Главная страница
Навигация по странице:

  • Черты вечной народной красотыв женских портретах В. И. Сурикова

  • КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Русская старина в произведениях искусства:искусство геральдики о российских твердынях

  • Сергиев Посад и его сокровища

  • Общий вид Троице-Сергиевой лавры

  • «Троица» Андрея Рублева.

  • Сергиев Посад. Лавра. Игрушки.

  • Ансамбль Суздальского кремля.

  • Спасо-Евфимиев монастырь.

  • Методическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие к учебнику изобразительное искусство 3 класс читателю
    Дата29.10.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаmetodichka_izo_shpikalova_3_klass.doc
    ТипМетодическое пособие
    #760519
    страница12 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Русская старина в произведениях искусства

    Из истории возникновения
    и развития искусства павловских платков

          Павлов-Посад — старинный городок, выросший из селения, как свидетельствует об этом его название. Кустарный промысел набойки кормил его жителей исстари. Расположенный недалеко от Москвы и связанный с нею Владимирским трактом, Павлов-Посад постоянно отправлял в столицу изделия своего ремесла, а из нее перекупщики развозили платки по многим селениям и городам страны.

          Хотя платки с набивным рисунком существовали очень давно, та их разновидность, за которой утвердилось название «павловские», ведет свое существование с 1863 г. В это время предприимчивый наследник ткацкой фабрики, основанной в 1812 г. Семеном Лабзиным, Яков Лабзин организовал кустарную мастерскую набойки шалей и платков на тонкой шерстяной ткани кашемире. Первоначально изделия мастерской Лабзина были простым, но достаточно искусным подражанием дорогим шалям с тканым рисунком. Время, когда европейский модный костюм не мог существовать без шали, было самым удобным моментом для создания сравнительно недорогих подделок для людей с ограниченными средствами. Плотная, слегка шелковистая, с небольшим блеском лицевая поверхность кашемира (возникла как подражание знаменитым шерстяным индийским материям из Кашмира) тонко передавала все цветовые нюансы рисунков набойки, и шали мастерской Лабзина имели большой спрос и сделались частью народного костюма. Мелкие кустари не выдерживали конкуренции его мастерских. Однако тот характер рисунков и колорит, которые в нашем представлении ассоциируются с павловскими платками, сложился во второй половине XIX в., когда цветочный орнамент переплетался с рокайльными мотивами и раппорт рисунка не был особенно крупным. С цветочными мотивами конкурировали и восточные, подражавшие узорам турецких и индийских шалей.

          В начале XX в. «цветение» алых роз на черной, васильковой, белой и красной «земле» становится все более пышным. Благодатной и плодородной оказалась эта «земля», покрывавшая головы русских женщин, она питалась живительными соками молодости и задора. Под пение озорных частушек в русской пляске расцветали эти розы, соперничая с ярким здоровым румянцем молодых женских лиц.

          Возрождение производства павловских платков — это 50—60-е гг. XX в. В это же время стали выпускать и «метровую» ткань.

          Интерес к народному искусству в последние годы заметно увеличился среди молодежи. Жадно охватывая все новое, молодость без сожаления теряет или быстро отбрасывает его. Но калейдоскоп современной западной моды, часто прикрывающей скудность духовного мира крикливой шумихой экстравагантности, уже вызывает чувство опустошенности. Понятие женственности, отодвинутое куда-то в прошлое, теперь пробуждает пристальный интерес. Одной из реакций на вульгарность «моды улицы» является снова вспыхнувший интерес к русским павловским головным платкам и шалям.

          Сколько упорных исканий, раздумий, внезапных озарений и находок скрыто в процессе творчества. Пристальное любовное изучение природы для художника начинается со времени появления первых травинок весной и заканчивается вместе с последними погожими днями осени, когда великолепие пышных георгинов, прихваченных первыми морозами, горестно меркнет под неяркими, слабыми лучами осеннего солнца. Но ведь платок не просто кусок декоративной ткани. Он предназначен для женщин, для женщин разных возрастов, разных поколений. Он покрывает голову женщины, черты лица которой могут быть гармоничными, строгими или привлекательными своеобразной неправильностью. Все это должен учитывать художник, когда в его воображении возникают сияющие россыпи цветов и по волшебному мановению его художественной воли ложатся на «землю» платка четким узором, привлекательным для нас созвучностью ярких живых красок, новизной сочетаний, своеобразием «почерка» творца.

          Живая связь узоров павловских платков с природой, с цветами придает им несколько «вневременной» характер, т. е. в них отсутствует назойливый элемент «модности» с его неизменным и верным признаком — необыкновенной быстротой старения. (Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. — М., 1988, — C. 117, 119.)

