1 См.: Волшебный мир народного творчества: Учеб. пособие для подготовки детей в школу. В 2 ч. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова и др.; Под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М., 2001. — (Преемственность). IV ЧЕТВЕРТЬ
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
(Уроки 27—34)
№ урока
Тип урока
| Тема урока и творческой работы учащихся Учебно-методический комплект
| Раздел программы Виды изобразительной деятельности и материалы
|
| Летний вернисаж Мир красоты «Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет…» (И. Бунин)
У., с. 91—95
| Любование произведениями изобразительного искусства Использование данных произведений на уроках в течение четверти
| 27. Урок-эксперимент и импровизация
| Водные просторы России Морской пейзаж
У., с. 96—99
Экспериментируй с цветом. Создай картину весенней навигации
Т., с. 62—63
| Основы художественного изображения Рисование по наблюдению, по памяти или представлению: акварель, кисти, карандаш
| 28. Урок-повтор и вариация
| Цветы России на павловских платках и шалях Русская набойка
У., с. 100—101
Повтор отдельных цветочных мотивов русских шалей. Нарисуй цветы, которые ты увидел в украшении шалей Пофантазируй и заверши фрагмент рисунка мелкими узорами
Т., с. 64—65
| Народный орнамент России Повтор и вариация по мотивам цветочной композиции павловских узоров на платках: акварель, кисти, фломастер
| 29. Урок-импровизация
| «Всяк на свой манер» Русская набойка
У., с. 102—104
Прочитай композиционные схемы. Придумай свой вариант музыкально-ритмической композиции для шали
Т., с. 66—67
| Народный орнамент России Импровизация по мотивам композиций узоров на павловских платках: гуашь, кисти
| 30. Урок-образ
| В весеннем небе — салют Победы Декоративно-сюжетная композиция
У., с. 105—106
Создай свою композицию «Салют Победы»
Т., с. 68—69
| Народный орнамент России Импровизация по мотивам образов-символов в традиционной русской культуре: акварель, кисти, фломастеры
| 31. Урок-импровизация
| Гербы городов Золотого Кольца России
У., с. 107—108
Изовикторина. Придумай герб того места (села, города), где ты будешь отдыхать летом, где родились твои родители
Т., с. 70—71
| Основы художественного изображения Символические изображения
| 32. Урок-образ
| Сиреневые перезвоны Натюрморт: цвет и свет
У., с. 109—110
Нарисуй сирень с натуры или по представлению, под впечатлением увиденных произведений.
Т., с. 72—73
| Основы художественного изображения Рисование сирени с натуры и по представлению, под впечатлением увиденных произведений: акварель, гуашь, кисти, мелки
| 33—34. Урок-повтор, импровизация
| «У всякого мастера свои затеи»
У., с. 111—112
Придумай орнамент, в котором изображение животного станет мотивом. Выполни изображение зверя в разных техниках
Т., с. 75—79
| Орнамент народов мира Импровизация по мотивам образов-символов в искусстве народов мира
| Летний вернисаж. Беседа: Мир красоты.
Цели и задачи работы с изобразительным материалом вернисажа: 1. Помогать учащимся открывать для себя красоту летней природы, отраженной в картинах вернисажа. 2. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия детьми явлений природы, отраженных в произведениях художников. 3. Развивать способность третьеклассников к образному, поэтическому видению природы в действительности и в искусстве.
Примерный ход беседы: 1. Беседа о характерных признаках летней природы, отраженных в произведениях вернисажа. 2. Сравнение наблюдаемых детьми природных явлений с их образным воплощением в художественном творчестве. 3. Итоги: обобщение впечатлений учащихся от увиденного, выслушивание их собственных суждений о разнообразии состояния летней природы и о красоте летнего пейзажа в картинах вернисажа.
Включаем изобразительный ряд летнего вернисажа в уроки четвертой четверти.
Как и на предыдущих вернисажах, в экспозицию включены произведения художников разного времени. Среди них прославленные художники XIX в. (И. Шишкин, В. Поленов, Н. Дубовской) и известные художники XX в. (Н. Крымов, А. Герасимов, А. Дейнека, А. Рылов). Желательно по возможности, чтобы этот ряд учитель и учащиеся дополнили известными произведениями местных мастеров.
