Шпора по методике языка. Методика преподавания языка как наука. Русский язык как учебный предмет в средней школе. Понятие об интегрированном курсе русского языка
Скачать 0.62 Mb.
|
Пунктуационная норма - это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте. Пунктуационно-смысловой отрезок в разных позициях может выделяться разными знаками препинания, нормативно закрепленными в соответствующем правиле. Знаки препинания. Для выделения смысловых отрезков в устной речи используется интонация (ритмомелодика), а в письменной - особые графические средства, называемые знаками препинания, которые делятся на предложенческие (запятая, скобки и др.) и текстовые (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделения). Условия постановки и выбора знака (знаков) препинания. Выбор места для знака и выбор необходимого знака определяются грамматическими, семантическими и интонационными (ритмомелодическими) особенностями смыслового отрезка, которые называются условиями действия пунктуационного правила. Пунктуационное правило. Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают. По характеру пунк-ой нормы правила бывают позитивными (когда и какой знак следует ставить) и негативными (запрещают употребление знака). Основу школьной пунктуации составляют позитивные правила. В зависимости от функций знаки препинания делятся на разделительные и выделительные (двойные) – считаются одной пункт-ой ошибкой. Условиями действия пункт-ой нормы могут быть синт-ие особенности пред-ия, указания на смысловые отношения между частями, интонация. Норма может действовать при одном или нескольких условиях. Пункт-ые правила могут быть простые (включающие одно условие) и сложные (разные условия, могут сочетаться и взаимодействовать). В правилах должно быть столько условий, сколько их необходимо для определения нормы. неполнота условий действия нормы затрудняет применения нормы и может стать причиной ошибки. В практике письменной речи иногда наблюдаются несоответствия указанных в правиле условий и норм. Школьное несколько упрощает механизм действия сложной нормы. По степени обобщения грамматического материала пункт-ые правила бывают обобщенные и частные. Обобщенные правила раскрывают общие закономерности, выражают основные тенденции, дают нормы, которые будут общими для аналогичных синт-их единиц. Частные создают варианты, уточняют обобщенное или ограничивают сферу его действия. Принципы работы с пункт-ым правилом: 1)объяснение терминов и наименований; 2)выделение нормы и условий ее действия в формулировке правила; 3)мотивирование отдельных положений правила; 4)подбор и составление примеров; 5)сопоставление правил. (1)Начиная работу с новым правилом, необходимо проверить понимает ли уч-к значение термина (дать упр-ие Виды пунктуац упр.: списывание (осложнен и неосложнен), диктант (полный, выборочный, творческий, графический (вставить необх знаки препинания), упр по пунктуации с сост-м предложений, текстов (изложение, сочинение), письмо по памяти (разученный диктант - по заучен тексту), работа над пунктуац ошибками.
Стилистика: 1. Учение о выразит средствах языка. Стилистика разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах худ речи. 3. Совокупность худ средств языка какого-н. литер произведения, писателя, литературной школы, эпохи. Стилистика в средней школе как и остальные разделы речи изучается параллельно рассредоточено. Методика строится с учетом осн положений о единстве языка и мышления, лингвистических основ стилистики, психологии усвоения стилистич понятий и умений, принципов, методов и приемов работы, оправдавших себя в практике преподавания. В основе шк курса стилистики - концепция стилей и стилистич средств. Стили речи – это реализация стилей языка. Стили языка соотнос со стилями речи, кот получают конкретную реализацию в различных композиционных формах и жанрах речи. Лингвистич положения актуальные для обучения стилистики: 1)функциональные стили – это сис-мы, характеризующие как нейтральные, так и стилистически окрашенные языковые средства; 2)функ-ые стили – это не замкнутые в себе системы и находятся во взаимосвязи и взаимодействии; 3)стили различаются как экстралингвистическими факторами (сфера общения, хар-р речевой ситуации, кол-во участников), так и собственно лингвистическими; 4)изучение особенностей стиля предполагает совместное рассмотрение экстралингвистич факторов и языковых средств разных уровней; 5)некоторые стили разделяются на подстили. Учителю необходимо помнить, что в школе не должно смешиваться