бурки, яры (высокие меховые сапоги), каньги (полусапожки из меха и кожи, имеющие загнутый кверху носок), сумки — охотничьи, хозяйственные, для рукоделия, женские головные уборы — «шамшуры», пояса, игольницы, подвязки для пим, детские колыбели и даже оленью упряжь. Композиции из бисера сложны, изысканны и имеют вид геометрических элементов — треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полукружий, но найти повторяющийся рисунок трудно. В каждом узоре — индивидуальный почерк мастера. Простейшие узоры на предметах быта приобретают богатую фактуру и колорит благодаря использованию и комбинированию различных материалов и технологий. Урок 15. Беседа: Зима за морозы, а мы за праздники. Живопись. Сюжетно-тематическая композиция. Творческая работа: Заверши картину карнавального шествия: изобрази красками яркий, сверкающий праздник с новогодней елкой и наряженными участниками веселья. Основные цели и задачи урока-образа: 1. Создавать условия для формирования у детей представлений о празднике как синтетической форме искусства, соединяющем в себе музыку, театр, искусство дизайнеров, конструкторов игрушек, художников карнавальных костюмов и интерьера. 2. Способствовать развитию интереса учащихся к подготовке новогоднего праздника. 3. Развивать фантазию и воображение детей. 4. Совершенствовать работу с третьеклассниками по овладению ими живописно-графическими навыками: в передаче необычного, празднично-приподнятого настроения, яркости, блеска елки в изображении персонажей карнавального шествия. Примерный ход урока: 1. Беседа о предстоящем новогоднем празднике, о подготовке к нему. Рассказ учителя о традициях празднования Нового года у разных народов. 2. Завершение детьми композиции праздничного карнавала с использованием нарисованных фигурок для эскизов костюмов. Заполнение всей поверхности листа цветом с помощью приема растяжения цвета и приема раздельного мазка. 3. Итоги: обсуждение получившихся у ребят новогодних картин, отбор тех из них, в которых праздничность, необычность, яркость выражены особенно интересно. Третьеклассники охотно и активно включаются в беседу о приближающемся празднике. Они увлеченно рассказывают о новогодних сказочных представлениях, делятся впечатлениями о самом интересном, ярком эпизоде, о том, как участвовали в праздничных действах. Уместно вспомнить также о традициях встречи Нового года в разных странах. Во 2 классе об этом много говорили, а теперь беседа дополняется новыми интересными фактами (см. справочный материал). Переходя к анализу предстоящего творческого задания, учитель настраивает детей на активную работу по фантазированию, придумыванию новых интересных атрибутов новогоднего праздника: привлекательных гирлянд, необыкновенных елочных игрушек, а также на выдумку всевозможных карнавальных костюмов. В творческой тетради (с. 34—35) задан лишь контур картины, ее схематический каркас. Каждый завершит ее так, как подскажет ему выдумка. Нарядность, выразительность картины будет зависеть не только от оригинальности композиции, но и от того, каким способом она будет исполнена. Учащиеся выбирают материалы (акварель, фломастер, гуашь), определяют приемы работы. Целесообразно вспомнить, какие приемы известны детям (раздельный мазок, вливание цвета в цвет, растяжение цвета), а затем обсудить с ними, какие из этих приемов помогут лучше передать веселье, изобразить новогоднее скопление гостей, радостное карнавальное шествие. Важно вспомнить и о том, что цельность композиции зависит также и от графического решения каждого ее элемента (украшение интерьера и елки, расположение действующих лиц, их костюмы и т. д.), и от того, как они будут увязаны между собой и как выполнены в цвете. Следует иметь в виду, что елка с блестящими игрушками должна отражать цвета всего того, что находится вокруг нее, поэтому добиться единства в многоцветной новогодней картине можно свободным включением пятен, мазков одного цвета во все изображения композиции, не забывая при этом о главном цвете каждого из ее элементов. КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Из истории зимних праздников народов мира (О традиции ряженья и праздничной елке) Обычай встречать Новый год у нарядно украшенной елки уходит в древнее языческое время. Он связан с культом зелени. В Древней Греции и Древнем Риме дома накануне наступления Нового