Вопросы в учебнике (с. 95) направляют и активизируют эстетическое восприятие учащихся, помогают увидеть, как по-разному художники любуются летней природой, какое существует разнообразие сюжетов, состояний природы. Некоторые из вопросов направлены на установление связей между знаниями учащихся о цвете, воздушной перспективе и сведениями о приемах письма авторов картин, включенных в вернисаж. В целом приведенные вопросы и те, которые, конечно же, будут возникать в процессе живой беседы на вернисаже, должны помогать третьеклассникам понять, что полотна требуют пристального, неспешного разглядывания, порой вслушивания, ибо картина нередко имеет множество звучащих деталей. Важно помнить о том, что эти художественные произведения помогают зрителю испытывать чувство любви к своей Родине. Приведем всего лишь такой пример.
Трудно представить себе отечественную живопись без картин И. Шишкина, утверждающих величие и красоту родной земли. Шишкина называли царем леса.
«Как заколдованный, зрил художник невыразимую прелесть окружающего его мира. Он мечтал… Может быть, в этот миг и родился сюжет картины „Дождь в дубовом лесу“. Да и не сам ли автор бредет, заложив руки в карманы и подняв воротник…
Шишкин в этом холсте показал себя как виртуоз станковой живописи. Тончайшие нюансы цвета, тона и света пронизывают всю картину. Поистине это полотно могло бы украсить лучшие музеи планеты.<…>
В этом полотне во всей дивной красе предстает перед нами храм живой природы.<…>
Шишкин велик! Он покоряет нас сегодня мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-то намека на суетливость и компромисс. Его новаторство — в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед натурой. Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу пейзажа, верный, однажды взятый камертон могучей песни — вот что свойственно былинному складу творчества Шишкина». (Долгополов И. В. Рассказы о художниках. В 2 т. — М., 1983. — Т. 2. — C. 70, 77.)
Целостному эстетическому восприятию мира природы будут способствовать и звуки музыкальных произведений, и поэтические строки, которые по возможности желательно использовать на занятии.
Главный вывод беседы о произведениях искусства, представленных на вернисаже, должны сделать сами третьеклассники: Земля, на которой мы живем, бесконечно разнообразна и красива. Художники и народные мастера, черпая свои творческие силы от матушки-природы, прославляют и возвеличивают ее красоту.
Урок 27. Беседа: Водные просторы России. Морской пейзаж. Творческая работа: Создай картину весенней навигации.
Основные цели и задачи урока-эксперимента: 1. Создавать условия для эстетического восприятия учащимися красоты весеннего пробуждения водных источников. 2. Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения художников-маринистов. 3. Развивать у учеников наблюдательность, образное видение и цветовосприятие на примерах наблюдаемых морских и речных пейзажей, произведений живописцев. 4. Совершенствовать условия для овладения третьеклассниками живописно-графическими и композиционными навыками в передаче образа водных просторов.
Примерный ход урока: 1. Беседа об одном из главных признаков весны — таянии снегов, оживлении рек, озер, морей. 2. Работа учащихся (с. 96—99): рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы. 3. Чтение третьеклассниками композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений (У., с. 99). 4. Экспериментирование детей с цветом и выполнение ими творческого задания в тетради (с. 62—63). 5. Итоги: организуем вернисаж из морских пейзажей и любуемся разнообразием весенних картин. Выслушиваем суждения детей, высказывающих свои впечатления от работы над морским пейзажем.
Наступает время, когда во многих уголках России идет бурное таяние снега, хотя есть места, где он уже совсем сошел. «Без воды весны не бывает», — говорят в народе. А еще говорят: «Вешней воды никто не уймет», «Вода свое возьмет». Удивительное это время — половодье. Проснувшиеся реки и озера образуют разливы, они прекрасны, хотя и опасны. На этом уроке желательно в беседу включить сведения о региональных особенностях половодья.