          Черты вечной народной красоты
    в женских портретах В. И. Сурикова


          В каждой из своих моделей Суриков ищет и находит черты вечной народной красоты и извечные черты народного характера. А отыскав их, он как бы вставляет лица в обрамление старинных одежд и уборов. Но назвать суриковские портреты костюмированными невозможно, так как в них не обнаружить кокетливой игры в переодевание, столь любимой, например, К. Е. Маковским, бесконечно тиражировавшим своих боярышень в кокошниках. Скорее наоборот — вместе с моделями испытываешь радость обретения подлинного, истинного лица. Суриковское костюмирование в портрете — это возвращение к сути характера, к его природной, народной первооснове. Эта суть проявляется, когда художник и модель сбрасывают коросту городских привычек, диктата моды — все эти платья, прически, шляпки, драгоценности, весь этот грим, навязанный человеку обществом. Происходит чудесное преображение, и человек становится естественным, цельным, гармоничным. Один из первых историков суриковского творчества Виктор Никольский в качестве главного отличия метода Сурикова от творческих методов современных ему исторических живописцев салонно-академического направления (А. Д. Литовченко, К. В. Лебедева, К. Е. Маковского, Г. И. Семирадского, Г. С. Седова, К. Ф. Гуна) называет особенное соотношение лица и костюма: «…до Сурикова историческая живопись в массе искала прежде всего костюмов и прочей обстановочной стороны и преспокойно рядила в них знакомых кавалеров и дам… Суриков же круто повернул дело по-своему: бросил костюмы и на первое место выдвинул лицо, стал искать не лицо к костюму, а костюм к лицу». Характерный пример — портрет княгини П. И. Щербатовой, изображенной в костюме, который она никогда не носила, но могла бы носить в прошлых столетиях. И неожиданно стать, гордая посадка головы княгини, черты природной русской красоты приобретают исторический шлейф и вневременной характер одновременно.

          В большинстве женских портретов лица предстают в обрамлении платков, волосы убраны: «Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской» (1891), «Казачка. Портрет Д. Т. Маториной» (1898), «Горожанка. Портрет А. И. Емельяновой» (1902), «Портрет кн. П. И. Щербатовой» (1910), «Анфиса» (1900-е). Отмеченному приему нашел точное и образное словесное соответствие М. А. Волошин — «оклады старинных платков». Женские лица на суриковских портретах мерцают в этом узорчатом обрамлении, как жемчужины в раковинах. Пространство, в которое Суриков помещает своих героев, предстает в образе райского цветущего сада, претворенного в портретах, погруженных в нарядную красочность старинных платков, шалей, шугаев, сарафанов. Известно, что у Сурикова была целая коллекция старинных костюмов. В музее-усадьбе В. И. Сурикова в Красноярске — родовом доме художника — хранятся и голубой прабабушкин шугай с портрета Маториной, и платок «Анфисы», задавший все колористическое решение портрета, и мерцающий полосатый шелк «Горожанки», и сияющая бирюзой индийская ткань, покрывшая голову княгини П. И. Щербатовой. (Карпова Т. Выставка Сурикова в Третьяковской галерее // Русская Галерея. — 1998. — № 2. — С. 16, 17.)

          Урок 30. Беседа: В весеннем небе — салют Победы. Декоративно-сюжетная композиция. Творческая работа: Создай свою композицию «Салют Победы».

    Основные цели и задачи урока-образа:
          1. Создавать условия для эмоционально-ценностного отношения учащихся к празднику Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
          2. Способствовать развитию эстетического восприятия детьми торжественности, величия победного праздника в реальной жизни и в произведениях искусства.
          3. Расширять представления учащихся о возможностях цвета, о декоративности контрастных цветосочетаний.
          4. Совершенствовать у третьеклассников живописно-декоративные и композиционные навыки: в создании образа праздничного фейерверка.

    Примерный ход урока-образа:
          1. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы во время беседы о всенародном празднике Победы.
          2. Проведение беседы с использованием учебника. Рассматривание учащимися репродукций и подготовка ими ответов на вопросы (У., с. 105—106).
          3. Экспериментирование с красками, поиск третьеклассниками цветовых оттенков для передачи красоты фейерверка (Т., с. 68).
          4. Сочинение детьми собственной композиции «Салют Победы» (Т., с. 69).
          5. Итоги: рассматриваем сверкающий, праздничный вернисаж, выслушиваем суждения авторов рисунков о том, как они добивались красоты, яркости праздничного салюта в своих произведениях.