изучение норм лит-го языка и языка худ-ой лит-ры. Уч-ся должны понимать, что в устной и письменной речи они обязаны соблюдать нормы РЛЯ, а в ЯХЛ возможны отклонения от норм, если эти отклонения стилистически мотивированы. Такие понятия как текст, типы текста, кот были опорными при обучении связной речи остаются актуальными и при изучении функ-ых стилей. Функционально-стилистический подход к рассмотрению того или иного текста должен быть направлен на обнаружение в нем тех или иных закономерностей, связанных с определенным стилем или жанром. Современная методика обучения стилистике является обобщением опыта преподавания, как прошлого, так и современного. Систематичная разработка вопросов методики обучения стилистике началось еще в дореволюционное время. Истоки восходят к трудам Буслаева, Ушинского, Срезневского и др. методистами конца 19 – начала 20 века определено6 1)работа над сочинениями, изложениями способствует выработке стиля; 2)такая работа должна проводиться в единстве содержания и речевого направления; 3)сочинению должна предшествовать работа над темой, содержанием и формой; 4)тема сочинения должна быть посильной, близкой детям и расширять их кругозор; 5)необходимо обращать внимание на определение главных мыслей творческих работ, умению собирать материал, излагать его последовательно и выражать в изящной словесной форме. Более основательно вопросы методики и стилистики разрабатывают Добромыслов, Рождественский, Пешковский, Федоренко, Пленкин, Ладыженская, Капинос и др. современная методика обучения стилистике в школе понимается как единый процесс, направленный на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике, и характеризующиеся взаимосвязанностью и взаимообусловленностью цели, содержания, средств, методов и приемов обучения, видов упражнений, способов усвоения знаний и умений. Работа по стилистике является органической частью каждого урока РЯ и сис-мы уроков в целом. Задачи школьной стилистики: 1)привлечь внимание к стилям речи и систематически показывать особенности употребления единиц разных уровней в различных функциональных стилях; 2)развивать языковую интуицию. В стилистич работе выделяются 3 этапа (направления): 1.пропедевтическое – практическое ознакомление с основными стилис-ми понятиями и развитие первоначальных стилистических умений в младших классах. 2.систематический, теоретико-практический – курс освоения опорных стилистич понятий, продолжение, совершенствование стилист-их умений (средняя школа). 5-7 класс – задача: закрепить в сознании уч-ся связь каждого стиля речи с типовой речевой ситуацией, познакомить с основными стилевыми чертами и научить соотносить с ними содержание и частично языковую форму высказывания. 8-9 класс – задача: расширить представление о языковой структуре стилей за счет синтаксических сведений. 3.повторение, углубление, обобщение и совершенствование стилистической практики (10-11 кл.). Содержание раздела стилистики есть в шк программах и учебниках в основе обучения стилистике лежат и общедидактические принципы, частнометодические и специфические принципы: 1.принцип взаимосвязи стилистики с другими разделами языка. 2. принцип контекстного рассмотрения стилистических средств. 3. принцип учета стилистических норм и возможности отступления от них. Методы обучения стилистике: I методы обучения стилистич ресурсам языка: метод сообщения стилистич сведений, стилистич анализ слов, форм, конструкций, беседа, самостоятельная работа по выявлению стилистических характеристик языковых средств. II методы обучения стилистически дифференцированной речи: метод стилистического анализа текста, создание текста в том или ином стилевом ключе, метод совершенствования созданного. Приемы изучен С: прием сравнения, сопоставления, синонимической замены, установления стилистической отмеченности слов, форм с использованием словарей, стилистический эксперимент, прием моделирования, рецензирования, саморедактирования, составление и решение стилистических познавательных задач. Особенности методики работы над понятием стиля речи определяется спецификой этого понятия. Надо выйти за пределы языка и проанализировать речевую ситуацию. Типовая ситуация общения рассматривается с 3-х позиций: 1)где говорим (в офиц. или неофиц. обстановке); 2)с кем говорим (с 1 чел-ом или со многими людьми); 3) с какой целью говорим (общение, сообщение или воздействие). Учитывая, что в основе разграничения стилей лежит выделение различных типов ситуаций общения, работу по стилистике нужно начать с освоения понятия «речевая ситуация». Изучение стилей речи начинается с разговорного. Все стили речи характеризуются по 4 параметрам со след. точки зрения: 1)условия общения; 2) с т.з. задачи речи; 3)с т.з. отличительных черт; 4)с т.з. часто используемых языковых средств. В ходе работы над разговорным стилем уч-ся должны усвоить: 1)разговорный стиль обычно используется в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке; 2)задача речи – обменяться впечатлениями или общение; 3)высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи или собеседнику; 4) к характерным языковым средствам относятся разговорные слова и выражения, эмоционально-оценочные средства. Часто используются побудительные, ?, ! пред-ия. Можно оформить в виде плаката. Типология стилистических упражнений: в систему упражнений входят 2 большие группы. 1. упр-ия с целью показа функционирования фонетических, лексических, грамматических ресурсов языка. 2. упр-ия для знакомства с функц-ми стилями и проявлением их основных черт: 1)кроме того, выделяются упр-ия, направленные на распознавание стилистических средств в специально отобранном материале; 2)упр-ия, направленные на определение функций языковых средств; 3)упр-ия, в которых школьники сами подбирают тексты различной стилевой принадлежности, характеризуют их и объясняют целесообразность; 4)упр-ия на употребление уч-ся стилистических средств в собственной речи; 5)упр-ия на редактирование. Стилистические упражнения: обнаружение и анализ стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснение целесообразности их использования; изучение стилистических помет в толковых, синонимических, фразеологических и иных словарях и приводимых в словарях примеров использования средств языка, обладающих определенной стилистической принадлежностью; подбор слов, имеющих заданные стилистические свойства; сопоставление оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач; анализ текстов, принадлежащих к различным функциональным стилям, указание тех средств, которые создают определенную стилистическую принадлежность текста; использование средств языка, обладающих стилистическими свойствами, в собственной речи учащихся – в связном тексте; составление собственного текста в том или ином стилистическом ключе: текст научный, художественный; анализ ученических текстов и обнаружение в них стилистических ошибок, объяснение причин этих ошибок, их исправление, в частности замена слов одного стиля синонимами другого стиля. С. у. комбинируются с лексическими, грамматическими и иными упражнениями.
Культура речи. Прикладной раздел языкознания, в котор изучаются аспекты правильного говорения. Сравнительн молодой раздел, оформился в самостоятельный до революции. КР так же, как и стилистика всегда включена в школьн программу и представляет собой аспект преподавания РЯ. Культура речи – это владение нормами и средствами лит яз для выражен своих мыслей. Различают 2 понятия: культ речи и речевая культура (оно шире). Если КР вкл 2 ступени: работа с нормами (лексич, синтаксич и т.д.) иработу над качественной речью, то речев куль-ра кроме этих компонентов вкл еще самого чел, его мировоззрение, его отношен к окруж миру, включ не только вербальные ср-ва общения (слова) и невербальные (жесты, мимика). КР+РР(разв речи)- работа над нормой, обогащение речи учеников- словесный запас и грамматич строй; формирование связн речи учеников. Содержание КР: предмет изучения КР- речь, т.е. то, как пользуется человек речью для способа общения. Возникла КР как учение о нормах ЛЯ. Осн понятие- языковая норма. Область изучения- правильность речи. Проблема разграничений 2-х ступеней в КР: правильная речь- умелая/искусная речь. Поддержал эту идею Головин, он вводит термин «хороший разговор» и разрабатывает качества хорошей речи. Костомаров и Леонтьев впервые сформировали принцип коммуникативно-стилевой целесообразности речи. 2 ступени овладения ЛЯ: низш.- правильность речи – соблюдение говорящим норм ЛЯ; высш.- коммуникатив.ср-во сообр-ть речи. Норма- существующая в данном языковом коллективе и обязат для большинства членов этого коллектива язык. единицы и закономерности их употреб-я. Но не любая норма явл. проблемой КР. Проблема возникает лишь тогда, когда оказывается в систематизации выбора. Употребление языковой единицы оценивается говорящим – в соотв-вии с речевой ситуацией (РС). РС= описан.ситуации (тема) + ситуация общ-я. Понятие хорош.речи: бог-во- точность- выр-ть. Богатство- объем активного словаря, разнообразие употребляемых в речи морф.