Настройте детей на интересные рассказы о наблюдаемых ими в ваших краях таянии снегов, разливах вод, о том, что в этих картинах природы привлекает ребят больше всего. Далее беседу можно продолжить с опорой на текст учебника и репродукции морских пейзажей (с. 96—99). Предложите детям ответить на вопросы о природных состояниях, отраженных в картинах (спокойствие, буря, шторм, сумерки, тревога и т. д.), о том, чем любуются авторы художественных произведений, что им кажется прекрасным. Сравнение схематических изображений с картинами поможет учащимся лучше понять композиционный строй каждой из них, догадаться, почему в композициях уровень горизонта разный.
Трудности в передаче цвета морской глади, волн испытывают все, кто пытается писать море. Это действительно непростое дело. Но есть художники, которые мастерски, виртуозно создают морские пейзажи, — это маринисты. Расскажите детям об одном из таких художников — И. К. Айвазовском (см. справочный материал).
Упражнение-эксперимент дети выполняют в творческой тетради (с. 62), они подбирают оттенки цвета, которые характерны для изображения воды, морских или речных пейзажей. Следует обратить внимание на то, что воду можно писать не только голубыми или синими красками. В зависимости от времени суток, освещения солнцем (восхода или заката) или луной водная поверхность может быть самых разных оттенков: зеленых, голубых, оранжевых, сиреневых, фиолетовых, изумрудных и т. д. Важно иметь в виду особенность воды принимать и отражать те цвета, которые задаются определенным состоянием природы. Предложите третьеклассникам найти этому подтверждение в репродукциях, пояснить цветовую гамму картин.
В творческой тетради (с. 62) по памяти или представлению ученики выполняют наброски силуэтов судов, лодок, кораблей, которые, как и пробуждающиеся водоемы, моря, оживают, готовятся к навигации, к плаванию. Детям предлагается изобразить картину весенней навигации (Т., с. 63). Предварительно обсуждается сюжет, композиция и состояние природы, которое отразится в колорите картины.
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Айвазовский Иван Константинович (1817—1900) занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной морской живописи. Он родился в Феодосии (Крым), закончил в Петербурге Академию художеств с золотой медалью. В течение двух лет, по решению академического совета, Айвазовский работал в Крыму, изучал натуру. Постепенно он перешел к работе по памяти, пользуясь только контурными зарисовками, сделанными с натуры, и добился в этом большого мастерства. Поэтичность, свежесть восприятия и способность убедительной передачи природы помогли художнику завоевать всеобщее признание.
Его картины «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн» и многие другие вот уже более ста лет волнуют воображение зрителей. С неподражаемым эффектом он пишет морские волны, чуть ли не до неба вздымающиеся и пенящиеся, прозрачные и дробящиеся брызгами; поразительно точно изображает морской штиль («Черное море»). На этой картине только небо и вода. Но, по словам И. Н. Крамского, «вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее».
Айвазовский сумел, как никто другой из художников, выразить в живописи потрясающую грандиозность морского пейзажа.
Литература: Айвазовский. Документы и материалы / Сост. М. С. Саргсян и др. — Ереван; Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1817—1900. — М., 1962; 1967; Айвазовский И. К.: Альбом репродукций. — Л., 1983.
Урок 28. Беседа: Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка. Творческая работа: Повтор отдельных цветочных мотивов русских шалей. Нарисуй цветы, которые ты увидел в украшении шалей. Пофантазируй и заверши фрагмент рисунка мелкими узорами.
Основные цели и задачи урока-повтора: 1. Содействовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися цветов и цветущей ветки, помогая им почувствовать своеобразие связей декоративного мотива с действительностью и художественной традицией. 2. Активизировать творческие поиски учащихся на основе художественного принципа народного искусства (повтор). 3. Углублять представление детей о связи декора с поверхностью украшаемого предмета, о значении шали или платка в ансамбле русского костюма. 4. Формировать у третьеклассников навыки в передаче декоративного, выразительного силуэта цветочного мотива.
К уроку необходимо дополнительно подобрать репродукции произведений с изображением женщины в русском костюме с платком или шалью (В. Суриков, Ф. Малявин, А. Рябушкин, М. Нестеров и др.).
Примерный ход урока: 1. Беседа «Цветы России на павловских платках и шалях» (У., с. 100—101; Т., с. 64—65). Любовь русского человека к родной земле и ее многоцветью. Красота родной природы в росписи жостовских подносов (У., с. 14—15) и в декоре павловских платков. Платок узорный в ансамбле русского костюма. Женские образы в живописи. 2. Повторение учащимися за мастером элементов растительного узора (Т., с. 66—67). 3. Итоги: отмечаем, насколько выразительно в детских рисунках отражен колорит и характерные особенности декоративных мотивов павловского платка; выясняем, что особенно понравилось в узорах на платках и шалях.
Беседа на данном уроке, как и на последующем, позволяет нам раскрыть живую связь узоров павловских платков с природой, с цветами — излюбленным мотивом в народном творчестве.
Обширный иллюстративный материал, представленный в учебнике и тетради, помогает учащимся удивиться многообразию и красочности современных павловских платков. Они вспоминают мотивы розы и других цветов в жостовских подносах, гжельской росписи, определяют общее и различное в цветочных композициях павловских платков и жостовских букетов.
Важно, чтобы третьеклассники пришли к самостоятельному выводу о том, что любовь русского человека к родной земле и ее многоцветью отразилась в замечательных цветочных узорах. Розы, васильки, ромашки, маргаритки, милые сердцу, умело вплетены мастерами в узоры изделий различных художественных промыслов России.
Не поэтому ли узорный платок остается почти неизменным в облике русской женщины? Убор этот, существующий у нас уже века, образует непрерывную цепь традиций, он переходит из поколения в поколение, оставаясь всегда современным.
Примечательным моментом, подытоживающим беседу, может быть обращение к творчеству исторического живописца В. И. Сурикова. В женских лицах, на портретах и в исторических картинах художник искал и находил черты народной красоты и извечные черты народного характера. Поэтому на большинстве женских портретов В. И. Сурикова лица предстают в обрамлении платков. Женские лица на них «мерцают в этом узорчатом обрамлении, как жемчужины в раковинах» (подробнее см. справочный материал).
В самостоятельной творческой работе учащиеся проявляют умение выбрать из множества вариантов цветочных мотивов в тетради и учебнике тот, который особенно затронул их душу, воображение, вызвал желание повторить. На палитре дети подбирают краски соответствующего тона, затем рисуют кистью.
КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ См. литературу к уроку 29.
Урок 29. Беседа: «Всяк на свой манер». Творческая работа: Сочини свой узор для шали.
Основные цели и задачи урока-импровизации: • согласуются с задачами урока 28. В дополнение к ним следует дать детям сведения об искусстве ручной набойки, а также углубить их представление об особенностях композиции узорного павловского платка на примерах вариантов композиционных схем.
Беседу об искусстве ручной набойки ведем по материалу учебника (с. 102—104). Третьеклассники сравнивают приемы ручной набойки мастера, жившего в XIX в., с работой современных набойщиков из Павловского Посада, стремятся понять, почему так важно сохранять традицию (см. справочный материал).
Представление о бесконечном разнообразии вариантов ритмичного расположения узоров на павловских платках и шалях учащиеся получат, рассматривая выставку платков и композиционных схем в учебнике (с. 102—103), определяя, какие композиционные схемы соответствуют узорным платкам и шалям. Обращаем внимание на значение диагоналей, концентрических окружностей, помогающих ритмично расположить главные мотивы узора.
Изображение алых роз и других растений на черной, васильковой, белой и красной «земле» создает музыкальное звучание цвета, вызывает образные ассоциации. Не случайно мастера дают такие названия своим композициям на шалях: «Солнечный круг», «Адажио», «Концертная» и др. Желательно выслушать, какие названия учащиеся могут дать увиденным красочным узорным платкам и шалям и своим композициям.
В творческой работе в тетради (с. 64) третьеклассники также находят свой вариант музыкально-ритмической композиции цветочного мотива.
| | |