          В начале беседы о Дне Победы желательно вызвать у детей эмоциональный отклик на исторические события мая 1945 г., когда в стране было объявлено о долгожданной победе над врагом. Предложите ученикам вспомнить фильмы, литературные произведения, рассказы взрослых о днях боевых сражений, о бедах, которые принесла людям война и, конечно, о победных торжествах.

          Продолжая разговор об искусстве, отражающем красоту в самых различных ее проявлениях, обратите внимание детей на картины ликования, радости, гордости за всенародный подвиг (У., с. 105—106; Т., с. 68). Пусть учащиеся отметят, как по-разному каждый из художников передает свои чувства: будь то живописная картина, роспись цветными эмалями, черно-белое графическое изображение или многоцветный гобелен. Предложите детям найти эти произведения, рассказать о них и ответить на вопросы в учебнике (с. 105—106). Обратите внимание ребят на то, что праздничные картины — это не столько блеск, искристость салюта в небе, сколько выражение любви к своим городам, к своим дорогим и памятным местам, которые в этой страшной войне удалось отстоять и сохранить. Зритель без труда узнает города-герои: Москву, Петербург.

          Композиция «Салют Победы» выполнена Н. Присекиным в технике перегородчатой эмали как дань его любви к народному искусству и памятнику архитектуры — храму Василия Блаженного в Москве. Многие памятники на картинах знакомы третьеклассникам по предыдущим урокам. Пусть они расскажут об архитектурных памятниках, изображенных на этих работах. Предложите им рассказать о других городах-героях и о праздничных салютах в родных местах или о тех телевизионных версиях фейерверков, которые им приходилось видеть. Следует настроить детей на нахождение образных выражений в описании салюта, его цветовых оттенков. Особое внимание надо обратить на общий цветовой строй, на преобладающий темный (ночной) колорит. Пусть дети догадаются, почему художники столь единодушны в выборе такой цветовой гаммы. Контраст темного и светлого действительно усиливает выразительность сверкающих огней в ночном небе, ярче высвечивает центр композиций (вспомните уроки 25—26).

          Первое творческое задание дети выполняют в тетради (с. 68). Здесь им предлагается поэкспериментировать с красками, поискать оттенки цвета для всплесков салюта. Для этого в краску следует добавить белую гуашь, что поможет получить массу новых осветленных оттенков. Пусть дети разместят их по соседству с темными цветами и увидят, как произойдет их взаимное усиление (и светлых, и темных).

          В тетради (с. 69) учащиеся создают собственный образ победного салюта на фоне знакомого им города с его памятниками архитектуры. А может, это будет собирательный образ российского города, в котором, как и во многих других городах нашей страны, состоится красивое зрелище — салют Победы.

          Урок 31. Беседа: Гербы городов Золотого кольца России. Творческая работа: Изовикторина. Придумай герб того места (села, города), где ты будешь отдыхать летом, где родились твои родители.

    Цели и задачи урока-импровизации:
          1. Познакомить учащихся с геральдическими символами на примерах гербов городов Золотого кольца России.
          2. Углубить представление детей о выразительных средствах декоративного образа: силуэт, цвет, линия, символическое значение изображений на гербе.
          3. Формировать у третьеклассников различные приемы работы в передаче своего герба.
          4. Развивать у детей творческое воображение, историческую и культурную память.

    Примерный ход урока:
          1. Знакомство с искусством создания герба на примерах гербов городов Золотого кольца России (У., с. 107).
          2. Рассказы учащихся о значении изображения на гербе родного города.
          3. Ответы на вопросы изовикторины (Т., с. 70).
          4. Творческая работа в тетради (с. 71).
          5. Итоги: прослушивание сообщений учащихся о том, какие законы науки геральдики (главные элементы герба) они использовали в создании своего замысла (У., с. 108).

          Содержание урока — своеобразная форма путешествия по городам России. Такое путешествие можно начать с Золотого кольца, которое объединяет древнейшие города нашей Родины и предоставляет возможность перелистать некоторые страницы нашей богатейшей истории.

          Эпиграфом вводной беседы служат поэтические строки Т. Сафроновой (У., с. 108). Учащиеся поясняют, как они поняли смысл строк: «Золотое России кольцо Старины открывает лицо…»

          Представить роль и значение старинных русских городов в отечественной культуре учащимся помогают примеры из истории возникновения и развития городов Золотого кольца (см. справочный материал из истории Сергиева Посада, Суздаля).

          Обращаем внимание детей на условные изображения на гербах. Так, например, на гербе Суздаля — белый сокол. В старину, чтобы подчеркнуть силу и удаль молодца, называли его ясным соколом.