норм и синтаксич конструкций. Упр.-словарная работа- новые слова попутно с изученными. Точность- правильность словоупотребления это не только правильно и оптимально. Это выбор таких языковых ср-в, которые лучше выражает содержание высказ-я, раскр.его тему и осн мысль. Для этого владение синоним., различ-е оттенков синонимов. Для точности речи важно осознавать коммуникативн задачу. Внимание работе по совершенствованию написанного. Выразительность- отбор языковых ср-в, соотв.услов.и задачам общения. Выр-ть предполагает, что ученик чувствует функ.стиль и при выборе языковых средств учитывает специфич.усл.речи. Говорить о характере речи ученика можно лишь в том случает, если: а)она богата и разнообразна по лексическим и грамматическим ср-вам; б) в ней точно передано содерж-е высказ-я; в) в ней учтены особенн-ти ситуации общения, выдержан опр.стиль речи. Речевые разделы: 1. Куль-ра речи 2. Текст 3. Стили речи 4. Жанры речи. Изучаются непрерывно с 5 по 11 класс, расширяя ЗУН. В 5 кл: 1. нормы яз: произносит, словообразоват, орфографич, морфологич, синтаксич, пунктуац. 2. Кач-во речи, точность речи, логичность, богатство и чистоту речи, уместность речи и ее выразительность. 3. Диалог. Монолог. 4. Стили речи. Речевая ситуация. 5. Жанры речи: загадка, рассказ, сказка. 6. Слова в рамочках, толковые словари. 6 кл: 1. Стили речи (кажд изуч по отдельному плану: задачи, черты, ср-ва, жанры, где используется). 2. Жанры речи: учеб сообщение, поздравление. 7 кл: 1. Жанры речи: путевые записки. 2. Текст. 3. Стили речи. 8 кл: 1. Текст. 2. Жанры: конспект, путевые записки. 9 кл.: 1. Стили речи. 2. Жанры: отзыв, аннотация, реферат. 10 кл: 1. Грамматика текста. 2. Коммуникативное кач-во речи. 3. Типы норм. 11 кл: Речевое общение.
Слушание - разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь. В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д. Учитель начальной школы делает это на всех уроках, формируя важное общеучебное умение межпредметного характера. Решая задачи развития устной речи, учитель одновременно обучает детей умению слушать, т.е. воспринимать информацию. При этом надо учитывать, что в школе на уроках русского языка следует целенаправленно развивать: глобальное, детальное, критическое восприятие текста. При всей условности выделения этих взаимосвязанных видов восприятия их знание позволит учителю обоснованно планировать и проводить необходимую в конкретных условиях работу по обучению умению слушать. От того как ученики будут слушать зависит то, как они будут воспринимать, усваивать, анализировать и воспроизводить учеб материал. Обуч слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формир устной речи, ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.Слушание может быть глобальным, детальным, критическим, рефлексивным, нерефлексивным. Механизмы слушания: внимание, память, осмысление, кот опираются на механизмы эквивалентных замен. Серьезное внимание нужно уделять культуре поведения при слушании, или культуре слушания. Ученики должны знать, что умение слушать не менее важно, чем умение говорить, что слушание и говорение одинаково важны в межличностном и групповом общении. Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. Человек, который умеет слушать, не перебьет другого и легче его поймет, он не будет спорить по пустяку, не разобравшись в сути дела, и т.д. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т.е. его культура. Известны следующие виды работ по развитию умения слушать: - повторение учащимися высказанной учителем установки -задания; - запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д.; - запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.; - составление набросков плана, более или менее развернутых, -в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы,пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.; - конспектирование, составление тезисов; - кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц, схем и т.д.); - многократное прослушивание магнитофонной записи, грампластинки и т.д., предполагающее критическое осмысление услышанного, оценку как сути, так и формы изложения (в том числе его интонационного оформления). Общая методич схема обуч слушанию: 1. установка перед слушанием в-сов. 2. записи во время слушания. 3. контроль после слушания. Барьеры слушания: невнимание, посторонние шумовые помехи, невнятная речь, неумение воспринимать звучащую информацию («слушают, но не слышат»), «слушают, но не понимают», неточное понимание высказывания («понимают, но не так») и т.д. |