года украшали зелеными ветками, считая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году. А у наших предков обычай украшать деревья существовал еще до наступления новой эры. В те далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними и добиться их помощи в повседневной жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Елку впервые стали украшать в XVI в. в Эльзасе (тогда он принадлежал Германии, а сейчас это часть Франции). В протестантских странах существует поэтическая легенда о том, как Мартин Лютер, возвращаясь домой в ночь накануне Рождества (а происходило это в 1513 г.), был настолько поражен красотой украшенного звездами неба, что ему показалось, будто звездами украшены и ветви деревьев. Придя домой, он поставил на стол елочку и украсил ее звездами и свечами. До наших дней дошло свидетельство одного эльзасского лесничества (1516 г.), в котором говорилось, что каждый бюргер имеет право срубить только одну елку высотой не более восьми ступеней. Поначалу елки убирались довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, шары, которые заменили яблоки, первоначально украшавшие елку, а на макушке — изображение Солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы. Это украшение напоминало о солнечном цикле. Одно время было регламентировано и количество свечей. Их должно было быть 12 — столько, сколько месяцев в году. На протяжении веков елка и ее украшения менялись, годы и география вносили свои коррективы. Так, в Скандинавии придумали вешать на елку украшения из соломы в виде снежинок, звезд, других фигурок. Это были своего рода природные талисманы, поскольку считалось, что использование соломы должно способствовать урожаю в будущем году. Постепенно в XVIII в. праздничная елка в том виде, в котором мы ее знаем, из Эльзаса распространилась по всей Европе и к XX в. завоевала весь мир. В Англии в 1841 г. был издан специальный декрет, скрепленный собственноручной подписью и личной печатью королевы Виктории, разрешивший празднование Нового года с разукрашенной елкой. Первая такая елка была установлена на площади перед королевским дворцом. Во Франции елка официально появилась в середине XIX века при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее во дворце по просьбе невестки. В США существует предание о том, что более 100 лет назад Джордж Вашингтон во время войны за независимость встречал Новый год с елкой, которую вместе с игрушками привезли в Новый Свет из Германии несколько немецких солдат-добровольцев. Любопытно, что елки для продажи появились в США около 1850 г. Один предприимчивый лесник срубил несколько дюжин елочек возле своей сторожки и на телеге, запряженной парой быков, привез их в Нью-Йорк, где и продал по доллару за штуку. С тех пор продажа елок превратилась в доходный бизнес. В России судьба елки сложилась весьма непросто. Сперва она, как любое западное новшество, приживалась с большим трудом. Первые новогодние торжества состоялись в Москве в честь наступающего 1700 года. Это был яркий праздник с кострами, фейерверками, а огонь, разожженный в смоляных бочках, поддерживался целую неделю. В тот же день все дома в Москве, даже самые бедные, были украшены елочками или просто еловыми веточками. Императрица Елизавета Петровна устраивала при дворе роскошные дорогостоящие елки. Постепенно елка завоевала себе «новогоднее» место. В 30-е гг. XIX столетия она еще считалась принадлежностью уютных домов петербургских немцев, а публичная елка была устроена в столице только в 1852 г. К концу века елка становится главным украшением не только городского, но и деревенского дома. И наконец, в XX в. она уже неотделима от зимних праздников вплоть до 1918 г., когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (т. е. к религии, церкви) она была запрещена на целых 17 лет, до 1935 г., а праздничным нерабочим днем 1 января было объявлено только в 1947 г. Традиция ряженья существовала и на Руси. Под Новый год парни и девчата наряжались в вывернутые тулупы или шубы, изображали разных животных и нечисть, разыгрывали спектакли, веселились и пели, чтобы уберечься от колдовства и сглаза, надевали маски, черепа животных или просто раскрашивали лица. Литература: Титова И. Наш любимый праздник. — М., 1933; Энциклопедия зимних праздников / Сост. Л. И. Брудная и др. — СПб., 1995; Энциклопедия зимних праздников / Авт.-сост. Н. В. Чудакова. — М., 1997. Урок 16. Беседа: Всякая красота фантазии да умения требует. Творческое задание: Нарисуй эскиз карнавальной маски. Передай в ней образ матушки-зимы. Основные цели и задачи урока-импровизации: 1. Способствовать формированию у детей представления о маскараде как части праздничной культуры, имеющей глубокие исторические корни. 2. Создавать условия для развития у учащихся творческого воображения в ассоциативной переработке реальных форм и явлений в декоративный образ. 3. Совершенствовать работу с учащимися по овладению живописно-графическими и декоративными навыками. Учить воплощать воображаемые образы в творческой работе в материале. Примерный ход урока: 1. Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и на Руси. 2. Работа с учащимися по созданию образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков и атрибутов. 3. Выполнение детьми эскиза-образа матушки-зимы с использованием разнообразных материалов. 4. Итоги: обсуждение масок, выбор наиболее выразительных и оригинальных, прослушивание пояснений детьми того, какие признаки зимы в этих работах олицетворяет каждый образ. Дети настроились на предстоящий праздник на 15-м уроке, и теперь вовсю идет подготовка и репетиции. Ни один из новогодних карнавалов не обходится без масок. И этот урок посвящается разработке маски-фантазии, маски-образа. Прежде чем приступить к работе, следует побеседовать с детьми об эстетической и культурной сущности маски, маскарада. Из этого разговора третьеклассники узнают, что маски бывают веселые и грустные, добрые и злые, комические и трагические, карнавальные, ритуальные и театральные. Как удивительно разнообразен их красочный мир, форма, назначение! Одни из них люди надевают на голову в виде головного убора, другими прикрывают лицо. Маски могут быть элементом декоративного оформления помещения или украшать фасады зданий. Но каково бы ни было их назначение, все их объединяет одно: они должны обладать чрезвычайной выразительностью и своеобразием. Начало жизни маски — далекое прошлое. Пожалуй, нет на Земле народа, который не создавал бы эти удивительные произведения искусства. В Древней Греции, где родилось искусство театра, актеры никогда не показывали своих лиц, в представлениях они играли только в масках. История новогодних карнавалов восходит к эпохе Древнего Рима. Ежегодно в первый день Нового года водили по улицам городов человека, наряженного в шкуры. Называли его Мамурий Вентурий, т. е. Старый, или прошлогодний, Марс. Старого Марса били палками, а потом прогоняли из города. Мамурий Вентурий — прапрадед новогодних ряженых. Традиция ряженья существовала и на Руси. Настроить детей на создание маски конкретного образа матушки-зимы поможет знакомство с творческой работой художницы А. Журавлевой. Ребята рассматривают репродукции выполненного ею народного календаря «Месяцеслова» и отвечают на вопросы в учебнике (с. 57—58). Важно отметить, что художница, создавая образы зимних месяцев, одухотворяет их, придает им человеческий облик, одевает их в красивые народные костюмы, дополняет атрибутами, соответствующими определенным календарным дням, связывает с народными приметами и пословицами. Помощь детям в выборе главной идеи маски окажут образные слова, используемые для величания зимы: королевна, царица-ледяница, тетка Морозиха, Метелица и др. Наполнить идею маски-образа содержанием дети смогут, отвечая на вопросы (У., с. 58) и готовя собственные рассказы о зимних признаках, событиях, приметах (например, заснувшие под снегом деревья; снегири, как яблоки, на ветках рябины; синички-невелички). Образ матушки-зимы может быть решен и через элементы зимнего костюма, головных уборов (цветная шаль, ушанка, венец, кокошник, вязаная шапочка и т. д.). Главное, чтобы, создавая образ маски, дети комбинировали, соединяли разные элементы, характерные для зимнего сезона, зимней природы, придумывали яркую декоративную цветовую гамму, подобную использованной в масках «Осень», созданных младшими школьниками (Т., с. 36). Тогда творческое задание (Т., с. 37) будет действительно понято и с успехом выполнено. Следует напомнить третьеклассникам о том, что по эскизам масок на уроках художественного труда они должны изготовить настоящие карнавальные маски. III ЧЕТВЕРТЬ ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (Уроки 17—26)
|