          После того как учащиеся поработают с изображениями на гербах Золотого кольца (У., с. 107) и ответят на вопросы (с. 108), проводятся изовикторины (Т., с. 70).

          Творческую работу третьеклассники выполняют, используя гербы городов, представленные в учебнике.

    КРАТКИЙ СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
    Русская старина в произведениях искусства:
    искусство геральдики о российских твердынях

          Почему люди путешествуют по миру? Ими движет желание увидеть как можно больше, полнее познать мир. Но прежде всего стоит побольше узнать о своем родном крае, о России — стране, где мы живем, а затем отправляться в чужие края. По площади Россия — самое большое государство в мире: только городов в ней более 1000. Многообразна ее природа: тундра и субтропики, знойные пустыни и горы Кавказа, непроходимая тайга и вулканы Камчатки. Ее границы омывают 12 морей, величаво текут по ее равнинам полноводные реки.

          В России живут люди разных национальностей. О богатой истории России рассказывают древние храмы, монастыри, некрополи, дворцы и усадьбы, произведения различных видов искусства.

          Давайте отправимся в путешествие по нашей Родине. Начнем его со столицы, а продолжим по Золотому кольцу, объединяющему древние города России. Приведем некоторые сведения о них.

    Сергиев Посад и его сокровища

          На северо-восток от Москвы ведет древняя дорога. Она связана со множеством событий русской истории. Первая грунтовая дорога появилась в конце XIV в. Она вела к Троице-Сергиевой лавре, по ней в 1555 г. в Москву после взятия Казани возвращался Иван Грозный, а в 1612 г. двигались на освобождение Москвы воины Дмитрия Пожарского. Чуть восточнее от нее, в сторону Владимира, расположен древний город Александров, упоминавшийся еще в XIV в. в грамоте Ивана Калиты как Александровская слобода. А севернее — древний русский город Переяславская ямская слобода.

          Общий вид Троице-Сергиевой лавры. Более шести веков Троицкий монастырь стоит на северных подступах к столице. Братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан основали его на Маковце — холме при слиянии рек Вондюги и Кончуры. Спустя два-три года к ним стали стекаться монахи. В 1353 г. игуменом Троицкого монастыря становится Сергий Радонежский. Самым ранним памятником ансамбля является Троицкий собор — первая каменная постройка монастыря. Собор стал одним из первых мемориальных памятников Московской Руси. Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий приезжал в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергия Радонежского благословение на ратный подвиг. В 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю было присвоено почетное название лавры. Лавры — наиболее крупные мужские православные монастыри, которые подчиняются непосредственно высшей церковной власти.

          «Троица» Андрея Рублева. Монастырь называется Троицким по имени главного храма. Он возник в тяжелое для Руси время, когда только начинался процесс единения русских земель вокруг Москвы. Троица олицетворяла собой единство, преодоление распрей. Для создания иконостаса Троицкого собора и росписи его интерьеров были приглашены замечательные иконописцы Древней Руси — Андрей Рублев и Даниил Черный.

          Сергиев Посад. Лавра. Игрушки. В середине XV в. в Троице-Сергиевом монастыре монах Амвросий, замечательный резчик по дереву, создал целую «Амвросиевскую школу» резчиков. У монастыря был свой «токарный двор», где работали и жили монастырские токари. Во второй половине XIX в. здесь была создана первая русская архитектурная игрушка «Троице-Сергиева лавра».

    Суздаль и его сокровища

          Суздаль известен еще с X в. и впервые упоминается как город-крепость в 1096 г. На гербе Суздаля — белый сокол. Суздаль — один из древнейших русских городов. Он превратился в город-музей во многом благодаря подвижнику историку-искусствоведу Алексею Дмитриевичу Варганову (1905—1977).

          Ансамбль Суздальского кремля. Кремль — это ядро, вокруг которого разросся средневековый Суздаль. Он расположен в излучине реки Каменки и окружен хорошо сохранившимися земляными валами XI—XII вв. Рождественский собор — выдающийся памятник той эпохи, один из блестящих белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.

          Спасо-Евфимиев монастырь. Спасский монастырь был основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем и в XVI в. входил в число пяти крупнейших монастырей России. Первым настоятелем монастыря был Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. После канонизации Евфимия монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым. В 1445 г. под стенами монастыря произошла битва московского князя Василия Темного с татарским ханом Улуг-Мухаммедом. В годы польско-литовской интервенции в монастыре стоял лагерь пана Лисовского.

          Крестьянская изба. В конце 60-х годов XX в. в Суздале был открыт Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Музей создан как село, с домами, церквами и разнообразными хозяйственными постройками, которые свезены сюда из разных уголков Владимирской области.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта